Омский предприниматель Петр Мельников считает, что для успешного «малобизнесового» проекта не обязательно изобретать велосипед, но точно стоит по-новому взглянуть на хорошо известные вещи.
В начале марта в омском Экспоцентре стартовала первая после пандемии коронавируса выставка «ПромТехЭкспо-2021». И загорелась на этой выставке звезда по имени Mars. Эти четыре латинские буквы красовались на бортах электрического то ли мотоцикла, то ли мопеда.
Стенд с двухколесным чудом техники оказался, пожалуй, самым посещаемым на «ПромТехЭкспо». Около электрического транспортного средства, в частности, надолго задержался глава регионального Минпрома Андрей Посаженников.
Министру рассказали, что собирается Mars в Омске, что пока это прототип, что аналогов такому формфактору в мире нет. Не все слова создателя мотоцикла Петра Мельникова долетали до ушей журналистов, но потом он охотно повторил сказанное главе Минпрома и даже значительно расширил свой рассказ. Оказалось, это не очередной «гаражный старпат», из которых процентов 90 загибается сразу после презентации. У проекта уже есть своя история и свои успехи.
– Петр, правда ли, что ваш Mars уникален? Смотрится он, конечно, хорошо, но совсем уж необычного в нем вроде нет. Ну да, на аккумуляторах, однако такое мы уже видели. Сегодня каждый школьник может рассказать о запущенном к звездам электрокаре Tesla.
– У нашего аппарата тоже есть американский аналог, называется SUPER73, но он с педалями. То есть это больше велосипед. Еще в чем-то близок по концепции китайский скутер Citycoco. Этот тяжелый, весит под 50–60 килограммов, и такой не каждый взрослый мужчина поднимет, не говоря уже о женщинах или подростках. «Марс» же по плечу практически каждому, он весит меньше 20 кг. Это сопоставимо с весом обычного «взрослого» велосипеда.
Между тем по комфорту это уже не велосипед, а полноценный двухместный мотоцикл. Причем компактный и легкий, пригодный не только для гаражного, но и для домашнего хранения. Поскольку прямых аналогов нет, мы назвали концепцию такой техники тротуарным скутером. Ездить на нем, конечно, лучше не по тротуарам, а по выделенным велодорожкам, которые наконец-то стали строить в российских городах, в том числе в Омске.
Продумывая концепцию, мы специально просчитывали варианты, при которых тротуарный скутер не попадет под категории транспортных средств, требующих наличия водительских прав и регистрации в ГИБДД. В частности, ограничили максимальную скорость до 45 км/ч.
Наша справка:
Согласно ПДД мопеды, мотороллеры, электроскутеры, мокики, мощные электросамокаты относятся к категории «М» (мопеды). Двух- или трехколесное транспортное средство категории «М» может быть оснащено двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом до 50 см3 или электродвигателем с мощностью в пределах от 250 Вт до 4 кВт. Разрешенная максимальная скорость транспорта категории «М» – до 50 км/ч. Все, что мощнее и быстрее, относится уже категории «А1» (легкие мотоциклы).
Без прав можно управлять транспортом, который не имеет двигателя внутреннего сгорания, а приводится в движение мускульной силой человека либо электродвигателем, мощность которого меньше 250 Вт.
– Итак, тротуарный скутер Mars – это новое транспортное средство для необременительных поездок вдвоем?
– В принципе, вы можете взять с собой ребенка, проехать, допустим, вдоль всей Иртышской набережной и даже дальше, потом спокойно вернуться домой или к машине, не повесив при этом язык на плечо. Но сфера применения тротуарных скутеров может быть гораздо шире. «Марс» может быть использован и как персональный транспорт, и как служебный.
Например, он подойдет как альтернативное средство передвижения для сотрудников конного батальона полиции. Содержать лошадь, во-первых, дорого, во-вторых, езда на ней местами может представлять угрозу для окружающих. Помните случай с Остапом Бендером, который стал героем газетной публикации, попав под лошадь? Скутер в этом плане безопаснее и практичнее. На нем можно патрулировать территории больших парков и скверов, где много людей, гуляющих вместе с маленькими детьми.
Надеемся, что нашим скутером заинтересуются также службы доставки. На «Марсе» есть место для размещения большой сумки. Что-то мне подсказывает, что так доставлять пиццу и другие продукты будет гораздо удобнее, чем управлять даже электровелосипедом, имея за плечами объемный рюкзак. Причем запас хода у скутера очень приличный – 65 км. При необходимости можно поставить две батареи и, соответственно, проехать вдвое больше. Время полной зарядки батареи не превысит 3 часов.
– Кстати о батареях. Аккумуляторы считаются одним из самых слабых мест электрического транспорта. Они тяжелые, дорогие, при этом быстро деградируют, то есть теряют емкость заряда. Что скажете на это?
