Степан Дворянкин:
– Я учился в школе, которая носит имя Дмитрия Михайловича Карбышева, но, говоря откровенно, кроме того, что этот советский генерал был насмерть замучен в немецком концлагере, не знал о нем практически ничего. Карбышев был для меня неким символом ушедшей эпохи, стоящим в одном ряду с такими полководцами, как Жуков, Рокоссовский. Только когда мне предложили сыграть молодого Карбышева в кино, взялся читать его биографию. И тут я пристыдился, конечно. Оказывается, это был не просто гениальный инженер-фортификатор, это действительно потрясающая личность. Открывалась она для меня постепенно. Узнавая факты биографии Карбышева, мы с редакторами проекта очень много времени провели в музеях. Я от корки до корки проштудировал книгу Евгения Решина «Генерал Карбышев», не один раз пересмотрел фильм Юрия Чулюкина «Родины солдат».
Вообще книги и статьи о Карбышеве есть, но, на мой взгляд, среди них много каких-то бездушных, что ли, чисто пропагандистских, написанных словно по заданию. Мне же искренне захотелось показать человеческую сторону жизни Дмитрия Михайловича. Что повлияло на его характер, взгляды, как он общался с окружающими? Сразу же выяснялось, что достоверной информации о молодом Карбышеве безумно мало. Только разрозненные даты: родился тогда-то, поступил на учебу туда-то, окончил, получил воинский чин, направлен на службу, представлен к награде. И все. Приходится воссоздавать личность, основываясь на его взрослом образе.
Персонаж, который по характеру больше всего схож с моим Карбышевым, это, пожалуй, главный герой «Тихого дона» Григорий Мелехов. Разумеется, Карбышев значительно лучше образован, он шире смотрит на мир, отсюда его решения и поступки в схожих обстоятельствах Первой мировой, а затем Гражданской войны будут отличаться от мелеховских.
Я стараюсь вылепить образцового молодого офицера – храброго, бесстрашного. Но при этом он обычный парень, который в условиях мирной жизни бывает даже наивен. К тому же он не очень-то умеет общаться с женщинами – ну нет у него этой «чуйки». Это же еще большой ребенок. В том смысле что с головой погружается в свои игры, и тут уж ему становится не до женщин. Правда, «игры» эти более чем серьезные – сложные инженерные расчеты, тактические ходы и придумки.