Попытка областных чиновников продавить свою кандидатуру на пост главы Азовского немецкого района уже предвещает международный скандал.
Азовский немецкий национальный район станет одним из первых в Омской области, в котором новый глава местного самоуправления будет избран согласно новому порядку – голосованием депутатов районного совета из кандидатур, одобренных специальной комиссией, состоящей поровну из представителей района и областного правительства.
Уже 9 ноября закончится прием заявлений кандидатов на должность главы района, 20 ноября комиссия должна одобрить те или иные кандидатуры, а 25-го вопрос об избрании главы должен быть вынесен на рассмотрение районного совета.
Как стало известно, областные чиновники, отвечающие за внутреннюю политику (а главным куратором этого направления в областном правительстве, как известно, является вице-губернатор Владимир Компанейщиков), проталкивают кандидатуру Павла Багинского, который ныне занимает должность первого заместителя главы Азовского немецкого района. Недавно в отношении уходящего главы района Виктора Сабельфельда было возбуждено уголовное дело. В случае, если обвинения в адрес Сабельфельда подтвердятся, то тень упадет и на Багинского, так как он по должности не мог быть не в курсе этой истории.
Но суть скандала даже не в этом. Продавливая кандидатуру Багинского, областные чиновники ведут себя авторитарно, не советуясь с общественностью и активом района. А по мнению общественности района и активистов немецкой национально-культурной автономии, главой Азовского немецкого национального района должен быть немец по национальности или хотя бы человек, знающий немецкий язык. И это не просто требование политкорректности, а вопрос, который может оказывать влияние на международные отношения.
Дело в том, что Азовский немецкий национальный район завязан на российско-германских отношениях – его глава автоматически включается в комиссию по двустороннему сотрудничеству. Введенные санкции никак не затронули ни программы по поддержке российских немцев, ни выделяемое германской стороной финансирование. И глава района, не знающий немецкого языка, будет странно смотреться на совместных заседаниях и переговорах – как статист, не понимающий сути рассматриваемых вопросов.
Еще отметим, что в Омской области создана уникальная система взаимодействия между органами местного самоуправления и общественной организацией «Немецкая национально-культурная автономия Омской области». Автономия имеет отделения в 14 муниципальных районах и имеет с местным самоуправлением этих районов соглашения о сотрудничестве. В этой системе Азовский немецкий национальный район играет роль методического центра. Эта сложная система создавалась 25 лет, и будет очень печально, если ее разрушат.
По мнению представителей актива района, губернатор Омской области Виктор Назаров явно не в курсе, какую кадровую политику ведут в отношении Азовского района его подчиненные, отвечающие за внутреннюю политику и отношения с муниципалитетами. Вместо того, чтобы тонко подойти к решению кадрового вопроса, Компанейщиков продавливает кандидатуру Багинского. Хотя есть кандидатура Егора Крамера (руководитель налоговой службы в районе) и другие компромиссные фигуры, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к руководителям национальных районов.
После охлаждения отношений в результате украинского кризиса президент России Владимир Путин прилагает много усилий по перезагрузке отношений с Европой, и в частности с Германией как с основным торгово-экономическим партнером на континенте. Совсем недавно он встречался с вице-канцлером, министром экономики и энергетики Германии Зигмаром Габриэлем. Нанес визит в Москву и экс-президент Франции Николя Саркози.
Существующие в России два немецких национальных района (в Омской области и Алтайском крае) уже 25 лет успешно выполняют роль мостиков в российско-германском сотрудничестве. Особенно ценно, что в данном случае отношения выстраиваются не между профессиональными дипломатами, а на уровне местного самоуправления, максимально приближенного к людям.
Сферы межнациональных отношений, международного сотрудничества – очень тонкие. Баланс в них выстраивается десятилетиями, а разрушить прежние наработки можно очень быстро. Но складывается впечатление, что омские деятели внутренней политики по непонятным причинам (может, в силу непонимания специфики национальных районов, может, в силу личной заинтересованности, а может, в силу авторитарной упертости, нежелания идти на компромиссы, не дай Бог) могут повести себя как слоны в посудной лавке, разрушив десятилетиями складывавшийся баланс в межнациональных и даже в международных отношениях.