Поиск

Перед победителями выборов встанет непростая задача: разгрести целый ворох проблем, копившихся годами. Удастся ли им осчастливить омичей?

Избирательная кампания в Омской области вышла на финишную прямую, и уже скоро будут объявлены победители голосования. Фанфары отгремят, и новые обладатели депутатских корочек столкнутся с целым ворохом проблем, не решенных их предшественниками. В общем-то, это именно то, ради чего люди избирают своих представителей в Госдуму и региональные парламенты.

РИА «Омск-информ» подготовило подборку топ-10 насущных проблем общероссийского и регионального масштаба, которые требуют решения. Вряд ли они сильно отличаются от наказов, данных избирателями претендентам на депутатские мандаты.

Проблема № 1. Омские дороги: о них узнала даже Меркель

Пять лет назад, в 2016-м, когда омичи выбирали депутатов предыдущего созыва, дороги в Омске и области были далеки от идеала. Потом был запущен федеральный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги», и ситуация начала постепенно меняться. На омские дороги пошли первые целевые миллиарды.

По данным Минстроя на 2021 год, объем регионального дорожного фонда составил 14 млрд рублей. Всего в нынешнем году отремонтировали 250 километров дорог. В городе приведено в порядок 26 магистралей на 800 млн рублей. Таким образом, в нормативное состояние в городе привели 43 % городских магистралей и 74 % – областных. Тем не менее состояние дорог все еще оставляет желать лучшего. 

Фронт работ предстоит немалый, особенно это касается подъездных путей к сельским населенным пунктам. Достаточно вспомнить, что в июле жители деревни Верхний Карбуш Омского района обратились к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой помочь отремонтировать дорогу. Немецкий лидер жителям российской глубинки не помогла, но местные власти пообещали с ремонтом дороги помочь. Карбушевцы ждут. Как и жители десятков населенных пунктов по всей Омской области.

Свежеизбранным депутатам придется вновь и вновь окунуться в эту проблему с головой, регулярно выслушивая жалобы местных жителей на состояние дорог. Парламентариям нужно будет выступать и в роли лоббистов, и в роли контролеров: сегодня уже недостаточно выбить деньги на ремонт, нужно еще и следить, чтобы потратили грамотно. 

Проблема № 2. Благоустройство дворов, парков и скверов: хотели, как лучше, а вышло...

Благоустройство зеленых зон и ремонт дворовых территорий тоже стало одним из государственных приоритетов, но денег катастрофически не хватает. И если на парки и скверы федералы их еще выделяют, то дворы ремонтируются по остаточному принципу. В этом году в миллионном Омске приводят в порядок всего 16 дворов, финансирование составляет 25 млн рублей. Понятно, что на эти деньги особо не разгуляешься. Очевидно, что на федеральном уровне нужно лоббировать увеличение сумм на приведение в порядок дворовых территорий. И это работа депутатов.

Что касается благоустройства скверов, то здесь возникает много вопросов и по качеству работ, и по срокам их проведения. Достаточно вспомнить мытарства с Советским парком и сквером Молодоженов, проблемы с реконструкцией площади перед  ДК «Звездный». И это только Советский округ.

Сейчас идет глобальная реконструкция парка «Зеленый остров», которая растянется на три года. Впереди благоустройство микрорайона Прибрежного и другие серьезные объекты. Без регулярного депутатского контроля здесь тоже никуда. Причем включаться народным избранникам нужно уже на этапе проектирования: омичи жалуются, что по всему городу «лепят» одно и то же, причем не самого лучшего качества. 

Проблема № 3. Отсутствие детсадов и школ в новых микрорайонах

Строительство детских садов и школ входит в федеральные проекты, однако в новых микрорайонах Омска по-прежнему ощущается острый дефицит социальной инфраструктуры. Яркий пример – микрорайон Амурский-2, где в этом году открыли самую большую школу в Омской области. Туда набрали аж 16 первых классов. Очевидно, что в этом жилмассиве нужна еще одна такая же школа. И так по всему городу: квадратные метры сдаются, а дети из новостроек потом вынуждены ездить в школу в другие районы.

