Поиск

К услугам репетиторов массово обращаются учащиеся не только 11-х, но и 9-х классов. Школьные учителя увольняются ради платных занятий.

Начало осени – традиционное время, когда школьники и их родители задумываются о репетиторах. Сегодня без дополнительных занятий сложно качественно подготовиться к сдаче единого госэкзамена. Высокий балл на ЕГЭ – это возможность поступить на бюджетное место в вуз, и ради этого родители многих будущих выпускников готовы основательно потратиться.

Сфера платных образовательных услуг и услуг дополнительного образования демонстрирует уверенный рост, спрос на репетиторов (как и предложение) постоянно увеличивается. Мы решили разобраться, кто готовит омских школьников к экзаменам. Можно ли без репетитора поступить в престижный вуз? И почему одной школьной подготовки для этого мало?   

 «Нанимают репетиторов не только в 11-м классе»

Филолог Мария Исаева не первый год занимается репетиторством. По словам девушки, подготовить всех учеников к сдаче ЕГЭ на высокий балл в школе объективно вряд ли возможно. Отсюда и увеличивающийся ежегодно спрос на услуги репетиторов.

Искать педагогов омичи начинают после Нового года, пик спроса приходится на апрель-май. Чаще репетиторов находят родители, но бывает, что и сами старшеклассники выходят на связь с педагогами.

–  Дети выходят на финишную прямую и чувствуют, что надо подтянуть знания. В 2023 году, к примеру, после Нового года были наиболее востребованы услуги репетиторов по литературе, географии, информатике, а также по химии и биологии. В мае традиционно основной спрос приходится на математику и русский язык, ведь это обязательные дисциплины в рамках ЕГЭ. В целом спрос на услуги репетиторов растет, – говорит Мария Исаева.

Вместе со спросом растут и расценки на услуги репетиторов. Сегодня это 800–1000 рублей за час занятий. Стоимость не сильно зависит от предмета – педагоги по математике и литературе берут примерно одни и те же деньги. Больше стоимость зависит от того, индивидуальное занятие или групповое. Групповая подготовка к ЕГЭ – сейчас также распространенная практика. Главное, что с репетиторами занимаются почти все, кто нацелен на поступление в вуз. Даже сами дети понимают, что без дополнительных занятий в вуз они не поступят.

Еще одна особенность сегодняшних занятий с репетиторами – это онлайн-встречи. Больше не нужно оставаться с репетитором в школе или идти к нему домой. Педагог из Омска может готовить к ЕГЭ ребенка хоть с Камчатки, хоть из Москвы. Дети также могут выбрать педагога из любой точки страны.

– Онлайн-формат позволяет искать репетиторов и в других городах. На сегодняшний день это очень распространенная практика. У меня много учеников из Москвы, из Петербурга, с Дальнего Востока занималась девочка. Моя ученица Настя из столицы в этом году сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и поступила в Высшую школу экономики. Я горжусь ей! Конечно, некоторые родители привыкли к офлайну и просят, чтобы консультации были только личные. Но потом 50 % учеников, которые занимаются офлайн, все равно уходят в онлайн, – отмечает Мария Исаева. - Есть самые разные инструменты и платформы – Skype, Zoom, Discord, которыми активно пользуются репетиторы. Функция демонстрации экрана позволяет ученику наблюдать за всем: он видит материалы, я могу работать даже указкой. При этом ученик не тратит время на дорогу, ведь для 11-го класса время – это очень ценный ресурс.

Услугами репетиторов все чаще пользуются девятиклассники. Многие дети не идут в 10-й класс, а уходят после 9-го в колледжи и техникумы. Чтобы поступить там на бюджетное место, нужно хорошо сдать ОГЭ.

– Для сдачи ОГЭ сейчас нанимают преподавателей едва ли не чаще, чем для сдачи ЕГЭ. Бывает, что сам ученик или его родители чувствуют, что ребенок может завалить экзамен в 9-м классе. В прошлом году ОГЭ в Омске не сдали около 2800 учеников – это много. Даже для пересдачи ОГЭ часто нанимают репетиторов. Ну а подготовку к ЕГЭ лучше всего начинать после 10-го класса – сразу на летних каникулах, – уверена репетитор.

