Возможна ли в Омске «Кондопога»?
В минувшую пятницу в Омске в Доме журналистов прошел «круглый» стол на тему межнационального согласия, организованный омским отделением Издательского дома «Провинция» (газета «Новое Омское Слово»). Заседание с представителями национальных культурных центров и диаспор региона, профессорами региональных вузов и представителями исполнительных органов власти было приурочено к презентации первого тематического сборника «Голоса России. «Кондопога», выпущенного ИД «Провинция».
«У нас в плане межнациональных отношений вроде бы все хорошо, - так открыл заседание «круглого» стола главный редактор газеты «Новое Омское Слово» Владимир Отяшкин. – Но во Франции тоже вроде бы все было хорошо, однако по стране прокатились этнические волнения. Мы предлагаем вам сейчас обсудить. Как и чем мы можем предотвратить в Омской области любые межнациональные разногласия»
В сборнике «Голоса России. «Кондопога» собраны мнения по проблеме межнациональных отношений нескольких сотен россиян, в числе которых – представители власти и простые рабочие, культурные деятели и представители бизнеса.
Собравшиеся за «круглым» столом кроме общефилософских вопросов межэтнического общения обсудили и актуальные проблемы, связанные с наведением порядка на рынках и введением новых миграционных порядков. Предлагаем некоторые тезисы «круглого» стола.
«Представление о том, что национальный вопрос вторичен – ошибочно, - сказал политолог, специалист по национальным вопросам Владимир Панасенков. – Благополучие народа не в продуктовой корзине. Омская область заселялась волнами, здесь как на вокзале собрались многие народы. В настоящее время у нас 25 культурных центров и более 140 национальностей».
«Что национальный вопрос – дело деликатное, я понял еще в советские времена, когда подарил председателю райкома Усть-Ишима статуэтку Ермака, - поделился воспоминанием начальник правового отдела государственной инспекции труда по Омской области Анатолий Канунников. – После этого к нему перестали ходить татары, которых в этом районе очень много. Председателю пришлось спрятать Ермака».
«Мы пока не пришли к тому, чтобы создать адекватное противодействие экстремизму, - заявил председатель омского отделения Союза армян России Ашот Патоян. - Я много езжу по стране и знаю, что в Омской области национальные отношения построены на должном уровне. Если сегодня здесь власть попустительствовала бы послабление, у нас тоже началась бы резня. Другое дело, что сейчас везде надо создать упрощенную систему для гастарбайтеров. Мне иные соотечественники жалуются, что по три месяца не могут зарегистрироваться. Здесь живут армяне в третьем поколении, среди них есть почетные граждане Омска. На сегодня 50 процентов армян – эмигранты».
«Да, в Омской области после 1917 года и не было никогда национальных конфликтов, - сказал политолог, декан факультета гуманитарного образования Михаил Машкарин. - Из убийства русских парней узбеками в селе Розовка тоже могли бы раздуть что угодно, если бы акцентировали внимание на национальностях. Но там все началось с банальной драки, не более. Но, думаю, сейчас у нас остро стоит проблема с введением новых порядков, согласно которым на рынках должно быть не более 40 процентов не русских. Как их считать, как определять: по гражданству, по форме носа или еще как? Это все требует отдельной проработки»
«Я представитель, пожалуй, самой ненавистной диаспоры, - поразил откровенностью руководитель Омской чеченской диаспоры Альви Джабраилов. - Нам надо научиться терпимости, если мы хотим сохранить государство. В СССР была отличная национальная политика. Мы здесь не были мигрантами, СССР развалили враги, которые пытаются развалить и Россию. Если сейчас не изменится политика Московского царства, Россия развалится».