То же самое касается и детских садов. На ближайшие годы в Омске запланировано 9 садиков, но этого все равно мало. Депутатам нужно активнее поднимать эти вопросы и на региональном уровне, и на федеральном. Это именно то, чего ждут от них избиратели.

Проблема № 4. Ветхие коммуникации: дело – труба

Еще в 2019 году Минстрой РФ озвучивал, что 29 % тепловых сетей  в стране нуждаются в замене. Чтобы предотвратить коммунальные аварии, ежегодно необходимо приводить в порядок 4–5 % инфраструктуры. Это 300 млрд рублей в год.

Омские тепловые сети изношены на 73 %, и с каждым годом ситуация усугубляется. Отсюда аварии, как это было зимой нынешнего года. Омичи жаловались на холодные батареи, когда столбики термометров показывали –36 градусов. Решение вопроса напрашивается само собой – ресурсоснабжающим организациям нужно включать ремонт теплосетей в инвестпрограммы. То же самое касается и водопроводных сетей. Такая мера позволила бы избежать аварий. Работать в этом направлении – прямая задача депутатов нового созыва.

Проблема № 5. Экология: кто испортил омский воздух?

Эта проблема особенно актуальна для Омской области. В конце августа в Омск приезжала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая экологический блок. Чиновница хотела разобраться с источниками загрязнения воздуха и свалками, давно требующими рекультивации. 

Главных загрязнителей омского воздуха чиновники не называют уже пятый год подряд, что только усугубляет ситуацию. Властям на местах нужны дополнительные полномочия, чтобы бороться с нарушителями экологического законодательства, а датчики на трубы заводов нужно вешать уже сейчас, а не ждать еще 8 лет. Здесь без активной позиции депутатов Госдумы не обойтись.

Что касается свалок, то их рекультивация должна начаться уже в следующем году. Хотелось бы, чтобы народные избранники тоже взяли это на свой контроль и спрашивали с Минприроды о ходе работ. В конце концов, депутаты дышат одним воздухом со своими избирателями. Не так ли?

Проблема № 6. Дорогая наша «коммуналка»

Совершенно обыденным явлением стало, что все коммунальные услуги неуклонно дорожают с 1 июля. Суммы, казалось бы, незначительные, но в итоге набегают немалые цифры за газ, отопление, воду, свет и содержание жилья.

Простой пример: за обращение с ТКО (вывоз мусора) с 1 июля 2021 года омичи платят 102,62 рубля с человека в месяц в благоустроенных квартирах и 113,28 рубля в частных домах. Ранее горожане платили 87,38 рубля с человека. В районах области эта услуга со второй половины 2021 года выросла с 87,09 до 93,71 рубля в месяц с человека. Если произвести нехитрые подсчеты, выйдет немалый «привес».

Сдержать постоянно дорожающую «коммуналку» возможно на федеральном уровне. Этим должны заниматься депутаты Госдумы.   

Проблема № 7. Куда уходят налоги омских предприятий?

Помимо общефедеральных, есть у Омска и свои, особые проблемы. В городе находится масса предприятий, входящих в вертикально интегрированные холдинги с головным офисом в Москве или в Санкт-Петербурге. Местные ресурсы использует, экологию ухудшает, а налоги платит по месту основного зарегистрированного производства. Несколько лет назад тему поднимали депутаты Заксобрания Омской области, но изменить ситуацию не удалось.

Более того, уже три года прослеживается тенденция к массовому исходу бизнеса из Омска. Предприниматели перерегистрируют свои компании в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре – там, где более эффективно развиваться. Из последних примеров – «Алкогольная Сибирская группа» Андрея Стрельца. Теперь она платит налоги в Подмосковье. Список можно продолжать.

Возможно, среди новых депутатов найдутся те, кто сможет остановить эту порочную практику ухода средств крупных предприятий из казны Омской области.

