Поиск

Причисление дачников и огородников к «ленивым бедным» и планы по лишению их господдержки вызвали бурю негодования в прессе и соцсетях. Эксперты «Омск-информа» считают инициативу региональных чиновников «подставой» для президента Путина.

Историю можно начать со слов «хотели как лучше». В 2018 году президент Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию, заявил, что за следующие 6 лет власти должны как минимум вдвое снизить уровень бедности в России.

– Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях, – сказал тогда глава государства.

Путин сослался на статистку, согласно которой в 2000 году за чертой бедности находились 42 млн человек, или 29 % населения страны.

– В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10 %, а из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла: сегодня с ней сталкиваются 20 млн граждан, – сказал президент и подчеркнул, что это «тоже недопустимо много».

Чиновники взяли под козырек и взялись за реализацию поставленной задачи, оформленной в виде нового майского указа президента. Для начала Минтруд РФ выбрал 8 регионов для запуска пилотных проектов по снижению бедности. Повезло Кабардино-Балкарии, Татарстану, Приморскому краю, Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областям. Власти этих регионов должны были провести оценку реального уровня и структуры бедности, составить реестры граждан с доходами ниже прожиточного минимума. На основании составленных списков предполагалось расширить практику оказания государственной помощи нуждающимся по социальным контрактам.​

Наша справка:

Социальный контракт – это договор между малоимущим гражданином и органом соцзащиты населения о предоставлении ему (его семье) государственной соцпомощи в виде денежных выплат, соцуслуг или жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты). Размер выплат в различных регионах колеблется от 35 тыс. до 100 тыс. рублей. Пособие можно направить на развитие личного подсобного хозяйства или открытие собственного дела.

Как пояснял министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, в процессе реализации пилотных проектов власти на местах должны были разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается. Похоже, за это и зацепились региональные чиновники. В июне этого года стали известны некоторые результаты их изысканий. По имеющейся у газеты «Известия» информации, «одним из шагов к снижению уровня бедности региональные власти считают корректировку критериев нуждаемости».

– Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния – продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания, – пишет газета.

Власти Томской области, в свою очередь, считают, что при определении дохода семьи стоит учитывать кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья. Публикацию «Известий» другие СМИ мгновенно растащили на цитаты, ее стали бурно обсуждать в соцсетях. Появились «мемасики» типа: «Если у тебя есть две почки – ты не бедный!».

В Общественной палате (ОП) Омской области такую реакцию людей считают предсказуемой, но не исключают, что это был умышленный информационный вброс, рассчитанный на расшатывание стабильности в обществе.

– Если публикации в прессе о планах лишения дачников социальных льгот основаны на реальных отчетах из регионов, то это похоже на провокацию со стороны отдельных чиновников. Не исключаю, что вброс сделан специально, – сказала секретарь региональной ОП Лидия Герасимова.

Кто конкретно может быть заинтересован в подобных «вбросах» Герасимова не пояснила, но напомнила, что в последнее время властям все чаще приходится опровергать различные домыслы, обсуждаемые в СМИ. Действительно, на днях тому же Минтруду пришлось пояснять, что ведомство не планирует сокращать расходы на материнский капитал.

Тему вдруг разбогатевших дачников и огородников Лидия Герасимова считает надуманной:

– Огульно лишать людей социальной поддержки нельзя. Если есть такие умельцы, которые обманным путем выбивают себе пособия и льготы, то их надо вычислять. Но не думаю, что таких людей много. А дачники здесь вообще ни при чем.

Депутат Законодательного собрания Омской области, член парламентского комитета по социальной политике Андрей Алехин также не видит проблемы в «социальном иждивенчестве», ставшем тяжким бременем для бюджета:

– Такой проблемы вообще нет. Уровень социальной поддержки и без того регулярно снижается под предлогом дефицитности бюджета. У нас это видно на примере ветеранов труда Омской области, которых в 2017 году лишили региональной надбавки к пенсии. На надбавку в 550 рублей теперь могут рассчитывать только те ветераны, чей ежемесячный доход не превышает 1,75 величины прожиточного минимума пенсионера (с 1 января 2019 года – 8 480 рублей – РИА «Омск-информ»). Вместо нее как бы повышают пенсии, но с каждым таким повышением сотни ветеранов лишаются надбавки, ведь их пенсия начинает превышать установленный порог. В итоге люди получают пенсию на 100–200 рублей больше, но при этом лишаются доплаты в 550 рублей.

