Поиск

Исполнитель роли князя Болконского в спектакле «Война и мир» – о том, почему детей необходимо заставлять читать, и что способен вылечить театр.

Народный артист России, служащий в труппе вахтанговского театра более 40 лет (на его счету более 30 ролей), ректор Театрального института имени Б. Щукина (занимает этот пост более 20 лет), театральный педагог, известный актер Евгений Князев находится в Омске. Он запомнился по многочисленным ролям в кино и на ТВ, в его фильмографии более 40 работ, в том числе дважды сыграл Вольфа Мессинга и даже Иосифа Сталина.

Евгений Князев приехал в наш город с гастролями Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. Омичи могут его увидеть в масштабном спектакле «Война и мир» (16+). Четыре вечера подряд он играет роль князя Николая Андреевича Болконского. У омских журналистов была возможность задать Евгению Владимировичу несколько вопросов.

- Откуда вы берете энергию для сложной роли князя Болконского-старшего? Создается впечатление, что она эмоционально и энергозатратна.

- Это просто наша работа, профессия, которую мы себе выбрали. Все, чем мы занимаемся, называется «ремесло». Мы повторяем то, что нам сказали. А редко то, что мы повторяем, соединяя с друг другом разговорами, вдруг, превращается в событие или произведение искусства. Драматический театр редко бывает искусством. Чаще всего просто по сцене ходят люди, разговаривают, показывают, пересказывают сюжет. А вот так, чтобы задело… и нас задело, и зрителей, так бывает нечасто. И это тот самый случай, когда так получилось! И получилось это благодаря гению Льва Толстого, таланту огромному Римаса Туминаса (автор сценической композиции и режиссер-постановщик), замечательной труппе вахтанговского театра, и событиям, в которых мы все живем.

Все это соединяется вместе, и каждому человеку, который находится в зрительном зале, есть о чем поговорить наедине с самим собой. Кто-то взрослеет, кто-то видит историю Наташи Ростовой для себя, кто-то видит историю патриотизма, кто-то видит историю войны и мира. Разные истории предложены: взросления, предательства, подлости, честности и порядочности. Все эти темы подняты Толстым. И это очень честно, достойно Римас Владимирович сохранил и принес в театр.

Играю я практически каждый вечер, и это, действительно, требует большой эмоциональной нагрузки. Кстати, на гастролях легче: кроме как играть, другого-то дела нет. Можно готовиться к спектаклю, побродить по Омску, городу, который очень красив и изменился необыкновенно, посидеть в этих замечательных уличных кафе. Ты можешь быть готов к спектаклю, и отдохнешь. А когда находишься в Москве, ты в 10 утра уже в институте, потом нужно поехать в какое-нибудь министерство, а потом на интервью, а потом на запись чего-нибудь. А вечером идти играть спектакль… Зато потом ты говоришь себе: это же здорово, я этого хотел и не жалуюсь!

- Сколько раз Льва Толстого перечитали, работая над ролью? Как относитесь к этому писателю?

- Я родился фактически в Ясной Поляне, бывал там каждое воскресение. Так мне нравилось туда приходить, независимо ни от чего. Толстого я практически всего прочитал. Он велик. Я являюсь его сумасшедшим поклонником.

- А вы согласны с утверждением Ольги Лерман (актриса, исполнительница роли Наташи Ростовой), что преступлением является то, что детей в школе заставляют читать «Войну и мир»? 

- Если ребенка не заставлять читать рано, то он потом не прочитает это никогда. Конечно, и «Евгений Онегин» в школе – рано. А когда еще читать, если не в школе? Ну ведь с теми, кто сейчас взрослее, ничего плохого от этого не случилось!

Задачи нужно давать более высокие. Ребенок еще маленький, но он уже настоящий человек, и с ним нужно разговаривать на равных. Он что, про войну не поймет? А про порядочность, про честь? Про любовь они и так уже все знают.

Нужно перечитывать классику, и ты будешь каждый раз находить для себя что-то новое. И будешь возвращаться к тому, что ты прочитал раньше. Как ты можешь Достоевского понять в школе? О чем он? Он трудный, про несчастных людей написал. Но там есть такие высокие мысли, которые нужно бы усвоить. Скажем рано – потом будет поздно.

- Как вы считаете, для чего современные люди ходят в театр?

- Если обратиться к истокам…Театры строились в V веке до н. э.  рядом с сооружениями бога медицины Асклепия. Наряду со спортивными сооружениями, которые врачевали тело, строились амфитеатры, чтобы врачевать душу. Театр изначально предназначен для того, чтобы влиять на душу человека. Этого откинуть в сторону уже нельзя. Театр имеет развлекательную сторону, но тогда и быстро заканчивается, особенно когда там грубо шутят.

