Поиск

Ректор ОмГТУ стал участником Х съезда Российского союза ректоров, на котором обсуждались важнейшие проблемы высшего образования в стране.

В Москве прошел X съезд Российского союза ректоров, на котором обсуждались вопросы развития системы высшего образования в стране, в частности меры, направленные на повышение качества обучения и укрепления материально-технической базы вузов, а также поддержку науки в высшей школе. О работе съезда рассказывает его участник ректор ОмГТУ Виктор Шалай.

– Виктор Владимирович, расскажите о формате съезда и его участниках?

– Съезд проходил 30 октября в новом корпусе МГУ и был посвящен миссии университетов в современных условиях. На нем присутствовало почти 500 ректоров, а также гости из ближайшего зарубежья, всего 700 участников. В утренней части программы работало шесть секций, на которых с докладами выступили около 100 человек, обсуждались задачи, стоящие перед высшей школой и Российским союзом ректоров, были выработаны важные предложения. Первая секция была посвящена повышению качества образования, все ее участники сошлись во мнении, что приоритетной задачей университетского сообщества является формирование единого общероссийского общеобразовательного пространства. Вторая секция – наука о высшей школе. Здесь акцент был сделан на том, что учить студентов без вовлечения их в научные исследования и использования новейших достижений науки нельзя. Вопрос в том, что отраслевые институты исчезли, а замены им пока не нашли. Хорошей альтернативой могут стать университетские научно-технологические центры, кластеры и технопарки. Третья секция называлась «Университеты – новой экономике», на ней говорилось, что стратегически важно сейчас готовить специалистов, которые потребуются отраслям экономики, регионам через 5–10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Перспективной площадкой должны стать инжиниринговые центры, другие формы взаимодействия университетов с промышленностью, а университеты – центрами развития регионов. На четвертой секции поднимались проблемы образования и воспитания, акцент был сделан на значимости роли гуманитарного знания, которое оказывает определяющее влияние на развитие личности и нации в целом и без которого невозможно успешное развитие экономики, устойчивое развитие общества. Пятая секция была посвящена поиску и поддержке талантов сред детей – ресурса, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Наша задача состоит в том, чтобы найти их, поддержать и помочь реализовать себя. И шестая – российские университеты в мировом образовательном пространстве, где говорилось о важности международных связей, совместных международных программах, конференциях, включенных в обучение стажировках. Мы все это делаем и дальше будем только расширять.

После того как работа секций закончилась, состоялось пленарное заседание, в котором приняли участие Президент России Владимир Путин, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов. Самыми крупными штрихами в выступлениях на пленарном заседании можно назвать следующие: во-первых, надо воспринимать Болонское соглашение как гибкую систему с возможностью сохранения специалитета в приоритетных областях развития науки. Во-вторых, важна поддержка территориальных вузов, поэтому Президентом поставлена задача перед правительством и министром образования разработать такую схему поддержки.

– На чем еще акцентировал внимание Президент?

– На том, что система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом страны. Президент особо подчеркнул, что вузы должны стать центром инновационного развития региона, кадровым ядром всех кластеров, которые развиваются на местах. Важно, чтобы программы развития вузов соответствовали программам развития регионов, должно быть обеспечено взаимодействие реального сектора экономики с университетами и в первую очередь с техническими. Это практикоориентированность: участие вузов в реальной подготовке кадров, проведение научных работ, включение в производственные процессы предприятий, вплоть до производства собственной продукции. Это очень важным моментом было лично для меня, так как наш университет сегодня на это нацелен за счет ресурсных центров, базовых кафедр, мы уже приступили к этапу подбора продукции, которую будем выпускать в регионе на наших мощностях. Глава государства поднял вопрос и о зарплате профессорско-преподавательского состава, отметив, что в соответствии с майскими указами к 2018 году она должна составить не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации, и эти планы будут реализовываться, несмотря на известные сложности. В завершение своего выступления Владимир Путин сказал, что если мы не подготовим качественного специалиста-инженера, то сильно потеряем в экономике. Мы должны выходить на максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью.