Наша справка:

По данным Минсоцтруда Омской области, в регионе действует 80 различных видов социальной поддержки населения. Получателями льгот и пособий в 2019 году стали 543 тыс. омичей. На эти цели направлено более 10 млрд. рублей, в том числе 7,5 млрд. из бюджета области. По доле социальных расходов Омская область занимает 15-е место среди 85 регионов.

По мнению Алехина, показатель в 543 тыс. получателей социальных льгот в Омской области не должен никого смущать.

– Это нормально, в эту цифру же входят множество категорий граждан. Например, все дети имеют право на льготный проезд в Омске, и все пенсионеры имеют такое право. Вот сразу большое число получателей соцподдержки. Но нельзя же сказать, что пенсионеры или дети необоснованно обогатились на этой поддержке, – пояснил депутат.

По его данным, в Законодательное собрание Омской области пока никто не выходил с инициативой лишить «ленивых бедных» государственной поддержки. До сих пор все ограничивалось декларациями об «адресном предоставлении льгот». Адресность эта зачастую оборачивается для людей утомительной процедурой сбора многочисленных дополнительных справок, что тоже отсекает часть потенциальных льготников. Бедных омичей, таким образом, на бумаге становится меньше.

Как выяснялось, пересмотром мер поддержки «мнимых малоимущих», необоснованно получающих пособия и льготы, пока не занимается и Госдума РФ.

– Если такая проблема и существует, то речь идет о единичных случаях. Как правило, люди богатые, но не имеющие официальных доходов, за льготами не обращаются, – сказал депутат ГД Олег Смолин.

Он напомнил, что в последние годы довольно часто предпринимались попытки перераспределить деньги от бедных к нищим.

– На это был нацелен, например, закон о монетизации льгот. Похожая ситуация случилась с законом о повышении пенсионного возраста: давайте поможем пенсионерам за счет предпенсионеров. Инициатива по учету доходов от дач и огородов, направленная на исключения дачников из числа бедных, не менее отвратительна, – сказал Смолин. – В целом такая бюрократическая инициатива приведет к тому, что борьба с бедностью обернется увеличением нищеты. Дело в том, что российский прожиточный минимум крайне занижен. Он рассчитан по методикам ООН для стран Азии и Африки. Но мы не Африка, у нас другой климат, у наших людей другие запросы. При нашем климате пытаться вменить дачникам дополнительные неучтенные доходы – это более чем смешно. Тогда надо учесть еще и расходы на содержание дачи, стоимость проезда до нее и так далее.

Депутат напомнил, что согласно ряду серьезных социологических исследований бедных в России не 12 %, как нам часто говорят, а почти 38–39 %. К этому стоит добавить, что к значительной части этих людей применим термин «работающие бедные». Эти люди не могут претендовать на господдержку, при этом реально являются малоимущими.

По мнению, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» экономического факультета ОмГУ имени Ф. М. Достоевского Олега Роя, доход в 15–16 тыс. рублей следует рассматривать как планку, которая определяет действительный уровень бедности жителей Омской области. Работающими бедными, по оценке экономиста, является более четверти омичей.

Хочется верить, что инициативу чиновников Ивановской области федеральные власти объявят глупостью и не дадут ей дальнейшего хода. Иначе, по словам Олега Смолина, народ будет смеяться над майским указом президента, который «извратили от борьбы с бедностью до борьбы с бедными». Однако нельзя забывать, что слова о необходимости поднять пенсионный возраст тоже до поры воспринимались как злая шутка «отдельных чиновников». Сегодня никому уже не смешно.