Я много занимаюсь филармонической деятельностью, читаю разные программы, в том числе Пушкина, Мериме, Толстого. И залы филармонические всегда полны. А в последнее время – особенно.

Мое наблюдения подтвердил министр культуры в Челябинске. Культурные учреждения, которые имеют какое-то смысловое значение – музеи, филармонии, оперные театры на сегодняшний день имеют гораздо больший приток зрителей, чем эстрада. Эстрадное искусство утратило свое прерогативное значение. Известное имя уже не гарантирует полный зал. Мы живем в сложное время, когда нам надо думать о серьезный вещах и поэтому людям хочется иного.  

- А бывает, что кто-то с «Войны и мира» уходит, все же спектакль длится почти 5 часов?

- Мы этого не видим. Сыграли уже 130 спектаклей за короткий период времени. Мы стоим на поклонах, и сколько бы они не продолжались, зрительный зал ни зимой, ни летом не убегает, пока занавес не закроется. А такое сегодня редкость.

- Со спектаклем «Война и мир» вахтанговский театр проехал почти всю страну. Что дают артистам гастроли далеко за пределами столицы?

- Я не отношусь к разряду артистов, которые просто зарабатывают деньги. У меня есть какая-то миссия, я считаю, что театр должен бывать на гастролях. Мы - хороший московский театр, но, чтобы о тебе знали, нужно проехать по стране. Не всегда есть хорошее кино, я не говорю уже про бессмысленные сериалы, хотя есть и хорошие, но среднего больше. А хотелось бы, чтобы было больше качественного.

В «Войне и мире» и других спектаклях вахтанговского театра есть этот высокий уровень. И важно этот уровень показать городу, руководству… Потому что, когда руководство будет говорить, что зрители идут в театр только, когда их веселишь, я хочу, чтобы оно увидело, что это не так. Люди идут на серьезные спектакли, и задумываются о таких вещах, о которых должны задумываться. А если мы говорим о том, что Россия должна сохранить свою идентичность, свои корни, свою глубину, то тем более это надо показывать!

Исполнитель роли князя Болконского в спектакле «Война и мир» – о том, почему детей необходимо заставлять читать, и что способен вылечить театр.

Народный артист России, служащий в труппе вахтанговского театра более 40 лет (на его счету более 30 ролей), ректор Театрального института имени Б. Щукина (занимает этот пост более 20 лет), театральный педагог, известный актер Евгений Князев находится в Омске. Он запомнился по многочисленным ролям в кино и на ТВ, в его фильмографии более 40 работ, в том числе дважды сыграл Вольфа Мессинга и даже Иосифа Сталина.

Евгений Князев приехал в наш город с гастролями Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. Омичи могут его увидеть в масштабном спектакле «Война и мир» (16+). Четыре вечера подряд он играет роль князя Николая Андреевича Болконского. У омских журналистов была возможность задать Евгению Владимировичу несколько вопросов.

- Откуда вы берете энергию для сложной роли князя Болконского-старшего? Создается впечатление, что она эмоционально и энергозатратна.

- Это просто наша работа, профессия, которую мы себе выбрали. Все, чем мы занимаемся, называется «ремесло». Мы повторяем то, что нам сказали. А редко то, что мы повторяем, соединяя с друг другом разговорами, вдруг, превращается в событие или произведение искусства. Драматический театр редко бывает искусством. Чаще всего просто по сцене ходят люди, разговаривают, показывают, пересказывают сюжет. А вот так, чтобы задело… и нас задело, и зрителей, так бывает нечасто. И это тот самый случай, когда так получилось! И получилось это благодаря гению Льва Толстого, таланту огромному Римаса Туминаса (автор сценической композиции и режиссер-постановщик), замечательной труппе вахтанговского театра, и событиям, в которых мы все живем.

Все это соединяется вместе, и каждому человеку, который находится в зрительном зале, есть о чем поговорить наедине с самим собой. Кто-то взрослеет, кто-то видит историю Наташи Ростовой для себя, кто-то видит историю патриотизма, кто-то видит историю войны и мира. Разные истории предложены: взросления, предательства, подлости, честности и порядочности. Все эти темы подняты Толстым. И это очень честно, достойно Римас Владимирович сохранил и принес в театр.

