Чистота в Тюмени поражает. Вроде те же узкие улицы и громадный частный сектор, та же взбалмошная жизнь крупного мегаполиса. А мусора на улицах нет - вот в чем фишка.
- В 2006-2007 годах мы кардинально изменили подход к благоустройству Тюмени. Продумали и выстроили механизм взаимоотношений между участниками процесса благоустройства, прописали в нормативно-правовых актах обязанности и ответственность каждого из участников. Бороться нужно с причинами – в сфере обращения с отходами, разобщенностью полномочий, отсутствием четкого контроля, - говорит Алексей Кивацкий, начальник отдела природопользования комитета по экологии и благоустройству департамента городского хозяйства администрации города Тюмени.
Когда начинаешь присматриваться, как организована в Тюмени служба благоустройства, многое становится понятным. Со всех центральных тюменских улиц убраны киоски общепита, торговли табаком, пивом, жевачкой и прочей мелочью. Оставлены лишь павильоны с мороженым и киоски Роспечати. Через каждые 20 метров — урна для мусора, через каждые 200-300 метров — общественный туалет. С раннего утра до позднего вечера на улицах работают люди в ярко-оранжевой спецодежде с ведрами и граблями из служб благоустройства.
«Не мусорьте на улицах!», «Тюмень должна быть чистой!», «Экономика начинается с чистоты и порядка!» - мощно поставленная социальная реклама на благоустроительную тему прочно вошла в сознание тюменцев.
Началась вся эта работа с тщательной инвентаризации городской земли. Был определен правообладатель территории по каждому квадратному метру территории города - от спортивной и детской площадки до межквартального проезда или сквера. Все это разбили на 45 имущественных комплексов, благоустройство каждого из которых поручили конкретной подрядной организации. На всех участках есть свои квартальные. У каждого квартального казенный сотовый телефон и четкий фронт работы. И дело пошло.
Первую половину дня квартальный обходит подведомственную территорию. Все непорядки берутся на карандаш и фотокамеру. Будь то незакопанная яма. Разбитый фонарь или сломанная скамейка. Эти документальные факты тут же по электронной почте отправляются в соответствующие организации. После обеда квартальный контролирует реакцию ведомств, следит, как устраняются неполадки. Участвуют квартальные и в оборудовании контейнерных площадок для сбора отходов.
- Для квартального обязательно высшее техническое образование, желательно строитлеьное. Он проверяет состояние придомовых территорий, проездов, соблюдение графика вывоза ТБО, контролирует хозяйствующие субъекты на предмет заключения договоров на вывоз отходов, взаимодействует с управляющими компаниями и старшими по домам. Результат работы квартальных виден всем — город стал гораздо чище, говорит Андрей Сенатов, начальник отдела содержания имущественных комплексов МКУ "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени".
В решении проблемы благоустройства все городские ведомства Тюмени участвовали сообща: департамент городского хозяйства, управы округов, перевозчики ТБО, комитет по экологии благоустройству. Работа по очистке города базируется на нескольких документах. Это - Правила благоустройства Тюмени, Постановление администрации Тюмени об утверждении порядка сбора и утилизации ТБО и Кодекс Тюменской области об административной ответственности. За административные нарушения в Тюмени очень большие штрафы. Напакостил — перечисли деньги на уборку. Акты на штрафы для рассмотрения в административно-технической инспекции составляют квартальные. Поэтому в Тюмени квартальных очень уважают.
Совсем не случайно. что отсутствие механизмов управления работами по благоустройству провоцирует в Омске парадоксальные ситуации. Например, стоит в центре Омска торговый павильон с прилегающей территорией. А мусор предприниматели выбрасывают в контейнеры близлежащего дома, вместо того, чтобы заключить договор с компаниями, которые занимаются вывозом мусора. Вот вам и грязь в городе. В Тюмени квартальный бы всех давно «на уши» поставил и штрафом пригрозил.
