Поиск

Министр образования Омской области Сергей Канунников стал участником проекта «Место встречи» и рассказал журналистам много интересного.

В горячую пору для омского образования – период сдачи единого государственного экзамена – мы пригласили в редакцию РИА «Омск-Информ» министра образования региона Сергея Канунникова. Он рассказал о перспективах омского образования, ситуации с закрытием малокомплектных школ, а также развеял слухи об уничтожении системы среднего профессионального образования. Но для начала он ответил на вопросы наших читателей.

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

– Я являюсь студентом юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Как известно, в центре города за библиотекой Пушкина строится главный корпус университета для размещения ректората и юридического факультета. Однако, несмотря на обещания, корпус до сих пор не введен в эксплуатацию, занятия в нем не проводятся, сроки завершения строительства и ввода в эксплуатацию не известны. Хотелось бы узнать у министра образования, когда будет завершено строительство? Какие примерные сроки? Делается ли что-то министерством образования Омской области в этом направлении? (Корнеев Иван Сергеевич)

– У правительства Омской области этот объект находится на контроле. Он включен в план подготовки к 300-летию Омска. Задержка со сроками произошла из-за того, что земля под строящимся объектом принадлежала институту сервиса. В результате долгих, но результативных действий в декабре 2014 года Омский госуниверситет стал правообладателем земельного участка. Документы о собственнике нужны были для процедуры прохождения госэкспертизы. Этот вопрос на сегодняшний день решен.

Однако ситуация осложнилась тем, что в существующий проект были внесены изменения и надстроены еще 2 этажа. Цена вопроса возросла на 338 млн рублей. Естественно, встал вопрос, где взять дополнительные средства? Губернатор Виктор Назаров обратился к федеральному министру образования Дмитрию Ливанову. В рамках федеральной программы запланировали средства на 2016 год. В этот срок запланирована сдача объекта. Сейчас в здании ведутся отделочные работы, производимые на собственные средства университета.

– Интересно, есть ли у министра образования программа деятельности возглавляемого ведомства? (Выпускник)

– Я только сегодня (Канунников приходил в гости 26 мая. – РИА «Омск-Информ») докладывал на заседании областного правительства об итогах выполнения государственной программы «Развитие системы образования Омской области» за 2014 год. Ее реализацию признали эффективной. Естественно, реализация программы будет продолжена и в 2015 году, она созвучна со стратегией развития образования РФ. Там определены все приоритеты.

– Сегодня далеко не все выпускники педуниверситета идут работать в школу. За долгие годы профессия стала непрестижной из-за низкой зарплаты и других факторов. У Вас есть видение того, как вновь сделать профессию учителя престижной? (Учитель старой формации)

– Я с коллегой соглашусь лишь отчасти. Заработная плата учителя за несколько лет выросла почти в три раза. Если три года назад учитель получал 7 тыс. рублей, то теперь он получает 20 тысяч. Не берусь судить, мало это или много, но очевидно, что это в три раза больше, чем раньше.

Престиж профессии складывается не только по материальным критериям. Престиж складывается от отношения общества к профессии и от ее востребованности. Профессия учителя востребована всегда. Мне кажется, что сегодня среди молодежи есть авторитет образования. Если раньше не слишком задумывались о том, для чего нужно учиться – можно было и так заработать на жизнь. Сегодня ситуация поменялась – появился престиж образования. А учитель – это носитель образованности. Думаю, что престиж учительской профессии в обществе повышается.

Министерство образования Омской области поддерживает авторитет учительской профессии профессиональными конкурсами, такими как «Сердце отдаю детям», в котором участвуют педагоги дополнительного образования, «Учитель года», «Воспитатель года». Наши педагоги – активные участники региональных и федеральных конкурсов. Проводятся конкурсы для преподавателей колледжей, вузов.

– Сергей Николаевич, как Вы относитесь к выражению «поколение ЕГЭ»? Вам не кажется, что не на уровне области, а на уровне страны мы потеряли поколение русской интеллигенции? Как думаете, процесс обратим? (Ксения Стрижак).