Проблема № 8. Метро, гидроузел и Омск-Федоровка

Еще одна чисто омская тема – долгострои: метро, гидроузел и международный аэропорт Омск-Федоровка, уже давно ставшие притчей во языцех. Метро начали рыть еще в 1993 году, но к настоящему моменту сделали лишь три станции. В итоге региональные власти решили законсервировать недострой и уже приступили к работам. Позже возникла идея использовать инфраструктуру метро и соединить ее с наземным транспортом. Сейчас решают, как это сделать.

Строительство Красногорского гидроузла на Иртыше велось с 2011 года и остановилось в 2015 году. Объект так и не достроили. Вероятно, готовая часть гидроузла тихо разрушилась бы со временем. Однако вице-премьер РФ Виктория Абрамченко во время своего недавнего визита в Омск распорядилась достроить объект.

– Однозначно нужно завершать эту стройку. В нее вложено уже очень много средств, очень много труда. И еще очень важно то, что у нас меняется климат. Все жители нашей страны в этом году остро это почувствовали. Где-то климат становится очень засушливый. Сопредельные государства, которые работают с Российской Федерацией – Китай, Казахстан, – тоже сталкиваются с изменением климата. И периоды, когда воды будет все меньше и меньше, будут нарастать. Поэтому решать проблему омского гидроузла нужно, и нужно решать быстро. Я этот проект поддерживаю, – заявила Виктория Абрамченко.

Завершение объекта обойдется бюджету в 9,5 млрд рублей. Это должны быть федеральные средства и выбивать их предстоит новоиспеченным депутатам Госдумы.

С Омск-Федоровкой ситуация более запутанная. Региональные власти периодически заявляют об интересе со стороны потенциальных инвесторов, но все упирается в то, что взлетно-посадочную полосу и аэродромную инфраструктуру должны строить за счет федеральных средств. А они не выделяются. Задача для депутатов предельно ясна.

Проблема № 9. Частный сектор

В новом Генплане Омска до 2040 года говорится о необходимости сохранения частного сектора. Однако в городе наблюдается явный дефицит земельных участков для строительства жилья и социальных объектов именно из-за превалирования малоэтажного строительства. Заброшенные, полуразрушенные дома встречаются и в центре, и на окраинах Омска. А городу нужны новые детсады, школы, жилье.

Авторитетный эксперт в сфере градостроительства, заместитель генерального директора, начальник градостроительного отдела ОАО «Омскгражданпроект» Лариса Маслова уверена, что частный сектор в миллионном городе нужно расселять:

– Остались большие территории, расположенные вдоль городских магистралей: Северные, Линии и Рабочие, а также прибрежные территории вдоль Оми: Береговые и Луговые. Которые не позволяют развиваться обустроенным набережным, хотя в генплане они именно так и позиционируются как общественные пространства, – подчеркнула специалист. – Практику регенерации старой застройки надо продолжать. Я согласна, что людям лучше жить на земле. Если есть хорошая дорога, сети, транспортная доступность и социальная инфраструктура. Давайте строить современные коттеджные поселки. К примеру, микрорайон Старгород. Но что можно построить на 20-х Линиях или на Северных? Да ничего, в существующей планировочной структуре отсутствует как полноценная инженерно-транспортная инфраструктура, так и социальная: школы, детские сады, поликлиники. Сохранение частного сектора в центральной части города только усугубляет проблему регенерации этих территорий. Если бы это была зона многоэтажной застройки, инвестор смог бы заинтересоваться, выкупить и застроить. А если у него по Правилам землепользования и застройки малоэтажное строительство, какой бизнесмен на это пойдет? Все, кто мог что-то сделать, уже сделали. В результате жители остались заложниками этих градостроительных решений!

Недавно городские власти объявили о предстоящем расселении частного сектора в районе поселка Каржас на Левобережье, с 1-й по 7-ю Северную, на Линиях и Рабочих улицах. Однако без системного подхода и помощи депутатов проблему не решить. К вопросу нужно подходить комплексно.

Проблема № 10. Омский транспорт

Как известно, сейчас в Омске разрабатывается новая транспортная схема, призванная, с одной стороны, разгрузить центр Омска, а с другой – объединить в одну сеть городское и пригородное сообщение. Учитывая важность общественного транспорта для города-миллионника, избранным депутатам нужно буквально с первых дней работы включаться в этот процесс. Иначе троллейбусы так и будут ездить «до Водников», все дороги в центре будут забиты маршрутками, а на окраины города будет нереально уехать после 7–8 часов вечера.

