Припарковать машину в Омске – большая проблема, поэтому автолюбители захватывают землю, устраивают скандалы и портят облик города.
Качество городской среды, общее восприятие комфортности проживания во многом зависят от того, насколько тот или иной город удобен для его жителей. В рамках проекта «Город для людей» мы уже неоднократно рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются омичи-пешеходы. Теперь пришло время поговорить об автомобилистах.
Для них самая больная проблема – это парковки, вернее, их хронический дефицит во многих районах Омска. Отсутствие парковок наблюдается как в деловом и историческом центре, так и в спальных районах старой и новой застройки.
В районах старой застройки машины паркуют где придется
– Живу в Нефтяниках на 4-й Поселковой. У нас во дворе просто нет оборудованной парковки. Приходится ставить машину на газон. Ну а куда еще? Гараж купить не могу: он стоит 500 тысяч. Это дороже моей машины, а без машины я не могу – на работу ездить нужно. У нас все во дворе ставят машины на газон, – рассказал корреспонденту РИА «Омск-информ» один из автолюбителей, который пожелал остаться анонимным, чтобы его не наказали.
Поставить машину между деревьев? А почему бы и нет!
Естественно, парковка на газонах запрещена – с этим в Омске даже борются. По данным мэрии, за весенне-летний период 2021 года за парковку на газонах оштрафовали более 6 тыс. автолюбителей, было проведено 96 рейдов. Нарушителям грозит штраф до 2 тыс. рублей. Штрафы за парковку на газонах в скором времени придут еще 2 тыс. омичей. Однако и это не останавливает автолюбителей, которые паркуются на газонах. Это происходит из-за того, что оборудованных парковок в городе остро не хватает.
Во времена СССР о парковках во дворах не думали
Городок Нефтяников, Амурский поселок, Старая Московка, Авиагородок, половина Левобережья – это те районы Омска, которые застраивались во времена СССР. Тогда власти не думали о том, где жители микрорайонов будут парковать свои машины, так как автомобилей у населения почти не было. Согласно существовавшей в тот период идеологии, советский человек должен был передвигаться на общественном транспорте. Поэтому парковки во дворах если и делали, то по минимуму. Максимум – это была гостевая парковка на несколько машин. Никто и предположить не мог, что через несколько десятков лет почти у каждого омича будет свой автомобиль.
Яркий пример – двор дома № 10 на улице 20 лет РККА. Дом был построен уже в разгар перестройки – в 1990 году. Но даже тогда никто не думал об оборудовании парковок во дворе. В итоге дом на 220 квартир имеет лишь гостевую парковку на 4(!) машино-места. Сегодня у жильцов этого дома имеется порядка 150 машин, которые приходится парковать на стихийной парковке во дворе и за домом. И таких примеров в Омске, как и во многих других городах, масса.
Хорошие парковки в Омске оборудуют в основном у ТЦ
Год от года в Омске растет количество легковых автомобилей. Причем определить их точное число в городе затруднительно – многие омичи ездят на машинах, которые зарегистрированы в других регионах. По разным оценкам, в городе от 300 до 350 тыс. легковых автомобилей, и их нужно где-то парковать.
Как правило, в старых районах города нет ни специально оборудованных парковок, ни теплых гаражей. В итоге автолюбители ставят свои авто где угодно. Например, можно пройти вглубь дворов на проспекте Мира, и перед глазами предстанет типичная картина: автомобили, припаркованные под деревьями, на газонах, у входов в подъезды, на тротуарах и у газгольдера. Часто машины ставят прямо в непролазную грязь.
Когда нет парковки, машину приходится ставить где получится
Естественно, эта ситуация не нравится жителям многоквартирных домов, которые не имеют машин, но каждый день вынуждены наблюдать во дворе стихийные стоянки и дышать выхлопным газом.
– Как надоели эти автомобилисты! Ставят свои машины где попало: под окнами, у подъездов, – негодует пенсионерка с проспекта Мира Нина Никитична. – От машин шум и выхлопные газы, а нам в Нефтяниках и так дышать нечем. Еще от машин грязь, так как их ставят на землю, они потом колесами по двору ее растаскивают.
Ситуацию могли бы спасти большие надземные и подземные паркинги, но их в Омске не хватает. Даже те, что есть, не по карману большинству омичей. Так, в одном из паркингов на Левобережье одно машино-место несколько лет назад продавалось за 500 тыс. рублей – по тем временам это средняя стоимость подержанного авто. Аренда одного места в теплом гараже или паркинге начинается от 5 тыс. рублей в месяц: большинству омичей это не по карману. Кроме того, нужно стоять в очереди, чтобы заполучить место в таком комплексе. Гораздо проще припарковать свою машину у подъезда.