– Думаю, что не надо делать резких выводов по этому поводу. В окончательном варианте ЕГЭ – это демонстрация знаний, которые получил учащийся школы. Были недостатки. На мой взгляд, такой предмет, как литература, нельзя сдавать в тестовом режиме. Ребенок должен учиться говорить, а значит, мыслить. А это главная задача школы – научить думать.

Я неоднозначно отношусь к ЕГЭ: с точки зрения закона его надо исполнять, с точки зрения учителя –совершенствовать. Мы наблюдаем постоянные изменения. Так, сегодня преамбулой к сдаче ЕГЭ, а точнее, допуском, является написание сочинения. Наверное, будут еще изменения. Однако у ЕГЭ есть положительные стороны. Его результат является основанием для зачисления в высшее учебное заведение без дополнительных экзаменов. Думаю, возвращаться к старой системе не нужно, надо совершенствовать существующую сейчас.

– О поборах. Говорят, что их нет. Просто и конкретно: лицей № 66. Собирают в фонд школы 1800 рублей в год. При этом перед началом учебного года собрали деньги на пластиковые окна в класс. Теперь на выпускной лицея, плюс выпускной 4 класса, плюс подарок учителю, плюс за охрану... Когда это кончится? (Уставший от поборов родитель)

– Это кончится мгновенно. Не платите. Пожертвование – дело добровольное. Что касается выпускных – это волнения родителей и тех, кто зарабатывает на выпускных мероприятиях. Выпускной вечер в школе – это торжественное вручение аттестатов. Для этого не надо ни ресторанов, ни кафе.

По поводу фондов, сбора средств на содержание могу порекомендовать: спросите у своего учителя, что необходимо иметь вашему ребенку для занятий в школе. Купите и не платите больше ничего. Будут настаивать, обращайтесь в вышестоящие ведомства. Нужно успокаивать тех, кто настаивает на поборах, тем более когда вывешиваются списки должников. Это незаконно. Из сельских школ, кстати, таких сигналов практически нет.

ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

– Омская область ранее считалась одной из сильнейших в стране в сфере среднего образования. Как обстоят дела сегодня?

– Смотря какие критерии к этому применить. У нас большинство детей оканчивают школу. В Америке, например, существует мнение, что если 50% детей оканчивают школу – это нормально. У нас ситуация другая. Учеба заканчивается экзаменом. ЕГЭ свидетельствует о том, что минимальный уровень образования выдерживается. При этом на сегодняшний день в Омской области много детей, которые набирают по результатам единого госэкзамена 80 баллов и более.

В прошлом году три омских школьника стали победителями всероссийских олимпиад, четырнадцать – призерами. Омские школы входят в список лучших школ России. Пять средних учебных заведений Омска вошли в почетный список лучших школ топ-500. Это гимназии № 117, 19 и 115, лицеи № 64 и 149. В списке лучших сельских школ страны – четыре из Омской области. Это: Боевая средняя образовательная школа из Исилькульского района, Азовская гимназия, Кутузовская школа из Шербакульского района и Большеуковская средняя общеобразовательная школа. Думаю, среднее образование нашего региона не потеряло своих позиций.

– Что сейчас происходит с сельскими малокомплектными школами. Они останутся или их закроют?

– Коротко и конкретно. Ни одна малокомплектная школа закрыта не будет. Возможна в исключительных случаях реорганизация, когда одна школа «встает под крыло» более крупной организации. Это делается для того, чтобы в школе было усилено методическое сопровождение, чтобы была возможность посещения лабораторных кабинетов и т. д. Наша приоритетная задача – поднять качество обучения в сельских школах. У нас половина школ является малокомплектными, с численностью учащихся менее 250 человек. Как их можно закрыть? Все школы будут обязательно сохранены.

– Не ощущает ли омское образование кадрового дефицита?

