Поиск

По просьбе РИА «Омск-информ» стратегию развития Омской области до 2030 года внимательно прочитал профессиональный экономист.

В октябре в Омской области была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Документ разрабатывался региональным кабмином на протяжении двух лет, однако в отличие от Стратегии-2025, на смену которой он приходит, практически не обсуждался с профессиональным сообществом, экономистами, социологами, предпринимателями.

Для экспертов принятие новой стратегии без широкого обсуждения со специалистами стало большим и неприятным сюрпризом. Многие из них даже не видели этот важнейший документ и не могут дать ему оценку. Чтобы разобраться со Стратегией-2030, обозреватель РИА «Омск-информ» направил запросы в профильные ведомства, а также обратился за помощью к профессиональному экономисту, доценту кафедры «Экономическая безопасность и управление финансами» ИМЭК ОмГУПС Наталье Полторадневой. По нашей просьбе она внимательно прочитала документ и поделилась своими заключениями по поводу новой стратегии развития Омской области.

Заключение экономиста: «Стратегия больше похожа на описание проблем региона»

Как отмечает эксперт, в документе содержатся противоречивые данные. Несмотря на то что Стратегия-2030 разработана на основании методических рекомендаций Минэкономразвития России, в ней отсутствуют показатели для постановки целей развития. Кроме того, Стратегия опирается на Федеральный закон «О стратегическом планировании», где указаны 17 основных целей устойчивого развития для регионов страны. Говоря простым языком, стратегии развития регионов в своей основе повторяют западные концепции  экономического развития, построенные по иным законам, с учетом истощения природных ресурсов и кризиса перепроизводства. Например, в целях сохранения природных богатств используются экологичные виды получения энергии.

Россия с ее «грязными» видами топлива  и активным использованием природных ресурсов в свое время отстала от Европы и США. Сейчас это обстоятельство оборачивается нашей стране на пользу. Но, по мнению Натальи Полторадневой, в Стратегии развития Омской области не учитывается нынешнее изменение геополитической ситуации: Россия больше не «догоняет» западные страны. Следовательно, подход должен быть иным.

Кроме того, в документе отсутствуют конкретные даты и актуальные данные по валовому региональному продукту (ВРП), прослеживается контраст между реальным снижением показателей и смелыми планами по развитию во всех сферах. Например, наблюдается «рассинхрон» между падением промышленного производства на протяжении 10 лет и идеями по росту инвестиций.

– Данный документ больше похож на описание проблем региона и возможные теоретические варианты их решения. Чтение Стратегии вызывает ряд вопросов. Такие как, например, почему Стратегия, увидевшая свет в октябре 2022 года, содержит сведения о численности населения и показателях экономического развития без указания дат? – недоумевает экономист. – Или почему анализ показателей ВРП приведен только до 2019 года, если должны быть данные за 2020 и 2021 годы? Почему динамика индекса промышленного производства за 2010–2020 годы показывает стабильность в снижении показателя за редкими исключениями на фоне роста динамики инвестиций в основной капитал за тот же период? Какова тогда эффективность вложений в регион?

Еще одно несоответствие – предлагаемые изменения на рынке труда. В Стратегии указано, что до 2030 года должна вырасти потребность в квалифицированных специалистах. При том что за последние 20 лет количество научных организаций снизилось на 31,7 %, а научных сотрудников – в 1,9 раза. Как обеспечить востребованность квалифицированных кадров в регионе, если раньше этого сделать не удалось?

По убеждению экономиста, из документа неясно, какие сферы планируют поддерживать федеральные и региональные власти, конкретные предприятия. На исполнение Стратегии не выделено финансирование и не назначены ответственные лица из облправительства. Также непонятно, предполагается ли привлекать помощь бизнеса и ученых.

 – Краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что региональная власть подготовила документ, который, видимо, не прошел общественное обсуждение с региональным научным и бизнес-сообществами, – подытожила Наталья Полтораднева.

Позиция Минэкономики: «Меняется мир – меняется и стратегия»

Министерство экономики Омской области, куда редакция направила официальный запрос, объяснило необходимость разработки новой стратегии меняющейся обстановкой в мире.

– Необходимость обновления стратегического документа Омской области обусловлена меняющимися экономическими условиями, геополитической ситуацией и, соответственно, влиянием внешних факторов на формирование новых целей и задач областного правительства для создания комфортных условий для жизни омичей и развития региона, – говорится в официальном ответе Минэкономики.

Как отметили в ведомстве, стратегия  предлагает лишь некие сценарии для развития региона. Это не руководство к действию. Указывается, что в Стратегии-2030 подведены итоги реализации Стратегии-2025. Все запланированные показатели.

