Поиск

Как оказалось, у инициативы по бесплатной раздаче еды есть много «подводных камней». Готовы ли ретейлеры отдавать продукты бесплатно?

Накануне стало известно об инициативе депутатов Госдумы разрешить магазинам, супермаркетам и торговым сетям бесплатно раздавать населению продукты питания с истекающим сроком годности.

Теоретически, ретейлеры могут делать это уже сейчас, но, согласно законодательству, с еды, которая вот-вот «протухнет», придется заплатить налоги – тот же НДС, размер которого варьируется от 10 до 20 %. Поэтому депутаты предлагают отменить НДС на продукты истекающим сроком годности в случае, если они будут бесплатно розданы населению, в том числе и в благотворительных целях.

Мы спросили у ретейлеров и других экспертов, насколько полезна эта депутатская инициатива и имеет ли она шансы быть реализованной. Как оказалось, с этой благой идеей не все так просто.

«У нас нет проблемы с истекающими сроками годности»

Крупный омский ретейлер Виктор Шкуренко в целом позитивно оценивает инициативу депутатов Госдумы. Если она будет принята, то торговый дом «Шкуренко» будет участвовать в бесплатной раздаче продуктов. При этом эксперт указывает на ряд нюансов, которые авторы инициативы или не учли, или вовсе не знают о них.

– В этой инициативе ничего вредного нет. Непонятно только, что означает «истекающие сроки годности». Это сколько? День, два, три? Проблема со сроками годности сейчас не такая острая, как в прежние годы. За прошедшее время ретейлеры научились работать с истекающими сроками годности. Если сроки подходят, мы делаем промоакции, чтобы избавиться от этих продуктов, распродать их. Есть проблема с утилизацией уже просроченных продуктов – за нее нужно платить, – говорит Виктор Шкуренко.

«Этично ли раздавать такие товары»?

Известный омский ресторатор, владелец сети пекарен «Провиант» Юрий Чащин указывает на моральную часть вопроса. Бизнесмен задается вопросом: а насколько этично раздавать продукты, которые вот-вот «протухнут»?

– Это больше вопрос даже не с точки зрения экономики, а с точки зрения этики: стоит ли так делать? Условно говоря, людей же можно потравить. Людям говорят: берите и ешьте на свой страх и риск. Понятно, что в мире есть практика, когда продаются с большими дисконтами товары, у которых очень близко подошел срок реализации. Но отдавать без денег товары, которые могут быть опасны для здоровья – это, наверное, неправильно. Это мое субъективное мнение, – отметил Чащин.

«Главное – не раздавать омичам просроченную еду»

Председатель Общества защиты прав потребителей «Щит» Евгений Рабинович говорит, что по закону «О защите прав потребителей» магазины и торговые сети не имеют права ни раздавать, ни продавать товары с истекшим сроком годности. С годной едой они могут делать все, что угодно.

– Продажа и раздача бесплатно продуктов с истекшим сроком годности запрещена законом. Если идет раздача продуктов в пределах сроков годности, то бесплатная раздача, как и реализация, не запрещается. Но ни в коем случае нельзя отдавать продукты с истекшим сроком годности, – подчеркнул Евгений Рабинович.

Эксперт уверен, что если срок годности продукта подходит к концу, то на него лучше всего сделать скидку и продать по более низкой цене. Это позволит ретейлерам получить дополнительный доход.

«У инициативы большой социальный эффект»

Доктор экономических наук, завкафедрой экономической теории и мировой экономики ОмГУ Евгений Капогузов  уверен, что в идее бесплатной раздачи еды есть и социальная, и экономическая и пиар-составляющая. Как говорится, власти одним выстрелом могут «убить трех зайцев».

– Экономическая составляющая заключается в том, что торговые сети смогут частично решить проблему утилизации товара с истекшим сроком годности. Но при этом у ретейлеров имеются немалые объемы выручек от продажи товаров с истекающим сроком годности. Если они начнут раздавать такие товары, а не продавать, то выручка, безусловно, снизится. Но это нивелируется социальным эффектом, лояльностью покупателей, и торговые сети, возможно, будут даже в плюсе. Это своего рода пиар-акция, которая имеет даже бОльший социальный эффект, чем экономический, – отметил Евгений Капогузов

Спрос на еду, которая вот-вот протухнет, точно будет

Очевидно, что если инициативу по бесплатной раздаче еды с истекающим сроком годности примут, то у омичей, как и у остальных жителей страны, она вызовет, скорее, положительную реакцию. Особенно среди социально незащищенных категорий населения – пенсионеров, многодетных, безработных. Нередко в соцсетях появляются ролики, как пенсионеры дерутся за «просрочку», которую супермаркеты выбрасывают в мусорные баки. Это свидетельствует о крайне низком уровне жизни и доходов этой категории населения.

Другой вопрос, а пойдут ли на это сами торговые сети? Сегодня им выгоднее продать товар с дисконтом, чем раздать его бесплатно, да еще потом и заплатить налоги. Поэтому, скорее всего, ретейлеры если и начнут раздавать еду, то только самую «безнадежную» – ту, которую и со скидкой уже никто не купит. Вот отмена НДС на такие товары вполне может сыграть положительную роль.

