Поиск

Сегодня эта территория полностью выключена из жизни города и превращается в памятник самой себе. Так дальше продолжаться не может.

Судьба территории возле Омской крепости традиционно вызывает жаркие споры и в профессиональной архитектурной среде, и у общественников, и среди бизнесменов и чиновников. Как показала недавняя презентация проекта застройки бывшей ТЭЦ-1, разработанная специалистами московского «Архитектурного бюро Асадова» по заказу компании "Основа Холдинг", связанной с депутатом Госдумы Игорем Антропенко, омичи хотели бы качественных изменений в этой части города, но какими они должны быть - договориться пока не могут.

Разрешить застройку или оставить как есть? Что именно строить - жилье или общественные пространства? Как решать проблему с транспортной доступностью? Чем наполнить эту территорию, какие у нее должны быть функции? Вопросов, как обычно, десятки, ответов же, по сути, нет.

Мы предложили экспертам посмотреть на эту проблему под другим углом: а нужно ли вообще осваивать исторический центр Омска, создавать здесь что-то новое или же максимально сохранять наследие былых эпох? Какое значение имеет эта часть Омска, для чего она служит? И что мы, горожане, хотели бы видеть здесь через 10-20-50 лет?

Что такое крепость? 

Омская крепость представляет собой комплекс из 7 построек XVIII-XX веков: денежная кладовая, Тобольские ворота, инженерная мастерская, Иртышские ворота, артиллерийский цейхгауз, кухня-столовая, арсенал. К ним примыкает Воскресенский собор, восстановленный к 300-летию Омска в 2016 году.

Эти здания подвергались реконструкции и сейчас внешно чуть не уступают элитному жилому комплексу, расположенному впритык к историко-культурному комплексу. Единственное здание, которое не успели привести в порядок - казарма 1823 года постройки. Мэрия не раз выставляла ее на торги, но покупатель, готовый выложить 45 млн рублей только за аварийное здание, а затем ее и оплатить дорогостоящий ремонт в памятнике архитектуры, пока не нашелся.

Несмотря на то, что в целом Омская крепость приведена в порядок, это пространство сегодня выглядит пустынно. Особенно это заметно в холодный период года, когда здесь, по сути, совершенно нечего делать. Однако в Омске немало тех, кто считает, что должно иметь так - крепость и окружающее пространство нужно просто сохранить.

Этот кусочек трогать нельзя!

К примеру, известный художник, архитектор, дизайнер Сергей Кочергин придерживается точки зрения, что Омская крепость должна оставаться самобытной территорией.

- Для меня как для человека, родившегося, живущего в Омске, как бывшего главного художника города существует одно убеждение: этот кусочек трогать нельзя! Почему? Мы сейчас говорим о том, что Омск должен стать туристической Меккой. В городе есть Любинский проспект, территория в начале улицы 10 лет Октября, нынешняя улица Партизанская, которая переходит в Омскую крепость, Иртышская набережная до железнодорожного вокзала. Если мы продолжим любой маршрут, он приведет к крепости. У нас тут музеи, театры, старые здания. Когда предлагают снести ТЭЦ-1 и построить красивые дома, то зачем здесь-то. У нас что, места мало? - рассуждает он. - У нас вокруг Омска много частной застройки, там и надо возводить жилые комплексы. Здесь нужно сделать центр притяжения туристов, никакого жилья быть не должно. Ни в одной стране мира это не уничтожается. Почему мы в Омске так старательно хотим это уничтожить?

Территорию бывшей ТЭЦ-1, считает Кочергин, нужно превратить в некое культурное пространство, разместить под его крышей художников и дизайнеров.

Доктор экономических наук, бывший декан факультета международного бизнеса ОмГУ, глава регионального общества «Двуглавый орел» Юрий Дусь также призывает более трепетно относиться к истории. Он рассказал о восстановлении в 2020 году памятного знака в честь основания Омской крепости.