– Ежегодно более 650 выпускников ОмГПУ приходят работать в школы. Часть из них едет на село. При этом «закрепляемость» хорошая. Если молодые педагоги и уходят из профессии, то, как правило, не из-за бытовых трудностей, а из-за сложности учительского труда. Это очень тяжелая работа. Хотелось бы, чтобы набор учителей начальных классов, педагогов дополнительного и дошкольного образования увеличился.

– А как Вы оцениваете качество профориентационной работы в педуниверситете?

– Если 10 лет назад лишь 20% выпускников шли работать в школу, то сегодня их 50–60%. В следующем учебном году будем открывать в школах базовые кафедры педуниверситета. Появится такое направление, как помощник классного руководителя, для того чтобы студент в полной мере понимал, почему он пришел учиться в педагогический вуз.

– Считается, что учитель работает на «среднего» ученика. Кто работает с одаренными детьми, чей уровень выше среднего?

– Учитель обязан использовать технологию дифференцированного обучения. Когда в классе дети с разным уровнем возможностей, учитель должен кому-то давать опережающие задания, с кем-то дополнительно поработать. Такие технологии есть. С другой стороны, выявление способностей ученика – процесс сложный. Один из приоритетов на 2015 год – открытие на базе Института развития образования центра по выявлению и работе с одаренными детьми. Работать в этом центре будут в первую очередь с учителями.

Сейчас в городе и области есть гимназии и лицеи, где предъявляются повышенные требования к программам. Конечно, детям с повышенными способностями там интересно учиться. Однако нужно помнить, что и ученика с последней парты потерять нельзя. Поэтому в центре будут обучать именно педагогов.

– В стандартах российского образования заложена оценка качества дошкольной подготовки. Как будет решаться вопрос при дефиците мест в дошкольные учреждения?

– Новые стандарты предполагают критерии оценивания того, как воспитатель работает с ребенком. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение – есть возможность обучать его в центрах развития. Родители, которые не желают приводить туда ребенка, просто приведут его в первый класс. Ребенка примут без всяких экзаменов, научат читать, писать, считать...

Кстати, в стандартах не предусмотрено, что в дошкольном учреждении должны учить ребенка читать и писать. Это дополнительная услуга, причем платная. Школа обязана научить ребенка этому. Просто многие родители торопятся.

– 25 мая выпускники сдавали первый ЕГЭ. Были ли нарушения?

– В Омской области все прошло без нарушений. Удалений на первом экзамене не было. Есть одна апелляция: ученица крутинской школы не успела переписать ответы с черновика на бланк. Комиссия эту апелляцию рассмотрит, но, скорее всего, она будет не в пользу школьницы. Аудиторные работники постоянно предупреждают учеников о временных этапах, к тому же в каждой аудитории есть часы.

– Многие считают, что советская система начального и среднего профессионального образования окончательно рухнула. Так ли это?

– Мнение, что система профессионального образования разрушена, ошибочно. На сегодняшний день в регионе 40 средних профессиональных образовательных организаций. Столько, сколько должно быть. Подготовка кадров осуществляется по широкому спектру образовательных программ: инженерное дело, технологии и технические науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, гуманитарные науки, искусство и культура.

При распределении бюджетных мест мы решили сделать акцент на специальности и профессии, которые будут способствовать развитию импортозамещения. А именно – промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Условия приема в колледжи и техникумы не изменились. По-прежнему необходим лишь аттестат, принимают абитуриентов по среднему баллу, с прошлого года нет необходимости сдавать ЕГЭ. 

– Как Вы относитесь к инициативе депутатов Госдумы вернуть в образование систему распределения?

– Я считаю, что, если ты учишься за государственные деньги, имей совесть – поработай на государство там, где нужно государству. В свое время я оканчивал авиационный техникум и работал по распределению. После окончания университета тоже работал по распределению. Ничего страшного нет в том, чтобы какое-то время потрудиться в глубинке, к примеру. Это нормальная мера, а для кого-то шанс устроиться на работу.

