С каждым годом пассажирское судоходство на Иртыше сокращается и уже близко к уничтожению. «Омск-Информ» разобрался в этой печальной тенденции.
Началась очередная навигация на Иртыше. Однако от былого множества речных пассажирских маршрутов, некогда курсировавших от Омска и в его черте, осталось, по сути, два: пассажирская линия Омск – Салехард (да и то теплоходы теперь уже не будут делать ни одной остановки от Омска до Тобольска) и часовая прогулочная линия в пределах Омска. Также пассажирское судоходство на катерах осуществляется в пределах Усть-Ишимского района.
Власть Омской области потеряла интерес к теплоходам до Салехарда
Линия Омск-Салехард остается одним из немногих сохранившихся в России междугородних пассажирских речных маршрутов. Эта линия пользуется стабильным интересом у туристов. Подробный отчет о такой поездке можно посмотреть, к примеру, здесь.
Но этот маршрут имеет и транспортное значение для жителей северных районов Омской области. В «общей» каюте ездили из Тевриза, Усть-Ишима в Тобольск и дальше на «севера» вахтовики, предприниматели со своими товарами да и просто жители севера Омской области. Но начиная с прошлого года, когда теплоходы «Родина», «Чернышевский» и «Механик Калашников» были переданы из Иртышского речного пароходства в аренду ОАО «Северречфлот», обслуживающее пассажирские рейсы на Тюменском Севере, все остановки от Омска до Тобольска были отменены.
Пострадали жители Большереченского, Тарского, Знаменского, Тевризского и Усть-Ишимского районов. По требованиям жителей на некоторое время была восстановлена остановка в Усть-Ишиме, но в расписании навигации 2015 года ее уже не будет. Как пояснила обозревателю РИА «Омск-Информ» директор по пассажирским перевозкам ОАО «Северречфлот» Марина Камынина, причина этого – отказ властей Омской области дотировать маршрут.
– Речной маршрут Омск-Салехард дотируется исключительно из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. Представители Омской области не проявили интереса к сотрудничеству, заявив, что есть автобусный маршрут Усть-Ишим – Тобольск, – отметила Камынина.
Автобусный маршрут, конечно, есть, но ведь дорога от Усть-Ишима до Тобольска грунтовая, и после дождя автобус уже не пройдет. Из Омска же до Тобольска на теплоходе поедут только туристы. Те, кому нужно просто добраться из Омской области на север Тюменской, воспользуются поездом или автобусом. Речной маршрут потерял еще одну немалочисленную группу пассажиров, а значит, есть риск, что маршрут сократят, выкинув из него участок Омск – Тобольск.
Остается лишь «часовая прогулка по Иртышу»
Единственным пассажирским речным маршрутом остается прогулочный, в пределах Омска. Теплоходы «Москва» (в Омске их осталось три) за час доходят от речного вокзала до железнодорожного моста через Иртыш и возвращаются обратно. Стоит это удовольствие 230 рублей. Порядок сумм показывает, во сколько бы обошлись более длительные поездки, если бы они оплачивались не ниже себестоимости.
Из сервиса на теплоходах присутствует буфет, в ассортименте которого газвода, мороженое, пиво и сухарики. Несмотря на цену и недолгое время прогулки, этот маршрут пользуется успехом. Ведь, учитывая, что остальные маршруты «умерли», у большинства омичей осталась эта единственная возможность покататься по Иртышу на теплоходе.
Хроника ликвидации пассажирского судоходства на Иртыше
2015 г. – отменены дачные рейсы Омск – сады «Заря» – сады «Зеленый берег».
2014 г. – на маршруте Омск – Салехард отменены все промежуточные остановки в пределах Омской области, маршрут Малая Бича – Усть-Ишим – Кайсы разделен на два коротких маршрута Усть-Ишим – Паново и Усть-Ишим – Кайсы.
2013 г. – закрыт маршрут Омск – Тевриз, который выполняли судна на подводных крыльях «Восход», после крушения теплохода «Полесье» закрыт туристический маршрут Омск – Ачаирский монастырь.
Не будем подробно останавливаться на временах расцвета пассажирского судоходства на Иртыше, пришедшихся на конец восьмидесятых годов. Тогда из Омска ходили не менее двух рейсов в день «ракет» до Тевриза и Усть-Ишима. Ходили «ракеты» и на маршрутах Омск – Павлодар и Тевриз – Тобольск. По несколько рейсов теплоходов в день ходили по трем дачным маршрутам – два в южном направлении и один – в северном, до Красной Горки.
