Город для людей
Как ремонтировать дороги
в Омске, чтобы они
не «ломались»?


За последние пять лет Омск получил 4 млрд рублей
на ремонт дорог. Ездить по городу стало приятнее,
но как сохранить отремонтированное?
Дороги – это та проблема, которой Омск в 2016 году «прославился» на «Прямой линии с Владимиром Путиным». Тогда практически непроезжими стали не только дороги районного значения, но и центральные магистрали – проспект Мира, улицы Богдана Хмельницкого, Лукашевича.

Это сильно обрушило и без того не впечатляющие рейтинги тогдашных мэра Омска Вячеслава Двораковского и губернатора Виктора Назарова. Традиционно для России состояние дорог – один из ключевых элементов комфортной городской среды, важная составляющая в том числе имиджа территории. И 4–5 лет назад омские дороги серьезно тянули вниз рейтинги местной власти и привлекательности города в целом.

Поворотным моментом в решении «дорожной» проблемы стало 14 апреля 2016 года. Именно в этот день на состояние омских дорог на «Прямую линию» с президентом пожаловалась жительница Омска Екатерина Черненко. Девушка отправила видеосообщение с улицы Богдана Хмельницкого, в котором показала ужасную дорогу, лужи и грязь.
В администрации президента услышали крик души омички, и город в том, юбилейном для себя 2016 году, получил 643 млн рублей на ремонт 21 дороги. После этого Омску ежегодно выделялось на ремонт дорог от 700 миллионов до 1 млрд рублей. Общая сумма, направленная на ремонт более чем 170 дорог с 2016 по 2020 год, превысила 4 миллиарда.

Посмотрим, как сохранились отремонтированные за эти годы дороги в городе. Чтобы было понятнее это делать, мы поделили все отремонтированные магистрали по годам проведенного на них ремонта.
РОБКИЕ НАМЕКИ НА РЕМОНТ ДОРОГ
Предтечей крупного дорожного ремонта, который в Омске продолжается уже 5 лет, стал 2015 год, когда еще никакого нацпроекта не существовало, но город уже тогда получил 167 миллионов на ремонт нескольких дорог. Деньги пришли слишком поздно, подрядчика мэрия тогда не сумела найти, и все работы выполняло БУ «УДХиБ». Работы проводились в сентябре-октябре, в том числе в дождь и снег. Поэтому качество того ремонта оставляло желать лучшего. Был заменен асфальт на участках улиц Лермонтова, Маяковского, Маршала Жукова, Ленина, Думской. Причем новый асфальт на улице Ленина снова меняли в 2017 году в рамках реконструкции этой улицы.
Уже в 2018 году на отремонтированной улице Маяковского образовались ямы
Из-за того что подрядчиком выступало БУ «УДХиБ», претензионную работу по гарантийному ремонту объектов 2015 года особо никто не вел. Так, к примеру, асфальт на улице Маяковского «пополз» уже в 2017–2018 годах. Пришлось снова проводить ямочный ремонт. «УДХиБ» до сих пор не заделало трещины на этих дорогах. Очевидно, что через 2–3 года дорогам, отремонтированным в 2015 году, из-за плохого содержания покрытия снова понадобится замена асфальта.
В ГОРОДЕ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ РЕМОНТИРУЮТ САМЫЕ «УБИТЫЕ» МАГИСТРАЛИ
Повторимся, что в 2016 году на 21 дорогу в Омске потратили 643 миллиона, были приведены в порядок самые «убитые» дороги. В их числе проспект Мира, по которому весной 2016-го практически нельзя было проехать. Новый асфальт уложили и на полностью разбитой улице Лукашевича, правда, трамвайные пути там не стали демонтировать. Асфальт обновили на Лермонтова, Пушкина, Иртышской набережной, в городке Нефтяников привели в порядок Нефтезаводскую и Химиков. В центре города – Соборную площадь и Интернациональную.

Уже в 2017 году стало очевидно, что на Интернациональной образовалась серьезная колейность, не ликвидированная по гарантии до сих пор. Мэрия не первый год судится с подрядчиком, но без толку.
В 2018–2019 годах многочисленные недостатки были обнаружены на улице Пушкина, где по обочинам даже в сухую погоду стоят лужи. Медленно, но верно разрушается и проспект Мира на участке от Телецентра до Советского исполкома. Там невооруженным глазом видна колейность. Причем на участке этой улицы у ДК Малунцева в 2017 году уже перекладывали асфальт из-за его плохого качества. В 2019 году «поплыл» уже новый асфальт. Видимо, не держится он на проспекте Мира.
Другой пример – Иртышская набережная, где качество асфальта оказалось выше, а подрядчик все 4 года исполнял гарантийные обязательства.