БЛИЦ

– Ваше любимое изречение?

– Их много, если с юмором, то это выражение «образования много не бывает».

– Любимая книга?

– Ли Якокка «Карьера менеджера», книга потрясла меня. Я прочитал ее, когда перешел работать в департамент образования, и она мне очень помогла.

– Что цените в людях, чего не приемлете?

– Ценю профессионализм, честность и искренность. Не приемлю вранья, двуличия и подхалимства.

– Кого из известных педагогов считаете кумиром?

– На мой взгляд, самый великий педагог – Ян Амос Коменский. В конце XV века он придумал дидактику – науку о технологиях, как учить детей. Он определил такие понятия, как предмет, урок. Он сделал вывод, что детей нужно учить с раннего возраста, а занятия проводить утром. Мы сейчас пользуемся всем этим. Его можно назвать Пушкиным в образовании.

– Умеете готовить? Какое любимое блюдо?

– Готовить умею, но времени нет. Люблю окрошку, пельмени.

– Любите путешествовать?

– Это мое увлечение. Путешествую на автомобиле. Назовите любое сакральное место в нашей стране – практически везде я был. Байкал, Алтай, Соловецкие острова, города Золотого кольца... Два года назад мы поехали в Белоруссию, потом во Львов, Ужгород. Потом в Одессу... К сожалению, сейчас я понимаю, что такого путешествия в ближайшее время не повторить.

– Если бы Вам нужно было сдавать ЕГЭ, какие предметы бы выбрали?

– Русский язык, литературу, историю и обществознание.

– Что министр образования порекомендует нынешним выпускникам?

– Не бояться экзамена, а, получив задание, вспомнить, что им об этом рассказывали учителя.

– Что пожелаете нашим читателям?

– Я тоже ваш читатель. Пожелаю всем и себе тоже интересной, правдивой и оперативной информации.

Записала Евгения Ларионова

1127

Министр образования Омской области Сергей Канунников стал участником проекта «Место встречи» и рассказал журналистам много интересного.

В горячую пору для омского образования – период сдачи единого государственного экзамена – мы пригласили в редакцию РИА «Омск-Информ» министра образования региона Сергея Канунникова. Он рассказал о перспективах омского образования, ситуации с закрытием малокомплектных школ, а также развеял слухи об уничтожении системы среднего профессионального образования. Но для начала он ответил на вопросы наших читателей.

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

– Я являюсь студентом юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Как известно, в центре города за библиотекой Пушкина строится главный корпус университета для размещения ректората и юридического факультета. Однако, несмотря на обещания, корпус до сих пор не введен в эксплуатацию, занятия в нем не проводятся, сроки завершения строительства и ввода в эксплуатацию не известны. Хотелось бы узнать у министра образования, когда будет завершено строительство? Какие примерные сроки? Делается ли что-то министерством образования Омской области в этом направлении? (Корнеев Иван Сергеевич)

– У правительства Омской области этот объект находится на контроле. Он включен в план подготовки к 300-летию Омска. Задержка со сроками произошла из-за того, что земля под строящимся объектом принадлежала институту сервиса. В результате долгих, но результативных действий в декабре 2014 года Омский госуниверситет стал правообладателем земельного участка. Документы о собственнике нужны были для процедуры прохождения госэкспертизы. Этот вопрос на сегодняшний день решен.

Однако ситуация осложнилась тем, что в существующий проект были внесены изменения и надстроены еще 2 этажа. Цена вопроса возросла на 338 млн рублей. Естественно, встал вопрос, где взять дополнительные средства? Губернатор Виктор Назаров обратился к федеральному министру образования Дмитрию Ливанову. В рамках федеральной программы запланировали средства на 2016 год. В этот срок запланирована сдача объекта. Сейчас в здании ведутся отделочные работы, производимые на собственные средства университета.

