Поиск

Омским предпринимателям нужно прекратить уродовать фасады и насыщать город уютными местами для отдыха. Сейчас их остро не хватает.

Омичи станут больше гулять

В Омске прошел круглый стол, в ходе которого обсуждалось участие предпринимательского сообщества в реализации генплана до 2040 года. Этот документ, определяющий развитие города на перспективу, был принят чуть больше года назад. В дискуссии по его реализации приняли участие проектировщики, власти, бизнесмены.

Как пояснила председатель НП «Лига профессионалов и недвижимости» Светлана Гоненко, мероприятие организовано для того, чтобы помочь бизнесу поучаствовать в улучшении качества жизни горожан. 

– Генплан принят, но еще разрабатывается градостроительная документация. Мы собрали представителей профильных ведомств, разработчиков генплана, чтобы предпринимательское сообщество смогло внести свой вклад в развитие Омска. Предприниматели хотят улучшить в целом жизнь горожан, но пока не понимают, как это делать. Нынешний круглый стол должен разрешить этот вопрос, – пояснила Светлана Гоненко.

Руководитель Института территориального планирования «Град» Анна Береговских рассказала, что концепция генплана предполагает развитие пешеходной доступности Омска. Разработчики решили объединить любимые горожанами места и создавать локальные центры притяжения в микрорайонах. Тогда жизнь в отдаленных уголках закипит, люди с удовольствием станут гулять не только по центру города. 

– Намоленные точки в городе мы объединили связями, которых им не хватает. Например, территория улицы Богдана Хмельницкого и у кинотеатра «Космос». Сейчас между точками связи прерываются. Людям неинтересно ходить пешком. А задача всех городов мира, и Омска в том числе, – мы должны создавать более качественную среду, чтобы люди больше ходили к интересным, значимым для них объектам. Миллионный город не может быть моноцентричным, мы должны развивать локальные центры. Горожан надо не удерживать в Омске, а привлекать и беречь. И малому бизнесу под силу стать «дрожжами» для роста микрорайонов. Именно городские сервисы – то, чего не хватает Омску, – высказалась разработчик градостроительного документа.

По замыслу разработчиков документа, бизнес может заходить в эти центры микрорайонов, строя заведения общепита, развлекательные и культурные учреждения. В каждом центре притяжения должны появиться образовательные (детсады, школы и вузы) и спортивные центры.

– Генплан создает условия для инвестиционного развития. Мы создаем площадки, которые уже привлекли бизнес. Нужно сформировать территориальные ассоциации бизнеса, которые договариваются на одной территории, разделяют усилия и вместе обустраивают это пространство. К одному предпринимателю никто не придет, а 10–20 могут создать синергетическое пространство, – добавила Анна Береговских.

Объединить районы города на правом берегу Иртыша призвана гигантская набережная, от северного причала в городке Нефтяников до железнодорожного вокзала в Ленинском округе.

10 подцентров и никаких «шанхаев»

В свою очередь, генеральный директора Института территориального планирования «Град» Илья Бальцер убежден, что бизнес может содействовать развитию точек притяжения, которые сформируют в 10 микрорайонах Омска. Здесь обязательно должны быть не только жилые микрорайоны и социальная инфраструктура, но и магазины с кафе.

– Создавая подцентры города, мы увеличим товарооборот. В центр Омска поедет не каждый. Потому мы сформировали 10 городских подцентров. Там будут социальные объекты, туда будут стремиться люди. Например, на улице Валиханова стоимость недвижимости подскочила в полтора раза. Также будет и с подцентрами, когда они появятся в Омске. Власть нам ресторан и магазин не построит, – отметил разработчик генплана. – Нужно обустраивать городские пространства. Работать в болотах никто не будет.

При этом некоторые микрорайоны, например территория Сибзавода, бизнесу нужно осваивать комплексно. Иначе там получится «шанхай». Необходимо сформировать общую концепцию развития этой территории.

Вечер в кафе за чашечкой кофе

В развитие темы главный архитектор Омска Наталья Старченкова заявила, что пока о каком-то масштабном строительстве и благоустройстве на окраинах города говорить рано. Сначала нужно изменить внешний вид фасадов торговых заведений.

– Наш город один из немногих имеет четкую планировку в центре. На улице Ленина очень красиво. А в спальных микрорайонах ситуация иная. Посмотрите на фасады магазинов. Что в итоге происходит? Люди отказываются находиться на этом пространстве, гулять по городу, в итоге они покупают автомобиль и создают пробки. У горожан не остается средств на развлечения и посещение заведений общепита. Эта территория – наша с вами общая ответственность, предпринимателей, власти и горожан. Надо менять ситуацию, – подчеркнула чиновница.

