– Всегда хотел работать в профессии, связанной с лесом: с детства охочусь, дед после войны работал в Муромцевском леспромхозе, потом в Усть-Ишиме, – рассказывает Александр Мохов. – Мой знакомый отучился в Бийском техникуме лесного хозяйства – говорит, нормально. Думаю, попробую. Попробовал, в следующем году будет 30 лет. Что для меня лес? Явно не профессия: лесоводы в лесу и работают, и отдыхают – вся жизнь в лесу! У них психология другая. Во время учебы в техникуме говорили: «Что вы от наших студентов-лесников требуете политической активности? Это люди, которые привыкли созерцать».
Разговор, в частности, зашел о проходивших в последние годы масштабных поисках. Почти год назад, 2 сентября 2020-го, в окрестностях села Рязаны Муромцевского района пропала 74-летняя пенсионерка. Ее так и не нашли. Женщина, которая в тот день пошла с сыном за грибами, хорошо знала места – некоторые писали, что трагедия произошла из-за «нечистой силы», запутавшей пенсионерку.
– «Нечистая сила» – это все от паники, – уверен наш эксперт. – В первую очередь, когда заблудишься, охватывает страх, начинаются неконтролируемые действия. Летишь куда попало, можно руки, ноги переломать, на сучок напороться. Все от паники. А леса там, да, серьезные, можно уйти – и с концами. К тому же она потерялась в пасмурную погоду. Надо воздерживаться от посещения леса, когда нет солнца. В знакомом лесу-то блудишь, а в незнакомом вообще делать нечего. Где бы ты ни был в лесах Омской области, иди на солнце – всегда выйдешь. У нас так дороги расположены, водные артерии. Если чувствуешь, что все, нет солнца, садишься, успокаиваешься, вспоминаешь, откуда шел, ориентиры какие-то, примерное направление.
Лес не любит суеты
– Можно еще муравьиные яйца поесть, как вариант. Вообще, голод – не самое страшное в лесу, – говорит Александр Мохов. – Человек 30 дней может спокойно обходиться без еды. Первые 2–3 дня тяжело, а потом просто привыкаешь к голоду. Самое страшное – это обезвоживание и паника. Нет воды – вот это труба. Человек 2–3 дня без воды – и готов.
Перед походом в лес нужно подготовиться – в частности, изучить карту местности. Сразу вспоминаются все те случаи, когда люди намеревались ненадолго заскочить в знакомый как свои пять пальцев лес за ягодами или грибами и в итоге терялись на несколько суток.
– Дело-то серьезное, а ты собрался как на прогулку. Нет! Ты идешь в гости в другую экосистему. Ты должен знать, с какой целью туда идешь. Отдохнуть, что-то пособирать, на охоту… На сколько дней? Сколько берешь продовольствия? Расслабляться не стоит, особенно в незнакомом месте – нужно держать ухо востро, – отмечает опытный лесовод. – Когда я иду по лесу, я запоминаю: где у меня солнце, куда я повернул, куда речка пошла. Надо все это держать в голове. Если ты этого не делаешь, можешь заблудиться, даже если у тебя есть навигатор и карта в телефоне.
– В лесу, как в горах, может случиться все что угодно, – напоминает эксперт. – Сырая погода – поскользнулся, ногу подвернул. Ты поторопился, лесину можно было обойти, а ты решил перешагнуть – и пропорол ногу. Лес везде опасный, надо просто аккуратно.
Это что, динозавр орет?
– Темнохвойный лес – еловый, пихтовый – давит. Ночевка там не рекомендуется – считается, что такой лес забирает энергию. Постоянно темно, сумрачно. Сосновый – веселее, березовый – уже красота. Иногда в лесу бывает так тихо, что эта тишина давит. Весной приходишь, шум и гам кругом. А осенью листочек, сучок где-то упал – уже может показаться, что за тобой кто-то идет. Ночью все настолько тихо – заснуть невозможно. Думаешь, хоть бы ветер подул! В общем, мне в такой тишине засыпать тяжело.
Когда сталкиваешься в лесу с незнакомым звуком, фантазия может рисовать страшные вещи. К примеру, отколотое горлышко стеклянной бутылки, надетое каким-то оригиналом на сучок, может вселить ужас и лишить сна: словно ведьмы воют. А при свете дня окажется, что все было вполне прозаично.
– Токует птичка бекас – как будто овечка где-то блеет. Или выпь болотная орет так, что сердце замирает, – приводит пример Александр Мохов. – Если не знаешь, что это такое, разрыв сердца будет. А голубь как токует в лесу – это вообще дикий ужас, кровь стынет в жилах. Я знаю, что это такое, мне смешно, когда посторонний человек спрашивает: это что, динозавр орет?
Два-три укуса – и ты готов
– Пауки еще очень больно кусают, ужасно больно. Залез в паутину, он как хапнет – жгучая боль. Но шершень – страшное дело: он много яда выпускает. Смотря какое сердце у человека: два-три укуса, и ты готов. Самые опасные, на мой взгляд, – они, а не медведи. Особенно когда леса старые, дуплистые: шершни любят в таких делать гнезда.
Что касается медведей, если предупредить о своем приближении шумом, громким голосом, можно надеяться, что зверь услышит и уйдет. А вот если он увидит раньше, чем услышит – может напасть от страха и неожиданности. Один из признаков того, что медведь может быть неподалеку – следы когтей на дереве: это значит, что обитатель леса пометил свою территорию.
Берегите лес
– Принцип такой: лишнего не сгуби, лишнего не возьми, зачем тебе лишнее? Живое дерево без нужды не трогай, не ломай. Самое основное: не делать того, что при следующих визитах принесет вред себе или другому. Если я сейчас возьму, ветку сломаю, чтобы ягоды сверху собрать – все, дерева нет. Берешь только то, что тебе нужно, без всякого вреда. Ну и, конечно, не оставляй после себя, не кидай мусор. Люди ведут себя, как будто один день живем, – констатирует лесовод.
– Берут, чтобы хапнуть. Потребительское отношение, как к магазину, – говорит специалист.
Отдельная тема – обращение с огнем в лесу. Сотрудники ГУ лесного хозяйства Омской области как могут защищают лес от пожаров – это самый страшный вред, который человек может причинить лесу. Специалисты готовят минерализованные полосы, призванные «останавливать» огонь. Оборудуют специальные площадки для отдыха, чтобы люди не жгли костры в лесу. Ставят аншлаги, призывающие беречь лес от пожара. Самая активная профилактическая работа с населением – в деревнях: по опыту, городские жители проявляют в лесу больше культуры.