Происходит это потому, что в Омске плохо работают правила благоустройства и порядок обращения с отходами. Например, нет нормы, где было бы прописано, что юрлицо должно иметь договор на вывоз мусора. В Тюмени все обстоит с точностью до наоборот — там прописаны виды и источники образования отходов, требования к местам сбора твердых бытовых отходов — площадкам, контейнерам, кто отвечает за их содержание, переполнение, чистку и т. д.. Составлены графики и маршруты вывоза отходов для возчика. Определены ответственные за подбор мусора при его выгрузке в мусоровоз. Для контроля соблюдения графиков все машины оснащены системой GPS-навигации. Прописаны правила приема отходов на санкционированных местах их размещения. Чтобы избежать появления стихийных свалок, возчики отходов предоставляют отчетность о фактически доставленных отходах на полигон ТБО, где ведется их учет. Сейчас в городе есть ряд производств по переработке отдельных видов отходов, идет реализация инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего завода. Администрация Тюмени стремится к тому, чтобы переработке подвергалось 100 % образующихся отходов.
На каждой мусорной площадке в Тюмени обязательна табличка с информацией: кто перевозчик ТБО, и кто отвечает за санитарное состояние площадки.
В отличие от Тюмени в Омске нет ни четких правил работы по благоустройству, ни инвентаризации собственников территорий. Перечня хозяев каждого городского клочка земли с разбивкой до квадратного метра в Омске нет в принципе. Междворовые проезды, спортивная и детская площадка — чьи они? Общее, как известно, ничье, поэтому спросить за беспорядок не с кого. Это порождает возможность чиновничьего мухлежа, давления на предпринимателей. А когда ответственность размыта и не с кого конкретно спросить, разным ведомствам очень удобно ссылаться на отсутствие бюджета, но при этом брать взятки с предпринимателей, предпочитающих откупиться, чем связываться с чиновниками.
В Тюмени идет четкое согласование нескольких служб: комитета по экологии, окружных управ, администрации города, департамента городского хозяйства. Они постоянно в совместной работе. Ведущее звено в этом процессе — городской комитет по экологии, куда стекается вся информация. Здесь есть четкий реестр компаний-перевозчиков мусора, утвержденный Городским советом. На каждом имущественном комплексе, как правило, работает один перевозчик. А управляющие компании обязаны организовать складирование ТБО и вывоз крупногабаритных отходов. ТБО вывозятся ежедневно, а количество контейнеров на площадке не должно быть больше пяти, причем за каждую контейнерную площадку отвечает конкретная управляющая компания. Есть и полный реестр контейнерных площадок. Недавно администрация Тюмени закупила специальные мусоровозы и 15 тысяч евроконтейнеров, под которые были специально согласованы площадки. Администрация участвует и в работе по утилизации, в обустройстве полигонов по сбору бытовых отходов по принятой городом программе.
В Омске картина совершенно иная, в микрорайоне свободно может быть одна контейнерная площадка на группу домов, которые обслуживают разные УК. Кто из них будет заказывать и определять объем вывоза мусора, разобраться трудно. Один городской департамент вопросы благоустройства и вывоза мусора поднимает, второй отказывается в этом участвовать, третий штампует отписки. Общего понимания вопроса нет, потому что нет документа, где бы была прописана вся система этой работы и ответственность за ее невыполнение.
Что касается самих правил благоустройства города, то если в Тюмени в подобном документе прописано абсолютно все — от того, что такое архитектурные малые формы, где они должны располагаться, какое должно быть количество урн и как должна выглядеть контейнерная площадка, то в Омске и близко нет ничего подобного. А нет конкретных правил по благоустройству — снова в городе грязь.
Подходы к решению вопросов благоустройства и очистки от мусора городских территорий и для Тюмени, и для Омска очень простые и понятные. Они опираются на комплексный подход, четкую инвентаризацию собственников земли, конкретные правила работы и меры ответственности , взаимодействие городских служб, работу с населением, а главное — на желание навести порядок. И все это можно и нужно сделать. Не хватает одного — четкой постановки вопроса и твердого решения мэра и Горсовета. Сейчас пришло время это решение принять.