Цены на индивидуальные гаражи, так называемые «ракушки», в Омске тоже «кусаются». Они начинаются от 300–400 тысяч. При этом даже добросовестный покупатель после приобретения «ракушки» может ее лишиться – в городе запланирован массовый снос незаконных гаражей. Из 28 тысяч таких объектов многие установлены незаконно, власти их постоянно выносят. Таким образом, купив за 300 тысяч такой гараж, омичи рискуют остаться ни с чем.
Омичи захватывают землю для своих «ласточек»
Отсутствие парковочных мест в городе заставляет автолюбителей идти на ухищрения. Чтобы каждый вечер не ругаться с соседом за парковочное место под деревом или на газоне, омичи стремятся «прихватизировать» такие места. А для этого нужно немногое – пару железных столбиков и проволока.
Поставил столбики, натянул проволовку – и парковка готова
«Захваченные земли» есть во многих районах Омска. Как пример – улица Лермонтова, где вдоль трамвайных путей жители понаставили столбиков и натянули проволовку, чтобы, не дай бог, никто «чужой» не занял их незаконное парковочное место. Некоторые даже делают для своих машин привилегированные места, укладывая плитку и устанавливая шины. Такие самовольные стихийные парковки можно увидеть по всему городу. К примеру, на бульваре Архитекторов в микрорайоне Тополином самовольная парковка, огороженная проволокой, «расширилась» на несколько машин.
Омичи стараются оборудовать свои парковочные места
А на улице Масленникова автовладельцы огородили кусок газона. На нем теперь паркуются иномарки и даже грузовая «газель». Очевидно, что это незаконная парковка, самовольный захват земли.
За столбиками могут «прятаться» даже «газели»
В мэрии Омска о проблеме знают, но не всегда на нее оперативно реагируют. Так, по данным горадминистрации, за лето только в одном Кировском округе было демонтировано 40 незаконных ограждений во дворах. Очевидно, что таких конструкций в десятки раз больше.
Каждый пытается «застолбить» место для своего авто
– Мы предупреждаем собственников о необходимости добровольно устранить несанкционированные ограждения, но дальше разъяснений и разговоров дело зачастую не идет. Важно то, что такие конструкции ограничивают проезд автомобилей скорой помощи и пожарной техники. А это значит, что в экстренной ситуации специалисты данных служб просто не смогут оказать помощь оперативно, – отметил начальник отдела архитектуры и землепользования администрации Кировского округа Денис Чаплинский.
Конечно, автолюбителей можно понять: если есть машина и нет места для парковки, то ставить ее куда-то нужно. Но самозахват территории у многоквартирного дома при этом нарушает права других жильцов, которые не знают, куда жаловаться.
Наказать «парковочных захватчиков» не так просто
Как оказалось, «настучать» на автолюбителей, которые или паркуются на газонах (под деревьями, у подъездов и т. д.), или захватывают территорию возле дома, огораживая ее проволокой со столбиками, недостаточно для решения вопроса. Здесь есть существенные нюансы.
Иномарка с московскими номерами легко паркуется на газоне
– Важно понимать, где находится незаконная парковка: в полосе отвода дороги или на земле, относящейся к многоквартирному дому. Если она располагается у дорог, на муниципальной земле, то там работают сотрудники ГИБДД или сотрудники административно-технической инспекции, – пояснил специалист администрации Ленинского округа Алексей Кощук.
Если парковка находится на придомовой территории, то омичам нужно понять, выделяли ли собственники землю под парковку, проводили ли они общее собрание жильцов, где бы обсуждалось создание парковки.
– Проверку этих фактов должна осуществлять Госжилинспекция. Если это происходит на муниципальной земле, нужно обращаться в администрацию округа. Мы посмотрим документы, если эта территория никому не предоставлялась, мы будем предпринимать меры к выносу этих незаконных парковок. По публичной кадастровой карте можно посмотреть, к какой территории относится земля, – пояснили в администрации города.
Просто сфотографировать нарушителя и пожаловаться на него в соответствующие структуры недостаточно.
– Даже фотофиксация, произведенная простым гражданином, не считается доказательством. Фиксация должна проводиться на специально поверенный прибор. По обращению гражданина специалист выходит и проводит повторную проверку, – отметил Алексей Кощук.
Если специалист мэрии в момент выезда не обнаружит машины на газоне, то факта нарушения не будет зафиксировано. Нарушитель в это время может элементарно быть на работе. Чиновники тоже не могут бесконечно выходить с проверками. Но периодически они проводят специальные рейды – значительный массив протоколов составляется во время них.
Припарковать машину под запрещающим знаком? Не проблема!