Мнения экспертов

Бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский, имеющий богатый опыт депутатской работы, считает, что вопрос первостепенной важности для нового созыва – урегулирование межбюджетных отношений.

– Единственная тема, которая может найти удовлетворение среди избирателей, – межбюджетные отношения. Их нужно пересмотреть. Тогда местное самоуправление и субъект получат возможность формировать собственный бюджет, в котором заложены средства на развитие, и за счет этого поднимать территорию. Я считаю, это одна из самых главных задач депутатов всех уровней, – высказался Двораковский. – Потому что удаленные от Москвы города потихоньку угасают. Президентские программы не могут учесть всей специфики региона и муниципалитета. Возьмем Омск: где-то нет воды, где-то – тепла, где-то – дороги. Все эти проблемы одними федеральными программами не решишь. Здесь нужны усилия местной власти для успешного развития региона.

В свою очередь, учредитель винного бара и магазина «Одно вино», директор по развитию холдинга RS-project Максим Борцов считает, что депутатам предстоит решить три взаимозависимые задачи.

– Самые основные проблемы, на мой взгляд, – это чистый воздух и развитие комфортной городской среды. Состояние городской среды – главный вопрос, потому что Омск уже морально устарел, – отметил предприниматель. – Одни городские пространства гармонично привели в порядок, другие меня совершенно не устраивают. Но то, что на дорогах появились бордюры, радует. Вместе с тем Омск нуждается в современных решениях по благоустройству. Еще один момент – нужно сделать все, чтобы молодежь не уезжала из города. А для этого необходимы новые рабочие места, иной порядок зарплат. Опять же среда сильно на все влияет. Если бы в Омске сложились комфортные для работы и проживания условия, люди бы оставались здесь.

На решении экологической проблемы настаивает и PR-специалист, член экспертного совета Омского областного Дома журналистов Галина Татаринова.

– Первое – нам очень важно создать правовую основу под все, что связано с экологией. Без этого ситуация с воздухом в Омске не улучшится. И второе – нужно предпринять серьезные усилия, чтобы проанализировать ресурс Омска, потому город – локомотив области. Вопросы бизнеса и экономики региона, мне кажется, у нас никто не изучал и не рассматривал без клановой заинтересованности. Было бы очень здорово, если бы это удалось сделать, – отметила эксперт.

Совладелец управляющей компании и эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев считает, что депутаты должны прежде всего работать на своих округах.

– Во-первых, я глубоко убежден, что нужен депутат, который бы реально занимался решением проблем горожан. Такой политик существует. Во-вторых, есть две модели работы парламентариев. Одни трудятся на избирательном округе. Вторая категория больше работает в комитетах. На федеральном уровне это депутаты Павел Крашенинников, Андрей Макаров, которые готовят важные документы под законопроекты. Когда я был депутатом, то старался совмещать эти две формы. Потому что людям, живущим на округе, абсолютно все равно, сколько раз парламентарий выступил и какие предложения внес. Им важно, чтобы была вода и так далее, – рассуждает Лихачев. – Я считаю, что региональные власти правильно сделали, собирая депутатов из разных, в том числе и оппозиционных, партий и обсуждая насущные вопросы.

По словам Александра Лихачева, и законодательная работа депутатов тоже важна. Особенно это касается платы за коммунальные услуги.

Выводы

Можно резюмировать, что новым депутатам необходимо работать как на своих избирательных округах, так и инициировать новые законопроекты. Основные проблемы, требующие решения, – экология, дороги, социальная инфраструктура, благоустройство, плата за коммунальные услуги и состояние коммуникаций. Есть и типично омские темы – долгострои, частный сектор, уход предприятий из города.

Наши эксперты также выделили необходимость в формировании правильных межбюджетных отношений. Возможно, если за эти вопросы возьмутся парламентарии, жить в регионе станет комфортнее. И омичи перестанут покидать родной город.