«Детям нужно больше, чем подготовка к ЕГЭ»

Молодой предприниматель Александр Дерябин является основателем сети центров дополнительного образования и подготовки к ЕГЭ. Дерябин ведет бизнес в Омске, Екатеринбурге, Ульяновске и Пензе. Эксперт подтверждает, что все больше школьников отказываются от сдачи ЕГЭ и уходят после 9-го класса. Родители все чаще нанимают для них репетиторов.

– После колледжа или техникума есть варианты поступления в вузы без сдачи ЕГЭ. Некоторые сдают ЕГЭ после колледжа, чтобы потом пойти в вуз. И уже около половины или больше половины детей выбирают колледжи. Раньше таких было 30 %, – приводит цифры Дерябин. - Важность сдачи ОГЭ становится уже не меньшей, чем важность сдачи ЕГЭ. В колледжах сегодня уже серьезная конкуренция. Мы не исключаем, что скоро в колледжи и техникумы будут принимать по результатам сдачи ОГЭ, и тогда спрос на подготовку к этому экзамену вырастет еще сильнее.

Спрос на допообразование, на подготовку к экзаменам определяется демографией. Сейчас детей в возрасте 14–18 лет больше, чем еще два-три года назад. А вот число дошкольников и младших школьников резко сократилось. Поэтому в перспективе сократится и число старшеклассников. Соответственно, сократится и спрос на подготовку к ЕГЭ и на услуги репетиторов.

Многим школьникам для подготовки к ЕГЭ одних занятий с репетиторами мало. Ребенку нужно не только досконально знать предмет, но и понимать, зачем он сдает ЕГЭ, что ждет его в будущем и, в конце концов, кем он станет.

– Мы не только готовим к экзамену, но и проводим в образовательных центрах профориентационную работу с выездом на предприятия. Когда есть понимание, что ты сдаешь ЕГЭ по тому или иному предмету, чтобы стать, условно, врачом или инженером, у тебя мотивация уже другая. Поэтому школьникам сейчас нужно больше, чем просто подготовка к ЕГЭ – им нужно в целом сформировать понимание своего будущего жизненного трека, – уверен Дерябин.

В центрах допобразования, которыми руководит Александр Дерябин, трудится множество бывших учителей, которые выбрали для себя стезю репетитора. И это уже тенденция.

Омские учителя уходят в репетиторы

Учитель истории и обществознания Тамара Гасс 16 лет проработала в школе, а затем решила полностью посвятить себя репетиторству. По словам педагога, это связано не только с финансовым аспектом, но и с самореализацией – у репетитора больше времени не только на то, чтобы качественно подготовить ребенка к сдаче экзамена, но и на собственное саморазвитие и повышение уровня квалификации.

– Благодаря решению уйти из школы в репетиторы у меня появилось время на творчество в преподавании – чего нет у учителей. Я его потратила на создание наглядных пособий по истории, которые буду презентовать на форуме «Инносиб» в октябре, – говорит Тамара Гасс. - Таких педагогов, которые полностью ушли в репетиторство, много. У нас огромное сообщество, где мы учимся методике, развиваем педагогику и новые технологии обучения. Это полноценный бизнес, и переход учителей в репетиторы это уже тенденция.

Как и ее коллеги, педагог уверена, что без дополнительной подготовки успешно сдать ЕГЭ школьнику  невозможно.

– Школа дает фундаментальные знания и не всегда раскрывает всех тонкостей самих экзаменов. Любой экзамен, будь то ОГЭ, ЕГЭ, ВПР или вступительные испытания в некоторых вузах, содержит свои особенности, критерии, алгоритмы и требования, которые если не выполнять, то даже при отличных знаниях можно совершить ошибку, – отметила Тамара Гасс.

«Деньги, которые тратили на взятки, теперь платят репетиторам»

Депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин не видит ничего необычного в том, что учителя увольняются из школ ради репетиторства – репетиторами работать гораздо выгоднее, чем учителями.

