России не получается жить не по лжи?
В народе о завравшемся человеке говорят: врёт как сивый мерин. Но такое впечатление, что Россия стала пастбищем для целых табунов сивых меринов. У нас врут все: чиновники обманывают народ, богатые обманывают бедных, пропагандисты - доверчивых, депутаты - избирателей, судьи - закон. Недавнее исследование «Левада-центра»* вскрывает мрачную картину всеобщего вранья. Живут по правде - то есть избегают всяческой лжи - лишь 6% населения. Стараются жить без вранья 31%. Остальные так или иначе привирают: иногда врут, иногда говорят правду. 15% самых честных признались, что врут всегда.
А царь-то и не знал…
Больше всего, по мнению россиян, «брешут» высокопоставленные чиновники. Причины в целом понятны: положение дел в стране продолжает ухудшаться. А признаваться в том, что Россия плохо управляется, не хочется. Окопавшиеся на высотах власти хотят сохранить щедрые зарплаты, хлебные места, дачи, рейтинги.
Гены воровства и обмана живут в самой системе власти. В системе её бесконтрольности и несменяемости. И нынешняя система в значительной мере воспроизводит систему управления в царской России. Естественно, воспроизводится и система воровства. Историки отмечают, что причины поражений, которые Русская армия терпела во время Первой мировой войны, не только кроются в экономической отсталости, но и в значительной мере являются следствием воровства в системе снабжения армии оружием и боеприпасами. Атмосфера лжи, в которой жило «ближайшее окружение» императора Николая II, покрывало это воровство. Оказавшиеся после 1917 года в эмиграции близкие Николая II утверждали, что царь об этом не знал, и во всех бедах винили Распутина и министров.
Лицензия на воровство
Система государственного вранья (политического, идеологического, экономического) была одной из причин деградации, а потом и распада СССР. Статистика в СССР была, как известно, объявлена Сталиным буржуазной наукой и запрещена. На протяжении 70 лет Кремль рисовал для себя ту картину «процветания», которая ему была идеологически понятна и близка. Реальное положение дел в стране стало проясняться лишь с началом горбачёвской гласности.
После отказа России от коммунистической идеологии и формального запрета цензуры жизнь власти изменилась: врать стало труднее. Регулярно публикуются статистические данные. В последнее время активизировались и Следственный комитет, и в особенности Счётная палата. Но вот что интересно: их данные об уровне воровства и коррупции буквально ошеломляют, а «посадки» крупных коррупционеров остаются исключением. Создаётся впечатление, что существует категория лиц, которые имеют лицензию и на воровство, и на обман. И обладатели таких лицензий воруют не просто с бесстыдством, но и со стратегическим размахом: чтобы наворованного хватило и на собственную красивую жизнь, и на «шубохранилища» для нескольких поколений детей и внуков, и на то, чтобы была возможность в случае чего откупиться. По официальным данным Следственного комитета, ежегодные потери России от коррупционных преступлений составляют 40 млрд руб. По мнению независимых экспертов, потери в десятки раз больше. Интересно и то, что жуликам почему-то почти всегда удаётся улизнуть за границу. Такое впечатление, что у обладателей лицензий на воровство существует система раннего оповещения.
В окрестностях Москвы, несмотря на кризис, продолжают расти новые и новые дворцы. По регионам ходят слухи о тайных богатствах губернаторов. Зарубежная пресса пишет, что в Великобритании, Франции, Италии и Швейцарии стоят очереди из русских миллиардеров на покупку имений, яхт и художественного антиквариата. И почему-то никто не спрашивает: «Откуда деньги, Зин?» А некоторым «самым-самым» даже пожаловано право не объявлять о своих доходах. «Дескать, нечего народ дразнить!». Власть забаррикадировала все подступы к своему благополучию, и все попытки общественности ввести институт конфискации имущества, нажитого нечестным путём, пресекаются. Данные о коррупционных «раскопках» и о разворовывании бюджета, которые собирает Следственный комитет, Счётная палата, прокуратура, таинственным образом исчезают в каких-то секретных ящичках. А ключики либо теряются, либо хранятся в кармане у какого-то очень значительного лица.
«Правда» в одном экземпляре
Нужно признать, что, пока благополучие населения росло, основную массу людей не слишком волновали ни масштабы вранья, ни объёмы наворованного. Но сегодня, когда урезаются пособия, падают зарплаты, нависает угроза безработицы, дорожают гречка, сахар и стремительно падает рубль, темы воровства и коррупции будут звучать всё острее. А раскопки тайных богатств чиновников будут плодить новых народных робин гудов. Власть, конечно, может ввести новые ограничения на информацию об имуществе чиновников, а слишком настойчивых «шубоискателей» припугнуть. Социологи из «Левада-центра» уже отмечают, что люди стали опасаться «рубить правду-матку». На кухне всё ещё можно поболтать, а вот говорить об ошибках и провалах власти публично не могут уже 10% опрошенных, а 33% испытывают «некоторые ограничения».
Недавнее исследование «Левада-центра» по поводу масштаба вранья в лабиринтах власти выявило и ещё один аспект проблемы. Население уверено, что правда не доходит не только до ушей простых россиян, но и до ушей президента. Более половины (56%) опрошенных считают, что ближайшее окружение В. Путина тоже запрягает «сивого мерина», то есть врёт президенту (полностью или частично) о реальном положении дел в стране. В Кремле такое не внове. Известна история, когда для В. И. Ленина во время его болезни печатали газету «Правда» в одном экземпляре, в котором отсутствовали плохие новости. Догадывался ли об этом Ильич?