Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
Сторону только на сбитом тобою самим плоту…
Иосиф Бродский
В возрасте Иисуса стал директором Музея имени М.А.Врубеля кандидат исторических наук Юрий Викторович Трофимов, выпускник истфака ОмГУ 2000 года.
- Наше давнее знакомство, Юрий Викторович, предполагает доверительные отношения, не так ли? Многие, и я в том числе, помнят начинающего поэта Юру, который не раз публиковался на литературной странице нашей газеты. Но мы — об истории. С чего все началось, почему истфак?
- Думаю, я никого не удивлю своим ответом. Я кончил Большереченскую школу № 2 с серебряной медалью и никем иным, кроме историка, себя и не представлял. Сдал профильный экзамен на «отлично» и отдыхал потом до 1 сентября. До университета я не участвовал в археологических экспедициях, но часто посещал местный музей – моя «малая родина» богата памятниками древности. Кроме всего этого, в школе у нас был прекрасный учитель истории — Евгений Архипович Стряпонов. Кстати, почти все мои одноклассники выпуска того далекого 1995-го года поступили в вузы и успешно закончили их. Я до сих пор уверен, что правильно определил свое призвание и служу ему, как умею.
- Но ведь можно было и ошибиться. Разве так не бывает?
- Это, скорее всего, не тот случай. Каждое студенческое лето я проводил в экспедициях, которые увлекали все больше. Потом это вылилось в кандидатскую диссертацию, защищенную мной в 2004 году по теме «Изучение контактов древних обществ Западной Сибири» под руководством замечательного ученого Сергея Семеновича Тихонова. Это случилось, когда я уже работал в омском историко-краеведческом музее. Именно директор музея - Петр Петрович Вибе – и стал моим главным учителем в музейном деле. Начинал я с младшего научного сотрудника, а с 2006 года работал в должности заместителя директора. В мае прошлого года я стал директором музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
- Как велик коллектив, который Вы сегодня возглавляете?
- Сто семьдесят восемь человек, включая сюда и научных сотрудников, и охрану, и смотрителей залов.
- Не много ли?
- Нет, ведь каждый музейный экспонат уникален, другого такого нет больше! Здесь, в музее, это можно сказать о каждом произведении искусства, даже о самом небольшом. Ведь подобного нет ни в Петербурге, ни в Париже – вообще нигде. Так же, как не может быть двух одинаковых стихотворений.
- Есть мнение, что историки, лучше, чем многие, знающие судьбу своей родины, – люди серьезные, даже зачастую мрачные. А Вы еще и достигли возраста Иисуса...
- Я — мрачный? (смеется). Нет, не сказал бы. Я люблю свою работу, музей. У меня растет сын Тимофей, жена - тоже выпускница нашего факультета. Познакомились в экспедиции. Другая, может быть, и не понимала бы, почему я столько времени провожу на работе, но здесь все нормально.
- И немного о поэзии. В студенческие годы Вы считались перспективным поэтом. Пишете до сих пор?
- Нет, «источник Иппокрены» иссяк. Я считаю это процессом естественным. В юности редко кто не пробует себя в сочинительстве. Я думаю, что это нормально – в молодости, во всяком случае.
- Но ведь не может быть, чтобы не сохранилась Ваша страсть к чтению?
- Конечно же, сохранилась, а как же без этого? Я стараюсь читать каждый день. Если говорить о любимых книгах, это романы Фолкнера, Уоррена, рассказы Варлама Шаламова. И без поэзии нельзя — например, часто перечитываю Иосифа Бродского.
Беседу вела Нина Козорез