По дорогам 2016 года гарантийный срок заканчивается осенью текущего года. Со следующего года мэрия будет обязана сама содержать эти магистрали, устраняя недостатки, заделывая ямы и трещины. А их будет все больше и больше, ведь 4 года службы – это уже немало для простого асфальта. При хорошем раскладе, наличии средств в бюджете его нужно менять каждые 7–8 лет. Но пока в городе не приведут в порядок бОльшую часть дорог, шансов на замену асфальта практически нет.
ДОРОЖНИКИ РАЗВЕРНУЛИСЬ В ПОЛНУЮ СИЛУ
В 2017 году масштабный ремонт дорог в Омске продолжился. Город получил из федерального бюджета на ремонт уже 32 дорог миллиард рублей. Из числа самых важных и серьезных объектов были отремонтированы Красноярский тракт, Тюкалинская развязка и подходы к Ленинградскому мосту, улицы Волгоградская, Заозерная, Березовая, 22 Апреля, 3-я Транспортная, Гашека и Сибирский проспект.
Трещины на 22 Апреля все больше
В ходе комиссионного обследования весной текущего года на улице 22 Апреля были выявлены продольные и поперечные трещины. Подрядчику выставили претензию, но никто эти трещины до сих пор не заделал. Образовалась колейность и на Волгоградской. Ее, похоже, никто устранять не собирается.
НАКОНЕЦ-ТО ЗАМЕНИЛИ АСФАЛЬТ НА МАРКСА И КРАСНОМ ПУТИ
Самыми знаковыми объектами дорожного ремонта того года стали проспект Маркса и Красный Путь. На этих важнейших для города магистралях асфальт не меняли более 10 лет. Помимо Маркса и Красного Пути, дорожный ремонт-2018 охватил еще 30 дорог. На приведение их в порядок было потрачено чуть более миллиарда рублей.

Заменили асфальт, в частности, на 3-й Молодежной, 4-й Транспортной, Лизы Чайкиной, Багратиона, на объездной у «Континента».

Что касается проспекта Маркса, то эта дорога пошла трещинами уже зимой 2018–2019 годов. Подрядчик, известная в Омске строительная фирма, ни в какую не хотел заделывать эти трещины, ссылаясь на объективные обстоятельства – суровую сибирскую зиму. Тем не менее мэрия подала в суд, выиграла, и подрядчик трещины заделал. Правда, только летом 2020-го. Кроме трещин, на Маркса больше видимых недостатков дорожного полотна нет.
Что касается Красного Пути, то там был уложен особо прочный асфальт – щебеночно-мастичный асфальтобетон, применялся метод холодного ресайклинга. Делалось это для укрепления основания дорожного полотна и для предотвращения образования колейности.

А летом текущего года на основной городской магистрали заделали трещины. Поэтому есть надежда, что Красный Путь продержится еще несколько лет.
ВПЕРВЫЕ В ОМСКЕ ДОРОГИ РЕМОНТИРУЮТ КОМПЛЕКСНО
В 2019 году список дорог, подвергшихся ремонту, сократился сразу в 1,5 раза. При этом общая стоимость самого ремонта не изменилась и составила миллиард рублей. Дело в том, что в прошлом году изменились условия нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по которым стало возможно не только менять асфальт, но и ремонтировать бордюры, тротуары, менять остановки и ставить светофоры. Поэтому стоимость ремонта километра дороги существенно увеличилась.

Из крупных дорожных объектов прошлого года стоит отметить три крупнейшие магистрали – улицы Масленникова и 10 лет Октября, а также Герцена. На этих дорогах помимо асфальта на всем протяжении заменили бордюрный камень, заасфальтировали тротуары, поставили новые остановочные павильоны.
В целом асфальт на объектах ремонта прошлого года «держится». Благодаря улучшению технологий и применения более качественных смесей он уже не столь активно трескается, практически нет просадок, а колейность – не повсеместное явление на омских магистралях.

