3 октября 2025 года в Омской области началось возведение стратегического объекта федерального значения – автомобильной дороги «Северный обход города Омска». Масштабный инвестиционный проект призван вывести транзитный транспорт за пределы города, разгрузить центральные магистрали и создать новые условия для развития экономики региона. Его реализация связана с расширением трассы М-12 «Восток» и формированием международных транспортных коридоров, которые соединят Европу и Азию.
Торжественная церемония прошла на площадке будущего моста через Иртыш, где была забита первая свая. В мероприятии приняли участие губернатор Омской области Виталий Хоценко, генеральный директор группы компаний «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин, первый вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. В режиме телемоста подключились заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин и министр транспорта России Андрей Никитин.
Официальную команду на начало строительных работ дал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
– По поручению президента продолжаем строить дорожные обходы городов, – отметил вице-премьер. – Такие участки дают возможность развиваться пригороду, разгружают населённые пункты от транзитного транспорта, способствуют улучшению экологии внутри городов. В Омске дали старт строительству Северного обхода города протяжённостью порядка 66 км с двумя мостами через реки Иртыш и Омь. Это новая транспортная артерия, которая навсегда изменит логистическую карту всего Сибирского федерального округа, откроет перед регионом новые возможности и ускорит интеграцию наших территорий в глобальные транспортные коридоры. Более того, обход станет продолжением масштабной работы по созданию маршрута «Россия» с выходами на Китай, Монголию и КНДР и даст дополнительный импульс экономическому росту в восточном направлении. Наша страна обладает огромными ресурсами, и реализация таких крупных проектов позволяет раскрыть весь имеющийся потенциал и укрепить национальную экономику.
Он также добавил, что строительство сократит пробег транзитного транспорта по маршруту Тюмень – Новосибирск более чем на 20 километров, активизирует инвестиционно-строительную деятельность и увеличит объёмы промышленного и жилищного строительства в северной и восточной частях агломерации.
Министр транспорта РФ Андрей Никитин подчеркнул значимость объекта для всей страны.
– Строительство Северного обхода Омска – значимый проект для транспортной системы России, – сказал министр. – Почти 66 километров дороги напрямую свяжут федеральные трассы на Тюмень и Новосибирск. Это позволит сократить пробег транзитного транспорта более чем на 20 километров, разгрузив город Омск. Со стороны федерального бюджета с 2026 по 2030 год на этот объект предусмотрено более 27 миллиардов рублей.
Губернатор Омской области Виталий Хоценко отметил, что проект станет крупнейшей стройкой последних десятилетий.
– Северный обход – самый масштабный проект последних десятилетий в Омской области, – подчеркнул глава региона. – Это почти 66 километров современной трассы с пятью развязками и двумя мостами, включая новый мост через Иртыш. Обход позволит разгрузить городские магистрали, сделает воздух в Омске чище, а жизнь омичей комфортнее и безопаснее. Важно, что это не только дорожный объект, но и катализатор развития всей северной части агломерации, новых производств, жилищного строительства и инвестиций.
Газпромбанк обеспечивает проект ресурсами в рамках государственно-частного партнёрства и формирует устойчивую модель реализации инфраструктурных инициатив.
– Возведение Северного обхода Омска позволит решить сразу несколько задач, – отметил Павел Бруссер. – Во-первых, значительно улучшится комфорт городской среды в интересах жителей и гостей областного центра за счёт выноса транзитного грузового движения за пределы города. Второй аспект – логистический. Рост перевозок сегодня остро ставит вопрос создания обходов крупных городов. Это обеспечивает баланс между требованиями экономического роста и качеством жизни в мегаполисах. Проект наладит устойчивую транспортную связь с Восточной и Центральной Сибирью, принесёт региону новые рабочие места, улучшит жилищную и дорожную инфраструктуру. Мы рады сделать этот шаг в будущее с нашими надёжными партнёрами: ДОМ.РФ, ГК «Нацпроектстрой» и Омской областью. Поздравляю всех собравшихся с этим символичным моментом.
Генеральный директор группы компаний «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин сообщил, что компания полностью готова к реализации.
Автомобильная дорога будет четырёхполосной, с расчётной скоростью движения 120 км/ч. В составе объекта предусмотрены 19 путепроводов и шесть площадок отдыха. Финансирование осуществляется за счёт федерального бюджета, внебюджетных источников и банковских инвестиций.
Северный обход Омска входит в стратегический план развития транспортной системы России до 2030 года и станет частью международного транспортного коридора, соединяющего Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.