Причисление дачников и огородников к «ленивым бедным» и планы по лишению их господдержки вызвали бурю негодования в прессе и соцсетях. Эксперты «Омск-информа» считают инициативу региональных чиновников «подставой» для президента Путина.

Историю можно начать со слов «хотели как лучше». В 2018 году президент Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию, заявил, что за следующие 6 лет власти должны как минимум вдвое снизить уровень бедности в России.

– Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях, – сказал тогда глава государства.

Путин сослался на статистку, согласно которой в 2000 году за чертой бедности находились 42 млн человек, или 29 % населения страны.

– В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10 %, а из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла: сегодня с ней сталкиваются 20 млн граждан, – сказал президент и подчеркнул, что это «тоже недопустимо много».

Чиновники взяли под козырек и взялись за реализацию поставленной задачи, оформленной в виде нового майского указа президента. Для начала Минтруд РФ выбрал 8 регионов для запуска пилотных проектов по снижению бедности. Повезло Кабардино-Балкарии, Татарстану, Приморскому краю, Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областям. Власти этих регионов должны были провести оценку реального уровня и структуры бедности, составить реестры граждан с доходами ниже прожиточного минимума. На основании составленных списков предполагалось расширить практику оказания государственной помощи нуждающимся по социальным контрактам.​

Наша справка:

Социальный контракт – это договор между малоимущим гражданином и органом соцзащиты населения о предоставлении ему (его семье) государственной соцпомощи в виде денежных выплат, соцуслуг или жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты). Размер выплат в различных регионах колеблется от 35 тыс. до 100 тыс. рублей. Пособие можно направить на развитие личного подсобного хозяйства или открытие собственного дела.

Как пояснял министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, в процессе реализации пилотных проектов власти на местах должны были разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается. Похоже, за это и зацепились региональные чиновники. В июне этого года стали известны некоторые результаты их изысканий. По имеющейся у газеты «Известия» информации, «одним из шагов к снижению уровня бедности региональные власти считают корректировку критериев нуждаемости».

– Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния – продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания, – пишет газета.

Власти Томской области, в свою очередь, считают, что при определении дохода семьи стоит учитывать кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья. Публикацию «Известий» другие СМИ мгновенно растащили на цитаты, ее стали бурно обсуждать в соцсетях. Появились «мемасики» типа: «Если у тебя есть две почки – ты не бедный!».

В Общественной палате (ОП) Омской области такую реакцию людей считают предсказуемой, но не исключают, что это был умышленный информационный вброс, рассчитанный на расшатывание стабильности в обществе.

– Если публикации в прессе о планах лишения дачников социальных льгот основаны на реальных отчетах из регионов, то это похоже на провокацию со стороны отдельных чиновников. Не исключаю, что вброс сделан специально, – сказала секретарь региональной ОП Лидия Герасимова.

Кто конкретно может быть заинтересован в подобных «вбросах» Герасимова не пояснила, но напомнила, что в последнее время властям все чаще приходится опровергать различные домыслы, обсуждаемые в СМИ. Действительно, на днях тому же Минтруду пришлось пояснять, что ведомство не планирует сокращать расходы на материнский капитал.

Тему вдруг разбогатевших дачников и огородников Лидия Герасимова считает надуманной:

– Огульно лишать людей социальной поддержки нельзя. Если есть такие умельцы, которые обманным путем выбивают себе пособия и льготы, то их надо вычислять. Но не думаю, что таких людей много. А дачники здесь вообще ни при чем.

Депутат Законодательного собрания Омской области, член парламентского комитета по социальной политике Андрей Алехин также не видит проблемы в «социальном иждивенчестве», ставшем тяжким бременем для бюджета:

– Такой проблемы вообще нет. Уровень социальной поддержки и без того регулярно снижается под предлогом дефицитности бюджета. У нас это видно на примере ветеранов труда Омской области, которых в 2017 году лишили региональной надбавки к пенсии. На надбавку в 550 рублей теперь могут рассчитывать только те ветераны, чей ежемесячный доход не превышает 1,75 величины прожиточного минимума пенсионера (с 1 января 2019 года – 8 480 рублей – РИА «Омск-информ»). Вместо нее как бы повышают пенсии, но с каждым таким повышением сотни ветеранов лишаются надбавки, ведь их пенсия начинает превышать установленный порог. В итоге люди получают пенсию на 100–200 рублей больше, но при этом лишаются доплаты в 550 рублей.