– Интересно, есть ли у министра образования программа деятельности возглавляемого ведомства? (Выпускник)

– Я только сегодня (Канунников приходил в гости 26 мая. – РИА «Омск-Информ») докладывал на заседании областного правительства об итогах выполнения государственной программы «Развитие системы образования Омской области» за 2014 год. Ее реализацию признали эффективной. Естественно, реализация программы будет продолжена и в 2015 году, она созвучна со стратегией развития образования РФ. Там определены все приоритеты.

– Сегодня далеко не все выпускники педуниверситета идут работать в школу. За долгие годы профессия стала непрестижной из-за низкой зарплаты и других факторов. У Вас есть видение того, как вновь сделать профессию учителя престижной? (Учитель старой формации)

– Я с коллегой соглашусь лишь отчасти. Заработная плата учителя за несколько лет выросла почти в три раза. Если три года назад учитель получал 7 тыс. рублей, то теперь он получает 20 тысяч. Не берусь судить, мало это или много, но очевидно, что это в три раза больше, чем раньше.

Престиж профессии складывается не только по материальным критериям. Престиж складывается от отношения общества к профессии и от ее востребованности. Профессия учителя востребована всегда. Мне кажется, что сегодня среди молодежи есть авторитет образования. Если раньше не слишком задумывались о том, для чего нужно учиться – можно было и так заработать на жизнь. Сегодня ситуация поменялась – появился престиж образования. А учитель – это носитель образованности. Думаю, что престиж учительской профессии в обществе повышается.

Министерство образования Омской области поддерживает авторитет учительской профессии профессиональными конкурсами, такими как «Сердце отдаю детям», в котором участвуют педагоги дополнительного образования, «Учитель года», «Воспитатель года». Наши педагоги – активные участники региональных и федеральных конкурсов. Проводятся конкурсы для преподавателей колледжей, вузов.

– Сергей Николаевич, как Вы относитесь к выражению «поколение ЕГЭ»? Вам не кажется, что не на уровне области, а на уровне страны мы потеряли поколение русской интеллигенции? Как думаете, процесс обратим? (Ксения Стрижак).

– Думаю, что не надо делать резких выводов по этому поводу. В окончательном варианте ЕГЭ – это демонстрация знаний, которые получил учащийся школы. Были недостатки. На мой взгляд, такой предмет, как литература, нельзя сдавать в тестовом режиме. Ребенок должен учиться говорить, а значит, мыслить. А это главная задача школы – научить думать.

Я неоднозначно отношусь к ЕГЭ: с точки зрения закона его надо исполнять, с точки зрения учителя –совершенствовать. Мы наблюдаем постоянные изменения. Так, сегодня преамбулой к сдаче ЕГЭ, а точнее, допуском, является написание сочинения. Наверное, будут еще изменения. Однако у ЕГЭ есть положительные стороны. Его результат является основанием для зачисления в высшее учебное заведение без дополнительных экзаменов. Думаю, возвращаться к старой системе не нужно, надо совершенствовать существующую сейчас.

– О поборах. Говорят, что их нет. Просто и конкретно: лицей № 66. Собирают в фонд школы 1800 рублей в год. При этом перед началом учебного года собрали деньги на пластиковые окна в класс. Теперь на выпускной лицея, плюс выпускной 4 класса, плюс подарок учителю, плюс за охрану... Когда это кончится? (Уставший от поборов родитель)

– Это кончится мгновенно. Не платите. Пожертвование – дело добровольное. Что касается выпускных – это волнения родителей и тех, кто зарабатывает на выпускных мероприятиях. Выпускной вечер в школе – это торжественное вручение аттестатов. Для этого не надо ни ресторанов, ни кафе.

По поводу фондов, сбора средств на содержание могу порекомендовать: спросите у своего учителя, что необходимо иметь вашему ребенку для занятий в школе. Купите и не платите больше ничего. Будут настаивать, обращайтесь в вышестоящие ведомства. Нужно успокаивать тех, кто настаивает на поборах, тем более когда вывешиваются списки должников. Это незаконно. Из сельских школ, кстати, таких сигналов практически нет.

ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

– Омская область ранее считалась одной из сильнейших в стране в сфере среднего образования. Как обстоят дела сегодня?

– Смотря какие критерии к этому применить. У нас большинство детей оканчивают школу. В Америке, например, существует мнение, что если 50% детей оканчивают школу – это нормально. У нас ситуация другая. Учеба заканчивается экзаменом. ЕГЭ свидетельствует о том, что минимальный уровень образования выдерживается. При этом на сегодняшний день в Омской области много детей, которые набирают по результатам единого госэкзамена 80 баллов и более.

В прошлом году три омских школьника стали победителями всероссийских олимпиад, четырнадцать – призерами. Омские школы входят в список лучших школ России. Пять средних учебных заведений Омска вошли в почетный список лучших школ топ-500. Это гимназии № 117, 19 и 115, лицеи № 64 и 149. В списке лучших сельских школ страны – четыре из Омской области. Это: Боевая средняя образовательная школа из Исилькульского района, Азовская гимназия, Кутузовская школа из Шербакульского района и Большеуковская средняя общеобразовательная школа. Думаю, среднее образование нашего региона не потеряло своих позиций.

– Что сейчас происходит с сельскими малокомплектными школами. Они останутся или их закроют?

– Коротко и конкретно. Ни одна малокомплектная школа закрыта не будет. Возможна в исключительных случаях реорганизация, когда одна школа «встает под крыло» более крупной организации. Это делается для того, чтобы в школе было усилено методическое сопровождение, чтобы была возможность посещения лабораторных кабинетов и т. д. Наша приоритетная задача – поднять качество обучения в сельских школах. У нас половина школ является малокомплектными, с численностью учащихся менее 250 человек. Как их можно закрыть? Все школы будут обязательно сохранены.

– Не ощущает ли омское образование кадрового дефицита?

– Ежегодно более 650 выпускников ОмГПУ приходят работать в школы. Часть из них едет на село. При этом «закрепляемость» хорошая. Если молодые педагоги и уходят из профессии, то, как правило, не из-за бытовых трудностей, а из-за сложности учительского труда. Это очень тяжелая работа. Хотелось бы, чтобы набор учителей начальных классов, педагогов дополнительного и дошкольного образования увеличился.

– А как Вы оцениваете качество профориентационной работы в педуниверситете?

– Если 10 лет назад лишь 20% выпускников шли работать в школу, то сегодня их 50–60%. В следующем учебном году будем открывать в школах базовые кафедры педуниверситета. Появится такое направление, как помощник классного руководителя, для того чтобы студент в полной мере понимал, почему он пришел учиться в педагогический вуз.

– Считается, что учитель работает на «среднего» ученика. Кто работает с одаренными детьми, чей уровень выше среднего?

– Учитель обязан использовать технологию дифференцированного обучения. Когда в классе дети с разным уровнем возможностей, учитель должен кому-то давать опережающие задания, с кем-то дополнительно поработать. Такие технологии есть. С другой стороны, выявление способностей ученика – процесс сложный. Один из приоритетов на 2015 год – открытие на базе Института развития образования центра по выявлению и работе с одаренными детьми. Работать в этом центре будут в первую очередь с учителями.

Сейчас в городе и области есть гимназии и лицеи, где предъявляются повышенные требования к программам. Конечно, детям с повышенными способностями там интересно учиться. Однако нужно помнить, что и ученика с последней парты потерять нельзя. Поэтому в центре будут обучать именно педагогов.

– В стандартах российского образования заложена оценка качества дошкольной подготовки. Как будет решаться вопрос при дефиците мест в дошкольные учреждения?

– Новые стандарты предполагают критерии оценивания того, как воспитатель работает с ребенком. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение – есть возможность обучать его в центрах развития. Родители, которые не желают приводить туда ребенка, просто приведут его в первый класс. Ребенка примут без всяких экзаменов, научат читать, писать, считать...