Перед победителями выборов встанет непростая задача: разгрести целый ворох проблем, копившихся годами. Удастся ли им осчастливить омичей?

Избирательная кампания в Омской области вышла на финишную прямую, и уже скоро будут объявлены победители голосования. Фанфары отгремят, и новые обладатели депутатских корочек столкнутся с целым ворохом проблем, не решенных их предшественниками. В общем-то, это именно то, ради чего люди избирают своих представителей в Госдуму и региональные парламенты.

РИА «Омск-информ» подготовило подборку топ-10 насущных проблем общероссийского и регионального масштаба, которые требуют решения. Вряд ли они сильно отличаются от наказов, данных избирателями претендентам на депутатские мандаты.

Проблема № 1. Омские дороги: о них узнала даже Меркель

Пять лет назад, в 2016-м, когда омичи выбирали депутатов предыдущего созыва, дороги в Омске и области были далеки от идеала. Потом был запущен федеральный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги», и ситуация начала постепенно меняться. На омские дороги пошли первые целевые миллиарды.

По данным Минстроя на 2021 год, объем регионального дорожного фонда составил 14 млрд рублей. Всего в нынешнем году отремонтировали 250 километров дорог. В городе приведено в порядок 26 магистралей на 800 млн рублей. Таким образом, в нормативное состояние в городе привели 43 % городских магистралей и 74 % – областных. Тем не менее состояние дорог все еще оставляет желать лучшего. 

Фронт работ предстоит немалый, особенно это касается подъездных путей к сельским населенным пунктам. Достаточно вспомнить, что в июле жители деревни Верхний Карбуш Омского района обратились к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой помочь отремонтировать дорогу. Немецкий лидер жителям российской глубинки не помогла, но местные власти пообещали с ремонтом дороги помочь. Карбушевцы ждут. Как и жители десятков населенных пунктов по всей Омской области.

Свежеизбранным депутатам придется вновь и вновь окунуться в эту проблему с головой, регулярно выслушивая жалобы местных жителей на состояние дорог. Парламентариям нужно будет выступать и в роли лоббистов, и в роли контролеров: сегодня уже недостаточно выбить деньги на ремонт, нужно еще и следить, чтобы потратили грамотно. 

Проблема № 2. Благоустройство дворов, парков и скверов: хотели, как лучше, а вышло...

Благоустройство зеленых зон и ремонт дворовых территорий тоже стало одним из государственных приоритетов, но денег катастрофически не хватает. И если на парки и скверы федералы их еще выделяют, то дворы ремонтируются по остаточному принципу. В этом году в миллионном Омске приводят в порядок всего 16 дворов, финансирование составляет 25 млн рублей. Понятно, что на эти деньги особо не разгуляешься. Очевидно, что на федеральном уровне нужно лоббировать увеличение сумм на приведение в порядок дворовых территорий. И это работа депутатов.

Что касается благоустройства скверов, то здесь возникает много вопросов и по качеству работ, и по срокам их проведения. Достаточно вспомнить мытарства с Советским парком и сквером Молодоженов, проблемы с реконструкцией площади перед  ДК «Звездный». И это только Советский округ.

Сейчас идет глобальная реконструкция парка «Зеленый остров», которая растянется на три года. Впереди благоустройство микрорайона Прибрежного и другие серьезные объекты. Без регулярного депутатского контроля здесь тоже никуда. Причем включаться народным избранникам нужно уже на этапе проектирования: омичи жалуются, что по всему городу «лепят» одно и то же, причем не самого лучшего качества. 

Проблема № 3. Отсутствие детсадов и школ в новых микрорайонах

Строительство детских садов и школ входит в федеральные проекты, однако в новых микрорайонах Омска по-прежнему ощущается острый дефицит социальной инфраструктуры. Яркий пример – микрорайон Амурский-2, где в этом году открыли самую большую школу в Омской области. Туда набрали аж 16 первых классов. Очевидно, что в этом жилмассиве нужна еще одна такая же школа. И так по всему городу: квадратные метры сдаются, а дети из новостроек потом вынуждены ездить в школу в другие районы.

