В деревне Чебачихе Большеуковского района осталось 10 человек. Они стараются не выезжать из деревни, потому что обратно в нее можно и не попасть.
На федеральном телеканале «Общественное телевидение России» (ОТР) накануне вышел сюжет про омскую деревню Чебачиху, расположенную в 87 километрах от райцентра Большие Уки. Журналисты побывали в Чебачихе минувшим летом, потому что в другое время года в этот населенный пункт фактически нельзя попасть. Да и населенным его можно назвать с большой натяжкой – в Чебачихе осталось всего 10 жителей. До ближайшего населенного пункта – такой же небольшой деревеньки Листвяги – порядка 5 километров.
Чебачихинцы рассказали московским журналистам, что в советские годы в деревне насчитывалось 40 дворов, было два колхоза. В окрестных полях выращивали рожь и овес. Во времена СССР от Чебачихи до Больших Уков можно было долететь на самолете всего за 20 минут.
Но с перестройкой колхозы развалились, и местные жители стали разъезжаться. В итоге осталось всего 10 человек, в основном пенсионеров, которым и уезжать-то некуда. Да и не хотят они. Несколько лет назад в Чебачихе закрыли школу, что сделало деревню совсем бесперспективной.
– Учусь на педагога начальных классов. Если бы была школа, то вернулась бы сюда, в Чебачиху. В деревне все равно лучше, чем в городе. Но у нас нет ни дороги, ни школы. Автобусы не ходят, – рассказала журналистам ОТР уроженка Чебачихи Дарья Никитина, которая летом приезжает домой.
Вообще, жители Чебачихи стараются не уезжать из деревни, только по большой необходимости, потому что обратно можно и не вернуться.
– Несколько лет назад ездили в Омск и целый месяц не могли попасть домой – застряли в Больших Уках. Потому что нет до деревни дороги. Пришлось жить у чужих людей, – посетовала жительница деревни Светлана Архипова.
Несмотря на все трудности, жители одного из самых дальних омских сел ведут натуральное хозяйство, пекут хлеб, выращивают скот. Все продукты у чебачихинцев свои: мясо, молоко, хлеб, ведь по-другому никак – магазина нет, и ездить за продуктами в Большие Уки чревато, особенно в непогоду.
Помимо заготовки сена и работы в огороде, чебачихинцы занимаются и уникальным для нынешнего времени промыслом – гнут полозья для саней. Это еще один небольшой источник заработка.
Одним словом, живут 10 человек в этой отдаленной деревне, словно на другом материке, их совершенно не волнуют проблемы, с которыми сталкиваются, например, жители Омска. Только вот так и не сказали чебачихинцы, что думают о своем будущем – все понимают, что максимум через десяток-другой лет Чебачихи не станет. Как не стало в последние годы еще сотни омских сел.