- Возглавляемая мною организация восстановила колонну в честь основания Омской крепости. Эту колонну зимой расхлестал тракторист, сбив гранит. Я против жилой застройки этого места, иначе никто не сможет там гулять и радоваться, - говорит Дусь.

Омичам не нужны плацы и голые площади

Омская крепость утратила свой исторический флер, в свою очередь, считает ведущий дизайнер ИТП «Град» Алина Бегун. По ее мнению, никакого сакрального значения для города это место не имеет.

- Я все свое детство прожила в центре города. В зданиях этого комплекса находилась воинская часть. Ни о какой сакральности речи не шло. Когда воинскую часть разобрали, долгое время стояли никому ненужные руины. После ремонта здания Омской крепости потеряли свой исторический флер. От этого места не веет ничем. Это проходная территория, где иногда гуляют люди. Я была организатором катка на территории старой Омской крепости. Это была попытка «оживить» исторический центр. Нам не нужны плацы и голые площади, - заявляет молодая омичка.

Он уверена, что это пространство нужно оживлять, встраивать его в современный город.

- Необходимы интересные, живые пространства, куда можно приходить, гулять, отдыхать. Да, я не спорю, что нужно рассказывать об истории Омской крепости. Но не посредством заковывания людей в кандалы и взятия земляного вала. Мы не реконструкторы, у нас не жесткие исторические парки, где ты переодеваешься, и все делают вид, что на дворе 16-й век. На мой взгляд, там вокруг сложилась среда, есть высокие жилые здания, которые строились, и ни у кого не возникло мысли, что с ними не так, - напомнила дизайнер. - Даже в старых проектах «Омскгражданпроекта» отражено стремление архитекторов возвести на территории ТЭЦ-1 стеклянные объемы. Раньше этой сакральности не было. Сейчас мы боимся дышать в сторону истории. Эту территорию надо как-то включать в современную жизнь. Консервировать и ничего не трогать неправильно. Конечно, надо ценить архитектуру. Но нужно место для прогулок, где оборудованы кафе, туалеты, места для отдыха. Может, какой-то уличный театр.

Вместе с тем Алина Бегун разделяет мнение своего более старшего коллеги, что в здании ТЭЦ-1 необходимо творческое пространство, которое могло бы стать точкой притяжения туристов. А соседство с жилыми домами этот эффект не испортит, полагает она.

- Сейчас, признаемся, в Омской крепости делать нечего, если кто-то не пришел в ресторан, музей «Искусство Омска», или просто проходил мимо. То есть как комплекс это не работает. Это не является таким местом, как Парк Горького в Москве. Это могло бы быть интересной городской площадкой. Там просится современное творческое пространство. У нас не хватает таких мероприятий, чтобы поддерживать местных авторов. ТЭЦ- 1 могла бы стать местом притяжения, в том числе, и иногородних гостей. Пока у нас есть руины, которые нужно как-то презентовать, - рассуждает эксперт. - Можно совмещать жилую зону с прогулочной территорией. Эти дома обязаны совмещать в себе жилые и общественные функции. Просто нужно все грамотно организовать, и это могло бы быть интересным жилым кварталом.

Эксперт добавила, что политика открытости могла бы разрушить консервативный настрой горожан.

- У нас тотальное недоверие друг к другу. Омичи боятся, что власти сделают в центре города что-то неудобоваримое. И эти опасения не всегда беспочвенны, взять, например, кейс с реконструкцией улицы Бударина. Власти опасаются, что застройщики понаделают «муравейников» и обнесут все забором. Заказчики не доверяют архитекторам, мол, что-то навыдумывают. У нас в городе нет нормальных паспортов объектов. Нужна максимальная открытость, чтобы снимать общественное напряжение. А у нас все друг друга боятся, - подытожила она.

