Пока мы не будем тратить на медицину 10% от ВВП, нечего ждать от врачей качественной работы, уверен Юрий Иванишко, профессор, доктор медицинских наук, член правления Общества офтальмологов России.
Для тысяч людей этот человек - свет в конце тоннеля в буквальном смысле этого слова. Ведь он спасает от слепоты тех, кому уже все отказали. Причём делает это в российской провинции, в Ростове-на-Дону. Но мы с доктором говорили не только и не столько о зрении, а о том, почему врачи черствеют душой, а бюрократы от медицины предпочитают этого не видеть.
Кто учит и лечит
«АиФ»: - Недавно в «АиФ» выступил выдающийся российский онколог академик М. Давыдов и с горечью признался, что, если бы сейчас перед ним вновь стоял вопрос выбора будущего, медиком он не стал бы. Профессия врача стала абсолютно непривлекательной. Согласны с ним?
Досье
Юрий Иванишко родился в 1954 г. в Ростове-на-Дону. В 1976 г. провёл первую лазерную операцию на юге страны. Разработал более 30 методик операций. Гендиректор глазной клиники «ИнтерЮНА», специализирующейся на лечении патологий сетчатки.
Ю.И.: - Начнём с того, что общество наше, страна не создали условий для того, чтобы человек стал полноценным врачом. Во всём мире самые благополучные люди - это те, кто нас лечит и учит, начиная с детсада и кончая университетом и наукой фундаментальной. Те, кто за нас воюет, - армия, и те, кто охраняет наш покой, - полиция. Это основа государства, главные люди. И платить за их работу должны так, чтобы любая медсестра была абсолютно спокойна за себя, за кров, за детей и прочее, потому что она очень хорошо училась и теперь достойно зарабатывает.
Я уж не говорю о врачах… Вторая проблема - качество образования врачей. Нам повезло, нас ещё учили профессора, которые были учениками профессоров времён Российской империи. По сути дела, нас учили постаревшие Борментали из «Собачьего сердца». Они сами были учениками профессора Преображенского. Но уже я - даже не Борменталь! Да и у нынешних студентов глаза не горят. Они не жаждут подвигов. Какие подвиги, когда кругом сплошная коррупция в вузах!
Если в наше время хороших студентов было процентов 90, и у двадцати из них горели глаза, и из этих 20% получились суперврачи, то сейчас приличных студентов процентов 40. А горят глаза у двух - трёх. Остальные «с горящими глазами» не добрались до института, потому что у них нет денег. И ЕГЭ пока не помогает. Из вузов выходят люди, у которых душа не обучена. Им внушено на уровне подкорки, что, раз я платил за обучение, значит, мне нужно вернуть вложенное. Третья проблема - лучшие уезжают.
«АиФ»: - И вы на «москвоцентричность» жалуетесь...
Ю.И.: - Хорошо, когда в Москву! Но они не находят здесь достойной жизни и уезжают за рубеж. Это и катастрофично, и страшно. Меня самого много раз звали: в 80-е - в Москву, в 90-е - в Германию, в 2000-е - в Швейцарию. Но я про себя всё знаю: что через две недели начну тихонько выть - хочу домой, в Ростов! У большинства нынешних такой привязки к родине нет...
Но, прежде чем обвинять в «непатриотичности», посмотрите на «качество» наших социальных и профессиональных «лифтов». Их нет! Врач зажат со всех сторон. И он разочаровывается...
«АиФ»: - А потом мы требуем особого отношения к нам, пациентам...
Ю.И.: - А вот тут извините! Достойное отношение к каждому пациенту должно быть вбито во всех, начиная с санитарки и кончая главврачом: это близкий человек, которому нужно помочь. Он пришёл к нам с болью. Его от боли надо избавить. А что делается с другой стороны? Со стороны государства? Ответ: вводятся стандарты, где врачу диктуют, как он должен лечить. Для чего нужны эти стандарты? Для точной отчётности? Да. А для пациента и для врача? Они иногда вредны. Я вам скажу, что будет, если следовать только им. Врачи очень быстро научатся «правильно» писать.