– Иногда без репетиторов можно поступить в престижный вуз, но это скорее исключение. И все дело в том, что ЕГЭ – это не только определенный уровень знаний, это еще и определенная технология. И к ней нужно специально готовиться. Известно, что многие филологи – доктора наук не могли сдать ЕГЭ на 100 баллов, потому что есть вопросы, ответ на которые зависит от того, какой смысл ты вкладываешь в то или иное высказывание, – приводит пример эксперт. - ЕГЭ выявляет не столько уровень твоего понимания, сколько уровень твоей «дрессировки» на конкретные задания – когда ты должен угадать, какой ответ ждет от тебя тестолог. Я бы посоревновался в знании литературы с выпускниками профильных гуманитарных классов, но это не значит, что я бы хорошо сдал ЕГЭ.

По словам Смолина, когда вводился ЕГЭ, его преподносили как антикоррупционную меру. И действительно, сейчас коррупция при поступлении в вузы сильно сократилась. Но те деньги, которые раньше родители абитуриентов тратили на взятки, теперь уходят репетиторам.

– В целом по стране с репетиторами занимаются 70 % школьников, а в крупных городах 90 %. Я уверен, что система репетиторства – это, однозначно, плохо. Это значительно снижает возможности ребят из регионов поступать в столичные вузы. На смену неравенству региональному приходит социальное неравенство – не у всех объективно есть средства на репетиторов, особенно в небольших населенных пунктах, – подчеркнул депутат.

Решить проблему могла бы добровольность ЕГЭ – по мнению Олега Смолина, сдавать госэкзамен должны только те, кто планирует поступать в столичные вузы. А всем остальным ЕГЭ не нужен. Не будет единого госэкзамена – отпадет необходимость заниматься с репетиторами.

«Благодаря занятиям с репетиторами я стала врачом»

А что думают о занятиях с репетиторами молодые омичи? Выпускница ОмГМУ Мария Левченко уверена, что только благодаря занятиям с репетитором ей удалось поступить на бюджет в медуниверситет и исполнить мечту – стать врачом.

– Я не вижу ничего плохого в том, что пришлось заниматься с репетиторами для сдачи ЕГЭ по химии и биологии. Да, пришлось потратиться в 10-11-м классах на репетитора, но зато я поступила на бюджет и сэкономила на оплате обучения в разы больше! То есть репетиторы мне оказались более выгодны, чем поступление на «коммер», – говорит девушка. - Зато я подтянула свои знания, мне легче далось обучение, я окончила вуз с красным дипломом и стала врачом. Ничего плохого в том, что школьники обращаются к репетиторам, я не вижу.

По словам девушки, даже в самой лучшей школе невозможно на все 100 подготовиться к ЕГЭ и поступлению в вуз – обязательно нужны дополнительные занятия.

Без репетиторов уже никуда

На сегодняшний день, по мнению и экспертов, и самих молодых омичей, без репетиторов школьникам уже не обойтись. Если хочешь поступить в любой мало-мальски престижный вуз, придется брать дополнительные занятия. Причем даже если учишься в лучшей школе города с лучшими педагогами.

Большинство одиннадцатиклассников вынуждены обращаться к репетиторам  

Вторая важная тенденция – к репетиторам все чаще обращаются девятиклассники. Связано это с их нежеланием учиться дальше в школе и стремлением поступить в колледжи и техникумы. В скором времени, вероятно, именно девятиклассники станут основной целевой группой для репетиторов.

И третье – школьные учителя все чаще уходят в репетиторство и увольняются из своих учебных заведений. Объясняется это просто – доходы у репетиторов выше, чем учителей, а свободного времени больше. Как не вспомнить здесь фразу экс-премьера Дмитрия Медведева, который советовал учителям не жаловаться на низкие зарплаты, а идти в бизнес. Вот учителя и пошли в бизнес.

В целом можно говорить о коммерциализации системы образования – без платных занятий с педагогом успешно сдать единый госэкзамен сложно. При этом основное общее образование у нас все-таки бесплатное, причем по Конституции.

