Мы выяснили, какие задачи способен решать стрит-арт, что такое граффити-туризм, как живется уличным художникам и что их удерживает в Омске.
Мы встретились с человеком, который визуально меняет Омск, буквально своими руками делает его ярче, красивее, индивидуальнее на протяжении уже нескольких лет. Работы художника Марата Абишева (на фото) знакомы большинству омичей. Только в прошлом году появились его работы «Двое» на трансформаторной будке у ж/д вокзала, «Птицы» на Соборной площади, «Молодожены» на фасаде Октябрьского ЗАГСа, портрет баскетболиста Андрея Воронцевича на стене школы № 118 и многие другие.
Мы поговорили о том, какие задачи способен решать стрит-арт, каковы перспективы у этого направления, что такое граффити-туризм, как живется уличным художникам, что их удерживает в Омске.
Родина слонов и суровый южный Урал
– Марат, прошлый год был для вас очень продуктивным, судя по работам, которые появились на всеобщем обозрении в Омске и не только. Стрит-арт привязан к теплым сезонам, а чем вы занимаетесь зимой?
– Год действительно был очень насыщенным. Рисовали в Омске, Ставрополе, Адлере, Челябинске, Москве, Казани, Нижнекамске, Новосибирске. Было много и фестивальных, и коммерческих проектов.
Наша справка: Марат Абишев, родился в Новосибирске в 1986 году. В двухлетнем возрасте переехал с родителями в Омск.
Окончил худграф ОмГПУ, по специальности «преподаватель ИЗО». По призванию и роду деятельности – художник.
Женат, воспитывает сына.
Первую работу, которая называлась «Русская депрессия», мы нарисовали после новогодних праздников у Экспоцентра. Работали командой «Нарисовались тут»: Иван Крячко (ЯркоЧЁ) и я, нам помогала моя супруга Вероника. Позднее этот рисунок закрасили. Но надеюсь, удалось многих порадовать, когда в Омске было грустно, серо и еще далеко до весны.
Затем для магазина туристического оборудования сделали несложный, но эффектный патер, который воспринимается как рисунок в 3D. Мне нравится графика, и это был интересный опыт, получили неплохой резонанс в соцсетях.
– А когда наступила весна...
– Был еще ряд коммерческих заказов, мы зарабатываем в том числе эскизами. А потом поехали в Ставрополь, чтобы подготовить несколько крупных объектов к Международной студенческой весне стран БРИКС и ШОС.
Делали большую конструкцию-реставрацию на стадионе «Динамо», где позднее проходило открытие и закрытие этого международного фестиваля. С внешней стороны трибуны, там более 500 квадратных метров, нарисовали слона размером с четырехэтажный дом.
– Слон – это какой-то символ?
– Ставрополь считается родиной южного слона, на полном серьезе. Слон уже лет десять – один из брендов региона. В краеведческом музее стоят скелеты этих огромных животных, их останки были найдены во время раскопок.
Рядом нарисовали бурого медведя, один из символов России. Наши работы очень понравились губернатору края Владимиру Владимирову. И он захотел провести масштабный фестиваль стрит-арта, раскрасить фасады ряда зданий.
В Ставрополе мы побывали дважды, второй раз в сентябре, чтобы оформить небольшой уголок рядом со стадионом и парком.
Рисунок выполнен флуоресцентными красками и трансформируется в зависимости от освещения. Там же появились лавочки, освещение, и это, ранее маргинальное местечко, стало точкой притяжения горожан. Вот один из примеров, как при помощи стрит-арта можно облагораживать городскую среду. Этот инструмент, как показал опыт, отлично работает.
В Омске мы об этом говорим постоянно, причем на разных уровнях. В стратегии развития города обязательно должны присутствовать элементы культуры. Если возник арт-объект, рядом обязательно появятся кафе, магазинчики, что-то еще.
Больницы и детсады – все это очень важно, но жизнь будет скучной, без хотя бы небольших памятников, художественных галерей, театров.
В Ставрополе познакомились с ребятами из челябинской ассоциации граффитистов GraffitiRussia. Начали тесно с ними сотрудничать, будем помогать проводить фестивали в Челябинске и еще двух-трех городах.
Омский стрит-арт может привлечь граффити-туристов
– Во время стрит-арт фестиваля, который прошел в августе – сентябре прошлого года, в Омске появилось сразу несколько заметных работ. Поговорим о них.
– В рамках Второго регионального фестиваля «Омский стрит-арт – 2019» сделали «тропический уголок» в «купольном» переходе на ул. Щербанева вместе с Иваном Крячко и Андреем Северским. Это место выбрано неслучайно, там периодически вандалят, и к нам обратились из администрации города, чтобы мы обновили рисунки на стенах. Стрит-арт во многих городах используется именно в антивандальных целях. Уже не поднимается рука «наляпать» что-то на стоящую работу коллег. Мы же знаем всех граффитчиков, и они нас знают. Если кто-то место «пометил», другой уже не заходит – таковы негласные правила.