Сергей Энквист 

Как оказалось, у инициативы по бесплатной раздаче еды есть много «подводных камней». Готовы ли ретейлеры отдавать продукты бесплатно?

Накануне стало известно об инициативе депутатов Госдумы разрешить магазинам, супермаркетам и торговым сетям бесплатно раздавать населению продукты питания с истекающим сроком годности.

Теоретически, ретейлеры могут делать это уже сейчас, но, согласно законодательству, с еды, которая вот-вот «протухнет», придется заплатить налоги – тот же НДС, размер которого варьируется от 10 до 20 %. Поэтому депутаты предлагают отменить НДС на продукты истекающим сроком годности в случае, если они будут бесплатно розданы населению, в том числе и в благотворительных целях.

Мы спросили у ретейлеров и других экспертов, насколько полезна эта депутатская инициатива и имеет ли она шансы быть реализованной. Как оказалось, с этой благой идеей не все так просто.

«У нас нет проблемы с истекающими сроками годности»

Крупный омский ретейлер Виктор Шкуренко в целом позитивно оценивает инициативу депутатов Госдумы. Если она будет принята, то торговый дом «Шкуренко» будет участвовать в бесплатной раздаче продуктов. При этом эксперт указывает на ряд нюансов, которые авторы инициативы или не учли, или вовсе не знают о них.

– В этой инициативе ничего вредного нет. Непонятно только, что означает «истекающие сроки годности». Это сколько? День, два, три? Проблема со сроками годности сейчас не такая острая, как в прежние годы. За прошедшее время ретейлеры научились работать с истекающими сроками годности. Если сроки подходят, мы делаем промоакции, чтобы избавиться от этих продуктов, распродать их. Есть проблема с утилизацией уже просроченных продуктов – за нее нужно платить, – говорит Виктор Шкуренко.

«Этично ли раздавать такие товары»?

Известный омский ресторатор, владелец сети пекарен «Провиант» Юрий Чащин указывает на моральную часть вопроса. Бизнесмен задается вопросом: а насколько этично раздавать продукты, которые вот-вот «протухнут»?

– Это больше вопрос даже не с точки зрения экономики, а с точки зрения этики: стоит ли так делать? Условно говоря, людей же можно потравить. Людям говорят: берите и ешьте на свой страх и риск. Понятно, что в мире есть практика, когда продаются с большими дисконтами товары, у которых очень близко подошел срок реализации. Но отдавать без денег товары, которые могут быть опасны для здоровья – это, наверное, неправильно. Это мое субъективное мнение, – отметил Чащин.

«Главное – не раздавать омичам просроченную еду»

Председатель Общества защиты прав потребителей «Щит» Евгений Рабинович говорит, что по закону «О защите прав потребителей» магазины и торговые сети не имеют права ни раздавать, ни продавать товары с истекшим сроком годности. С годной едой они могут делать все, что угодно.

– Продажа и раздача бесплатно продуктов с истекшим сроком годности запрещена законом. Если идет раздача продуктов в пределах сроков годности, то бесплатная раздача, как и реализация, не запрещается. Но ни в коем случае нельзя отдавать продукты с истекшим сроком годности, – подчеркнул Евгений Рабинович.

Эксперт уверен, что если срок годности продукта подходит к концу, то на него лучше всего сделать скидку и продать по более низкой цене. Это позволит ретейлерам получить дополнительный доход.

«У инициативы большой социальный эффект»

Доктор экономических наук, завкафедрой экономической теории и мировой экономики ОмГУ Евгений Капогузов  уверен, что в идее бесплатной раздачи еды есть и социальная, и экономическая и пиар-составляющая. Как говорится, власти одним выстрелом могут «убить трех зайцев».

– Экономическая составляющая заключается в том, что торговые сети смогут частично решить проблему утилизации товара с истекшим сроком годности. Но при этом у ретейлеров имеются немалые объемы выручек от продажи товаров с истекающим сроком годности. Если они начнут раздавать такие товары, а не продавать, то выручка, безусловно, снизится. Но это нивелируется социальным эффектом, лояльностью покупателей, и торговые сети, возможно, будут даже в плюсе. Это своего рода пиар-акция, которая имеет даже бОльший социальный эффект, чем экономический, – отметил Евгений Капогузов

Спрос на еду, которая вот-вот протухнет, точно будет

Очевидно, что если инициативу по бесплатной раздаче еды с истекающим сроком годности примут, то у омичей, как и у остальных жителей страны, она вызовет, скорее, положительную реакцию. Особенно среди социально незащищенных категорий населения – пенсионеров, многодетных, безработных. Нередко в соцсетях появляются ролики, как пенсионеры дерутся за «просрочку», которую супермаркеты выбрасывают в мусорные баки. Это свидетельствует о крайне низком уровне жизни и доходов этой категории населения.

Другой вопрос, а пойдут ли на это сами торговые сети? Сегодня им выгоднее продать товар с дисконтом, чем раздать его бесплатно, да еще потом и заплатить налоги. Поэтому, скорее всего, ретейлеры если и начнут раздавать еду, то только самую «безнадежную» – ту, которую и со скидкой уже никто не купит. Вот отмена НДС на такие товары вполне может сыграть положительную роль.

Сергей Энквист