Несмотря на внешнее политическое затишье, в регионе идет планомерная подготовка к будущим губернаторским выборам. Новый расклад сил.
С конца прошлого года политический бомонд региона обсуждает новую силу – триумвират, который ставит задачи для достижения конечной цели – победы на губернаторских выборах. В союз «трех мужей», по мнению наблюдателей, объединились три влиятельных человека – первый вице-губернатор Юрий Гамбург, сенатор Игорь Зуга и бизнесмен Евгений Греф. Более того, по некоторой информации, уже поделены портфели. Так, если первый вице-губернатор Юрий Гамбург не собирается менять свои позиции и в будущем правительстве, и пока непонятен статус Евгения Грефа, то на должность губернатора ими продвигается Игорь Зуга.
Богатырь Зуга, богатырь Греф, богатырь Гамбург
То, что сенатор Зуга имеет губернаторские амбиции, наверное, ни для кого не секрет. Вопрос состоял лишь в том, какими путями он будет двигаться к цели. И события прошлого года эти пути слегка подсветили.
Как уже сообщало РИА «Омск-Информ» (https://www.omskinform.ru/news/61153), 21 июня 2013 года в совет директоров ОАО «Омский институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ОНХП), контролируемый Игорем Зугой, кроме прочих вошли Евгений Греф, Владимир Компанейщиков и Вячеслав Синюгин. В официальном протоколе собрания акционеров сообщается, что эти кандидатуры были включены в бюллетени для голосования еще 1 марта прошлого года.
Исходя из этой информации понятно, что Игорь Зуга находится в тесном контакте с так называемым сбербанковским блоком регионального правительства. А учитывая, что еще год назад по-прежнему держащий руку на политическом пульсе области экс-губернатор Леонид Полежаев достаточно метко назвал председателя правления Сбербанка Германа Грефа «куратором омского правительства», становится понятным, что все это «ж-ж-ж» неспроста.
Если проанализировать циркулирующую в кругах политической элиты информацию о триумвирате, то совсем уж абсурдной она не покажется. Евгений Греф, старший брат «куратора» Германа Грефа, давно находится в приятельских отношениях с Игорем Зугой. Так, по широко распространенным слухам, в 2010 году он финансировал предвыборную кампанию Зуги на должность мэра Омска, а с мая 2011-го уже сидел в совете директоров ОНХП.
Привязка Игоря Зуги к Юрию Гамбургу еще более близкая – по имеющимся данным, они крестные отцы. Зуга – ребенку Гамбурга, а Гамбург, соответственно, ребенку Зуги.
А основную силу в триумвирате, который уже прозвали «три богатыря», конечно же, представляет Евгений Греф. Именно он является связующим звеном с вершителем судьбы земли Омской – младшИм братом Германом. СтаршОму, будь то в целях развития бизнеса или просто «для души», свой собственный губернатор точно не помешает.
Если принять версию «трех богатырей» за рабочую, то назначения на ключевые должности в правительстве Омской области становятся более чем понятны. Исчезает интрига муссируемой в СМИ якобы ожесточенной борьбы между «сбербанковскими» и «гамбурговскими». И так же гармонично воспринимается прохождение «зуговских».
Правда, как показывает история с кандидатурой на пост Главного управления по внутренней политике, прохождение ставленников от триумвирата не всегда стопроцентно. Но это говорит только о том, что, возможно, «богатыри» чересчур уверились в своем всевластии и перестали брать в расчет другие силы. Безусловно, «непонятный» Иван Кролевец, ставленник Игоря Зуги на руководителя внутренней политикой правительства, встретил бы неприятие политических сил региона и имел слабые шансы на утверждение Кремлем. Чем и воспользовался лидер омских единороссов Александр Артемов, продавив на ключевую должность своего преданного соратника Михаила Каракоза.
По некоторым данным, Артемову удалось это сделать, только подключив к процессу секретаря генерального совета «Единой России» Сергея Неверова. И, как поговаривают, в этой ситуации Александр Васильевич заботится не только о внутренней политике региона – на ближайших выборах Каракоз может сильно повлиять как на сохранение Артемовым должности секретаря местного отделения ЕР, так и на его дальнейшую политическую карьеру.
Вектор приложения сил триумвирата понятен – в ситуации, когда Сбербанк уже фактически управляет регионом, во время «Z» чисто технически поставить легитимного губернатора.
Кстати, победа Александра Артемова с решением вопроса о кандидатуре руководителя внутренней политикой через секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова в какой-то степени является и победой другого претендента на пост губернатора Омской области – Андрея Голушко. Как известно, Неверов и Голушко – хорошие товарищи. И в этом смысле чрезмерная уверенность триумвирата в своем всевластии может сыграть ему плохую службу.
Несмотря на то что Андрей Голушко придерживается другого вектора приложения сил – пиар через знаменитостей и высокопоставленных чиновников, – его деятельность также дает неплохие шансы в преддверии выборов войти в образ благодетеля земли Омской. Буквально вчера, 26 февраля, явно не без участия его приятеля министра культуры РФ Владимира Мединского, Минкульт России одобрил выделение региону свыше 2 млрд рублей на реконструкцию «Омской крепости».
Оппоненты версии «Зуга-губернатор» выдвигают аргумент, что Игоря Михайловича не особо любят местные политические и бизнес-элиты. И поэтому, мол, его кандидатуру при утверждении в Кремле срежут еще на взлете. Сторонники версии, напротив, считают, что в свете новой политики Кремля будут востребованы губернаторы именно такого плана. Без любви, но работящие.
Вольфганг Винтерхолд