– Наверняка затрагивался вопрос оптимизации вузов?

– Конечно же, речь шла о том, что это непорядок, когда 250 вузов из тысячи находятся в Москве, но пока принудительно никого не оптимизируют. После съезда мы провели совет ректоров и выработали свою концепцию по оптимизации вузов в регионе. Она базируется на следующем: давайте сначала разберемся с филиалами, которые здесь находятся, и в первую очередь с теми, которые дублируют государственные вузы. Второе, если оптимизацию осуществлять, то надо делать это кластерно – те, кто находятся в одном кластере, обеспечивающем развитие стратегической программы Омской области, должны взаимодействовать между собой на каких-то корпоративных условиях, а жизнь дальше покажет. Эта концепция пока обсуждается, но логика в этом подходе есть, ведь основная цель не сократить, а повысить отдачу от высшего образования в регионе.

– Значит филиалы вузов в регионах будут закрывать?

– Это однозначная позиция, и закрывать их будут ускоренными темпами. Филиалы оттягивают и девальвируют процесс подготовки специалистов, поскольку снижают планку по сравнению с вузами государственными, и необходимости их существования в области с точки зрения региональной экономики нет никакой. Нужно исключить разные профанации: не может быть филиал эффективнее вуза. За счет закрытия филиалов уйдут слабые образовательные звенья, ослабла позиция региона. Вопрос этот находится на контроле у Президента. В ближайшее время в регионы поедут комиссии Рособлнадзора с внеплановой проверкой филиалов на предмет изъятия у них лицензии.

– А преподаватели без работы не останутся?

– В филиалах, как правило, работают преподаватели, которые преподают в омских государственных вузах, поэтому без работы они не останутся.

– Оптимизация разве не включает в себя объединение вузов?

– Участники съезда высказали инициативу к объединению вузов. Но, считаю, это сложный процесс, почти что трагедия. У вузов разная ментальность. Допустим, нас объединят с автодорожной академией. У нас на 50% зарплата выше, и для того чтобы их притянуть к нашему стандарту, есть два пути: первый – найти деньги и поднять им зарплату, а у нас этих денег нет, и второй – сократить половину сотрудников, а это чревато социальной напряженностью. Это, наверное, будет возможно, если в результате мониторинга какой-то вуз признают неэффективным. Хотя признали же в этом году аграрный университет и медакадемию неэффективными, но ничего страшного не произошло, они разработали новую программу развития, чтобы через год достичь показателя эффективности. Никто их не стал закрывать, потому что они определяют соответствующее лицо кластера в области, без этих вузов мы не сможем обеспечить кадры. Сложность состоит в другом – нужно улучшить подготовку в школах. Государство дает все большее количество бюджетных мест, и мы должны быть к этому готовы.

– Ректоры технических вузов предлагали сделать физику обязательным предметом ЕГЭ?

– Делать ее обязательной или нет – это дискуссионный вопрос, а вот то, что в школьную программу необходимо дорабатывать, развивать – это безоговорочно.

– На прошлом съезде министр образования предлагал оставить в вузах один бакалавриат, а магистратуру и аспирантуру аккумулировать лишь в крупных научных центрах. Как будут двигаться в этом направлении?

– В регионах должны выделять опорные вузы, в которых будет все: и магистратура, и аспирантура, и бакалавриат. Появятся и небольшие вузы, где будет только один бакалавриат.

– Будет ли дальше развиваться прикладной бакалавриат?

– Никто против прикладного бакалавриата не выступал, это же кратчайший путь адаптации выпускника к реальному сектору экономики в производстве, поэтому он будет поддерживаться в тех объемах, которые нужны для страны, и у нас в частности тоже.