Без жилья это будет мертвая территория

Главный архитектор института территориального планирования «Град» Ирина Стуканева, разработчик Генплана Омска до 2040 года, пояснила, что вопрос строить или не строить уже решен. Зона исторического центра не исключает жилых микрорайонов

- В правилах землепользования и застройки территория Омской крепости относится к зоне исторического центра города. И там возможно размещение жилой застройки. Мы это регламентировали на уровне Генплана. Вопрос, какие это будут микрорайоны: какого качества, каких материалов, какой архитектуры и объемов. Конечно, тут не должно быть одно жилье. Эта территория должна предусмотривает общественные пространства и многоэтажные дома. Без жилья это будет мертвая, темная территория, там станет небезопасно ходить. Там и сейчас присутствуют дома, - подчеркнула она.

Так строить или не строить?

Сегодня территория Омской крепости действительно выглядит пустынно. Да, все здания отремонтированы, но жизни здесь нет. Чтобы она появилась, нужно предпринимать усилия, например, провести конкурс проектов, устроить широкое общественное обсуждение, в открытом диалоге выработать решение, которое станет оптимальным для этой части города.

Проект строительства жилого комплекса на месте бывшей ТЭЦ-1 - это ведь только один вариант. Нужно инициировать и другие, смотреть, выбирать, искать то, что подойдет для исторического центра города. Просто сохранить это место для будущих поколений - идея утопическая: почему оно должно быть выключено из жизни нынешних горожан ради неочевидных целей? 

В других городах и странах никого не смущает соседство старинных и современных зданий. Например, в историческом центре Санкт-Петербурга, между прочим, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО, появился гигантский небоскреб Лахта-центра. А в центре Тюмени памятники деревянного зодчества соседствуют с современной набережной и с мостом влюбленных. В немецком городе Аахене рядом с католическим собором IX века стоит современная достопримечательность - кукольный фонтан. И таких примеров можно привести множество.

Исторический центр города не должен быть оторван от жизни современного Омска, их не нужно противоставлять. Безусловно, не нужно сносить старые постройки, но важно встроить их в город XXI века. В конце концов время не стоит на месте, и Омская крепость, и прилегающие к ней территории должны развиваться, а не стоят как памятник самим себе.

Сегодня эта территория полностью выключена из жизни города и превращается в памятник самой себе. Так дальше продолжаться не может.

Судьба территории возле Омской крепости традиционно вызывает жаркие споры и в профессиональной архитектурной среде, и у общественников, и среди бизнесменов и чиновников. Как показала недавняя презентация проекта застройки бывшей ТЭЦ-1, разработанная специалистами московского «Архитектурного бюро Асадова» по заказу компании "Основа Холдинг", связанной с депутатом Госдумы Игорем Антропенко, омичи хотели бы качественных изменений в этой части города, но какими они должны быть - договориться пока не могут.

Разрешить застройку или оставить как есть? Что именно строить - жилье или общественные пространства? Как решать проблему с транспортной доступностью? Чем наполнить эту территорию, какие у нее должны быть функции? Вопросов, как обычно, десятки, ответов же, по сути, нет.

Мы предложили экспертам посмотреть на эту проблему под другим углом: а нужно ли вообще осваивать исторический центр Омска, создавать здесь что-то новое или же максимально сохранять наследие былых эпох? Какое значение имеет эта часть Омска, для чего она служит? И что мы, горожане, хотели бы видеть здесь через 10-20-50 лет?

Что такое крепость? 

Омская крепость представляет собой комплекс из 7 построек XVIII-XX веков: денежная кладовая, Тобольские ворота, инженерная мастерская, Иртышские ворота, артиллерийский цейхгауз, кухня-столовая, арсенал. К ним примыкает Воскресенский собор, восстановленный к 300-летию Омска в 2016 году.

Эти здания подвергались реконструкции и сейчас внешно чуть не уступают элитному жилому комплексу, расположенному впритык к историко-культурному комплексу. Единственное здание, которое не успели привести в порядок - казарма 1823 года постройки. Мэрия не раз выставляла ее на торги, но покупатель, готовый выложить 45 млн рублей только за аварийное здание, а затем ее и оплатить дорогостоящий ремонт в памятнике архитектуры, пока не нашелся.