Сергей Энквист 

4349

К услугам репетиторов массово обращаются учащиеся не только 11-х, но и 9-х классов. Школьные учителя увольняются ради платных занятий.

Начало осени – традиционное время, когда школьники и их родители задумываются о репетиторах. Сегодня без дополнительных занятий сложно качественно подготовиться к сдаче единого госэкзамена. Высокий балл на ЕГЭ – это возможность поступить на бюджетное место в вуз, и ради этого родители многих будущих выпускников готовы основательно потратиться.

Сфера платных образовательных услуг и услуг дополнительного образования демонстрирует уверенный рост, спрос на репетиторов (как и предложение) постоянно увеличивается. Мы решили разобраться, кто готовит омских школьников к экзаменам. Можно ли без репетитора поступить в престижный вуз? И почему одной школьной подготовки для этого мало?   

 «Нанимают репетиторов не только в 11-м классе»

Филолог Мария Исаева не первый год занимается репетиторством. По словам девушки, подготовить всех учеников к сдаче ЕГЭ на высокий балл в школе объективно вряд ли возможно. Отсюда и увеличивающийся ежегодно спрос на услуги репетиторов.

Искать педагогов омичи начинают после Нового года, пик спроса приходится на апрель-май. Чаще репетиторов находят родители, но бывает, что и сами старшеклассники выходят на связь с педагогами.

–  Дети выходят на финишную прямую и чувствуют, что надо подтянуть знания. В 2023 году, к примеру, после Нового года были наиболее востребованы услуги репетиторов по литературе, географии, информатике, а также по химии и биологии. В мае традиционно основной спрос приходится на математику и русский язык, ведь это обязательные дисциплины в рамках ЕГЭ. В целом спрос на услуги репетиторов растет, – говорит Мария Исаева.

Вместе со спросом растут и расценки на услуги репетиторов. Сегодня это 800–1000 рублей за час занятий. Стоимость не сильно зависит от предмета – педагоги по математике и литературе берут примерно одни и те же деньги. Больше стоимость зависит от того, индивидуальное занятие или групповое. Групповая подготовка к ЕГЭ – сейчас также распространенная практика. Главное, что с репетиторами занимаются почти все, кто нацелен на поступление в вуз. Даже сами дети понимают, что без дополнительных занятий в вуз они не поступят.

Еще одна особенность сегодняшних занятий с репетиторами – это онлайн-встречи. Больше не нужно оставаться с репетитором в школе или идти к нему домой. Педагог из Омска может готовить к ЕГЭ ребенка хоть с Камчатки, хоть из Москвы. Дети также могут выбрать педагога из любой точки страны.

– Онлайн-формат позволяет искать репетиторов и в других городах. На сегодняшний день это очень распространенная практика. У меня много учеников из Москвы, из Петербурга, с Дальнего Востока занималась девочка. Моя ученица Настя из столицы в этом году сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и поступила в Высшую школу экономики. Я горжусь ей! Конечно, некоторые родители привыкли к офлайну и просят, чтобы консультации были только личные. Но потом 50 % учеников, которые занимаются офлайн, все равно уходят в онлайн, – отмечает Мария Исаева. - Есть самые разные инструменты и платформы – Skype, Zoom, Discord, которыми активно пользуются репетиторы. Функция демонстрации экрана позволяет ученику наблюдать за всем: он видит материалы, я могу работать даже указкой. При этом ученик не тратит время на дорогу, ведь для 11-го класса время – это очень ценный ресурс.

Услугами репетиторов все чаще пользуются девятиклассники. Многие дети не идут в 10-й класс, а уходят после 9-го в колледжи и техникумы. Чтобы поступить там на бюджетное место, нужно хорошо сдать ОГЭ.

– Для сдачи ОГЭ сейчас нанимают преподавателей едва ли не чаще, чем для сдачи ЕГЭ. Бывает, что сам ученик или его родители чувствуют, что ребенок может завалить экзамен в 9-м классе. В прошлом году ОГЭ в Омске не сдали около 2800 учеников – это много. Даже для пересдачи ОГЭ часто нанимают репетиторов. Ну а подготовку к ЕГЭ лучше всего начинать после 10-го класса – сразу на летних каникулах, – уверена репетитор.