– В 2020 году объемы производства электронных и оптических изделий выросли на 35 % к уровню 2015 года (целевой показатель Стратегии-2025 – рост на 20 %). Объемы производства электрического оборудования выросли в 1,5 раза (целевой показатель – 10 %). Объемы производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, выросли в 2,4 раза (целевой показатель – 10 %). Объемы производства прочих транспортных средств и оборудования выросли в 1,5 раза к уровню 2015 года (целевой показатель – 20 %), – привели цифры в Минэкономики.

Мнение социолога: «Надо пересматривать систему управления в стране»

Омский социолог, директор ООО «ГЭПИЦентр-II» Вадим Дрягин объясняет отсутствие связи между реальностью и планами экономического развития кризисом системы управления.

– Смысл документа – заявка на сохранение стабильности и видение перспектив. То, что многие программы, принятые раньше, скажем так, не совсем исполнялись, это результат кризиса системы государственного управления, в том числе регионального. Но никто не сформулировал эту проблему. Мы не знаем на самом деле, насколько эффективно общефедеральное и региональное управление. Нужно анализировать управленческую систему страны и региона и пересматривать ее, – считает известный социолог.

Зачем Омской области «неработающий» план развития?

Судя по всему, Стратегия-2030 делалась по федеральной разнарядке. Она совершенно не отражает реального положения дел в Омской области и пути решения проблем региона, лишена всякой конкретики. 

Не очень понятно, зачем понадобился новый документ развития, если и прежний-то был не выполнен. В отличие от Стратегии-2025, которая разрабатывалась с участием экономического сообщества и имела под собой научную основу, новый план явно составлялся в недрах чиновничьих кабинетов.

При этом «ответственные лица» словно забыли, что экономике региона теперь придется развиваться в совершенно иных условиях, со множеством непредсказуемых факторов. Последние в стратегии не учтены, но в реальности будут иметь ключевое значение.

В условиях западных санкций российская экономика делает разворот на восток. Куда делает разворот Омская область – чиновники регионального правительства, похоже, до конца не представляют. Но стратегия у них уже есть. А если она окажется неработающей, то про нее можно будет забыть и принять новый документ – Стратегию развития до 2035 года, например.

По просьбе РИА «Омск-информ» стратегию развития Омской области до 2030 года внимательно прочитал профессиональный экономист.

В октябре в Омской области была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Документ разрабатывался региональным кабмином на протяжении двух лет, однако в отличие от Стратегии-2025, на смену которой он приходит, практически не обсуждался с профессиональным сообществом, экономистами, социологами, предпринимателями.

Для экспертов принятие новой стратегии без широкого обсуждения со специалистами стало большим и неприятным сюрпризом. Многие из них даже не видели этот важнейший документ и не могут дать ему оценку. Чтобы разобраться со Стратегией-2030, обозреватель РИА «Омск-информ» направил запросы в профильные ведомства, а также обратился за помощью к профессиональному экономисту, доценту кафедры «Экономическая безопасность и управление финансами» ИМЭК ОмГУПС Наталье Полторадневой. По нашей просьбе она внимательно прочитала документ и поделилась своими заключениями по поводу новой стратегии развития Омской области.

Заключение экономиста: «Стратегия больше похожа на описание проблем региона»

Как отмечает эксперт, в документе содержатся противоречивые данные. Несмотря на то что Стратегия-2030 разработана на основании методических рекомендаций Минэкономразвития России, в ней отсутствуют показатели для постановки целей развития. Кроме того, Стратегия опирается на Федеральный закон «О стратегическом планировании», где указаны 17 основных целей устойчивого развития для регионов страны. Говоря простым языком, стратегии развития регионов в своей основе повторяют западные концепции  экономического развития, построенные по иным законам, с учетом истощения природных ресурсов и кризиса перепроизводства. Например, в целях сохранения природных богатств используются экологичные виды получения энергии.

Россия с ее «грязными» видами топлива  и активным использованием природных ресурсов в свое время отстала от Европы и США. Сейчас это обстоятельство оборачивается нашей стране на пользу. Но, по мнению Натальи Полторадневой, в Стратегии развития Омской области не учитывается нынешнее изменение геополитической ситуации: Россия больше не «догоняет» западные страны. Следовательно, подход должен быть иным.

Кроме того, в документе отсутствуют конкретные даты и актуальные данные по валовому региональному продукту (ВРП), прослеживается контраст между реальным снижением показателей и смелыми планами по развитию во всех сферах. Например, наблюдается «рассинхрон» между падением промышленного производства на протяжении 10 лет и идеями по росту инвестиций.

