Кажется, впервые Петри Матикайнен предстал перед публикой вне стен ледовой арены, и это сразу же дало о себе знать: строгий черный костюм сменили джинсы с футболкой, а сам Петри, наконец, заговорил о чем-то кроме хоккея.
Теперь мы знаем, что родился он на востоке Финляндии и с детства привык к морозам, бегая с клюшкой на улице по пять-шесть часов. Поэтому сейчас, в разгар декабрьской стужи, чувствует себя в Омске вполне комфортно, и временами, если повезет, его можно увидеть в центре города, совершающего вечернюю пробежку с покрытой инеем бородой.
Еще Петри любит плавать в проруби и, по его словам, с удовольствием примет участие в крещенских купаниях вместе с коллегами и земляками Сантери Хейсканеном и Паси Нурминеном.
Про Паси тренер упомянул и отвечая на вопрос, существует ли в Финляндии подобный русскому обычай занимать друг у друга деньги при необходимости.
- Естественно, мы занимаем друг у друга деньги, особенно если мы близкие друзья. Последний раз я брал в долг у нашего тренера вратарей Паси Нурминена. У меня не было с собой денег, а у него они всегда в кармане. Это было всего месяц назад, и долг ему я уже вернул,— добавил Петри.
— Было ли такое, что кто-нибудь не возвращал вам долг? — тут же поинтересовались фанаты.
— Может быть, но я такого не помню.
В числе любимых блюд у Петри Матикайнена — сырая рыба с луком и специями и красная икра. По его словам,он наверняка полюбил бы и черную, но она слишком дорогая, и пока он её не пробовал. Из фильмов Петри предпочитает драмы, не брезгует комедиями, чтобы расслабиться и забыться; любит истории, основанные на реальных событиях, и не любит космическую фантастику, объясняя это тем, что он слишком земной человек.
— Как вам новогодняя форма «Авангарда? — спросили фанаты у Петри, и он признался, что пока ее не видел, но она ему наверняка очень понравится.
— Как бы вы смотрели на то, чтобы нарядить заодно и тренеров, например, в костюм Деда Мороза или Снеговика? - поинтересовались болельщики следом. Вопрос тренера рассмешил, но в тупик не поставил.
— Для меня главное, чтобы команда побеждала. Если что-то поможет команде победить — я это сделаю, мне всё равно.
Вообще, одно из выдающихся качеств Петри Матикайнена — деликатность на грани со скрытностью. Так, на вопрос о том, приходилось ли главному тренеру когда-нибудь плакать, он ответил уклончиво, в том духе, что любой человек в своей жизни когда-нибудь плакал, от боли или от радости, и что очень важно уметь показывать свои эмоции. Подтверждая стереотип представления о финнах, тренер производит впечатление человека добродушного — с удовольствием шутит, легко смеется и очень сожалеет по поводу того, что временами на тренировках приходится кричать на игроков матом. Однако, по словам Петри, иногда он вынужден к этому прибегать, чтобы до человека дошло, что от него требуется. Когда же речь зашла о финской медлительности, Матикайнен лишь шутки ради попросил время подумать над вопросом, но потом вполне серьезно ответил, что его подобные стереотипы совершенно не касаются и не беспокоят, потому что он хорошо знает, что он за человек. Понять, что Петри Матикайнен за человек, помогает и его ответ на вопрос, не собирался ли тренер покинуть команду после неудачного начала сезона.
— Я прекрасно понимал, что работа тренера, особенно в России, — это всегда стресс и для тебя, и для команды. Вы добьетесь успеха только в том случае, если способны хорошо работать под давлением. Мне даже в голову не приходило уйти. Иногда полезно упасть, чтобы потом подняться, сплотить команду, поработать над этим вместе и прийти к результату. Самое главное— верить в себя, в то, что ты делаешь, и уметь донести это до команды. Объяснить каждому из хоккеистов, какую важную роль он играет. Если у тебя нет сомнений в себе — ты сможешь зарядить этим и всех вокруг.
Павел КРЕСЛИНГ Вечерний Омск