«Детям нужно больше, чем подготовка к ЕГЭ»

Молодой предприниматель Александр Дерябин является основателем сети центров дополнительного образования и подготовки к ЕГЭ. Дерябин ведет бизнес в Омске, Екатеринбурге, Ульяновске и Пензе. Эксперт подтверждает, что все больше школьников отказываются от сдачи ЕГЭ и уходят после 9-го класса. Родители все чаще нанимают для них репетиторов.

– После колледжа или техникума есть варианты поступления в вузы без сдачи ЕГЭ. Некоторые сдают ЕГЭ после колледжа, чтобы потом пойти в вуз. И уже около половины или больше половины детей выбирают колледжи. Раньше таких было 30 %, – приводит цифры Дерябин. - Важность сдачи ОГЭ становится уже не меньшей, чем важность сдачи ЕГЭ. В колледжах сегодня уже серьезная конкуренция. Мы не исключаем, что скоро в колледжи и техникумы будут принимать по результатам сдачи ОГЭ, и тогда спрос на подготовку к этому экзамену вырастет еще сильнее.

Спрос на допообразование, на подготовку к экзаменам определяется демографией. Сейчас детей в возрасте 14–18 лет больше, чем еще два-три года назад. А вот число дошкольников и младших школьников резко сократилось. Поэтому в перспективе сократится и число старшеклассников. Соответственно, сократится и спрос на подготовку к ЕГЭ и на услуги репетиторов.

Многим школьникам для подготовки к ЕГЭ одних занятий с репетиторами мало. Ребенку нужно не только досконально знать предмет, но и понимать, зачем он сдает ЕГЭ, что ждет его в будущем и, в конце концов, кем он станет.

– Мы не только готовим к экзамену, но и проводим в образовательных центрах профориентационную работу с выездом на предприятия. Когда есть понимание, что ты сдаешь ЕГЭ по тому или иному предмету, чтобы стать, условно, врачом или инженером, у тебя мотивация уже другая. Поэтому школьникам сейчас нужно больше, чем просто подготовка к ЕГЭ – им нужно в целом сформировать понимание своего будущего жизненного трека, – уверен Дерябин.

В центрах допобразования, которыми руководит Александр Дерябин, трудится множество бывших учителей, которые выбрали для себя стезю репетитора. И это уже тенденция.

Омские учителя уходят в репетиторы

Учитель истории и обществознания Тамара Гасс 16 лет проработала в школе, а затем решила полностью посвятить себя репетиторству. По словам педагога, это связано не только с финансовым аспектом, но и с самореализацией – у репетитора больше времени не только на то, чтобы качественно подготовить ребенка к сдаче экзамена, но и на собственное саморазвитие и повышение уровня квалификации.

– Благодаря решению уйти из школы в репетиторы у меня появилось время на творчество в преподавании – чего нет у учителей. Я его потратила на создание наглядных пособий по истории, которые буду презентовать на форуме «Инносиб» в октябре, – говорит Тамара Гасс. - Таких педагогов, которые полностью ушли в репетиторство, много. У нас огромное сообщество, где мы учимся методике, развиваем педагогику и новые технологии обучения. Это полноценный бизнес, и переход учителей в репетиторы это уже тенденция.

Как и ее коллеги, педагог уверена, что без дополнительной подготовки успешно сдать ЕГЭ школьнику  невозможно.

– Школа дает фундаментальные знания и не всегда раскрывает всех тонкостей самих экзаменов. Любой экзамен, будь то ОГЭ, ЕГЭ, ВПР или вступительные испытания в некоторых вузах, содержит свои особенности, критерии, алгоритмы и требования, которые если не выполнять, то даже при отличных знаниях можно совершить ошибку, – отметила Тамара Гасс.

«Деньги, которые тратили на взятки, теперь платят репетиторам»

Депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин не видит ничего необычного в том, что учителя увольняются из школ ради репетиторства – репетиторами работать гораздо выгоднее, чем учителями.

