По мнению экспертов, удерживать убыточные цены на свои товары и услуги омские предприниматели смогут максимум до июня. Дальше – все.
По статистике за 2014 год в России открылось порядка 420 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, закрылось же более 480 тысяч. Практически 60 тысяч предприятий предпочли ликвидироваться.
Омский регион не выбивается из этой грустной тенденции – открылось 14,8 тысячи предприятий, закрылось 16 тысяч. Эксперты отмечают, что на решение предпринимателей повлияло повышение курса доллара, увеличение арендных ставок и снижение покупательской активности. Больше всего пострадали турбизнес (сокращение – 30 процентов), ресторанный бизнес (25), торговля спортивными товарами.
Более четкой картины – кто уходит с рынка, кто собирается держаться, а кто намерен перепрофилировать свой бизнес и почему – не существует. РИА «Омск-Информ» обратилось к местным экспертам, чтобы понять, как обстоят дела в нашем регионе.
– Значительного увеличения числа банкротств стоит ожидать во втором квартале текущего года, – говорит председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области Вадим Морозов. – В первом квартале в силу праздников, в силу динамики сохранялись и торговля, и производство. Хотя проблемы начали проявляться уже сейчас. Это дефолтные сделки с банками, вопросы по расчетам – нет возможности работать на большой отсрочке платежа – а эти вещи серьезно влияют на предприятия, которые не готовы себя обеспечить оборотными средствами.
По мнению Морозова, под серьезным вопросом оказался не только бизнес сферы услуг, но и производство.
– Понятно, тяжелее всего сегодня в сфере услуг, – отмечает он, – люди экономят и на консалтинге, и на всем, от чего напрямую не зависит их здоровье. Но значительно пострадало и производство – малые и средние предприятия, которые в силу снижения покупательской способности населения теряют местные рынки сбыта. А выходить на новые им не дает невозможность необходимого кредитования. У кого достаточные объемы финансирования и кто имеет возможность продавать свою продукцию в близлежащие страны, к примеру Казахстан, у того ситуация, во всяком случае сейчас, более-менее стабильная.
Руководитель предприятия «Магия молодости» Лидия Архипова считает, что малый бизнес, связанный с услугами салонов красоты, оздоровительных комплексов, парикмахерских и пр., может «протянуть» максимум до лета.
– Многие сегодня работают с материалами, которые успели приобрести, что называется, по старому курсу, – говорит Архипова. – Кто приобретал их в середине прошлого – начале текущего года, работают уже в убыток. Налоги, аренда в лучшем случае остались на прежнем уровне, а любое повышение цены тут же отпугнет и без того ставшего очень экономным клиента.
По словам предпринимательницы, ее коллеги уже задумываются о смене профиля бизнеса.
– Если ситуация не изменится, к лету многие попробуют заняться чем-то другим, – считает эксперт. – Лично мне интересен риелторский бизнес – сегодня существуют интересные программы, связанные с ипотечным кредитованием. Обучение я уже прошла.
Примеру Архиповой по смене профиля бизнеса готовы последовать многие омичи, занимающиеся пластиковыми окнами, ремонтами квартир, бытовой техники, малыми формами общепита и т. д. Как подтверждение – увеличение на сайте Avito.ru (по данным его аналитической группы) объявлений о продаже «готового бизнеса» на 12 – 18 процентов. Из представленных сегодня 477 позиций лидирует торговля – 154 объявления, сфера услуг немного отстает – 134. Правда, после рассмотрения позиции «торговли» все встает на свои места: 80 процентов продаваемого бизнеса как раз и обеспечивает сферу услуг.
Однако некоторые предприятия пытаются «перепрофилироваться», что называется, внутри своего бизнеса. В частности, омские турфирмы, с некоторым опозданием осознав, что омичам сегодня не по карману зарубежные поездки, стараются переориентироваться на внутренний туризм.
– Но это не так просто, – подчеркивает директор туристической компании «Мистер Фогг» Елена Кашленко. – Многие пришли в этот бизнес на легкие деньги, а теперь им приходится заходить на рынок, где более мудрые руководители, изначально «не хранившие яйца в одной корзинке», уже заняли определенные позиции.
Но какой же новый бизнес сегодня предпочитают открывать омичи?
– С целью открыть свой бизнес омичи к нам обращаются регулярно, – говорит руководитель отдела трудоустройства Государственной службы занятости населения Омской области Андрей Веснин. – И по теме торговли, и по теме услуг, и по строительству. Выделил бы направление сельского хозяйства – там, у кого бизнес был построен на базе подсобного хозяйства, легализуется, люди открывают перерабатывающие производства.
Вадим Морозов также отмечает, что сегодня очень неплохо чувствует себя ретейл.
– Продажа продуктов питания востребована и в кризис, – напоминает эксперт. – Вопрос в цене. Кто работает с продуктовой линейкой, сейчас достаточно активно развивается. Но тут самое главное – контракты с производителем.
По мнению Морозова, всегда будут стабильны и те предприятия, у кого есть высококлассные специалисты и хорошая производственная база. Так как качество товаров и услуг даже в самый кризисный кризис будет определять успех того или иного предпринимателя.