Обозреватель РИА «Омск-информ» изучил проект областного бюджета на 2017 год и узнал, что поменяется в доходах и расходах региона.
Заксобрание Омской области приняло в первом чтении региональный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов. К окончательному чтению, которое запланировано на 22 декабря, депутаты скорректируют расходы бюджета..
О перспективах трехлетнего бюджета мы говорить не будем (слишком многое в экономике страны и региона может за это время измениться), но вот с уже исполненными бюджетами финансовый документ на 2017 год сравним. Удалось ли Омской области остановить падение экономики и доходов бюджета, наметился ли рост или пока регион находится в стагнации?
Согласно проекту бюджета на 2017 год, его доходы составят 64,2 млрд рублей (из них 54,1 млрд – собственные доходы, остальное – федеральные трансферты), расходы – 65,47 млрд рублей, дефицит составит 1,3 млрд. рублей. Год назад, когда в первом чтении принимался бюджет на 2016 год, доходы были запланированы в размере 60,62 млрд рублей, а расходы – в размере 65,45 млрд рублей. Инфляция в 2017 году прогнозируется Минэкономразвития России в размере 6,4 %. Таким образом, реальные доходы и расходы бюджета все равно несколько упадут, несмотря на то что в номинальном выражении доходы должны вырасти, а расходы остаться на прежнем уровне.
Впрочем, это падение несущественно, если сравнить падение параметров бюджета в 2015–2016 годах. В номинальном выражении оно составило 6,3 %, а если учесть инфляцию в 2015 году на уровне 12,9 %, то реальное наполнение областного бюджета год назад упало почти на 19,2 %. По сравнению с тем этапом кризиса падение существенно притормозилось, что дало областным финансистам возможность вернуться к планированию трехлетнего бюджета.
Собственные доходы бюджета будут состоять почти полностью из налоговых поступлений: 29 млрд рублей – планируемые поступления от налога на прибыль и НДФЛ, 14 млрд рублей – акцизы, прежде всего, на моторное топливо и алкоголь, 6 млрд рублей – налог на имущество. На фоне налоговых доходов поступления от использования областной собственности выглядят мизерными: 237 млн рублей – от приватизации имущества и земельных участков, 62,5 млн рублей – арендная плата, 57 млн рублей – дивиденды акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в областной собственности.
Как известно, за последние пять лет значительно вырос объем государственного долга Омской области. На 1 января 2017 года он составит 45,4 млрд рублей, а на конец года предельный размер долга обозначен в проекте бюджета на уровне 46,2 млрд руб. Год назад объем госдолга составлял чуть более 41 млрд рублей. Расходы на обслуживание долга в 2017 году сохранятся примерно на одном уровне – около 3,2 млрд рублей. Это две трети от значительно увеличенного дорожного фонда. Областному Минфину удалось приостановить рост госдолга и процентов по нему, но, исходя из проекта бюджета, речи о сокращении «тела» долга пока не идет.
Теперь о расходах бюджета в 2017 году. Самые крупные статьи расходов – это социальная политика (25,6 млрд рублей) и образование (16 млрд рублей). Несмотря на разговоры о переходе к адресному принципу предоставления социальных льгот, областная власть не решилась в год выборов и смены власти в Омске «махать шашкой» и рубить льготы по полной программе. Пострадали лишь получатели чиновничьих пенсий, ветераны Омской области, пенсии которых выше 1,75 прожиточного минимума (около 14 тыс. рублей), и сельские работники культуры, которые лишатся льгот по ЖКХ.
Областной дорожный фонд, как и в прошлом году, составит рекордные 5,2 млрд рублей, и ремонт дорог будет проводиться в тех же масштабах. Собственно, масштабный ремонт дорог и благоустройство Омска должны быть главным «драйвером», с помощью которого власть намерена переломить протестные настроения в областном центре перед выборами в горсовет.
Известно, что областная власть ограничена в возможностях маневра при составлении бюджета, ведь основная часть расходов приходится на постоянные, которые нельзя так просто сократить. Это социальная политика, зарплата бюджетников, обслуживание госдолга. Зато по некоторым «незащищенным» статьям продолжается секвестр. Приведем цифры расходов бюджета по некоторым статьям за 2015, 2016 и план на 2017 годы:
Культура – 1,8/ 1,2/ 1 млрд рублей;
ЖКХ – 1,14/0,75/0,2 млрд рублей;
Физическая культура и спорт – 0,69/0,39/0,34 млрд рублей;
Средства массовой информации – 0,32/0,25/0,12 млрд рублей.
Тенденция налицо, и, если она продолжится, вышеуказанные отрасли скоро перейдут на самофинансирование, а часть подведомственных организаций прекратит существование. Даже депутаты от КПРФ перестали при утверждении бюджета вносить свои традиционные предложения – сократить финансирование СМИ и спортивных команд.
И напоследок о бюджете развития. Адресная инвестиционная программа в 2017 году составит 539 млн рублей, то есть менее 1 % расходов бюджета. Вложения планируются по двум направлениям: строительство мостов через малые реки в Усть-Ишимском и Большеуковском районах и строительство подъездных дорог к новым предприятиям сельского хозяйства в центральной и южной части Омской области. Также запланированы средства на строительство участка дороги Омск – Русская Поляна между селами Милоградовка и Алабота. Речь идет об обходе участка территории Казахстана длиной около 10 км. Сейчас иначе, чем через Казахстан, невозможно проехать из Омска в Русскую Поляну.
Заканчивая обзор проекта бюджета Омской области на 2017 год, сделаем вывод. Судя по представленным цифрам, падение омской экономики, финансов и бюджетных доходов приостанавливается. Но до восстановления экономики и начала роста еще далеко.
Михаил Осколков