– Данный документ больше похож на описание проблем региона и возможные теоретические варианты их решения. Чтение Стратегии вызывает ряд вопросов. Такие как, например, почему Стратегия, увидевшая свет в октябре 2022 года, содержит сведения о численности населения и показателях экономического развития без указания дат? – недоумевает экономист. – Или почему анализ показателей ВРП приведен только до 2019 года, если должны быть данные за 2020 и 2021 годы? Почему динамика индекса промышленного производства за 2010–2020 годы показывает стабильность в снижении показателя за редкими исключениями на фоне роста динамики инвестиций в основной капитал за тот же период? Какова тогда эффективность вложений в регион?

Еще одно несоответствие – предлагаемые изменения на рынке труда. В Стратегии указано, что до 2030 года должна вырасти потребность в квалифицированных специалистах. При том что за последние 20 лет количество научных организаций снизилось на 31,7 %, а научных сотрудников – в 1,9 раза. Как обеспечить востребованность квалифицированных кадров в регионе, если раньше этого сделать не удалось?

По убеждению экономиста, из документа неясно, какие сферы планируют поддерживать федеральные и региональные власти, конкретные предприятия. На исполнение Стратегии не выделено финансирование и не назначены ответственные лица из облправительства. Также непонятно, предполагается ли привлекать помощь бизнеса и ученых.

 – Краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что региональная власть подготовила документ, который, видимо, не прошел общественное обсуждение с региональным научным и бизнес-сообществами, – подытожила Наталья Полтораднева.

Позиция Минэкономики: «Меняется мир – меняется и стратегия»

Министерство экономики Омской области, куда редакция направила официальный запрос, объяснило необходимость разработки новой стратегии меняющейся обстановкой в мире.

– Необходимость обновления стратегического документа Омской области обусловлена меняющимися экономическими условиями, геополитической ситуацией и, соответственно, влиянием внешних факторов на формирование новых целей и задач областного правительства для создания комфортных условий для жизни омичей и развития региона, – говорится в официальном ответе Минэкономики.

Как отметили в ведомстве, стратегия  предлагает лишь некие сценарии для развития региона. Это не руководство к действию. Указывается, что в Стратегии-2030 подведены итоги реализации Стратегии-2025. Все запланированные показатели.

– В 2020 году объемы производства электронных и оптических изделий выросли на 35 % к уровню 2015 года (целевой показатель Стратегии-2025 – рост на 20 %). Объемы производства электрического оборудования выросли в 1,5 раза (целевой показатель – 10 %). Объемы производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, выросли в 2,4 раза (целевой показатель – 10 %). Объемы производства прочих транспортных средств и оборудования выросли в 1,5 раза к уровню 2015 года (целевой показатель – 20 %), – привели цифры в Минэкономики.

Мнение социолога: «Надо пересматривать систему управления в стране»

Омский социолог, директор ООО «ГЭПИЦентр-II» Вадим Дрягин объясняет отсутствие связи между реальностью и планами экономического развития кризисом системы управления.

– Смысл документа – заявка на сохранение стабильности и видение перспектив. То, что многие программы, принятые раньше, скажем так, не совсем исполнялись, это результат кризиса системы государственного управления, в том числе регионального. Но никто не сформулировал эту проблему. Мы не знаем на самом деле, насколько эффективно общефедеральное и региональное управление. Нужно анализировать управленческую систему страны и региона и пересматривать ее, – считает известный социолог.

Зачем Омской области «неработающий» план развития?

Судя по всему, Стратегия-2030 делалась по федеральной разнарядке. Она совершенно не отражает реального положения дел в Омской области и пути решения проблем региона, лишена всякой конкретики. 

Не очень понятно, зачем понадобился новый документ развития, если и прежний-то был не выполнен. В отличие от Стратегии-2025, которая разрабатывалась с участием экономического сообщества и имела под собой научную основу, новый план явно составлялся в недрах чиновничьих кабинетов.

При этом «ответственные лица» словно забыли, что экономике региона теперь придется развиваться в совершенно иных условиях, со множеством непредсказуемых факторов. Последние в стратегии не учтены, но в реальности будут иметь ключевое значение.

В условиях западных санкций российская экономика делает разворот на восток. Куда делает разворот Омская область – чиновники регионального правительства, похоже, до конца не представляют. Но стратегия у них уже есть. А если она окажется неработающей, то про нее можно будет забыть и принять новый документ – Стратегию развития до 2035 года, например.

4170Елена Ляхова