Играю я практически каждый вечер, и это, действительно, требует большой эмоциональной нагрузки. Кстати, на гастролях легче: кроме как играть, другого-то дела нет. Можно готовиться к спектаклю, побродить по Омску, городу, который очень красив и изменился необыкновенно, посидеть в этих замечательных уличных кафе. Ты можешь быть готов к спектаклю, и отдохнешь. А когда находишься в Москве, ты в 10 утра уже в институте, потом нужно поехать в какое-нибудь министерство, а потом на интервью, а потом на запись чего-нибудь. А вечером идти играть спектакль… Зато потом ты говоришь себе: это же здорово, я этого хотел и не жалуюсь!

- Сколько раз Льва Толстого перечитали, работая над ролью? Как относитесь к этому писателю?

- Я родился фактически в Ясной Поляне, бывал там каждое воскресение. Так мне нравилось туда приходить, независимо ни от чего. Толстого я практически всего прочитал. Он велик. Я являюсь его сумасшедшим поклонником.

- А вы согласны с утверждением Ольги Лерман (актриса, исполнительница роли Наташи Ростовой), что преступлением является то, что детей в школе заставляют читать «Войну и мир»? 

- Если ребенка не заставлять читать рано, то он потом не прочитает это никогда. Конечно, и «Евгений Онегин» в школе – рано. А когда еще читать, если не в школе? Ну ведь с теми, кто сейчас взрослее, ничего плохого от этого не случилось!

Задачи нужно давать более высокие. Ребенок еще маленький, но он уже настоящий человек, и с ним нужно разговаривать на равных. Он что, про войну не поймет? А про порядочность, про честь? Про любовь они и так уже все знают.

Нужно перечитывать классику, и ты будешь каждый раз находить для себя что-то новое. И будешь возвращаться к тому, что ты прочитал раньше. Как ты можешь Достоевского понять в школе? О чем он? Он трудный, про несчастных людей написал. Но там есть такие высокие мысли, которые нужно бы усвоить. Скажем рано – потом будет поздно.

- Как вы считаете, для чего современные люди ходят в театр?

- Если обратиться к истокам…Театры строились в V веке до н. э.  рядом с сооружениями бога медицины Асклепия. Наряду со спортивными сооружениями, которые врачевали тело, строились амфитеатры, чтобы врачевать душу. Театр изначально предназначен для того, чтобы влиять на душу человека. Этого откинуть в сторону уже нельзя. Театр имеет развлекательную сторону, но тогда и быстро заканчивается, особенно когда там грубо шутят.

Я много занимаюсь филармонической деятельностью, читаю разные программы, в том числе Пушкина, Мериме, Толстого. И залы филармонические всегда полны. А в последнее время – особенно.

Мое наблюдения подтвердил министр культуры в Челябинске. Культурные учреждения, которые имеют какое-то смысловое значение – музеи, филармонии, оперные театры на сегодняшний день имеют гораздо больший приток зрителей, чем эстрада. Эстрадное искусство утратило свое прерогативное значение. Известное имя уже не гарантирует полный зал. Мы живем в сложное время, когда нам надо думать о серьезный вещах и поэтому людям хочется иного.  

- А бывает, что кто-то с «Войны и мира» уходит, все же спектакль длится почти 5 часов?

- Мы этого не видим. Сыграли уже 130 спектаклей за короткий период времени. Мы стоим на поклонах, и сколько бы они не продолжались, зрительный зал ни зимой, ни летом не убегает, пока занавес не закроется. А такое сегодня редкость.

- Со спектаклем «Война и мир» вахтанговский театр проехал почти всю страну. Что дают артистам гастроли далеко за пределами столицы?

- Я не отношусь к разряду артистов, которые просто зарабатывают деньги. У меня есть какая-то миссия, я считаю, что театр должен бывать на гастролях. Мы - хороший московский театр, но, чтобы о тебе знали, нужно проехать по стране. Не всегда есть хорошее кино, я не говорю уже про бессмысленные сериалы, хотя есть и хорошие, но среднего больше. А хотелось бы, чтобы было больше качественного.

В «Войне и мире» и других спектаклях вахтанговского театра есть этот высокий уровень. И важно этот уровень показать городу, руководству… Потому что, когда руководство будет говорить, что зрители идут в театр только, когда их веселишь, я хочу, чтобы оно увидело, что это не так. Люди идут на серьезные спектакли, и задумываются о таких вещах, о которых должны задумываться. А если мы говорим о том, что Россия должна сохранить свою идентичность, свои корни, свою глубину, то тем более это надо показывать!

2317Ольга Ложникова