История о том, как нашего эксперта заманили бесплатной косметической процедурой, а затем вынуждали добровольно расстаться с 40 тысячами рублей.
Однажды утром нашего «народного эксперта» Елену Яровую поднял неожиданный звонок. Приятный, но настойчивый женский голос предлагал пройти бесплатную спа-процедуру. Молодая авантюристка Яровая согласилась, почувствовав тему для очередной серии проекта «Народный маркетинг». И не прогадала!
Стань богиней почти бесплатно
– Откуда у меня ваш телефон? К сожалению, не знаю, наверно, ваши знакомые нас посоветовали. Почему процедура бесплатная? Так это у нас предновогодняя акция такая, – убеждала Яровую собеседница.
Компания, сулившая превращение из Золушки в принцессу, носила подходящее сказочное название – «ДеШели» (DeSheli). Многочисленные отзывы на форумах, сарафанное радио, офис в центре города. В общем, уже в тот же день «клиентка» стояла на пороге этой косметической фирмы. В центре вместительной комнаты неизменно улыбчивые сотрудницы сообщили Яровой, что персональный консультант на всех парах мчится к ней.
Коротая время в ожидании, она наблюдала прелюбопытную сценку. Немолодая дама выпытывала у женщины в белом халате:
– Почему у меня никак не растут волосы?
А та ей отвечала:
– Так это вопрос небыстрый, всего два месяца прошло. Может, сейчас и незаметно, но скоро вы увидите на своей голове густую шевелюру.
Наш эксперт, в свою очередь, мысленно усомнился в правдивости этих обещаний. Ее размышления прервала подоспевшая консультантка, женщина лет 40 в потрепанном несвежем халате с логотипом фирмы. Придирчиво разглядев Яровую, она предложила снять верхнюю одежду в мини-гардеробе, к слову, до отказа набитом дорогими шубами. В общем, даже раздевалка всем своим видом говорила: у этой фирмы клиентов пруд пруди.
Консультант, представившись Оксаной, поманила «клиентку» в маленькую комнатушку и прикрыла за собой дверь. Было ясно слышно, как за тонкими перегородками других клетушек переговариваются другие консультанты и их подопечные.
– Давай сразу на «ты», – с места в карьер начала благодетельница Яровой. – Что ты знаешь о нашей компании?
Признаться честно, до молодой мамы доходили только отвратительные отзывы о «дешелистах», но она интеллигентно соврала: видела рекламу, знакомые что-то говорили. А консультантка, воодушевившись, доверительно сообщила, что их фирма торгует косметикой новейшего поколения.
– Ее делают евреи, а они знают толк в красоте, – просвещала она. – Это не массовая косметика, а космецевтика. Она так называется, потому что наши препараты отпускаются только по рецепту врача.
Также Оксана поведала, что большинство косметических средств, в том числе и те, которыми пользуется Яровая, – гормонального происхождения. Их давно запретили по всему миру, а у нас почему-то торгуют. И только суперсредства «ДеШели» гарантируют представительницам прекрасного пола возможность отодвинуть неизбежный процесс старения лет на 10-15. В общем, обрабатывали клиента в лучших традициях сетевых фирм.
– Зачем тебе косметика, которая не приносит результата? – с эффектностью американского проповедника то и дело вопрошала консультант.
Золотой ты наш клиент
После яркого вступительного слова сотрудница фирмы предложила Елене Яровой посмотреть на себя в зеркало. И тут же огорошила, разглядев на ее молодом лице признаки начала какой-то неприятной болезни. Которые, конечно же, легко устранить с помощью «дешелистской» косметики.
И практически тут же приступила к процедуре, ради которой, собственно говоря, молодая мама сюда пришла. Нанося на лицо Яровой примочки и кремы, дама заодно прилежно использовала все методы психологического воздействия, которым ее научили на соответствующих курсах. Перебирая бусы, похожие на четки, и пристально глядя в глаза, она сыпала подробностями из личной жизни, а заодно и пыталась раскрутить на «задушевную беседу».
– Вот ты думаешь, сколько мне лет? 32? Нет, 42! А три месяца назад я выглядела вот так, – и извлекла бейджик с фотографией дурного качества. Со снимка смотрела дама лет 50, впрочем, чертами лица мало напоминавшая новую знакомую нашего эксперта.
Далее Оксана попыталась выяснить источники доходов Яровой.
– Если муж отдает тебе зарплату, то ему вовсе не обязательно знать, сколько его жена тратит на косметику. Если бы мой муж узнал, сколько я «бабок» истратила, он бы «офонарел» – с женским простодушием наставляла она. – А если сама зарабатываешь, еще лучше!
Проще говоря, прощупывала почву для честного отъема денег. Обработав клиентке великолепными средствами ровно половину лица, консультантка победно спросила:
– Ну как?!
Ощущения оказались недурными, и «народный эксперт» повосхищалась чудесным эффектом. А Оксана, в свою очередь, решила, что клиент почти у нее в кармане. И начала уговаривать Яровую приобрести чемоданчик в роскошном белом дизайне с набором косметических средств «всего» за 45 тыс. рублей. И пока отвисшая челюсть нашего эксперта возвращалась на место, сообщила, что ей самой в свое время пришлось ехать за таким набором в Тюмень.