– Сегодня на высшее образование выделяется больше денег, чем в 2000-х годах, а качество образования не повышается, почему?

– Интересный вопрос. По сравнению с 2000-ми – больше, а по сравнению с Европой – в разы меньше. Это одна сторона, а вторая сторона – существует некий разрыв между средней и высшей школой. В последних классах школьники практически натаскиваются на ЕГЭ, а когда приходят в вуз, их надо заново учить. Я понимаю, что в московских вузах, куда съезжаются лучшие ученики России, этой проблемы нет. Но у нас она есть, и очень сильная. Треть поступающих нужно до уровня вуза доучивать. Можно, конечно, поднять планку при поступлении, сделать минимальный ЕГЭ 65 баллов, но тогда мы наберем 30% абитуриентов, и я должен буду уволить две трети преподавателей. Поэтому мы сознательно идем на то, чтобы часть своих денег тратить на оплату труда преподавателям, которые дополнительно занимаются со слабыми студентами. Идем в школу, занимаемся с будущими абитуриентами. В этом году мы открыли интернет-лицей по физике, где читаются лекции, собраны все вопросы и задачи для того, чтобы физика стала доступной для всех не только в городе, но и в области. Большая работа у нас связана с профориентацией, мы должны помочь ребятам определиться с будущей профессией и карьерой, и она заставляет нас мобилизоваться.

– Вернемся к съезду, какие моменты были определены итоговыми?

– Университеты должны стать основой инновационного развития региона и, естественно, по качеству подготовки соответствовать мировому уровню. Для этого необходим комплексный подход, в частности усиление фундаментальности, развитие современных технологий и использование их в образовании, подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной экономики. У нас есть необходимый ресурс для дальнейшего эффективного развития, и наша задача – правильно им распорядиться.

– Спасибо за интервью, желаем Вам успехов в достижении поставленных целей, а всем студентам – удачной сессии! Поздравляем ОмГТУ с Днем рождения!

– Спасибо, и Вам плодотворной работы!

Ректор ОмГТУ стал участником Х съезда Российского союза ректоров, на котором обсуждались важнейшие проблемы высшего образования в стране.

В Москве прошел X съезд Российского союза ректоров, на котором обсуждались вопросы развития системы высшего образования в стране, в частности меры, направленные на повышение качества обучения и укрепления материально-технической базы вузов, а также поддержку науки в высшей школе. О работе съезда рассказывает его участник ректор ОмГТУ Виктор Шалай.

– Виктор Владимирович, расскажите о формате съезда и его участниках?

– Съезд проходил 30 октября в новом корпусе МГУ и был посвящен миссии университетов в современных условиях. На нем присутствовало почти 500 ректоров, а также гости из ближайшего зарубежья, всего 700 участников. В утренней части программы работало шесть секций, на которых с докладами выступили около 100 человек, обсуждались задачи, стоящие перед высшей школой и Российским союзом ректоров, были выработаны важные предложения. Первая секция была посвящена повышению качества образования, все ее участники сошлись во мнении, что приоритетной задачей университетского сообщества является формирование единого общероссийского общеобразовательного пространства. Вторая секция – наука о высшей школе. Здесь акцент был сделан на том, что учить студентов без вовлечения их в научные исследования и использования новейших достижений науки нельзя. Вопрос в том, что отраслевые институты исчезли, а замены им пока не нашли. Хорошей альтернативой могут стать университетские научно-технологические центры, кластеры и технопарки. Третья секция называлась «Университеты – новой экономике», на ней говорилось, что стратегически важно сейчас готовить специалистов, которые потребуются отраслям экономики, регионам через 5–10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Перспективной площадкой должны стать инжиниринговые центры, другие формы взаимодействия университетов с промышленностью, а университеты – центрами развития регионов. На четвертой секции поднимались проблемы образования и воспитания, акцент был сделан на значимости роли гуманитарного знания, которое оказывает определяющее влияние на развитие личности и нации в целом и без которого невозможно успешное развитие экономики, устойчивое развитие общества. Пятая секция была посвящена поиску и поддержке талантов сред детей – ресурса, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Наша задача состоит в том, чтобы найти их, поддержать и помочь реализовать себя. И шестая – российские университеты в мировом образовательном пространстве, где говорилось о важности международных связей, совместных международных программах, конференциях, включенных в обучение стажировках. Мы все это делаем и дальше будем только расширять.