То же самое касается и детских садов. На ближайшие годы в Омске запланировано 9 садиков, но этого все равно мало. Депутатам нужно активнее поднимать эти вопросы и на региональном уровне, и на федеральном. Это именно то, чего ждут от них избиратели.

Проблема № 4. Ветхие коммуникации: дело – труба

Еще в 2019 году Минстрой РФ озвучивал, что 29 % тепловых сетей  в стране нуждаются в замене. Чтобы предотвратить коммунальные аварии, ежегодно необходимо приводить в порядок 4–5 % инфраструктуры. Это 300 млрд рублей в год.

Омские тепловые сети изношены на 73 %, и с каждым годом ситуация усугубляется. Отсюда аварии, как это было зимой нынешнего года. Омичи жаловались на холодные батареи, когда столбики термометров показывали –36 градусов. Решение вопроса напрашивается само собой – ресурсоснабжающим организациям нужно включать ремонт теплосетей в инвестпрограммы. То же самое касается и водопроводных сетей. Такая мера позволила бы избежать аварий. Работать в этом направлении – прямая задача депутатов нового созыва.

Проблема № 5. Экология: кто испортил омский воздух?

Эта проблема особенно актуальна для Омской области. В конце августа в Омск приезжала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая экологический блок. Чиновница хотела разобраться с источниками загрязнения воздуха и свалками, давно требующими рекультивации. 

Главных загрязнителей омского воздуха чиновники не называют уже пятый год подряд, что только усугубляет ситуацию. Властям на местах нужны дополнительные полномочия, чтобы бороться с нарушителями экологического законодательства, а датчики на трубы заводов нужно вешать уже сейчас, а не ждать еще 8 лет. Здесь без активной позиции депутатов Госдумы не обойтись.

Что касается свалок, то их рекультивация должна начаться уже в следующем году. Хотелось бы, чтобы народные избранники тоже взяли это на свой контроль и спрашивали с Минприроды о ходе работ. В конце концов, депутаты дышат одним воздухом со своими избирателями. Не так ли?

Проблема № 6. Дорогая наша «коммуналка»

Совершенно обыденным явлением стало, что все коммунальные услуги неуклонно дорожают с 1 июля. Суммы, казалось бы, незначительные, но в итоге набегают немалые цифры за газ, отопление, воду, свет и содержание жилья.

Простой пример: за обращение с ТКО (вывоз мусора) с 1 июля 2021 года омичи платят 102,62 рубля с человека в месяц в благоустроенных квартирах и 113,28 рубля в частных домах. Ранее горожане платили 87,38 рубля с человека. В районах области эта услуга со второй половины 2021 года выросла с 87,09 до 93,71 рубля в месяц с человека. Если произвести нехитрые подсчеты, выйдет немалый «привес».

Сдержать постоянно дорожающую «коммуналку» возможно на федеральном уровне. Этим должны заниматься депутаты Госдумы.   

Проблема № 7. Куда уходят налоги омских предприятий?

Помимо общефедеральных, есть у Омска и свои, особые проблемы. В городе находится масса предприятий, входящих в вертикально интегрированные холдинги с головным офисом в Москве или в Санкт-Петербурге. Местные ресурсы использует, экологию ухудшает, а налоги платит по месту основного зарегистрированного производства. Несколько лет назад тему поднимали депутаты Заксобрания Омской области, но изменить ситуацию не удалось.

Более того, уже три года прослеживается тенденция к массовому исходу бизнеса из Омска. Предприниматели перерегистрируют свои компании в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре – там, где более эффективно развиваться. Из последних примеров – «Алкогольная Сибирская группа» Андрея Стрельца. Теперь она платит налоги в Подмосковье. Список можно продолжать.

Возможно, среди новых депутатов найдутся те, кто сможет остановить эту порочную практику ухода средств крупных предприятий из казны Омской области.