В то же время в каждом городе есть места, где могут упражняться все желающие. В Омске с 1997 года это большой забор на улице Масленникова. Вот там могут закрасить любую работу уже на следующее утро.
Но когда место официально утвержденное, есть хозяин, есть заказчик работ, то накрасить что-то сверху – это уже вандализм, и могут быть неприятные последствия.
Также в рамках фестиваля разрисовали фасады двух школ. Команда «Крепкий палец» (Александра Хохлова и Дима Рубэн) взялась за школу № 56, ребята использовали лепнину, получилось монументальное яркое панно.
Мне удалось воплотить свое давнее намерение и нарисовать на фасаде школы № 118, где я учился, портрет известного баскетболиста Андрея Воронцевича.
Он действующий игрок команды ЦСКА (Москва) и сборной России. Мы лично знакомы, всегда хотел сделать такой подарок моей школе. Рисунок просматривается с Космического проспекта, спортивную гордость Омска могут увидеть все. Кстати, и родители Андрея, и многие наши учителя живут в том районе. Уверен, им приятно.
Еще одна фестивальная работа – это молодожены на фасаде Октябрьского ЗАГСа.
Давно хотел нарисовать что-то на основе фотографий моего хорошего знакомого Николая Кучерова. Он свадебный фотограф с очень творческим подходом, великолепно умеет играть светом и тенью, в его работах всегда присутствует образ.
– Далеко не все отзывы были позитивными.
– В СМИ опубликовали всего лишь эскизы рисунка. И понеслось! Основная претензия, что рисунок черно-белый. На самом деле, там несколько оттенков серого цвета, получилось очень красиво. Только смотреть надо «вживую». Как, впрочем, любой рисунок на фасаде впечатляет по-настоящему, когда вы его видите непосредственно и с разных точек.
Я всегда говорю: «Красота в глазах смотрящего». Из тех, кто критиковал нас в соцсетях, нашелся адекватный человек, съездил, посмотрел, потом уже в личку написал, что работа ему очень понравилась, а негативное впечатление от картинки на мониторе было вызвано сугубо личной ситуацией, связанной с ЗАГСом. Когда бываю в тех краях, всегда подхожу к зданию и сам любуюсь. Эту работу я сделал от начала и до конца без чьей-либо помощи.
Всего на фестивале в 2019 году покрасили более 600 кв. м. Это в полтора раза больше, чем на первом фестивале годом ранее.
– Министр культуры Омской области Юрий Трофимов заверил, что фестиваль стрит-арта будет проводиться и в 2020 году. Уже есть конкретные планы?
– Фестиваль и дальше будет проводиться при поддержке Минкульта и «Либеров-центра», он станет шире, растянется по времени на несколько месяцев, хотим поменять формат, чтобы он затронул не только локальные объекты в городе. Помимо покраски, планируются мастер-классы для детей, а может быть, и для взрослых. Наверняка возникнут коллаборации с художниками, постараемся привлечь кого-то из других регионов. У фестиваля появится свое оригинальное название. Бюджетных средств на все не хватит, поэтому будем искать спонсоров. Хотим подтянуть хип-хоп и рэп-музыкантов, соответствующих субкультуре граффити.
Планы грандиозные. Важно не только реализоваться самим, но и превратить Омск в место притяжения туристов. Существует отдельное движение – граффити-туризм. Люди специально ездят по миру и фотографируют стрит-арт работы, делают на их фоне селфи.
Еще есть граффити-хантеры, охотники за «свеженьким», смотрят, кто из художников что выложил, и быстрее едут туда. Потом публикуют снимки на специальных граффити-сайтах, даже журналы издаются.
В Омск уже приезжала граффити-хантер Катерина Шишкова. Она живет в Москве, много путешествует по стране, ведет блог про искусство. Провели для нее экскурсию, она осталась довольна.
Музеи граффити под открытым небом
– Марат, в Омске поверхностями для стрит-арта и граффити становятся гаражи, заборы, стены в подземных переходах, трансформаторные будки и подстанции, фасады зданий. Буквально за пять лет город, благодаря усилиям уличных художников, стал ярче и самобытнее. Но только местами. А есть примеры городов, где со стрит-артом все очень хорошо? Ну чтобы было понятнее, как и в какую сторону это направление может развиваться.
– Челябинск – город открытый для стрит-арта, там есть специальные гостевые маршруты. Объекты стрит-арта даже заложены в программу реконструкции и ремонта.
В Ассоциации граффити-художников, когда узнали, что в городе будет ремонт фасадов, зашли с предложением поучаствовать. Провели в Челябинске большой фестиваль, закрасили два десятка фасадов. У нас такой «номер», к сожалению, не прошел.