Несмотря на то, что в целом Омская крепость приведена в порядок, это пространство сегодня выглядит пустынно. Особенно это заметно в холодный период года, когда здесь, по сути, совершенно нечего делать. Однако в Омске немало тех, кто считает, что должно иметь так - крепость и окружающее пространство нужно просто сохранить.

Этот кусочек трогать нельзя!

К примеру, известный художник, архитектор, дизайнер Сергей Кочергин придерживается точки зрения, что Омская крепость должна оставаться самобытной территорией.

- Для меня как для человека, родившегося, живущего в Омске, как бывшего главного художника города существует одно убеждение: этот кусочек трогать нельзя! Почему? Мы сейчас говорим о том, что Омск должен стать туристической Меккой. В городе есть Любинский проспект, территория в начале улицы 10 лет Октября, нынешняя улица Партизанская, которая переходит в Омскую крепость, Иртышская набережная до железнодорожного вокзала. Если мы продолжим любой маршрут, он приведет к крепости. У нас тут музеи, театры, старые здания. Когда предлагают снести ТЭЦ-1 и построить красивые дома, то зачем здесь-то. У нас что, места мало? - рассуждает он. - У нас вокруг Омска много частной застройки, там и надо возводить жилые комплексы. Здесь нужно сделать центр притяжения туристов, никакого жилья быть не должно. Ни в одной стране мира это не уничтожается. Почему мы в Омске так старательно хотим это уничтожить?

Территорию бывшей ТЭЦ-1, считает Кочергин, нужно превратить в некое культурное пространство, разместить под его крышей художников и дизайнеров.

Доктор экономических наук, бывший декан факультета международного бизнеса ОмГУ, глава регионального общества «Двуглавый орел» Юрий Дусь также призывает более трепетно относиться к истории. Он рассказал о восстановлении в 2020 году памятного знака в честь основания Омской крепости.

- Возглавляемая мною организация восстановила колонну в честь основания Омской крепости. Эту колонну зимой расхлестал тракторист, сбив гранит. Я против жилой застройки этого места, иначе никто не сможет там гулять и радоваться, - говорит Дусь.

Омичам не нужны плацы и голые площади

Омская крепость утратила свой исторический флер, в свою очередь, считает ведущий дизайнер ИТП «Град» Алина Бегун. По ее мнению, никакого сакрального значения для города это место не имеет.

- Я все свое детство прожила в центре города. В зданиях этого комплекса находилась воинская часть. Ни о какой сакральности речи не шло. Когда воинскую часть разобрали, долгое время стояли никому ненужные руины. После ремонта здания Омской крепости потеряли свой исторический флер. От этого места не веет ничем. Это проходная территория, где иногда гуляют люди. Я была организатором катка на территории старой Омской крепости. Это была попытка «оживить» исторический центр. Нам не нужны плацы и голые площади, - заявляет молодая омичка.

Он уверена, что это пространство нужно оживлять, встраивать его в современный город.

- Необходимы интересные, живые пространства, куда можно приходить, гулять, отдыхать. Да, я не спорю, что нужно рассказывать об истории Омской крепости. Но не посредством заковывания людей в кандалы и взятия земляного вала. Мы не реконструкторы, у нас не жесткие исторические парки, где ты переодеваешься, и все делают вид, что на дворе 16-й век. На мой взгляд, там вокруг сложилась среда, есть высокие жилые здания, которые строились, и ни у кого не возникло мысли, что с ними не так, - напомнила дизайнер. - Даже в старых проектах «Омскгражданпроекта» отражено стремление архитекторов возвести на территории ТЭЦ-1 стеклянные объемы. Раньше этой сакральности не было. Сейчас мы боимся дышать в сторону истории. Эту территорию надо как-то включать в современную жизнь. Консервировать и ничего не трогать неправильно. Конечно, надо ценить архитектуру. Но нужно место для прогулок, где оборудованы кафе, туалеты, места для отдыха. Может, какой-то уличный театр.