В девяностые годы маршрутная сеть подверглась сокращению и стабилизировалась в том виде, в котором просуществовала до 2012 года.
Вот для примера табличка, взятая с сайта Омского речного пароходства всего несколько лет назад:
Наименование линии
Закрепленные теплоходы
Омск-Салехард
«Чернышевский»,«Родина»
Салехард-Антипаюта
«Механик Калашников»
Омск-Тевриз
Восход-31, Восход-44
Тевриз-Тобольск
Восход-31, Восход-44
Омск-Усть-Ишим
Восход-10, Восход-76
Малая Бича-Кайсы-Малая Бича
Заря-295
Омск-резерв
Ракета-232
В 2013 году все эти суда были выставлены на торги и, скорее всего, к настоящему времени проданы на металлолом. Здесь еще не указаны теплоходы, обслуживавшие садовые, прогулочные и туристические линии, принадлежащие другому судовладельцу – ОАО «Омский речной порт».
Нет дотаций – нет и судоходства
С 2013 года начался быстрый коллапс, вызванный стечением трех причин:
– смена собственников Иртышского пароходства;
– устаревание и списание старых судов (а в случае с «Полесьем» – крушение);
– смена власти в Омской области и последовавший отказ от дотирования речных маршрутов в пользу автобусных.
С причиной отмены остановок на маршруте Омск – Салехард мы уже разобрались – дело в отсутствии дотации из бюджета Омской области. С маршрутом Омск – Ачаирский монастырь тоже все понятно. Теплоход «Полесье» в результате катастрофы оказался непригодным к восстановлению, а замены ему не нашлось.
Теперь об отмене дачных маршрутов. Как сообщил в апреле «Коммерческим вестям» первый заместитель генерального директора Омского речного порта Петр Филатов, садовых речных маршрутов в этом году не будет, поскольку мэрия не подписала соответствующий договор:
– Эти перевозки государство не дотирует, и город тоже не может дотировать, – сказал Филатов. – Мы сами не можем устанавливать цену ниже экономически обоснованной – это 500 рублей.
Замену речного транспорта автобусным и отмену рейсов судов на подводных крыльях до Тевриза и Малой Бичи пресс-служба областного Минтранса объяснила так:
– В 2012 году на перевозки из Омска в Тевриз по реке было выделено более 10 млн рублей. Тогда по реке передвигались порядка 7 тыс. человек. По северному направлению услугами катеров воспользовались 9 тыс. жителей, на что из областного бюджета было потрачено порядка 4 млн рублей. Автобус по маршруту Омск – Тевриз доставил около 25 тыс. человек, и региональное правительство компенсировало перевозчикам 5 млн рублей. Помимо того, путь на автобусе занимает 5–6 часов, а на катере – порядка 10–12.
Правда, был и еще один мотив решения, о котором пресс-служба не сообщала. Дотации за транспортные перевозки ушли от судоходных компаний, находящихся в частной собственности, «родному» ОАО «Омскоблавтотранс», принадлежащему правительству региона.
Правда, полностью похоронить речной транспорт на севере Омской области было невозможно, ведь ряд сел Усть-Ишимского района не имеют устойчивого сухопутного сообщения с миром. В 2014 году на маршруты Усть-Ишим – Паново и Усть-Ишим – Кайсы вышли 30-местные катера «Эбергуль» и «Скородум», приобретенные за счет областного бюджета. Это пока единственный случай государственной поддержки пассажирского судоходства в Омской области.
Когда уйдет последний пароход
Подведем итог. Пассажирские речные перевозки без государственных дотаций существовать не могут. Омская область уже почти полностью скинула с себя это бремя, тогда как до 70% от себестоимости пассажирских перевозок того же ОАО «Северречфлот» дотируется из бюджетов ХМАО и ЯНАО. С обновлением флота еще хуже. Дотации лишь покрывают себестоимость поездок, но не дают средств для обновления флота.
В отличие от автобуса, который круглогодично работает и окупает вложенные в него средства, теплоход работает не более пяти месяцев в году, что делает его приобретение неокупаемым. Специалисты говорят о необходимости государственной программы субсидирования покупки пассажирских судов, но этого не было и в более богатые времена. Так что недалеко то время, когда последние пассажирские корабли на Иртыше выработают свой ресурс, и замена им не придет.