В Ставрополе, после нашего слона на трибуне стадиона «Динамо», просто загорелись этой темой. В следующем году планируют отдать художникам 15–20 фасадов жилых домов, а также такой масштабный объект, как элеватор. Просто мечтаю его разрисовать.
Одно время в Москве было много стрит-арта, но там слишком развито коммерческое мышление, нашлись предприимчивые люди, которые начали использовать граффити в качестве рекламы. Возникали конфликты. Потом власти столицы решили закрасить все, без разбора, чтобы легче было отслеживать единую городскую среду.
А под масштабный международный фестиваль Urban Morphogenesis («Городской морфогенез») отдали подмосковный город Одинцово.
Летом прошлого года там разрисовывали муралы (торцевые фасады) 20-этажных зданий, и двухэтажные подстанции, и детские сады. Работали известные художники из России, Португалии, Аргентины, США, Китая. Всего было разрисовано около 30 фасадов. Целый микрорайон превратился в музей под открытым небом. И туда очень активно поехали туристы, по дворам водят пешие экскурсии, есть свои гиды по стрит-арту.
В Новосибирске ситуация несколько парадоксальная. Есть сильные художники, в частности команда «Такнадо!», которые работают по всему миру, но стрит-арта в целом мало, за исключением Академгородка.
Уже хорошо известный омичам фестиваль STENOGRAFFIA («Стенограффия») – родом из Екатеринбурга. В этом городе много стрит-арта. Но в то же время фестивальную, легальную и согласованную работу Покраса Лампаса размером 6686 кв. м, это был огромный супрематический крест на Площади Первой Пятилетки, закрасили очень быстро. Недовольными оказались православные активисты.
Вот почему лично я в своем творчестве избегаю двух тем: религия и политика. Это почти всегда чревато проблемами.
Стрит-арт по-разному себя чувствует, все зависит от руководителей города, региона. В Омске первый стрит-арт фестиваль состоялся после того, как на уличных художников обратил внимание губернатор Александр Бурков. Это произошло на одном из городских праздников в 2018 году.
– В Омске же немало мест, которые прямо просятся под баллончик (кисть) художника?
– Да тут непочатый край работы! В том числе и в историческом центре. С того же Любинского за угол свернул во двор, и сразу видишь подходящие стены для росписи.
Рядом с центром «Эрмитаж-Сибирь» присмотрели стеночку, мы уже точно будем ее расписывать. Хотелось бы поработать на Иртышской набережной. Тем более что там часто вандалят. С удовольствием поработал бы с опорой Ленинградского моста. Причем с одной из тех опор, что находятся прямо посреди реки. Это такая поверхность, до которой точно никто не доберется! Вот это чисто омская достопримечательность может получиться.
В Омске есть очень интересный уголок – Больничный переулок со стороны улицы Гусарова. Там совершенно «необжитые» заборы, офисы, место в целом неухоженное. Есть где развернуться уличным художникам.
Взять все лучшее и привезти домой
– Марат, не могу не коснуться больной для города темы. Миграция из Омска только усиливается. Вы довольно конкретно высказались по этому поводу в документальном фильме «А чё, так можно было?» пару лет назад. И все же, что тут держит?
– Я пытаюсь транслировать такую мысль, что если ты уезжаешь куда-то за лучшей жизнью, то зачем оставаться там? Ты возьми все лучшее и привези сюда. Я порисовал там, здесь, подсмотрел схемы, как что организовать, куда зайти. Вернулся – и вот, пожалуйста, – попадаем в кабинеты министерств, результат есть.
Зачем я буду отсюда уезжать насовсем, если у меня хватает командировок? Вот с экологией здесь не все порядке. Но таких городов, как Омск, много. Легко уехать и кайфовать на лазурных берегах, а ты попробуй сделать комфортно и приятно здесь. Сам я художник по призванию. Все, что только можно, разрисовано у меня в квартире, в моем дворе и уже в соседних. Благоустраиваю города, кусочки страны. Могу реализовывать любые свои амбиции, работать в любом городе, куда позовут, зарабатывать деньги.
– Жена поддерживает?
– Вероника у меня «жена декабриста», поддерживает во всем. Хотя я не исключаю, что со временем мы еще созреем и, может быть, выберем другой город, но это решение должно сложиться из множества факторов. Вот точно не из-за того, что Омск не нравится или где-то платят больше.
К примеру, присматриваюсь к Ставрополю, потому что там хорошо с экологией, рядом горы, море, Минеральные Воды, до Москвы ближе.
Я пытался покинуть Омск в 2010 году, но, когда в 2012-м родился сын, вернулся, в 2014-м переехали в Москву, через полгода снова вернулись. На работе уличного художника сильно сказывается сезонность. Летом удается заработать больше, чем зимой. А в Омске жизнь дешевле, чем в Москве.
Омск – место, куда я возвращаюсь из командировок, отдыхаю, здесь мой дом.
Беседовала Ольга Ложникова, фото из архива Марата Абишева