После того как работа секций закончилась, состоялось пленарное заседание, в котором приняли участие Президент России Владимир Путин, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов. Самыми крупными штрихами в выступлениях на пленарном заседании можно назвать следующие: во-первых, надо воспринимать Болонское соглашение как гибкую систему с возможностью сохранения специалитета в приоритетных областях развития науки. Во-вторых, важна поддержка территориальных вузов, поэтому Президентом поставлена задача перед правительством и министром образования разработать такую схему поддержки.

– На чем еще акцентировал внимание Президент?

– На том, что система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом страны. Президент особо подчеркнул, что вузы должны стать центром инновационного развития региона, кадровым ядром всех кластеров, которые развиваются на местах. Важно, чтобы программы развития вузов соответствовали программам развития регионов, должно быть обеспечено взаимодействие реального сектора экономики с университетами и в первую очередь с техническими. Это практикоориентированность: участие вузов в реальной подготовке кадров, проведение научных работ, включение в производственные процессы предприятий, вплоть до производства собственной продукции. Это очень важным моментом было лично для меня, так как наш университет сегодня на это нацелен за счет ресурсных центров, базовых кафедр, мы уже приступили к этапу подбора продукции, которую будем выпускать в регионе на наших мощностях. Глава государства поднял вопрос и о зарплате профессорско-преподавательского состава, отметив, что в соответствии с майскими указами к 2018 году она должна составить не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации, и эти планы будут реализовываться, несмотря на известные сложности. В завершение своего выступления Владимир Путин сказал, что если мы не подготовим качественного специалиста-инженера, то сильно потеряем в экономике. Мы должны выходить на максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью.

– Наверняка затрагивался вопрос оптимизации вузов?

– Конечно же, речь шла о том, что это непорядок, когда 250 вузов из тысячи находятся в Москве, но пока принудительно никого не оптимизируют. После съезда мы провели совет ректоров и выработали свою концепцию по оптимизации вузов в регионе. Она базируется на следующем: давайте сначала разберемся с филиалами, которые здесь находятся, и в первую очередь с теми, которые дублируют государственные вузы. Второе, если оптимизацию осуществлять, то надо делать это кластерно – те, кто находятся в одном кластере, обеспечивающем развитие стратегической программы Омской области, должны взаимодействовать между собой на каких-то корпоративных условиях, а жизнь дальше покажет. Эта концепция пока обсуждается, но логика в этом подходе есть, ведь основная цель не сократить, а повысить отдачу от высшего образования в регионе.

– Значит филиалы вузов в регионах будут закрывать?

– Это однозначная позиция, и закрывать их будут ускоренными темпами. Филиалы оттягивают и девальвируют процесс подготовки специалистов, поскольку снижают планку по сравнению с вузами государственными, и необходимости их существования в области с точки зрения региональной экономики нет никакой. Нужно исключить разные профанации: не может быть филиал эффективнее вуза. За счет закрытия филиалов уйдут слабые образовательные звенья, ослабла позиция региона. Вопрос этот находится на контроле у Президента. В ближайшее время в регионы поедут комиссии Рособлнадзора с внеплановой проверкой филиалов на предмет изъятия у них лицензии.

– А преподаватели без работы не останутся?

– В филиалах, как правило, работают преподаватели, которые преподают в омских государственных вузах, поэтому без работы они не останутся.

– Оптимизация разве не включает в себя объединение вузов?