В 2020 году в Омске ремонтируют еще 17 «основных» дорог и три дополнительные. Самый крупный и дорогой объект – улица Орджоникидзе. Ремонт дорог из основного списка в целом был завершен в июле-августе, сейчас продолжаются работы на дополнительных дорогах – улицах Панфилова, 4-й Транспортной и 1-м Разъезде. Оценивать качество их ремонта будет целесообразно весной следующего года.
«КРАСНЫЙ ПУТЬ «ЖИВОЙ», И ЭТО ХОРОШО»
Качество дорожного ремонта – это тот аспект, по которому обычно возникает множество вопросов. Из-за проблем с качеством в Омске не раз приходилось срезать уже уложенное полотно и укладывать новое. Самый яркий пример – это замена асфальта на Комсомольском мосту в 2018 году. Благодаря вовремя выявленным стройконтролем недочетам свежий асфальт на мосту сняли и уложили новый.

За состоянием омских дорог следят не только специалисты из профильных организаций (департамента городского хозяйства и БУ «УДХиБ»), но и общественники. Пожалуй, самое большое внимание содержанию как отремонтированных, так и еще не отремонтированных дорог оказывают активисты ОНФ. Они регулярно выезжают на объекты. До пандемии раз в год в Омск приезжал и депутат Госдумы, активист ОНФ, координатор проекта «Карта «убитых» дорог» Александр Васильев. Так, в прошлом году он в пух и прах раскритиковал результаты ремонта улиц Пушкина и 20 лет РККА. В частности, на 20 лет РККА Васильев нашел самую глубокую в России лужу.
Другой активист ОНФ – член регионального штаба Алексей Свитнев в целом отмечает позитивные изменения, которые произошли с дорогами в городе за последние годы.
– Подрядчики начали дорожить тем, что они участвуют в торгах и ремонте. Мэрия стала вести претензионную работу с подрядчиками. Раньше такого не было. Конечно, не все идеально, но идеально обычно и не бывает. Но сейчас все равно лучше, чем 4 года назад было, когда по центру нельзя было проехать, ситуация все равно улучшилась, – отметил Свитнев. – Основная дорога – Красный Путь – до сих пор «живая». Нареканий нет. Плохо, что там бордюры не меняли, это все портит. Обочины такие же грязные. Но бордюров не было и в заданиях. А покрытие в нормальном состоянии. Замечания есть по Интернациональной из-за колейности. Администрация все еще судится с подрядчиком.
Эксперт посетовал на плохое состояние отремонтированого проспекта Мира.
Так выглядел проспект Мира через полгода после ремонта
– Проспект Мира в сторону Николаевки – это беда вообще. Покрытие там пришло в негодность. Там не все машины едут по объездной – Французской дороге и портят покрытие. Мы ставили вопросы по знакам об ограничении массы. Там машины не могут ездить тяжелые, – сказал представитель ОНФ.
Кандидат технических наук, профессор СибАДИ, федеральный эксперт в сфере дорожного ремонта Александр Лыткин также отметил неплохое состояние Красного Пути.
– Насчет содержания. Качество ремонта повысилось. Выделяются серьезные деньги. У нас нужно регулярно, через 2–3 года устраивать тонкие слои, не ждать, пока дорога будет разбита. Красный Путь разве плохо сохранился? Он уже простоял после ремонта два года, движение там колоссальное. У нас почти одна дорога начиная с Маркса до Мира. А вот проспект Королева после ремонта выглядит неважно, на Дианова колея возле универсама. На Мира есть проблемы, на 22 Декабря есть проблемы. Тяжелые машины давят на асфальт, образуется колейность, – говорит Лыткин.