Проблема № 8. Метро, гидроузел и Омск-Федоровка

Еще одна чисто омская тема – долгострои: метро, гидроузел и международный аэропорт Омск-Федоровка, уже давно ставшие притчей во языцех. Метро начали рыть еще в 1993 году, но к настоящему моменту сделали лишь три станции. В итоге региональные власти решили законсервировать недострой и уже приступили к работам. Позже возникла идея использовать инфраструктуру метро и соединить ее с наземным транспортом. Сейчас решают, как это сделать.

Строительство Красногорского гидроузла на Иртыше велось с 2011 года и остановилось в 2015 году. Объект так и не достроили. Вероятно, готовая часть гидроузла тихо разрушилась бы со временем. Однако вице-премьер РФ Виктория Абрамченко во время своего недавнего визита в Омск распорядилась достроить объект.

– Однозначно нужно завершать эту стройку. В нее вложено уже очень много средств, очень много труда. И еще очень важно то, что у нас меняется климат. Все жители нашей страны в этом году остро это почувствовали. Где-то климат становится очень засушливый. Сопредельные государства, которые работают с Российской Федерацией – Китай, Казахстан, – тоже сталкиваются с изменением климата. И периоды, когда воды будет все меньше и меньше, будут нарастать. Поэтому решать проблему омского гидроузла нужно, и нужно решать быстро. Я этот проект поддерживаю, – заявила Виктория Абрамченко.

Завершение объекта обойдется бюджету в 9,5 млрд рублей. Это должны быть федеральные средства и выбивать их предстоит новоиспеченным депутатам Госдумы.

С Омск-Федоровкой ситуация более запутанная. Региональные власти периодически заявляют об интересе со стороны потенциальных инвесторов, но все упирается в то, что взлетно-посадочную полосу и аэродромную инфраструктуру должны строить за счет федеральных средств. А они не выделяются. Задача для депутатов предельно ясна.

Проблема № 9. Частный сектор

В новом Генплане Омска до 2040 года говорится о необходимости сохранения частного сектора. Однако в городе наблюдается явный дефицит земельных участков для строительства жилья и социальных объектов именно из-за превалирования малоэтажного строительства. Заброшенные, полуразрушенные дома встречаются и в центре, и на окраинах Омска. А городу нужны новые детсады, школы, жилье.

Авторитетный эксперт в сфере градостроительства, заместитель генерального директора, начальник градостроительного отдела ОАО «Омскгражданпроект» Лариса Маслова уверена, что частный сектор в миллионном городе нужно расселять:

– Остались большие территории, расположенные вдоль городских магистралей: Северные, Линии и Рабочие, а также прибрежные территории вдоль Оми: Береговые и Луговые. Которые не позволяют развиваться обустроенным набережным, хотя в генплане они именно так и позиционируются как общественные пространства, – подчеркнула специалист. – Практику регенерации старой застройки надо продолжать. Я согласна, что людям лучше жить на земле. Если есть хорошая дорога, сети, транспортная доступность и социальная инфраструктура. Давайте строить современные коттеджные поселки. К примеру, микрорайон Старгород. Но что можно построить на 20-х Линиях или на Северных? Да ничего, в существующей планировочной структуре отсутствует как полноценная инженерно-транспортная инфраструктура, так и социальная: школы, детские сады, поликлиники. Сохранение частного сектора в центральной части города только усугубляет проблему регенерации этих территорий. Если бы это была зона многоэтажной застройки, инвестор смог бы заинтересоваться, выкупить и застроить. А если у него по Правилам землепользования и застройки малоэтажное строительство, какой бизнесмен на это пойдет? Все, кто мог что-то сделать, уже сделали. В результате жители остались заложниками этих градостроительных решений!

Недавно городские власти объявили о предстоящем расселении частного сектора в районе поселка Каржас на Левобережье, с 1-й по 7-ю Северную, на Линиях и Рабочих улицах. Однако без системного подхода и помощи депутатов проблему не решить. К вопросу нужно подходить комплексно.

Проблема № 10. Омский транспорт

Как известно, сейчас в Омске разрабатывается новая транспортная схема, призванная, с одной стороны, разгрузить центр Омска, а с другой – объединить в одну сеть городское и пригородное сообщение. Учитывая важность общественного транспорта для города-миллионника, избранным депутатам нужно буквально с первых дней работы включаться в этот процесс. Иначе троллейбусы так и будут ездить «до Водников», все дороги в центре будут забиты маршрутками, а на окраины города будет нереально уехать после 7–8 часов вечера.

