Директор ПАТП № 2 рассказал, как на самом деле складывается экономика перевозок, а также где взять новые автобусы, если на них нет денег.
Поводом для встречи с директором ОАО «ПАТП № 2» Александром Кротовым стало заявление представителей Региональной энергетической комиссии о том, что муниципальные перевозчики в буквальном смысле слова «нищенствуют» и никакой прибыли в этой сфере, по сути, быть не может. Руководитель одного из четырех оставшихся в городе муниципальных парков рассказал, как на самом деле складывается экономика предприятия, какие трудности оно испытывает и какие пути выхода находит из них.
– Александр Васильевич, как обстоят дела на предприятии на сегодняшний день и как отразилось на его тарифе увеличение провозной платы с 18 до 22 рублей?
– Мы осуществляем перевозки по 16 городским регулируемым маршрутам, по двум садовым и одному пригородному (№ 36). В штате у нас трудятся 250 водителей, ежедневно мы выпускаем в рейс 127 машин из 198 имеющихся. Тот тариф, который на этот год установил РЭК – 26,75 рубля за одну поездку, позволяет нам хоть как-то выжить, но не позволяет развиваться.
В прошлом году себестоимость составила 23,7 рубля, однако РЭК утвердила тариф 21,22. При этом пассажиропоток нам посчитали в количестве 23 млн пассажиров в год, хотя больше 20 мы никогда не перевозили. Вот теперь посчитайте сами: с каждого пассажира мы получили 2,5 рубля убытков, которые за год вылились более чем в 60 млн рублей убытков. Да, с 1 апреля провозная плата повысилась, пропорционально выросли и доходы. К счастью, пассажир от нас не ушел – то есть самого худшего не произошло. На этот год мы просили у РЭК 33 рубля за одну поездку – включали туда лизинг, планируя купить хотя бы 10 автобусов, но нам их не включили.
– В Региональной энергетической комиссии говорят, что ПАТП не могут доказать экономическую целесообразность приобретения автобусов в лизинг, тем более в условиях кризиса….
– Мы три года назад приобретали автобусы в лизинг – рассчитываться по ним будем до августа 2018 года. Большая часть нашего подвижного состава уже давно выработала свой ресурс – средний возраст нашего парка – около 10 лет. Его основа – автобусы 2005 года выпуска. Хотя в той же Москве списывают 5-летние машины и очень этим гордятся. Мы понимаем, что в бюджете города нет денег на покупку автобусов, поэтому выход один – лизинг. Но РЭК у нас не принял предложение.
– Как выходите из сложившейся ситуации?
– Очень тщательно подходим к диагностике тех машин, что есть. Ежедневно 20% автобусов проходят углубленный осмотр. Остальные автобусы наши механики осматривают и по необходимости ремонтируют по ночам. Если за день с маршрутов сошло 10 машин, то это уже рассматривается как ЧП. Но если бы все от нас только зависело – посмотрите, какие в городе дороги. Та же улица Семиреченская, по которой нужно два раза в день проехать всем нашим автобусам, чтобы выйти на маршруты, вся разбита. Из-за этого и ходовая ломается, и колеса пробивают, и дополнительный расход топлива получается.
– Кстати, о топливе. В прошлом году с ним были большие проблемы.
– Мы продолжаем сотрудничать с «Газпром нефтью», гасим долги минувших периодов. За три месяца 16 миллионов погасили, осталось еще 23. По топливу у нас установлены очень жесткие нормативы расходования – на каждый маршрут у нас свой норматив. Понятно ведь, что на 125-м маршруте в расчете на километр он будет один, на 33-м другой. Даже если там одни и те же автобусы работают. Просто 33-й маршрут у нас по городу проходит, а 125-й в основном за городом. РЭК должно рассчитывать тариф, исходя из нормативных расходов топлива, а на деле получается, что они рассчитывают по фактическому расходу, который намного ниже нормативного.
– РЭК утверждает, что ежегодно закладывают в тарифы индексацию зарплаты, при этом водители постоянно жалуются, что ее уже несколько лет не повышали. Как обстоят дела с этим?
– Зарплату всем водителям мы повысили. Сейчас средняя зарплата составляет 28 тысяч рублей. Это без учета переработок, которые нам запретили и которых уже давно нет. После запрета был некоторый отток водителей – порядка 40 человек ушло. Но потом ситуация стабилизировалась. В Омске довольно сложно найти работу в этой сфере. Да, можно уйти на маршрутку. Но там нет соцпакета: не будет ни больничного, ни отпуска, ни пенсии. Мы очень надеемся на 220-й Федеральный закон – после того как он заработает в полную силу с 1 июля, на улицах города сократится число нелегалов. Есть надежда, что хотя бы часть водителей, работавших на нелегальных маршрутах, перейдет к нам.
– Планируете ли закупать новый подвижной состав «в обход» РЭК – на собственные средства?
– Мы в январе решили заняться капремонтом тех автобусов, которые у нас есть. В рамках такого ремонта у автобуса заменяется вся «начинка»: капитально ремонтируется двигатель, ходовая часть, полностью меняется все железо и внутренняя отделка салона. Сейчас мы закончим «капиталить» первый автобус и посчитаем, во сколько нам все это обойдется. Купить новый автобус, который стоит 6 миллионов, без лизинга практически невозможно.
Также с весны мы приступили к ремонту одного из помещений – там отсырела и обрушилась кирпичная стена. Делаем эти работы за свой счет, потом фактически понесенные затраты представим в РЭК, и надеемся, что они нам их включат в тариф следующего года.
– Удается ли зарабатывать дополнительные деньги за счет непрофильной деятельности?
– Мы сдаем двум организациям часть помещений в аренду. Сдаем в аренду автобусы – той же «Автосиле», ИП Торопову. Хотя устраивать «балаган» на территории предприятия тоже не хочется – стараемся, чтобы был порядок. Оказываем услуги предрейсового осмотра медиком.
– Вопрос скорее риторический: что нужно сделать, чтобы муниципальные ПАТП не выживали, а развивались?
– Нас часто сравнивают с частными перевозчиками. Говорят: мол, они не получают никаких дотаций и работают. Да, это так. Но поставьте их с нами в равные условия. Сейчас они могут установить какой угодно тариф. Кроме этого, у них совсем другая система налогообложения, совсем другие затраты на помещения, на тех же медиков, механиков. Другие затраты у них и на подвижной состав: сравните «Газель» и тот же «ЛиАЗ» хотя бы по расходу топлива. Если бы они работали в тех же условиях, что и мы, то они и проблемы испытывали те же. Все-таки в городе должны быть автобусы большого класса. У нас на большинстве маршрутов, которые наше ПАТП обслуживает, условие, чтобы на линии работали автобусы большого класса. Поэтому купить, например, «Газели» и заменить ими «ЛиАЗы» мы не можем.
Ну а если говорить в целом, то надеемся в ближайшее время рассчитаться по всем долгам за ГСМ, надеемся, что 220-й ФЗ позволит убрать с рынка нелегалов и навести порядок в этой сфере.