Специалист назвал аспекты грамотного содержания дорог, чтобы на них не образовывались колеи и трещины.
– Можно дорожников ругать за колейность. Но у нас на большей части дорог интенсивность движения в 2–4 раза больше нормативной. На Дианова появилась колея, хотя там все было сделано по правилам, по ГОСТам. Асфальт там был качественный. Но там очень высокая интенсивность. И важно вот еще что: при 28–30 градусах нужно поливать асфальт, охлаждать его. Иначе он начнет плавиться, под воздействием машин продавливаться. Троллейбус давит на поверхность больше, чем КамАЗ. Надо проливать дорогу, а денег на это не хватает, – посетовал эксперт.
Региональный председатель общественного совета проекта «Безопасные дороги», депутат горсовета, известный омский перевозчик Андрей Бондаренко отметил, что дороги как в центре города, так и на окраинах стали лучше. Правда, не обходится без недостатков. Бондаренко также отметил неплохое состояние Красного Пути.
– Недавно был рейд, мы посетили два объекта, которые были отремонтированы в прошлые годы. Это улица Госпитальная, 2017 год, и 10 лет Октября – 2019 год. На Госпитальной подрядчик отказывается устранять нарушения в досудебном порядке. Мы там обнаружили очень много трещин, просадки. А на 10-летии подрядчик уже устранил недостатки за своей счет. В частности, на большом отрезке поменял дорожное полотно на перекрестке с улицей Шебалдина, – сказал Андрей Бондаренко.

По словам перевозчика, стали лучше и те дороги, по которым ездят его автобусы, – теперь подвеску приходится ремонтировать реже.
– Дороги в городе стали намного лучше. Ограждения из нержавейки стали появляться. Скоро поедем на «Горбатый» мост, по нему есть жалобы, что асфальт недавно уложили, а он уже просел, – отметил общественник.
КАК НУЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ ДОРОГИ?
В современном мире много технологий ремонта дорог. Самые передовые из них позволяют так построить дорогу, что она будет стоять без ремонта 30–40 лет. Александр Лыткин уверен, что все самые передовые мировые технологии можно и нужно применять в Омске – тогда и дороги в городе станут лучше.
–Что касается технологий: подход должен быть дифференцированным. Если интенсивность большая, гидрологические условия неблагоприятные, то дорога будет «тонуть». Сколько слоев там ни укладывай, нужно усиливать основание. Основная наша беда – это не монолитное, а дискретное, щебеночное основание. У нас очень редко применяют цементо-грунты для укрепления основания дорог. У монолитного основания удельное давление на грунт намного ниже. Это как идти по снегу в сапогах и на лыжах: есть разница? – поясняет специалист.
По словам Лыткина, в Омске можно активно применить технологию холодного ресайклинга.
–Это самая перспективная технология для города. Есть ямы, трещины, которые могут стать отраженными. Целесообразнее стратегически превратить то, что есть на дороге (старый асфальт), в новое основание дороги. Ввести в этот асфальтовый гранулят эмульсии, супсензии. Ресайклеры есть и в «Стройтрасте», и у «Сиброса». Можно провести и горячий ресайклинг – термопрофилирование. Его проводят специальной машиной – ремиксером. Разогревается, перемешивается слой старого асфальта и укладывается сразу же новый слой асфальта, – отметил профессор СибАДИ. – Нужно использовать и ЩМА – щебеночно-мастичные смеси. У них срок службы в 2–3 раза больше, чем у обычных смесей. Да, это подороже, но не настолько, чтобы на этом экономить. Я считаю, что 70–75 % покрытия в городе нужно делать со ЩМА. Сейчас у нас примерно половина дорог делается со ЩМА.
Рассказал Лыткин и о технологии, которая позволит продлить срок службы верхнего дорожного покрытия. Правда, эту технологию почему-то в Омске почти не применяют.
–Есть машина, которая через форсунки подает смесь на битумной эмульсии и размазывает эту смесь по поверхности дороги. Разные вариации этих технологий есть: от 1–2 до 4–5 миллиметров можно устраивать такой тонкий слой. Это позволит продлить срок службы покрытия. Это будет то, что нужно. Это повышает коэффициент сцепления, – рассказал специалист.
Конечно же, нельзя забывать и о водоотводе на дорогах, ведь вода в периоды перехода температуры через 0 градусов – главный разрушитель омских дорог. А так как большинство дорог в городе не имеют ливневок, то регулярно подвергаются затоплениям.
В городе не хватает ливневок
Дороги в поселке Кордный, улицы Труда и Лобкова, Дмитриева, участок улицы Жукова от Бульварной до Маяковского – все эти улицы стали жертвами подтоплений и пришли в негодность. Эти участки – претенденты на дорожный ремонт 2021 года. Но пока полного и точного списка дорог, которые будут отремонтированы в следующем году, нет. Нет пока и понимания объемов финансирования дорожного ремонта. Коронавирус и «коронакризис» могут существенно повлиять на планы дорожного ремонта.

Сергей Энквист
Made on
Tilda