Проложенный по дну Иртыша кабель ценой 600 млн рублей омичи оплатили дважды – сначала в виде налогов, а затем переплачивая за электроэнергию. Расследуя это обстоятельство, правоохранители вполне могут выйти на «крышевателей» подобных схем.
В первых числах июля в СМИ появились сообщения об обысках, которые силовики произвели в кабинетах Минстроя Омской области и офисе АО «Омскэлектро». Информацию подтвердили в Следкоме, скупо пояснив, что обыски проходили в рамках уголовного дела по факту завышения тарифов на электроэнергию. Областные власти сделали вид, что ничего не происходит, а вот энергетики со своей стороны ситуацию все же прокомментировали.
– В конце 2015 года задолженность «Омскэлектро» за услуги по передаче электроэнергии перед ПАО «МРСК Сибири» составляла порядка 1,3 млрд рублей. По инициативе администрации Омска и по согласованию с губернатором Виктором Назаровым было предложено заключить соглашение о реструктуризации долга за счет оплаты задолженности в рассрочку на три года и выкупа кабельной линии электропередачи ПС «Прибрежная» – ПС «Фрунзенская» в течение трех лет в рамках тарифных решений на соответствующий год. «МРСК Сибири» согласилась. Сделки были реализованы, – сообщили в департаменте по связям с общественностью «Россети Сибирь».
В пресс-релизе явно прослеживается «месседж»: «Граждане, не беспокойтесь, дело давнее, и вас напрямую не касается». Вопросы между тем остаются, и их много. Что конкретно инкриминируется менеджерам энергетических компаний? Сколько переплачивают омичи за электроэнергию и когда это прекратится? Каким путем совершено хищение, какова роль в этом региональных чиновников? Кстати, речь может идти не только о чиновниках областных, но и федеральных. Известно, что документы, касающиеся упомянутой в пресс-релизе «Россетей» кабельной линии, подписывал министр энергетики РФ Александр Новак.
Наша справка:
Линия электропередачи ПС «Прибрежная» – ПС «Фрунзенская» длиной 256 м проходит по дну рек Иртыш и Замарайка. Кабель прокладывался в основном для нужд ныне замороженного омского метро, но теперь используется для обеспечения электроснабжения микрорайонов Левобережья Омска. Перетоки между двумя подстанциями осуществляются по двойному кабелю из сшитого полиэтилена производства немецкой фирмы NEXANS. Линия строилась в 2010 году при совместном финансировании федерального и областного бюджетов. Эквивалентом доли софинансирования со стороны региона стал именно кабель, который до 2015 года находился в собственности Омской области.
Со злоключениями дорогостоящего кабеля разбирался член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя. По его мнению, для понимания ситуации необходимо вернуться к задолженности 1,3 млрд рублей АО «Омскэлектро» перед ПАО «МРСК Сибири». Рассказы про хроническую убыточность «Омскэлектро» выглядят неубедительно, ведь согласно российскому законодательству ни одно ресурсоснабжающее предприятие убыточным быть не может. Все предприятия ежегодно защищают свои затраты в РЭК, а комиссия добавляет к этим суммам в среднем 14 % прибыли. Так в общих чертах формируются тарифы.
– В Омске же складывается уникальная ситуация: в РЭК Омской области энергоснабжающие компании подают документы, из которых следует, что они несут огромные убытки, и требуют повышения тарифов, объясняют, что без этого невозможно провести ремонт и своевременную модернизацию оборудования, а как следствие, пострадают омичи, – рассказал Мизя. – Каким образом сформировалась миллиардная задолженность бывшего муниципального предприятия, сейчас точно ответить не могут ни руководители «Омскэлектро», ни чиновники мэрии, ни сотрудники РЭК. Вот накопился как-то сам по себе долг, примите как факт и войдите в положение. В положение вошли, и «Омскэлектро» получило от правительства Омской области царский подарок в виде кабельных линий стоимостью свыше 600 млн рублей. «Омскэлектро» же отдало их в МРСК, погасив таким образом значительную часть долга. При этом никто не обращал внимание на то, что кабельные линии были построены за бюджетные деньги.
Руководители филиала ПАО «МРСК Сибири» к тому же еще решили включить полученную кабельную линию в инвестиционную часть тарифа своей компании, и вот на этом месте стоит вернуться к обыскам, которые недавно прошли в Минстрое и «Омскэлектро».
– Разумных законных обоснований принятого ими решения нет. Остается предполагать, что крупная компания – МРСК, видимо, решила повторно изъять у жителей Омска 600 млн рублей. Один раз мы эти деньги уже заплатили в виде налогов, второй раз заплатим в виде составляющей в тарифе на электроэнергию. Топ-менеджеры компании при этом получают хорошую зарплату, бонусы к ней, премии. Именно в этом следователи могут усмотреть корыстный умысел руководства МРСК, – считает Сергей Мизя. – Следствие даст правовую оценку действиям руководителей МРСК, и, думаю, она им не понравится, так как законодательство прямо запрещает включать в инвестиционную составляющую тарифа объекты с законченным строительством.