– А тебе повезло, как раз к Новому году подвезли ограниченное число таких чемоданчиков. Одна моя клиентка, получив этот набор, разрыдалась от счастья, – многозначительно добавила она.
Решив, что она недостойна быть в числе таких счастливчиков, Яровая предприняла первые попытки к отступлению:
– В данный момент у меня нет такой суммы денег, я должна подумать!
– Нет-нет, – досадливо замахала руками консультант. – Нужно принимать решение здесь и сейчас! Тем более, оформив договор сегодня, вы заплатите на 5,7 тысячи рублей меньше, получаете массу подарков и сюрпризов, а также можете оформить рассрочку платежа без предоплаты.
И поведала, как одна ее клиентка буквально сегодня, услышав, сколько стоит «Золушкин набор», не моргнув, выложила всю сумму. Хотя работает мойщицей посуды.
Яровая же вновь отказалась от навязываемой косметики. Консультант в ответ скороговоркой начала рассказывать про своих многочисленных родственников и знакомых, осчастливленных косметикой «ДеШели», и, кажется, пыталась «заговорить зубы».
Суперскидка для матери-одиночки
Поняв, что «клиент» остался холоден и к этим аргументам, она прибегла к последнему проверенному средству.
– Сейчас вызову управляющую, возможно, она вам сделает индивидуальную скидку по социальной программе.
Как из-под земли выросла дама с внешностью кинозвезды и, подмигнув, пообещала, что сделает все возможное, чтобы «скостить» сумму платежа.
– Я скажу директору, что вы мать-одиночка с двумя детьми, – заговорщицки улыбнулась она и упорхнула.
Через некоторое время управляющая вернулась:
– Теперь вы в нашей секте, – и протянула молодой маме маловразумительную бумажку с начертанными непонятными цифрами.
Осознав, что это единственная услышанная за два часа «промывания мозгов» сермяжная правда, Яровая сделала финальный рывок на свободу:
– Мне все понравилось, но я не готова платить столько за косметику, до свидания.
– Так бы сразу и сказала, ты меня выставила в дурацком виде перед начальством, – консультант попыталась воззвать к голосу совести. Она начинала понимать, что ее старания были напрасными.
Но наш эксперт уже мчался к выходу без оглядки. И прагматично размышлял о том, что на 45 тысяч рублей можно приобрести дубленку, отдохнуть за границей или просто месяц кормить-одевать всю семью.
Итог этой авантюрной истории: молодая мама попалась в лапы очередной сетевой фирмы с грубой маркетинговой политикой. Сотрудники «ДеШели» заманивают людей бесплатными косметическими процедурами, в ходе которых всеми способами навязывают некие чудодейственные препараты. Не оставляя клиентам времени на раздумья, с помощью сомнительных уловок, они почти силой заставляют подписывать договор «здесь и сейчас».
Мнение экспертов
Консультант салона красоты Елена Лапова считает, что среди сетевиков все чаще попадаются фирмы, в числе которых и «ДеШели», побуждающие клиента заключать договор на кругленькую сумму «на месте». Их методы работы топорные и грубые: в ход идут психологические уловки и банальные оскорбления. В своем стремлении «развести» на деньги они порой доходят до абсурда, а могут и вовсе опуститься до базарной ругани. Клиентку, отказавшуюся покупать их косметику, они проводили словами: «Вам-то, толстым, проще на эти деньги батон колбасы купить».
Юрист областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Виталий Сурков, в свою очередь, рассказал, как вот уже на протяжении года к нему за помощью обращаются жертвы «дешелистов».
– Люди успевают опомниться уже после того, как заключили договор, – говорит Сурков. – Чаще остальных от действий сетевиков страдают омичи зрелого возраста. В основном, люди приходят жаловаться на высокую стоимость проданной им косметики. Проще, если упаковки с препаратами не вскрыты, ими не успели воспользоваться. Тогда вопрос решается мирно – косметику возвращаем в фирму. Как правило, руководство компании также не заинтересовано доводить дело до суда, и поэтому охотно идет на уступки. Сложнее, когда потребитель успел воспользоваться купленными средствами, тогда доказать его правоту можно, скорее всего, в суде.
Еще одна большая группа пострадавших, по словам Виталия Суркова, – те, кто заключил договор о приобретении в кредит. Люди вместо того, чтобы внимательно прочитать условия письменного соглашения, верят сотрудникам фирмы на слово. И потом оказывается, что клиенту была обещана одна сумма выплаты, а в договоре прописана другая, естественно, более высокая.
– В данном случае мы также стараемся уладить дело в досудебном порядке, – отмечает юрист. – Поскольку доказать факт использования сотрудниками фирмы психологического давления на клиентов в суде достаточно трудно. На сегодня шквал претензий немного поутих. Правда, на днях приходила женщина с жалобой на неэффективность косметики, но это уже проблема не юридического плана.
Вообще же я бы посоветовал не соглашаться на якобы бесплатные услуги. Не ходите вы на все эти спа-процедуры и программы омоложения! А если все-таки переступили порог сетевой фирмы, ведите себя предельно осторожно и, прежде чем подписывать договор, внимательно его прочтите.
Фото из открытых источников