Старченко считает, что ситуация, когда в городе больше пешеходов, чем автомобилей, выгодна всем. Горожане станут без опаски неторопливо прогуливаться по окраинам, наслаждаться чашечкой кофе в кафе, а местный бизнес – развиваться, принося налоги в бюджет. 

Пока достаточно начать с малого – предпринимателям привести в порядок фасады своих заведений и убрать агрессивную рекламу с улиц. По сути, это европейская модель развития города. 

Генплан не решает проблемы Омска

Со своей стороны, председатель правления СРО ассоциации «Межрегиональный Союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф Мосенкис выразил мысль, что концепция, отраженная в генплане, не решает главной проблемы – массового бегства жителей из Омска. Это лишь локальные пространственные решения. Он уверен, что все упирается в отсутствие денег у города и предпринимателей. Бизнес бессилен улучшить жизнь омичей, пока не будет подпитываться бюджетным финансированием.

– Мы занимаем первое место по миграционной убыли населения, заработная плата самая низкая в СФО. Что бы мы ни решали, практически все вопросы сводятся к деньгам. Не секрет, что из Омска уходят некоторые застройщики. Ответы на эти кардинальные вопросы в генплане отсутствуют, – заявил он. – У нас строительство на самом низком уровне, считается большим праздником получить разрешение. Проще закрыть и не делать ничего.

Для того чтобы люди оставались, нужно развивать транспорт. А в генплане не отражены основные составляющие комфортной жизни в городе-миллионнике: строительство метро, транспортных развязок, возведение современного аэропорта за городом. Чтобы поменять ситуацию, необходимо менять законодательство и заводить федеральное финансирование.

Присутствующие согласились с этим мнением, но выразили надежду, что изменения в жизни омичей в позитивную сторону все же произойдут, ведь градообразующий документ принят.

Удастся ли реализовать идею подцентров на окраинах города, не подключая развития транспортной инфраструктуры: строительство метро и аэропорта, пока неизвестно.

Омским предпринимателям нужно прекратить уродовать фасады и насыщать город уютными местами для отдыха. Сейчас их остро не хватает.

Омичи станут больше гулять

В Омске прошел круглый стол, в ходе которого обсуждалось участие предпринимательского сообщества в реализации генплана до 2040 года. Этот документ, определяющий развитие города на перспективу, был принят чуть больше года назад. В дискуссии по его реализации приняли участие проектировщики, власти, бизнесмены.

Как пояснила председатель НП «Лига профессионалов и недвижимости» Светлана Гоненко, мероприятие организовано для того, чтобы помочь бизнесу поучаствовать в улучшении качества жизни горожан. 

– Генплан принят, но еще разрабатывается градостроительная документация. Мы собрали представителей профильных ведомств, разработчиков генплана, чтобы предпринимательское сообщество смогло внести свой вклад в развитие Омска. Предприниматели хотят улучшить в целом жизнь горожан, но пока не понимают, как это делать. Нынешний круглый стол должен разрешить этот вопрос, – пояснила Светлана Гоненко.

Руководитель Института территориального планирования «Град» Анна Береговских рассказала, что концепция генплана предполагает развитие пешеходной доступности Омска. Разработчики решили объединить любимые горожанами места и создавать локальные центры притяжения в микрорайонах. Тогда жизнь в отдаленных уголках закипит, люди с удовольствием станут гулять не только по центру города. 

– Намоленные точки в городе мы объединили связями, которых им не хватает. Например, территория улицы Богдана Хмельницкого и у кинотеатра «Космос». Сейчас между точками связи прерываются. Людям неинтересно ходить пешком. А задача всех городов мира, и Омска в том числе, – мы должны создавать более качественную среду, чтобы люди больше ходили к интересным, значимым для них объектам. Миллионный город не может быть моноцентричным, мы должны развивать локальные центры. Горожан надо не удерживать в Омске, а привлекать и беречь. И малому бизнесу под силу стать «дрожжами» для роста микрорайонов. Именно городские сервисы – то, чего не хватает Омску, – высказалась разработчик градостроительного документа.

По замыслу разработчиков документа, бизнес может заходить в эти центры микрорайонов, строя заведения общепита, развлекательные и культурные учреждения. В каждом центре притяжения должны появиться образовательные (детсады, школы и вузы) и спортивные центры.

