Вступил в законную силу приговор, вынесенный Омским районным судом в отношении 50-летней жительницы Ленинского административного округа, которая обвинялась в убийстве бывшего мужа. Супруги, у которых было трое взрослых детей, развелись еще в 1995 году, но продолжали жить в одной квартире вплоть до трагической развязки, произошедшей в начале октября прошлого года.
Если милые бранятся - только тешатся, то застарелые конфликты между супругами, прошедшими в своей долгой семейной жизни, как говорится, все круги ада, порой заканчиваются печально.
То, что произошло с Татьяной Павловной и ее бывшим супругом Сергеем Алексеевичем, на первый взгляд может показаться какой-то фантасмагорией. Вот и во время следствия женщина говорила, дескать, что-то на нее нашло, чего раньше никогда не бывало. В тот момент, когда пьяный муж стал кричать на нее и оскорблять последними словами, она вдруг поняла, что в него «вселился дьявол, он издавал неестественные, нечеловеческие вопли, а лицо у него менялось, как у монстра».
Вот после этого якобы она и взяла в руки скалку, чтобы защитить себя и свою семью от этого чудовища. Разумеется, такая трактовка тех трагических событий суд не убедила. К тому же согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, эти слова следует расценивать как защитно-установочные высказывания в условиях субъективносложной судебно-следственной ситуации. Словом, ни о какой мистике в этом деле речь не идет, все оказалось проще и гораздо страшнее.
Естественно, у супругов за их долгую совместную жизнь накопилось друг к другу немало претензий. Дело, как говорится, житейское. Ни в одной семье без конфликтов не обходится, и, как правило, чаще всего супруги придут к консенсусу, но, бывает, эти самые конфликты носят такой разрушительный характер, что дело заканчивается разводом. Причем инициаторами окончательного разрыва супружеских отношений, как правило, становятся женщины, которым надоело, к примеру, ежедневно видеть пьяную физиономию мужа и безропотно сносить его оскорбления, а то и рукоприкладство.
Вот и Татьяна Павловна, женщина, безусловно, решительная и вполне самодостаточная, по этим причинам в 1995 году развелась с супругом, несмотря на то что у них было трое детей. Но после того как она официально утратила статус замужней женщины, ее жизнь практически не изменилась. Сергей Алексеевич так и остался жить в квартире, на которую, кстати, тоже имел законные права, только стал гораздо больше пить и чаще доводить до слез и жену, и детей. И такая жизнь продолжалась почти шестнадцать лет. При этом семья была настроена категорически против него, но все терпели. Не хотели выносить сор из избы.
Но всему бывает предел. Развязка наступила вечером 2 октября. Трудно сказать, насколько искренней была в своих показаниях в суде Татьяна Павловна, но, по ее словам, муж вернулся домой около девяти вечера, как всегда, в сильном подпитии и с порога стал ее оскорблять. Они проживали в двухъярусной квартире. Женщина жила с детьми на втором этаже, а бывший муж обосновался на первом. Услышав его ругань, Татьяна спустилась вниз. В коридоре якобы муж пытался ее ударить, но она увернулась. Во время ссоры он сделал еще несколько попыток ударить женщину, но всякий раз безуспешно, поскольку едва держался на ногах. При одной из таких попыток супруга толкнула его, и он упал на спину, ударившись головой о бетонный пол. С трудом поднявшись, бывший муж, дескать, направился на кухню, высказывая угрозы свести с ней счеты.
Она решила - за ножом, чтобы убить ее. Женщина пошла вслед за ним. В тот момент она очень сильно испугалась, поскольку была уверена - Сергей обязательно попытается лишить ее жизни. С целью самозащиты она и взяла в руки довольно увесистую деревянную скалку, верное и безотказное оружие наших домохозяек. В этот момент женщина была уже явно на взводе. Все былые обиды и унижения нахлынули на нее, и она поняла, что настало время рассчитаться. Татьяна Павловна, женщина отнюдь не хрупкая, нанесла мало что соображавшему мужику несколько ударов скалкой по голове. Тот впал в еще большее недоумение от такого поворота, замолчал и отправился в свою комнату, держась за разбитую голову, где и прилег отдохнуть на диван.
Но неугомонная женщина продолжила свою экзекуцию. Когда, по ее словам, бывший муж вновь обрел дар речи, то он продолжил свои словесные экзерсисы, причем в весьма грубой форме. После этого она вновь взялась за скалку. Еще несколько увесистых ударов по голове довершили начатый процесс. Нет, дело до летального исхода еще не дошло, но мужик уже потерял всякую возможность сопротивляться и молча лежал с пробитой головой на диване с немым укором в глазах.
Но на этом Татьяна Павловна не остановилась. Как женщина объяснила в суде, через некоторое время домой приехала дочь с мужем, а вскоре появился и сожитель второй дочки. Она рассказала зятьям о конфликте с бывшим супругом и попросила вывести его на улицу, чтобы он, дескать, успокоился. Хотя бедный мужик, безмолвно лежавший весь в крови на диване, был уже не в том состоянии, чтобы хорохориться, парни, которым неугомонный тесть тоже попортил немало крови своими пьяными выходками, бросились исполнять просьбу тещи. Они не только вывели еле державшегося на ногах мужика на улицу, но и, посадив его в машину, вывезли за город в лес, где и бросили на проселочной дороге примерно в двух километрах за поселком Морозовка Омского района.
Парни вернулись домой минут через сорок, доложили обо всем любимой теще, но та, выслушав их доклад, попросила отвезти ее на то место, где они оставили ее бывшего мужа. Поехали обратно. Татьяна Павловна взяла с собой веревку, которую, кстати, приготовила заранее. Сергей Алексеевич лежал прямо у дороги и был еще жив, только находился без сознания. По словам женщины, в тот момент на нее вновь нахлынули воспоминания прошлого о том, как бывший муж высказывал угрозы задушить ее. Для того чтобы он почувствовал, каково это душить человека, накинула ему веревку на шею, после чего стала приподнимать ее за концы.
Но в последний момент зятья ее остановили. Тогда Татьяна Павловна связала бывшему мужу руки и ноги, оттащила тело ближе к лесу, и с чувством выполненного долга оставила мужчину умирать. Как она объяснила свой поступок, - якобы подумала, что через два часа он успокоится, самостоятельно развяжется и придет домой. Вот такую версию, давя на жалость, выдвинула в суде Татьяна Павловна. Дескать, только поэтому она и осталась жива, чудом, можно сказать, спаслась от этого монстра, исчадия ада, от которого страдала не только она, но и вся ее семья.
Дело рассматривалось Омским районным судом под председательством судьи Александра Ушакова. Надо сказать, что судья в нем хорошо разобрался и сумел отделить зерна от плевел. Процесс оказался не таким простым, как могло показаться на первый взгляд. Татьяна Павловна свою вину в предъявленном обвинении признала, но лишь частично. Она пыталась убедить суд, что ее бывший супруг вел себя крайне неадекватно и держал всю семью в страхе. А она, мол, женщина слабая и беззащитная. И вынуждена была пойти на такую крайность, чтобы прекратить наконец многолетние издевательства бывшего супруга, при этом находилась в состоянии аффекта. Однако эти доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Татьяна Павловна была признана виновной в умышленном причинении смерти своему бывшему мужу и получила девять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Александр НЕВАРДОВСКИЙ