Мнения экспертов

Бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский, имеющий богатый опыт депутатской работы, считает, что вопрос первостепенной важности для нового созыва – урегулирование межбюджетных отношений.

– Единственная тема, которая может найти удовлетворение среди избирателей, – межбюджетные отношения. Их нужно пересмотреть. Тогда местное самоуправление и субъект получат возможность формировать собственный бюджет, в котором заложены средства на развитие, и за счет этого поднимать территорию. Я считаю, это одна из самых главных задач депутатов всех уровней, – высказался Двораковский. – Потому что удаленные от Москвы города потихоньку угасают. Президентские программы не могут учесть всей специфики региона и муниципалитета. Возьмем Омск: где-то нет воды, где-то – тепла, где-то – дороги. Все эти проблемы одними федеральными программами не решишь. Здесь нужны усилия местной власти для успешного развития региона.

В свою очередь, учредитель винного бара и магазина «Одно вино», директор по развитию холдинга RS-project Максим Борцов считает, что депутатам предстоит решить три взаимозависимые задачи.

– Самые основные проблемы, на мой взгляд, – это чистый воздух и развитие комфортной городской среды. Состояние городской среды – главный вопрос, потому что Омск уже морально устарел, – отметил предприниматель. – Одни городские пространства гармонично привели в порядок, другие меня совершенно не устраивают. Но то, что на дорогах появились бордюры, радует. Вместе с тем Омск нуждается в современных решениях по благоустройству. Еще один момент – нужно сделать все, чтобы молодежь не уезжала из города. А для этого необходимы новые рабочие места, иной порядок зарплат. Опять же среда сильно на все влияет. Если бы в Омске сложились комфортные для работы и проживания условия, люди бы оставались здесь.

На решении экологической проблемы настаивает и PR-специалист, член экспертного совета Омского областного Дома журналистов Галина Татаринова.

– Первое – нам очень важно создать правовую основу под все, что связано с экологией. Без этого ситуация с воздухом в Омске не улучшится. И второе – нужно предпринять серьезные усилия, чтобы проанализировать ресурс Омска, потому город – локомотив области. Вопросы бизнеса и экономики региона, мне кажется, у нас никто не изучал и не рассматривал без клановой заинтересованности. Было бы очень здорово, если бы это удалось сделать, – отметила эксперт.

Совладелец управляющей компании и эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев считает, что депутаты должны прежде всего работать на своих округах.

– Во-первых, я глубоко убежден, что нужен депутат, который бы реально занимался решением проблем горожан. Такой политик существует. Во-вторых, есть две модели работы парламентариев. Одни трудятся на избирательном округе. Вторая категория больше работает в комитетах. На федеральном уровне это депутаты Павел Крашенинников, Андрей Макаров, которые готовят важные документы под законопроекты. Когда я был депутатом, то старался совмещать эти две формы. Потому что людям, живущим на округе, абсолютно все равно, сколько раз парламентарий выступил и какие предложения внес. Им важно, чтобы была вода и так далее, – рассуждает Лихачев. – Я считаю, что региональные власти правильно сделали, собирая депутатов из разных, в том числе и оппозиционных, партий и обсуждая насущные вопросы.

По словам Александра Лихачева, и законодательная работа депутатов тоже важна. Особенно это касается платы за коммунальные услуги.

Выводы

Можно резюмировать, что новым депутатам необходимо работать как на своих избирательных округах, так и инициировать новые законопроекты. Основные проблемы, требующие решения, – экология, дороги, социальная инфраструктура, благоустройство, плата за коммунальные услуги и состояние коммуникаций. Есть и типично омские темы – долгострои, частный сектор, уход предприятий из города.

Наши эксперты также выделили необходимость в формировании правильных межбюджетных отношений. Возможно, если за эти вопросы возьмутся парламентарии, жить в регионе станет комфортнее. И омичи перестанут покидать родной город.

4284Елена Ляхова