Поиск

Министерство энергетики РФ обнародовало свою программу изменений на рынке энергетики.

Введение дифференцированных тарифов на передачу электроэнергии позволит учитывать интересы разных групп потребителей. Чем более развита в регионе промышленность, тем выгоднее для мелких потребителей окажется новая система.

Минэнерго России вышло с новой инициативой по регулированию рынка электроэнергетики: ввести дифференцированные тарифы на передачу электроэнергии по магистральным сетям. Вместе с давно обсуждавшейся в отрасли идеей введения платы за резервирование мощностей это должно избавить энергетиков и потребителей от проблемы перекрестного субсидирования - когда за низкие тарифы для одной группы потребителей платит другая.

Тарифные «крестики - нолики»

Перекрестное субсидирование осталось в наследство от 90-х годов, когда рост тарифов для населения сдерживали, перекладывая оплату на предприятия. В итоге люди платили меньше реальной стоимости электроэнергии, а промышленность - больше, что увеличивало издержки и повышало себестоимость продукции. В конечном итоге, такая практика сказывалась на кошельке того же самого потребителя, о котором якобы заботились.

В ходе реформы энергетики и разделения ее на генерацию, сети и сбыт, в процессе выстраивания новых правоотношений между субъектами отрасли и потребителями, появились компании (крупные энергоемкие предприятия), получившие возможность заключать договор с магистральной сетевой компаний, а не региональными. И это привело к практике договора «последней мили», вполне законной: федеральная сетевая компания сдавала в аренду территориальной сетевой компании несколько километров высоковольтной сети, и потребитель, получавший энергию через эту магистраль, оплачивал ее по тарифам, действующим в регионе. Таким образом в том числе сдерживался рост тарифа для потребителей, подключенных к местным распредсетям - населения и малого бизнеса. В правительстве «последнюю милю» называли временной мерой, пока не будет создана новая, внятная и понятная система тарифов.

Правило «последней мили» было отменено в 2014 году, сейчас наконец у регулятора появилось представление о сбалансированной тарифной политике, учитывающей интересы разных групп потребителей.

Здесь поднять, здесь приспустить

Отмена «последней мили», однако, не равна «социальной справедливости», к которой апеллировали участники рынка. Перекрестное субсидирование не исчезло, оно видоизменилось - получился перекос в другую сторону: крупные потребители могут получать электричество по самым низким тарифам, а мелкие - по самым высоким, и ставки различаются в разы. Например, тарифы на передачу по магистральным сетям и по региональным сетям низкого напряжения - до 110 кВ, по данным Минэнерго, различаются почти в 10 раз.

В ведомстве предлагают немного скорректировать ситуацию, введя дифференцированную сетку тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям и, в частности, сгладить разницу между ценой услуги в магистральных и региональных сетях. Одно чуть-чуть поднять, другое чуть-чуть опустить.

Заместитель генерального директора по экономике «Россетей» Павел Гребцов называет это «справедливым распределением перекрестного субсидирования между всеми потребителями». Вешать всю нагрузку на промышленность, как это было в девяностые, никто не собирается, крупных потребителей хотят попросить взять на себя только 17% общего объема перекрестного субсидирования. Остальное распределится между другими участниками рынка.

Ожидаемый эффект – снижение «котлового» тарифа в региональных распределительных сетях, расчеты разных ведомств показывают разбег от 2,5% до 6% в среднем по стране. При этом чем более развита в регионе промышленность, тем выгоднее для мелких потребителей окажется новая система. Так, например, в Кемеровской области, по расчетам Минэнерго, тариф может снизиться на 6,2%, а в Красноярском крае – аж на 19,1%.

Плата за ожидание

Введение платы за неиспользуемую мощность - еще одна мера, призванная выровнять рынок. Это позволит провести ревизию имеющихся энергомощностей и выстроить систему их рационального использования. Парадокс: по данным Минэнерго, с 2011 по 2018 годы «Россети» построили по заявкам потребителей оборудование (сети и распредустройства) совокупной мощностью в 88 гигаватт, из которых реально используется одна десятая часть. В то же время одна из основных проблем, тормозящих социально-экономическое развитие регионов, - отсутствие свободных мощностей и невозможность получить разрешение на подключение к сетям.

Минэнерго предлагает ввести плату за неиспользуемую мощность. Сейчас сетевая компания получает от потребителя деньги только за объем фактически потребленной мощности, при этом она содержит и обслуживает все оборудование, зарезервированное под нужды потребителя.