– Генплан создает условия для инвестиционного развития. Мы создаем площадки, которые уже привлекли бизнес. Нужно сформировать территориальные ассоциации бизнеса, которые договариваются на одной территории, разделяют усилия и вместе обустраивают это пространство. К одному предпринимателю никто не придет, а 10–20 могут создать синергетическое пространство, – добавила Анна Береговских.

Объединить районы города на правом берегу Иртыша призвана гигантская набережная, от северного причала в городке Нефтяников до железнодорожного вокзала в Ленинском округе.

10 подцентров и никаких «шанхаев»

В свою очередь, генеральный директора Института территориального планирования «Град» Илья Бальцер убежден, что бизнес может содействовать развитию точек притяжения, которые сформируют в 10 микрорайонах Омска. Здесь обязательно должны быть не только жилые микрорайоны и социальная инфраструктура, но и магазины с кафе.

– Создавая подцентры города, мы увеличим товарооборот. В центр Омска поедет не каждый. Потому мы сформировали 10 городских подцентров. Там будут социальные объекты, туда будут стремиться люди. Например, на улице Валиханова стоимость недвижимости подскочила в полтора раза. Также будет и с подцентрами, когда они появятся в Омске. Власть нам ресторан и магазин не построит, – отметил разработчик генплана. – Нужно обустраивать городские пространства. Работать в болотах никто не будет.

При этом некоторые микрорайоны, например территория Сибзавода, бизнесу нужно осваивать комплексно. Иначе там получится «шанхай». Необходимо сформировать общую концепцию развития этой территории.

Вечер в кафе за чашечкой кофе

В развитие темы главный архитектор Омска Наталья Старченкова заявила, что пока о каком-то масштабном строительстве и благоустройстве на окраинах города говорить рано. Сначала нужно изменить внешний вид фасадов торговых заведений.

– Наш город один из немногих имеет четкую планировку в центре. На улице Ленина очень красиво. А в спальных микрорайонах ситуация иная. Посмотрите на фасады магазинов. Что в итоге происходит? Люди отказываются находиться на этом пространстве, гулять по городу, в итоге они покупают автомобиль и создают пробки. У горожан не остается средств на развлечения и посещение заведений общепита. Эта территория – наша с вами общая ответственность, предпринимателей, власти и горожан. Надо менять ситуацию, – подчеркнула чиновница.

Старченко считает, что ситуация, когда в городе больше пешеходов, чем автомобилей, выгодна всем. Горожане станут без опаски неторопливо прогуливаться по окраинам, наслаждаться чашечкой кофе в кафе, а местный бизнес – развиваться, принося налоги в бюджет. 

Пока достаточно начать с малого – предпринимателям привести в порядок фасады своих заведений и убрать агрессивную рекламу с улиц. По сути, это европейская модель развития города. 

Генплан не решает проблемы Омска

Со своей стороны, председатель правления СРО ассоциации «Межрегиональный Союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф Мосенкис выразил мысль, что концепция, отраженная в генплане, не решает главной проблемы – массового бегства жителей из Омска. Это лишь локальные пространственные решения. Он уверен, что все упирается в отсутствие денег у города и предпринимателей. Бизнес бессилен улучшить жизнь омичей, пока не будет подпитываться бюджетным финансированием.

– Мы занимаем первое место по миграционной убыли населения, заработная плата самая низкая в СФО. Что бы мы ни решали, практически все вопросы сводятся к деньгам. Не секрет, что из Омска уходят некоторые застройщики. Ответы на эти кардинальные вопросы в генплане отсутствуют, – заявил он. – У нас строительство на самом низком уровне, считается большим праздником получить разрешение. Проще закрыть и не делать ничего.

Для того чтобы люди оставались, нужно развивать транспорт. А в генплане не отражены основные составляющие комфортной жизни в городе-миллионнике: строительство метро, транспортных развязок, возведение современного аэропорта за городом. Чтобы поменять ситуацию, необходимо менять законодательство и заводить федеральное финансирование.

Присутствующие согласились с этим мнением, но выразили надежду, что изменения в жизни омичей в позитивную сторону все же произойдут, ведь градообразующий документ принят.

Удастся ли реализовать идею подцентров на окраинах города, не подключая развития транспортной инфраструктуры: строительство метро и аэропорта, пока неизвестно.

1492Елена Ляхова