Наша справка:

По данным Минсоцтруда Омской области, в регионе действует 80 различных видов социальной поддержки населения. Получателями льгот и пособий в 2019 году стали 543 тыс. омичей. На эти цели направлено более 10 млрд. рублей, в том числе 7,5 млрд. из бюджета области. По доле социальных расходов Омская область занимает 15-е место среди 85 регионов.

По мнению Алехина, показатель в 543 тыс. получателей социальных льгот в Омской области не должен никого смущать.

– Это нормально, в эту цифру же входят множество категорий граждан. Например, все дети имеют право на льготный проезд в Омске, и все пенсионеры имеют такое право. Вот сразу большое число получателей соцподдержки. Но нельзя же сказать, что пенсионеры или дети необоснованно обогатились на этой поддержке, – пояснил депутат.

По его данным, в Законодательное собрание Омской области пока никто не выходил с инициативой лишить «ленивых бедных» государственной поддержки. До сих пор все ограничивалось декларациями об «адресном предоставлении льгот». Адресность эта зачастую оборачивается для людей утомительной процедурой сбора многочисленных дополнительных справок, что тоже отсекает часть потенциальных льготников. Бедных омичей, таким образом, на бумаге становится меньше.

Как выяснялось, пересмотром мер поддержки «мнимых малоимущих», необоснованно получающих пособия и льготы, пока не занимается и Госдума РФ.

– Если такая проблема и существует, то речь идет о единичных случаях. Как правило, люди богатые, но не имеющие официальных доходов, за льготами не обращаются, – сказал депутат ГД Олег Смолин.

Он напомнил, что в последние годы довольно часто предпринимались попытки перераспределить деньги от бедных к нищим.

– На это был нацелен, например, закон о монетизации льгот. Похожая ситуация случилась с законом о повышении пенсионного возраста: давайте поможем пенсионерам за счет предпенсионеров. Инициатива по учету доходов от дач и огородов, направленная на исключения дачников из числа бедных, не менее отвратительна, – сказал Смолин. – В целом такая бюрократическая инициатива приведет к тому, что борьба с бедностью обернется увеличением нищеты. Дело в том, что российский прожиточный минимум крайне занижен. Он рассчитан по методикам ООН для стран Азии и Африки. Но мы не Африка, у нас другой климат, у наших людей другие запросы. При нашем климате пытаться вменить дачникам дополнительные неучтенные доходы – это более чем смешно. Тогда надо учесть еще и расходы на содержание дачи, стоимость проезда до нее и так далее.

Депутат напомнил, что согласно ряду серьезных социологических исследований бедных в России не 12 %, как нам часто говорят, а почти 38–39 %. К этому стоит добавить, что к значительной части этих людей применим термин «работающие бедные». Эти люди не могут претендовать на господдержку, при этом реально являются малоимущими.

По мнению, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» экономического факультета ОмГУ имени Ф. М. Достоевского Олега Роя, доход в 15–16 тыс. рублей следует рассматривать как планку, которая определяет действительный уровень бедности жителей Омской области. Работающими бедными, по оценке экономиста, является более четверти омичей.

Хочется верить, что инициативу чиновников Ивановской области федеральные власти объявят глупостью и не дадут ей дальнейшего хода. Иначе, по словам Олега Смолина, народ будет смеяться над майским указом президента, который «извратили от борьбы с бедностью до борьбы с бедными». Однако нельзя забывать, что слова о необходимости поднять пенсионный возраст тоже до поры воспринимались как злая шутка «отдельных чиновников». Сегодня никому уже не смешно.