– До недавнего времени так и было, но технологии на месте не стоят. Мы планируем ставить на «Марс» батареи, собранные из литий-ионных элементов типоразмера 2170. Согласно всем замерам они работают примерно на 25 % дольше старых АКБ-18650 и выдерживают до 3 тыс. циклов заряд-разряд. При соблюдении правильных условий эксплуатации, главным образом температурного режима, в год такие аккумуляторы будут терять не более 5 % емкости. Поскольку в морозы мало кому придет в голову ездить на скутере, то используемая только в теплое время года батарея прослужит не один сезон. Добавлю, что ячейки 2170 уже много кто производит, и весной, вместе с ростом мирового производства после пандемического спада, ожидается рост их выпуска.
– Слышал, что как раз весной вы планируете запустить «Марс» в серию. Так?
– Да, до конца марта должны доработать дизайн, а уже в апреле наладить мелкосерийное производство. Торопимся, поскольку рассчитываем на сезонные летние продажи и не хотим разочаровать людей, которые уже сделали предзаказы. Уже созданы определенные запасы основных узлов скутера. Колеса, моторы и батареи закупаем в Китае, остальное будет производиться в Омске. Здесь будем отшивать кресла, варить рамы, красить. Как раз сейчас занимаемся отладкой литья пластиковых элементов конструкции.
– «Марс» получается таким легким за счет широкого применения пластика?
– Дело в общей особенности конструкции. Снижение массы достигается в том числе за счет пространственной рамы и применения композитных материалов. В прототипе, который представлен на выставке «Промтехэкспо», рама стальная, но в серийных образцах она будет алюминиевая.
– Где планируете развернуть производство и в каком объеме? Кто вообще будет собирать «Марсы»?
– Пока вся наша основная команда состоит из восьми человек. Вроде немного, но среди универсалов уже стали выделятся более узкие специалисты. Появился свой технолог, свой дизайнер, свой экономист-маркетолог. При увеличении производства будем еще набирать сборщиков. Трудимся на базе технопарка Омского государственного технического университета. Кстати, хочу выразить благодарность руководству вуза за поддержку. Политеховцы очень помогли нам с материаловедением, с освоением новых технологий сварки.
Выйти на рентабельность мы сможем при выпуске пары десятков скутеров в месяц, но в планах в течение года наладить выпуск не менее 100 «Марсов» в месяц. Тут дело еще в том, что чем большим будет объем производства, тем ниже будет себестоимость и конечная цена электроскутера. Пока расчетная цена 70 тыс. рублей, и она более чем конкурентоспособна.
– В наше время мало произвести продукт, надо еще суметь его продать. На какую модель продаж рассчитываете?
– Скорее всего, это будут в основном онлайн-продажи, поэтому будем размещаться на всех известных маркетплейсах, в частности на Amazon. Для нас эта площадка важна как выход на зарубежного покупателя. Кстати, один из первых предзаказов на «Марс» был сделан из США. Человек просто зашел в мой личный Instagram, увидел там фото скутера и захотел его купить. Хочется верить, это только «первая ласточка». И их – «ласточек» – станет больше, когда омский скутер можно будет просто приобрести на специализированной торговой площадке, а не вступать в личную переписку с производителем, продумывать варианты оплаты и способы доставки.
– И во сколько американцем обойдется скутер «Марс»?
– Примерно в 1,5 тыс. долларов с учетом их местного НДС. Все равно это дешевле того же SUPER73, да и машина у нас другая. На двухместном мотоцикле, пусть даже и сверхлегком, педали – это все-таки атавизм.
Уже известный омичам электровелосипед Moonbike
стал прародителем тротуарного скутера Mars
– «Марс» – это же не первый ваш проект в сфере создания двухколесного электротранспорта. Пару лет назад после анонса электрического Moonbike омская пресса даже преподносила вас как человека, который переизобрел велосипед. Что сейчас с «лунным велосипедом»?
– Осенью мы приостановили его производство, но с проектом все хорошо. Во-первых, из него выросла концепция тротуарного скутера, и Mars – это прямой потомок Moonbike. Во-вторых, сам «лунный велосипед» – так его прозвали покупатели за футуристичный дизайн, никуда не делся. Сейчас мы готовим его рестайлинг на основе отзывов зарубежных покупателей. Нам надо соответствовать конкурентам по качеству, а не просто брать ценой.
Модель онлайн-продаж тоже была обкатана на Moonbike. Впрочем, приобрести его можно было и в обычных оффлайн-магазинах. Вживую посмотреть на Moonbike перед покупкой можно было в двух магазинах, расположенных в Сочи и в Омске. Как говорят дилеры, покупатели до сих пор его спрашивают и ждут возвращения на стенды. И обновленный «лунный велосипед» вернется, причем уже в паре с «марсианским мотоциклом».
Беседовал Сергей Рудометов