В случае когда авто припарковано на самозахваченной земле возле многоквартирного дома, нужно обращаться в Госжилинспекцию. За такие парковки штрафуют весьма чувствительно.
– КоАП РФ устанавливает наказание за самовольное занятие земельного участка в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей. В случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, предусмотрен штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, – рассказала юрист Вероника Татаринова.
По словам эксперта, земля вокруг дома принадлежит всем собственникам, и никто из них не вправе занимать конкретный кусок этой земли, если не было общего собрания жильцов и соответствующего решения.
– Это прописано в Гражданском кодексе. Статьями 246, 247 установлено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Самостоятельное определение каким-либо лицом порядка использования земельного участка, установление ограничений посредством установки шлагбаумов, железобетонных блоков, металлических цепей, тросов, ограждений, в отсутствие решения общего собрания собственников, является незаконным, – пояснила юрист.
Омичи вправе обращаться не только в контролирующие инстанции, но и подавать на своих соседей-захватчиков земель в суд. По словам Вероники Татариновой, работающей в одном из судов города, подобная практика уже есть.
Но есть и другая практика, когда жильцы проводят собрание и совместно оборудуют парковку у себя во дворе. Там у каждой машины есть свое закрепленное место, а такая парковка не считается незаконной. Подобную парковку корреспондент РИА «Омск-информ» увидел на улице Крупской.
Забитые машинами дворы омских новостроек: ни пройти ни проехать
И если со старыми районами Омска все понятно, то проблема парковочных мест в новых районах города имеет несколько другой аспект. Застройщики должны руководствоваться правилом, что на одну квартиру должно быть одно машино-место. Ранее ряд депутатов Госдумы хотели скорректировать эту норму и поставить ее в зависимость от площади квартиры. Так, на квартиры площадью до 50 кв. м предлагалось оборудовать у новостройки одно парковочное место, а на квартиры площадью свыше 50 «квадратов» – два места. Но инициатива не прошла.
В новых микрорайонах заняты даже парковки для инвалидов
Однако и сейчас далеко не все застройщики оборудуют возле новых домов столько же мест, сколько квартир в новостройке. Это приводит к «парковочному» дефициту и в новых районах города. Тем более что жители таких районов, как правило, молодые семьи, у которых имеется один или даже два автомобиля. Сегодня большинство дворов новых многоэтажек в Омске заполонены машинами. На ситуацию даже отреагировал губернатор Александр Бурков, который заявил, что дворы новостроек должны быть свободны от машин. Такие дворы можно по пальцам пересчитать: «Амур-2», Прибрежный, Кузьминки, Космический и многие другие микрорайоны сегодня буквально «нашпигованы» машинами.
Экопарковки в Омске выглядят так
– Вожу дочку в садик в Кузьминках. Так столько машин, что утром к садику не проедешь, – пожаловался житель микрорайона Прибрежного Алексей.
К слову, Кузьминки – единственный омский микрорайон, где оборудованы экопарковки. Они предусматривают, что на землю уложена специальная решетка, на которую можно ставить машину. А земля под таким машино-местом засеяна газоном. Но в Кузьминках газон на экопарковках почему-то не растет. Возможно, потому, что эти места почти всегда заняты – припарковать машину в этом районе вечером сложно.
Ранее мэрия анонсировала создание экопарковок, но этого так и не произошло. За счет бюджета города делать их дорого, частные инвесторы на это не пойдут. В городе парковки оборудуют за счет бюджета в рамках ремонта дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Но это уже действующие парковки, а не новые.
Есть ли выход из ситуации?
Если не вдаваться в досужие рассуждения, то выход из сложившейся ситуации только один: в районах старой застройки нужно возводить крытые или открытые паркинги шаговой доступности, а в новых районах при застройке планировать хотя бы одно машино-место на квартиру.
Гаражи омичам не по карману
Но очевидно, что ни денег, ни земли под большие паркинги (как надземные, так и подземные) в Омске нет. Можно законодательно запретить парковку во дворах (такая практика существует в других городах), но куда тогда омичи будут ставить свои автомобили? Замкнутный круг.
Реально же лишь ужесточение контроля над незаконными парковками на газонах, тротуарах, детских площадках, а также контроля за самозахватом автовладельцами земли. Ведь если запрещено захватывать землю и парковаться где попало, то за это нужно наказывать. А для горожан нужно сделать единый сервис, куда можно было бы направить жалобу на таких горе-парковщиков. Не каждый ведь будет через публичную кадастровую карту разбираться, на чьем участке припаркована машина. Таким образом, хотя бы для наведения минимального порядка с парковками в городе есть необходимые рычаги. Остается лишь одно – чтобы свою волю проявила власть. Сергей Энквист