Вместе с тем Алина Бегун разделяет мнение своего более старшего коллеги, что в здании ТЭЦ-1 необходимо творческое пространство, которое могло бы стать точкой притяжения туристов. А соседство с жилыми домами этот эффект не испортит, полагает она.

- Сейчас, признаемся, в Омской крепости делать нечего, если кто-то не пришел в ресторан, музей «Искусство Омска», или просто проходил мимо. То есть как комплекс это не работает. Это не является таким местом, как Парк Горького в Москве. Это могло бы быть интересной городской площадкой. Там просится современное творческое пространство. У нас не хватает таких мероприятий, чтобы поддерживать местных авторов. ТЭЦ- 1 могла бы стать местом притяжения, в том числе, и иногородних гостей. Пока у нас есть руины, которые нужно как-то презентовать, - рассуждает эксперт. - Можно совмещать жилую зону с прогулочной территорией. Эти дома обязаны совмещать в себе жилые и общественные функции. Просто нужно все грамотно организовать, и это могло бы быть интересным жилым кварталом.

Эксперт добавила, что политика открытости могла бы разрушить консервативный настрой горожан.

- У нас тотальное недоверие друг к другу. Омичи боятся, что власти сделают в центре города что-то неудобоваримое. И эти опасения не всегда беспочвенны, взять, например, кейс с реконструкцией улицы Бударина. Власти опасаются, что застройщики понаделают «муравейников» и обнесут все забором. Заказчики не доверяют архитекторам, мол, что-то навыдумывают. У нас в городе нет нормальных паспортов объектов. Нужна максимальная открытость, чтобы снимать общественное напряжение. А у нас все друг друга боятся, - подытожила она.

Без жилья это будет мертвая территория

Главный архитектор института территориального планирования «Град» Ирина Стуканева, разработчик Генплана Омска до 2040 года, пояснила, что вопрос строить или не строить уже решен. Зона исторического центра не исключает жилых микрорайонов

- В правилах землепользования и застройки территория Омской крепости относится к зоне исторического центра города. И там возможно размещение жилой застройки. Мы это регламентировали на уровне Генплана. Вопрос, какие это будут микрорайоны: какого качества, каких материалов, какой архитектуры и объемов. Конечно, тут не должно быть одно жилье. Эта территория должна предусмотривает общественные пространства и многоэтажные дома. Без жилья это будет мертвая, темная территория, там станет небезопасно ходить. Там и сейчас присутствуют дома, - подчеркнула она.

Так строить или не строить?

Сегодня территория Омской крепости действительно выглядит пустынно. Да, все здания отремонтированы, но жизни здесь нет. Чтобы она появилась, нужно предпринимать усилия, например, провести конкурс проектов, устроить широкое общественное обсуждение, в открытом диалоге выработать решение, которое станет оптимальным для этой части города.

Проект строительства жилого комплекса на месте бывшей ТЭЦ-1 - это ведь только один вариант. Нужно инициировать и другие, смотреть, выбирать, искать то, что подойдет для исторического центра города. Просто сохранить это место для будущих поколений - идея утопическая: почему оно должно быть выключено из жизни нынешних горожан ради неочевидных целей? 

В других городах и странах никого не смущает соседство старинных и современных зданий. Например, в историческом центре Санкт-Петербурга, между прочим, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО, появился гигантский небоскреб Лахта-центра. А в центре Тюмени памятники деревянного зодчества соседствуют с современной набережной и с мостом влюбленных. В немецком городе Аахене рядом с католическим собором IX века стоит современная достопримечательность - кукольный фонтан. И таких примеров можно привести множество.

Исторический центр города не должен быть оторван от жизни современного Омска, их не нужно противоставлять. Безусловно, не нужно сносить старые постройки, но важно встроить их в город XXI века. В конце концов время не стоит на месте, и Омская крепость, и прилегающие к ней территории должны развиваться, а не стоят как памятник самим себе.

3392Елена Ляхова