РИА «Омск-информ» рассказывает о бизнес-империи одного из крупнейших игроков на омском рынке рекламы и медиа и его семейного клана.
Некоторые омские СМИ заложили традицию публиковать «журналистские расследования», посвященные бизнес-империям крупнейших омских олигархов. РИА «Омск-информ» решило поддержать эту традицию и заполнить один пробел, оставшийся у читателей. Мы сегодня расскажем о бизнес-империи одного из крупнейших игроков на омском рынке рекламы, медиамагната Сергея Сусликова и его семейного клана.
Кроме интереса для читателей, мы ставили задачу зафиксировать для истории описание одной из успешных омских компаний. Ведь не исключено, что в недалеком будущем бизнес-империя Сусликова станет уходящей натурой. Вся информация была взята из легальных источников и подготовлена профессиональными бизнес-аналитиками.
Как разбогател Сергей Сергеевич?
Сергей Сергеевич Сусликов родился в 1950 году в Талды-Кургане. Первый этап его журналисткой деятельности прошел в Казахстане, и о нем омичам мало что известно. В конце восьмидесятых годов Сусликов неожиданно появился в Омске в качестве корреспондента газеты «Известия». В те времена статус собкора центральной газеты был очень высок. Собкоры (в Омске их было около пяти) имели доступ к высокопоставленным местным чиновникам. Критические материалы в центральной прессе могли стоить карьеры руководителям.
После развала СССР открылось множество незанятых ниш в рождающейся рыночной экономике, в том числе и такая, как реклама (которой в СССР почти и не было). Сусликов оценил ситуацию и основал рекламную фирму «Триэс» (названную так по инициалам владельца – С.С. Сусликов, то есть три «с»). Одновременно его сын Егор регистрирует рекламное агентство «Компаньон», занимающееся наружной рекламой. Сусликов хорошо знаком с чиновниками и руководителями омских СМИ, рекламный рынок растет с нуля – чем не благоприятные условия для начала бизнеса. В то время Сусликов очень благосклонно относился к деятельности мэра Омска Юрия Шойхета, посвящая ему хвалебные статьи. Примерно в то время в Омске формировался рынок наружной рекламы, и бизнес отца и сына Сусликовых застолбил места под наружную рекламу, многими из которых пользуется и по сей день.
С развитием бизнеса у Сусликова появились и мечты основать влиятельное общественно-политическое издание. Первой попыткой было издание вкладки в «Аргументы и Факты», которая называлась «Омский телеграф». Однако попытка оказалась неудачной. По слухам, чиновники областной администрации добились закрытия «Телеграфа», взамен пообещав московскому руководству «АиФ» выгодный контракт. Именно в это время Сусликов обзавелся участком земли в престижном районе близ Усть-Заостровки, где в коттеджах проживают крупные чиновники и бизнесмены.
К идее основать «влиятельное СМИ» Сусликов вернулся лишь в 2002 году, после того как занял у «Омскпромстройбанка» круглую сумму и основал несколько бесплатных изданий, одно из которых годом позже было преобразовано в деловой журнал «Бизнес-курс». А несколько лет назад он открыл для себя Интернет и стал развивать сайт БК55. Правда, до последнего момента сайт не имел статуса СМИ, а был зарегистрирован на частное лицо – самого Сусликова.
Пользуясь открытыми источниками, мы попробовали оценить, как росло благосостояние и доля на рекламном рынке. В 2008 году «Бизнес-курс» опубликовал рейтинг «Самых богатых омичей», сгруппировав их по отраслям бизнеса. Сергей Сергеевич сам себя не обидел и поставил на первое место в номинации «Рекламщики», с выручкой 19-21 млн рублей в год. На третьем месте фигурировал его сын Егор, с выручкой 12 миллионов. В публикации также сообщалось, что фирма Сусликова-старшего «держит» 60% омского рынка рекламы в печатных СМИ (в основном в бесплатных рекламных газетах). Фирма Сусликова-младшего контролирует 25% городского рынка наружной рекламы.
В 2003 году Сергей Сусликов баллотировался в депутаты Госдумы по списку Народной партии и декларировал сведения о своих доходах и имуществе. На тот момент он имел доход в 3,4 млн рублей, владел земельным участком 100 кв.м, имел гараж и автомобиль «Шевроле-Нива». По неофициальным данным, с тех пор на участке в Усть-Заостровке вырос коттедж. В 2009 году, если верить очередному рейтингу «Бизнес-курса», доход Сусликова составил 50 млн рублей. И он занял 87 место в собственном рейтинге самых богатых людей Омска. А в 2010 году в СМИ просочилась информация, что Сусликов купил одну из самых дорогих в Омске квартир в элитном доме на Иртышской набережной, отдав за нее 25 млн рублей. Правда, «новосел» потребовал опровергнуть эту информацию. Не исключено, что квартира числится на Сусликове-младшем. При этом Сусликов-старший обмолвился, что сыну на квартиру денег не давал.