Кстати, в стандартах не предусмотрено, что в дошкольном учреждении должны учить ребенка читать и писать. Это дополнительная услуга, причем платная. Школа обязана научить ребенка этому. Просто многие родители торопятся.

– 25 мая выпускники сдавали первый ЕГЭ. Были ли нарушения?

– В Омской области все прошло без нарушений. Удалений на первом экзамене не было. Есть одна апелляция: ученица крутинской школы не успела переписать ответы с черновика на бланк. Комиссия эту апелляцию рассмотрит, но, скорее всего, она будет не в пользу школьницы. Аудиторные работники постоянно предупреждают учеников о временных этапах, к тому же в каждой аудитории есть часы.

– Многие считают, что советская система начального и среднего профессионального образования окончательно рухнула. Так ли это?

– Мнение, что система профессионального образования разрушена, ошибочно. На сегодняшний день в регионе 40 средних профессиональных образовательных организаций. Столько, сколько должно быть. Подготовка кадров осуществляется по широкому спектру образовательных программ: инженерное дело, технологии и технические науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, гуманитарные науки, искусство и культура.

При распределении бюджетных мест мы решили сделать акцент на специальности и профессии, которые будут способствовать развитию импортозамещения. А именно – промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Условия приема в колледжи и техникумы не изменились. По-прежнему необходим лишь аттестат, принимают абитуриентов по среднему баллу, с прошлого года нет необходимости сдавать ЕГЭ. 

– Как Вы относитесь к инициативе депутатов Госдумы вернуть в образование систему распределения?

– Я считаю, что, если ты учишься за государственные деньги, имей совесть – поработай на государство там, где нужно государству. В свое время я оканчивал авиационный техникум и работал по распределению. После окончания университета тоже работал по распределению. Ничего страшного нет в том, чтобы какое-то время потрудиться в глубинке, к примеру. Это нормальная мера, а для кого-то шанс устроиться на работу.

БЛИЦ

– Ваше любимое изречение?

– Их много, если с юмором, то это выражение «образования много не бывает».

– Любимая книга?

– Ли Якокка «Карьера менеджера», книга потрясла меня. Я прочитал ее, когда перешел работать в департамент образования, и она мне очень помогла.

– Что цените в людях, чего не приемлете?

– Ценю профессионализм, честность и искренность. Не приемлю вранья, двуличия и подхалимства.

– Кого из известных педагогов считаете кумиром?

– На мой взгляд, самый великий педагог – Ян Амос Коменский. В конце XV века он придумал дидактику – науку о технологиях, как учить детей. Он определил такие понятия, как предмет, урок. Он сделал вывод, что детей нужно учить с раннего возраста, а занятия проводить утром. Мы сейчас пользуемся всем этим. Его можно назвать Пушкиным в образовании.

– Умеете готовить? Какое любимое блюдо?

– Готовить умею, но времени нет. Люблю окрошку, пельмени.

– Любите путешествовать?

– Это мое увлечение. Путешествую на автомобиле. Назовите любое сакральное место в нашей стране – практически везде я был. Байкал, Алтай, Соловецкие острова, города Золотого кольца... Два года назад мы поехали в Белоруссию, потом во Львов, Ужгород. Потом в Одессу... К сожалению, сейчас я понимаю, что такого путешествия в ближайшее время не повторить.

– Если бы Вам нужно было сдавать ЕГЭ, какие предметы бы выбрали?

– Русский язык, литературу, историю и обществознание.

– Что министр образования порекомендует нынешним выпускникам?

– Не бояться экзамена, а, получив задание, вспомнить, что им об этом рассказывали учителя.

– Что пожелаете нашим читателям?

– Я тоже ваш читатель. Пожелаю всем и себе тоже интересной, правдивой и оперативной информации.

Записала Евгения Ларионова

1127