Регулятор предлагает потребителю оценить свои возможности трезво и либо доплачивать за то, что сетевая компания держит для него резерв, либо умерить аппетиты - отказаться от невостребованной мощности. Плату намерены вводить поэтапно: в первый год – 5% резерва, дальше - больше, через четыре года, по расчетам ведомства, компании должны будут платить за резерв 60%. Постепенное повышение платы должно помочь потребителям понять, что им выгоднее. В Минэнерго считают, что будут и желающие платить, и желающие отказаться, так что в целом баланс будет соблюден.

Для скептиков есть последний аргумент: идея поддержана и премьер-министром правительства России Дмитрием Медведевым, и вице-премьером Дмитрием Козаком.

Спросим малый бизнес?

Главный скептик - российское минэкономразвития: в ведомстве посчитали, что нагрузка на бизнес существенно вырастет, министерство называет суммы от 44 до 79 миллиардов рублей - столько должны будут заплатить субъекты экономики за неиспользуемые резервы мощности. По данным «Россетей», плата предприятий цветной металлургии может увеличиться на 2% в год (400 миллионов рублей), цветной – на 4% (один миллиард), самое большое повышение может ожидать РЖД - до 7% (два миллиарда рублей).

Против выступает и ФАС – в своей манере: как заявил замглавы ведомства Виталий Королев, антимонопольщики против повышения тарифов для кого бы то ни было. Против снижения, что характерно, возражений не последовало.

Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что оплата резерва сетевых мощностей пойдет на пользу тем регионам, где наблюдается их дефицит: это обе столицы, Московская область и города-миллионники. Отметим, для того, чтобы обеспечить проведение зимней Универсиады в Красноярске в марте нынешнего года, энергетики реконструировали одиннадцать подстанций 110-220 кВ, увеличив их мощность, и построили новую, чтобы энергосистема выдержала нагрузки - например, объектам Студенческих игр требовалось 32 МВт.

Кроме прочего Минэнерго предлагает не учитывать плату за мощность, которую сетевые компании получат в первые два года в НВВ (необходимая валовая выручка). А это в свою очередь повлияет на размер тарифа: он рассчитывается на основе НВВ, следовательно, снизится.

В общем, суть разногласий между разными регуляторами можно сформулировать так: в Минэнерго считают, что крупный бизнес должен более ответственно подойти к вопросу энергопотребления. В Минэкономразвития сомневаются, что малый и средний бизнес почувствуют снижение тарифа в результате введения новых принципов регулирования. Самое время малому и среднему бизнесу высказаться на столь важную тему.

Министерство энергетики РФ обнародовало свою программу изменений на рынке энергетики.

Введение дифференцированных тарифов на передачу электроэнергии позволит учитывать интересы разных групп потребителей. Чем более развита в регионе промышленность, тем выгоднее для мелких потребителей окажется новая система.

Минэнерго России вышло с новой инициативой по регулированию рынка электроэнергетики: ввести дифференцированные тарифы на передачу электроэнергии по магистральным сетям. Вместе с давно обсуждавшейся в отрасли идеей введения платы за резервирование мощностей это должно избавить энергетиков и потребителей от проблемы перекрестного субсидирования - когда за низкие тарифы для одной группы потребителей платит другая.

Тарифные «крестики - нолики»

Перекрестное субсидирование осталось в наследство от 90-х годов, когда рост тарифов для населения сдерживали, перекладывая оплату на предприятия. В итоге люди платили меньше реальной стоимости электроэнергии, а промышленность - больше, что увеличивало издержки и повышало себестоимость продукции. В конечном итоге, такая практика сказывалась на кошельке того же самого потребителя, о котором якобы заботились.

В ходе реформы энергетики и разделения ее на генерацию, сети и сбыт, в процессе выстраивания новых правоотношений между субъектами отрасли и потребителями, появились компании (крупные энергоемкие предприятия), получившие возможность заключать договор с магистральной сетевой компаний, а не региональными. И это привело к практике договора «последней мили», вполне законной: федеральная сетевая компания сдавала в аренду территориальной сетевой компании несколько километров высоковольтной сети, и потребитель, получавший энергию через эту магистраль, оплачивал ее по тарифам, действующим в регионе. Таким образом в том числе сдерживался рост тарифа для потребителей, подключенных к местным распредсетям - населения и малого бизнеса. В правительстве «последнюю милю» называли временной мерой, пока не будет создана новая, внятная и понятная система тарифов.

Правило «последней мили» было отменено в 2014 году, сейчас наконец у регулятора появилось представление о сбалансированной тарифной политике, учитывающей интересы разных групп потребителей.

Здесь поднять, здесь приспустить

Отмена «последней мили», однако, не равна «социальной справедливости», к которой апеллировали участники рынка. Перекрестное субсидирование не исчезло, оно видоизменилось - получился перекос в другую сторону: крупные потребители могут получать электричество по самым низким тарифам, а мелкие - по самым высоким, и ставки различаются в разы. Например, тарифы на передачу по магистральным сетям и по региональным сетям низкого напряжения - до 110 кВ, по данным Минэнерго, различаются почти в 10 раз.

