Даже проведение конкурсов не остановило войны на рынке маршрутных перевозок Омска. В порядки вещей стали выбитые стекла и угрозы расправы.
Несмотря на проведение конкурса среди омских автоперевозчиков, войны газелистов в Омске не утихли. Один из ярких примеров – маршрут № 317, который идет от улицы Труда до улицы Романенко. Как раз на улице Романенко и разворачиваются основные баталии. Началось все с того, что индивидуальный предприниматель Александр Макаров выиграл на этом маршруте 22 места, а ООО «Автодор», учредителем которого является известный предприниматель Николай Артемьев, по некоторым данным, получило 5 мест. Но после проведения конкурса часть «макаровских» газелистов перешла в «Автодор». Сами они отказываются говорить, почему приняли такое решение, а вот те, кто остался предан своему индивидуальному предпринимателю, охотно рассказывают, почему они не перешли к Артемьеву и как их заставляют это делать.
Водитель маршрутки, представившийся Александром, говорит, что люди, нанятые «Автодором», творят фактически беззаконие.
– Вот несколько дней назад стою я на конечной, – рассказывает водитель. – Один с одной стороны подходит, другой – с другой. Говорят: «Ты никуда не поедешь». В тот же день я поехал, а из кустов выбегает хлопчик в маске, капюшон на голове, кидает камешек, разбивает зеркало и убегает. Пассажиры падают с испугу. Я вызвал полицию. Составили протоколы. Обычно ловят нас на конечной, а стекла бьют и на маршрутах. Хотя был и тут один, как будто дорогу переходил, а потом кирпич из сумки достал и запустил в стекло. Вот теперь стоят полицейские, охраняют нас, как в детском саду.
На остановке «Улица Романенко» действительно стоит полицейская машина. В присутствии стражей порядка ничего не происходит, никаких подозрительных людей на конечной нет. Между тем газелист Александр продолжает рассказывать, что разборки здесь продолжаются уже несколько месяцев, причем начались они еще до конкурса:
– В феврале мне проткнули три колеса. 21-го числа ключи забрали, нам пришлось бегать по «конечке» за пацанами. 23-го колеса прокололи. Это было еще до конкурса, не прекращается и после конкурса. В основном, орудует молодежь. Они хотят, чтобы я перешел на их лицензию. Сначала, вроде, мягко подходят. Говорят: «А вы не хотели бы…» А потом переходит все на угрозы и мат.
Водитель говорит, что работает на этом маршруте почти 10 лет, но такого еще не было. Сейчас же каждое пришествие незваных гостей заканчивается заявлением в полицию и судебными разбирательствами. Но в суде нападавшие молодые люди отделываются только 1000-рублевыми штрафами за мелкое хулиганство. Александр считает, что ничем хорошим это не кончится, но сам переходить в «Автодор» не хочет. У него своя машина, и те условия, которые предлагает предприниматель Макаров, его вполне устраивают.
Интересно, что автомобили «Автодора» и ИП Макарова стоят рядом. Ведь водители знают друг друга годами, просто сейчас произошло разделение.
– Мы все здесь лет по десять работаем. Просто сейчас получилось, что один в «Автодоре» работает, а другой – на Макарова. А так-то мы дружим, – говорит еще один водитель маршрутки Николай Шарыпов.
На лобовом стекле машины самого Николая видны следы от попадания тяжелого предмета. Несколько дней назад, когда за рулем был его сменщик, машину Шарыпова тоже атаковали.
– У меня выходной был, и случилась такая беда, – сетует Николай. – Мне, вроде, ни разу не угрожали, но тоже подходили и говорили: «Ты хозяйке скажи, что переходить надо». Но переходить мы не собираемся, а зачем? И хозяйка машины не хочет переходить, говорит: «Если что, вызывайте милицию».
Интересно, что в «Автодоре» говорят, что все нормально. Более того, представитель «Автодора» Анатолий Войтенко заявил, что это люди Макарова угрожают его водителям.
– Господин Макаров, там у него еще руководителем является господин Рязанцев, который постоянно пытается чернить нас. Вот люди переходят, а он начинает втягивать милицию, криминальные круги. Недавно привел людей кавказской национальности, которые ездили по всем конечкам, пытались предложить организацию Макарова. Чтобы мы машины убирали и все работали бы под эгидой Рязанцева, который ведет себя, как бандит, как в 90-е, – заявил Войтенко в комментарии «Антенне-7».
Интересно, что в департаменте транспорта не видят проблемы в этом конфликте. В комментарии тому же телеканалу директор департамента Олег Осинский сказал, что обстановка, в целом, под контролем.
Вместе с тем такие же конфликты между «Автодором» и «макаровскими» случаются на 365-м и 429-м маршрутах. Там идут не менее тяжелые бои, и каждая сторона считает себя правой.
Евгений Яровой
Фото Светланы Саликовой