Но больной их интересовать будет всё меньше и меньше… В Ростове мудрый минздрав и много главврачей, которые дипломатично обходят все эти ошибки бюрократии и продолжают создавать систему, в которой больной и фактор его излечения остаются в игре. Но из-за непрофессионалов у нас трансплантология, например, отстала от мировой на десятилетия! Но это не вина наша, а беда. Надо в этом разбираться, стараться решать проблемы и всячески поддерживать медицину, а не корить врачей за потерю профессионализма. И честно отдавать себе отчёт: пока бюджет на медицину не будет увеличен хотя бы до 10% от ВВП, сейчас всего 3%, требовать подвижек нельзя!
Где деньги?
«АиФ»: - Уже ведь влили сколько! Но оказалось, что медаппараты купили устаревшие, на них сделали деньги нечистые на руку люди, они стоят в подсобках и гниют. Пшик - миллиарды ушли в песок...
Ю.И.: - Ну, у нас ряд районных больниц теперь не хуже областных центров оборудован... Те, кто думал, что, потратившись на качественное переоснащение, можно двинуть медицину, правы. Но они забывают, что оборудование требует, во-первых, рук и голов, работающих на нём, и второе - обслуживания. И как же можно было не закладывать расходы и на это? Так что мысль здесь изначально правильная, но реализация... Чиновник должен решать вопросы, поступающие «из окопов». Врачи - на передовой, а чиновники - это, извините, части, которые обеспечивают их боеприпасами, провиантом. Не наоборот! Потому что из окопов виднее, как побеждать врага, то есть болезнь.
«АиФ»: - Недавно была обнародована цифра: в 2011 г. россияне оставили за границей $1 млрд за медицинские услуги.
Как сберечь глаза?
✔ Надо показывать врачу свои глаза не реже, чем зубы, - раз в полгода. И ешьте меньше, но качественную еду: лучше морковку от бабушки на рынке, чем мясо неизвестного происхождения. ✔ Малейшие сомнения в качестве зрения, особенно при диабете, дистрофии сетчатки, - бегом к врачу. Если проблемы серьёзные, посоветуйтесь с доктором, и он отправит вас в нужный центр. ✔ Операцию по коррекции зрения можно делать, когда у вас неосложнённая близорукость выше 3,5 диоптрии.
Ю.И.: - Всего лишь? Я думаю, что больше. Но должен предупредить пациентов - это не всегда оправданно. Сужу по своей области медицины. У нас есть передовая офтальмология. Святослава Фёдорова знает каждый школьник, кроме него - Ерошевский, Краснов, Волков, Тахчиди, Аветисов, Пивоваров, Акопян, Трояновский, Бойко, Измайлов, Столяренко…
Простите, если кого забыл. Сейчас мы в тренде. И лечить глаза за границу ездить не надо. Наоборот, к нам едут. В Ростов аж из США приезжали те, кому уже все отказали. Ростов москвичи и питерцы называют «третьей офтальмологической столицей России» по количеству классных глазных клиник. Но первыми «за пределы» едут лечиться сами чиновники разных уровней. Видимо, они-то понимают, что творят с собственной медициной...
«АиФ»: - Природа не предполагала, что в ХХI в. появятся мобильники, айпады. Не из-за них ли люди катастрофически теряют зрение?
Ю.И.: - Цивилизационную угрозу преувеличивать не надо. Дело в том, что человек - самая адаптирующаяся система из всех живых существ, которые есть на Земле. Раньше было важно заметить зверя вдалеке. А сейчас важно - видеть буквы вблизи. Рост близорукости - это компенсаторная реакция. Другое дело, что эту близорукость нельзя пускать на самотёк. Беда, когда идёт быстрый рост глазного яблока. Но чем цивилизованнее общество, тем больше близоруких. А вот что на самом деле страшно для нашего «зеркала души» - это микроинтоксикации. Каким воздухом дышим, что пьём и едим. Поэтому вывод: сейчас наилучшие условия с точки зрения стратегической перспективы выживания имеют самые слаборазвитые народы, где нет промышленности. Или самые сильные, где проблему уже поняли и преодолели.
Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/health/article/56617