Еще добавим, что с тех времен структуры Сусликова переехали в собственный четырехэтажный офис по улице Декабристов.
Разветвленная и непрозрачная структура
Перед тем как мы огласим актуальные данные о благосостоянии клана Сусликовых, следует рассказать о структуре его бизнес-империи. Если посмотреть выписки из ЕГРЮЛ, то бросается в глаза огромное множество фирм, зарегистрированных на Сусликова-старшего и его родственников. Причем все они имеют организационную форму ООО и мизерный уставной капитал, но при этом у многих из них совсем не мизерные активы и денежная выручка. У многих фирм схожие названия. Несколько юрлиц уже ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. Такая вот постоянная «движуха». Занятно, согласитесь? А если еще припомнить возникающие фирмы-«двойники».
Тем не менее все это огромное множество фирмочек четко структурировано по видам деятельности. В головном предприятии «Издательский дом «ТРИЭС» доли имеют все члены семьи Сусликовых. На нем, скорее всего, записана недвижимость корпорации, в том числе и офисное здание на улице Декабристов. Сам Сергей Сергеевич является учредителем юрлиц, сфера деятельности которых – издание печатных СМИ, как бесплатных рекламных, так и «влиятельного журнала», а также предоставление рекламных услуг в них. Его сын Егор со своей женой Ариной и некоей Ольгой Рудейской контролирует фирмы, занимающиеся продажей и размещением наружной рекламы. Также им принадлежит типография, которая, по неофициальной информации, построена на деньги, взятые в кредит. Дочь Сусликова Екатерина Пономарева контролирует направление кадровых и консультационных агентств. Младшей дочери Марии досталась лишь доля в основной компании Сусликовых.
Еще один влиятельный человек в клане Сусликова – это директор множества из этих фирм и близкая подруга Сергея Сергеевича Наталья Сухорукова. С годами ее влияние растет. Сергей Сусликов передал ей учредительство в юрлицах, развивающих бизнес «Триэс» в Новосибирске. Кроме того, Наталья Александровна сменила Сергея Сергеевича на должности директора нескольких фирм, а также выступала в роли ликвидатора упраздняемых юрлиц.
Сколько денег у Сусликова?
Итак, объявляем информацию о состоянии клана Сусликовых. По состоянию на 2014 год (более свежих данных в открытом доступе нет) активы всех юрлиц Сусликовых составляли более 480 млн рублей. Здесь надо отметить, что мы не знаем, сколько в этой сумме составляют заемные средства, которые тоже отражаются в общем балансе. По неофициальной информации, доля заемных средств довольно высока.
Если разбить активы по учредителям фирм, то сам Сергей Сусликов контролирует примерно 322 млн рублей, супруги Егор и Арина Сусликовы – около 80 миллионов, Екатерина Пономарева – около 13 миллионов, а Наталья Сухорукова – более 60 миллионов.
Теперь возьмем выручку за 2014 год – она составила 272 млн рублей. При этом фирмы, учрежденные Сергеем Сусликовым, получили лишь 58 миллионов, Екатериной Пономаревой – чуть более 5 миллионов, Натальей Сухоруковой – более 40 миллионов. Основную выручку получили фирмы, учрежденные Егором и Ариной Сусликовым – почти 170 миллионов. Отсюда вывод – основной денежный поток семейному бизнесу Сусликовых приносит наружная реклама. Теперь понятно, почему Сергей и Егор Сусликовы так болезненно реагируют на проводимые мэрией аукционы, по итогам которых они теряют позиции на омском рынке «наружки».
Теперь, уважаемые читатели, вы имеете общее представление о капиталах и структуре бизнес-империи рекламного магната, позиционирующего также себя в качестве патриарха «честной журналистики» в Омске. Только можно задать несколько вопросов, на которые у нас нет ответа.
Для чего столь сложные схемы в структуре собственности? Чтобы одни фирмы (прибыльные) не отвечали по обязательствам других (убыточных)? Или для более сложных схем? В любом случае вызывает недоумение, почему у медиамагната, претендующего на то, чтобы в своих СМИ выступать от имени общества и вскрывать злоупотребления сильных мира сего, структура собственности гораздо менее прозрачная, чем у «простых» олигархов и напоминает какие-то совсем «закрученные» схемы, известные разве что по «делу ЮКОСА». Что скрывает Сергей Сергеевич?