В ведомстве предлагают немного скорректировать ситуацию, введя дифференцированную сетку тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям и, в частности, сгладить разницу между ценой услуги в магистральных и региональных сетях. Одно чуть-чуть поднять, другое чуть-чуть опустить.

Заместитель генерального директора по экономике «Россетей» Павел Гребцов называет это «справедливым распределением перекрестного субсидирования между всеми потребителями». Вешать всю нагрузку на промышленность, как это было в девяностые, никто не собирается, крупных потребителей хотят попросить взять на себя только 17% общего объема перекрестного субсидирования. Остальное распределится между другими участниками рынка.

Ожидаемый эффект – снижение «котлового» тарифа в региональных распределительных сетях, расчеты разных ведомств показывают разбег от 2,5% до 6% в среднем по стране. При этом чем более развита в регионе промышленность, тем выгоднее для мелких потребителей окажется новая система. Так, например, в Кемеровской области, по расчетам Минэнерго, тариф может снизиться на 6,2%, а в Красноярском крае – аж на 19,1%.

Плата за ожидание

Введение платы за неиспользуемую мощность - еще одна мера, призванная выровнять рынок. Это позволит провести ревизию имеющихся энергомощностей и выстроить систему их рационального использования. Парадокс: по данным Минэнерго, с 2011 по 2018 годы «Россети» построили по заявкам потребителей оборудование (сети и распредустройства) совокупной мощностью в 88 гигаватт, из которых реально используется одна десятая часть. В то же время одна из основных проблем, тормозящих социально-экономическое развитие регионов, - отсутствие свободных мощностей и невозможность получить разрешение на подключение к сетям.

Минэнерго предлагает ввести плату за неиспользуемую мощность. Сейчас сетевая компания получает от потребителя деньги только за объем фактически потребленной мощности, при этом она содержит и обслуживает все оборудование, зарезервированное под нужды потребителя.

Регулятор предлагает потребителю оценить свои возможности трезво и либо доплачивать за то, что сетевая компания держит для него резерв, либо умерить аппетиты - отказаться от невостребованной мощности. Плату намерены вводить поэтапно: в первый год – 5% резерва, дальше - больше, через четыре года, по расчетам ведомства, компании должны будут платить за резерв 60%. Постепенное повышение платы должно помочь потребителям понять, что им выгоднее. В Минэнерго считают, что будут и желающие платить, и желающие отказаться, так что в целом баланс будет соблюден.

Для скептиков есть последний аргумент: идея поддержана и премьер-министром правительства России Дмитрием Медведевым, и вице-премьером Дмитрием Козаком.

Спросим малый бизнес?

Главный скептик - российское минэкономразвития: в ведомстве посчитали, что нагрузка на бизнес существенно вырастет, министерство называет суммы от 44 до 79 миллиардов рублей - столько должны будут заплатить субъекты экономики за неиспользуемые резервы мощности. По данным «Россетей», плата предприятий цветной металлургии может увеличиться на 2% в год (400 миллионов рублей), цветной – на 4% (один миллиард), самое большое повышение может ожидать РЖД - до 7% (два миллиарда рублей).

Против выступает и ФАС – в своей манере: как заявил замглавы ведомства Виталий Королев, антимонопольщики против повышения тарифов для кого бы то ни было. Против снижения, что характерно, возражений не последовало.

Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что оплата резерва сетевых мощностей пойдет на пользу тем регионам, где наблюдается их дефицит: это обе столицы, Московская область и города-миллионники. Отметим, для того, чтобы обеспечить проведение зимней Универсиады в Красноярске в марте нынешнего года, энергетики реконструировали одиннадцать подстанций 110-220 кВ, увеличив их мощность, и построили новую, чтобы энергосистема выдержала нагрузки - например, объектам Студенческих игр требовалось 32 МВт.

Кроме прочего Минэнерго предлагает не учитывать плату за мощность, которую сетевые компании получат в первые два года в НВВ (необходимая валовая выручка). А это в свою очередь повлияет на размер тарифа: он рассчитывается на основе НВВ, следовательно, снизится.

В общем, суть разногласий между разными регуляторами можно сформулировать так: в Минэнерго считают, что крупный бизнес должен более ответственно подойти к вопросу энергопотребления. В Минэкономразвития сомневаются, что малый и средний бизнес почувствуют снижение тарифа в результате введения новых принципов регулирования. Самое время малому и среднему бизнесу высказаться на столь важную тему.