– Участники съезда высказали инициативу к объединению вузов. Но, считаю, это сложный процесс, почти что трагедия. У вузов разная ментальность. Допустим, нас объединят с автодорожной академией. У нас на 50% зарплата выше, и для того чтобы их притянуть к нашему стандарту, есть два пути: первый – найти деньги и поднять им зарплату, а у нас этих денег нет, и второй – сократить половину сотрудников, а это чревато социальной напряженностью. Это, наверное, будет возможно, если в результате мониторинга какой-то вуз признают неэффективным. Хотя признали же в этом году аграрный университет и медакадемию неэффективными, но ничего страшного не произошло, они разработали новую программу развития, чтобы через год достичь показателя эффективности. Никто их не стал закрывать, потому что они определяют соответствующее лицо кластера в области, без этих вузов мы не сможем обеспечить кадры. Сложность состоит в другом – нужно улучшить подготовку в школах. Государство дает все большее количество бюджетных мест, и мы должны быть к этому готовы.

– Ректоры технических вузов предлагали сделать физику обязательным предметом ЕГЭ?

– Делать ее обязательной или нет – это дискуссионный вопрос, а вот то, что в школьную программу необходимо дорабатывать, развивать – это безоговорочно.

– На прошлом съезде министр образования предлагал оставить в вузах один бакалавриат, а магистратуру и аспирантуру аккумулировать лишь в крупных научных центрах. Как будут двигаться в этом направлении?

– В регионах должны выделять опорные вузы, в которых будет все: и магистратура, и аспирантура, и бакалавриат. Появятся и небольшие вузы, где будет только один бакалавриат.

– Будет ли дальше развиваться прикладной бакалавриат?

– Никто против прикладного бакалавриата не выступал, это же кратчайший путь адаптации выпускника к реальному сектору экономики в производстве, поэтому он будет поддерживаться в тех объемах, которые нужны для страны, и у нас в частности тоже.

– Сегодня на высшее образование выделяется больше денег, чем в 2000-х годах, а качество образования не повышается, почему?

– Интересный вопрос. По сравнению с 2000-ми – больше, а по сравнению с Европой – в разы меньше. Это одна сторона, а вторая сторона – существует некий разрыв между средней и высшей школой. В последних классах школьники практически натаскиваются на ЕГЭ, а когда приходят в вуз, их надо заново учить. Я понимаю, что в московских вузах, куда съезжаются лучшие ученики России, этой проблемы нет. Но у нас она есть, и очень сильная. Треть поступающих нужно до уровня вуза доучивать. Можно, конечно, поднять планку при поступлении, сделать минимальный ЕГЭ 65 баллов, но тогда мы наберем 30% абитуриентов, и я должен буду уволить две трети преподавателей. Поэтому мы сознательно идем на то, чтобы часть своих денег тратить на оплату труда преподавателям, которые дополнительно занимаются со слабыми студентами. Идем в школу, занимаемся с будущими абитуриентами. В этом году мы открыли интернет-лицей по физике, где читаются лекции, собраны все вопросы и задачи для того, чтобы физика стала доступной для всех не только в городе, но и в области. Большая работа у нас связана с профориентацией, мы должны помочь ребятам определиться с будущей профессией и карьерой, и она заставляет нас мобилизоваться.

– Вернемся к съезду, какие моменты были определены итоговыми?

– Университеты должны стать основой инновационного развития региона и, естественно, по качеству подготовки соответствовать мировому уровню. Для этого необходим комплексный подход, в частности усиление фундаментальности, развитие современных технологий и использование их в образовании, подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной экономики. У нас есть необходимый ресурс для дальнейшего эффективного развития, и наша задача – правильно им распорядиться.

– Спасибо за интервью, желаем Вам успехов в достижении поставленных целей, а всем студентам – удачной сессии! Поздравляем ОмГТУ с Днем рождения!

– Спасибо, и Вам плодотворной работы!