– Иногда без репетиторов можно поступить в престижный вуз, но это скорее исключение. И все дело в том, что ЕГЭ – это не только определенный уровень знаний, это еще и определенная технология. И к ней нужно специально готовиться. Известно, что многие филологи – доктора наук не могли сдать ЕГЭ на 100 баллов, потому что есть вопросы, ответ на которые зависит от того, какой смысл ты вкладываешь в то или иное высказывание, – приводит пример эксперт. - ЕГЭ выявляет не столько уровень твоего понимания, сколько уровень твоей «дрессировки» на конкретные задания – когда ты должен угадать, какой ответ ждет от тебя тестолог. Я бы посоревновался в знании литературы с выпускниками профильных гуманитарных классов, но это не значит, что я бы хорошо сдал ЕГЭ.

По словам Смолина, когда вводился ЕГЭ, его преподносили как антикоррупционную меру. И действительно, сейчас коррупция при поступлении в вузы сильно сократилась. Но те деньги, которые раньше родители абитуриентов тратили на взятки, теперь уходят репетиторам.

– В целом по стране с репетиторами занимаются 70 % школьников, а в крупных городах 90 %. Я уверен, что система репетиторства – это, однозначно, плохо. Это значительно снижает возможности ребят из регионов поступать в столичные вузы. На смену неравенству региональному приходит социальное неравенство – не у всех объективно есть средства на репетиторов, особенно в небольших населенных пунктах, – подчеркнул депутат.

Решить проблему могла бы добровольность ЕГЭ – по мнению Олега Смолина, сдавать госэкзамен должны только те, кто планирует поступать в столичные вузы. А всем остальным ЕГЭ не нужен. Не будет единого госэкзамена – отпадет необходимость заниматься с репетиторами.

«Благодаря занятиям с репетиторами я стала врачом»

А что думают о занятиях с репетиторами молодые омичи? Выпускница ОмГМУ Мария Левченко уверена, что только благодаря занятиям с репетитором ей удалось поступить на бюджет в медуниверситет и исполнить мечту – стать врачом.

– Я не вижу ничего плохого в том, что пришлось заниматься с репетиторами для сдачи ЕГЭ по химии и биологии. Да, пришлось потратиться в 10-11-м классах на репетитора, но зато я поступила на бюджет и сэкономила на оплате обучения в разы больше! То есть репетиторы мне оказались более выгодны, чем поступление на «коммер», – говорит девушка. - Зато я подтянула свои знания, мне легче далось обучение, я окончила вуз с красным дипломом и стала врачом. Ничего плохого в том, что школьники обращаются к репетиторам, я не вижу.

По словам девушки, даже в самой лучшей школе невозможно на все 100 подготовиться к ЕГЭ и поступлению в вуз – обязательно нужны дополнительные занятия.

Без репетиторов уже никуда

На сегодняшний день, по мнению и экспертов, и самих молодых омичей, без репетиторов школьникам уже не обойтись. Если хочешь поступить в любой мало-мальски престижный вуз, придется брать дополнительные занятия. Причем даже если учишься в лучшей школе города с лучшими педагогами.

Большинство одиннадцатиклассников вынуждены обращаться к репетиторам  

Вторая важная тенденция – к репетиторам все чаще обращаются девятиклассники. Связано это с их нежеланием учиться дальше в школе и стремлением поступить в колледжи и техникумы. В скором времени, вероятно, именно девятиклассники станут основной целевой группой для репетиторов.

И третье – школьные учителя все чаще уходят в репетиторство и увольняются из своих учебных заведений. Объясняется это просто – доходы у репетиторов выше, чем учителей, а свободного времени больше. Как не вспомнить здесь фразу экс-премьера Дмитрия Медведева, который советовал учителям не жаловаться на низкие зарплаты, а идти в бизнес. Вот учителя и пошли в бизнес.

В целом можно говорить о коммерциализации системы образования – без платных занятий с педагогом успешно сдать единый госэкзамен сложно. При этом основное общее образование у нас все-таки бесплатное, причем по Конституции.

Сергей Энквист 

4349