Стоит подробнее разобраться и с ролью чиновников в этой скандальной истории. Именно они задумали в свое время трансформировать муниципальное предприятие «Омскэлектро» в акционерное общество. При этом у многих наверняка были мыслишки каким-нибудь образом прибрать это АО к своим рукам. И всем памятны битвы вокруг «Омскэлектро», которые происходили в горсовете, но главные переговоры велись, естественно, кулуарно. Пока шли споры между претендентами, «лучший муниципальный актив» вдруг стал демонстрировать убытки.
– Надо понимать, что с момента перехода муниципального предприятия в статус акционерного общества оно становится частным приватизированным предприятием. Да, 100 % акций может принадлежать муниципалитету, но собственник должен так же рачительно управлять своим имуществом, но уже через назначенный или избранный им совет директоров АО. В совет могут входить как чиновники и депутаты, так и независимые директора. Задача у них должна быть общая – забота о прибыльности предприятия. К сожалению, по сложившейся в Омске практике, по моему мнению, ни один чиновничий совет директоров рачительно имуществом не управляет. Примером тому могут служить АО «Омский аэропорт» и еще масса других АО со 100-процентной долей акций, принадлежащих области или городу. То же случилось с «Омскэлектро», – оценил ситуацию Мизя.
Однако идея передать «Омскэлектро» в «хорошие руки» никуда не делась, просто надо было решить проблему с долгами. Тогда, вероятно, и возник план по погашению долгов частного, по сути, предприятия путем передачи ему областной собственности – той самой кабельной линии.
Говорят, что одним из идеологов решения был теперь уже бывший вице-губернатор Станислав Гребенщиков (сейчас находится под следствием за злоупотребление должностными полномочиями). Сначала кабель передали на баланс города. Решение Заксобрания по этому вопросу, если таковое было, общественности неизвестно. Чиновники же муниципалитета, в свою очередь, передали его в АО «Омскэлектро», то есть частное приватизированное предприятие.
– По закону такое можно было сделать, только проведя публичную независимую оценку и публичные торги. То есть провести открытую приватизацию имущества, которое из областной собственности каким-то образом перешло в муниципальную, а потом вообще стало собственностью частного АО, – пояснил член Общественного совета при РЭК. – Мы вправе задать вопрос представителям контролирующих органов, почему городские чиновники миллиардные долги частного предприятия погасили областной собственностью?
Стоит отметить, что «Омскэлектро» стало своеобразным полигоном для обкатки подобных мутных схем. Достаточно вспомнить историю с подстанцией «Садовая». Объект, стоимость которого оценивалась в 800 млн рублей, планировалось сдать в 2017 году к 300-летию Омска. На вопрос экспертов «зачем?», бывший директор «Омскэлектро» Манвел Мажонц и бывший вице-мэр Инна Парыгина отвечали, что это нужно, в частности, для поддержки предприятия. Таким образом, руководители компании и чиновники собирались заявиться на участие в федеральных программах развития энергетики и, следовательно, претендовать на получение бюджетных денег из Москвы.
Манвел Мажонц
Инна Парыгина
Занести «малую толику» частному предприятию должна была и небогатая городская казна Омска. Мэрия пролоббировала в горсовете выделение 56 млн рублей только на проектирование «Садовой». Деньги освоили, но объект так и не был построен. Но и до начала всей этой бурной псевдоинвестиционной деятельности чиновники знали, что с нагрузкой вполне справляется и существующая подстанция «Кислородная». Похоже, что разговоры о неминуемом энергетическом коллапсе и необходимости новой подстанции были лишь шумовой завесой для плана по освоению куда больших бюджетных денег. Беспардонные, а главное, безнаказанные попытки залезть в государственный карман в Омске многие объяснили тем, что «Омскэлектро» «крышуют» некие коррумпированные сотрудники правоохранительных органов.
– Надеюсь, что по инициативе депутатов горсовета или мэра Оксаны Фадиной наконец-то будет проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности АО «Омскэлектро», возможно, с привлечением прокуратуры, – говорит Сергей Мизя. – Думаю, что только тщательная проверка, проведенная независимыми ревизорами, может дать полную картину бардака и откровенного воровства.
Омичи должны получить ясный ответ, почему многомиллионные убытки частного предприятия, полученные, видимо, в результате некомпетентного управления муниципальным АО, очевидных системных злоупотреблений правом, были погашены областным имуществом.