Поиск

Это была четырехчасовая экскурсия по корпусам, этажам и лабораториям Омского государственного технического университета. Мы с фотокорреспондентом Сергеем Сапоцким остались без ног, но зато побывали во всех ресурсных центрах «политеха».

Ресурсные центры. Сейчас это уже многолетняя политика руководства вуза и это уже вполне выстроенная система со своими целями, приоритетами и результатами.

«Мы сделали ставку, прежде всего, на развитие инновационного образования с практикоориентированными технологиями обучения на ресурсной базе мирового уровня, - говорил как-то ректор ОмГТУ Виктор Шалай. – Для чего? Для того, чтобы обеспечить опережающую подготовку и переподготовку элитных инженерно-технических специалистов всех уровней и чтобы формировать свой рынок интеллектуальных услуг».

И эта ставка вылилась в создание ресурсных центров высоких технологий. Именно эти центры, выяснилось, способны комплексно использовать кадровые, финансовые, научные, производственные и прочие ресурсы для решения таких задач, достижение которых невозможно отдельным исполнителям.

И еще раз: деятельность ресурсных центров направлена, в первую очередь, на повышение качества учебного процесса. И таким образом наука стала в техническом университете частью программы профессиональной подготовки. Ведь, согласитесь, в познавательном процессе огромную роль имеет как раз возможность проведения опытно-экспериментальных работ.

И еще ресурсный центр – не просто подготовка инженерных кадров, это, если брать шире, повышение утраченного престижа профессии инженера. И при этом в «политехе» ресурсный центр не разовая, для отчета, не сиюминутная инициатива, а система, растущая и вширь, и вглубь. И не зря Виктор Шалай не устает повторять свою принципиальную позицию – оснащать ресурсные центры только передовыми моделями техники, как для обучения, так и для научных и исследовательских работ. Устаревшей или где-то списанной техники здесь нет. А наука вкупе с современным оборудованием кроме качественного обучения несет и коммерческий результат. Наука здесь финансирует новую науку.

Об этом говорит и декан энергетического института Владимир Горюнов (на фото):

- Мы создаем новое и получаем новые результаты. И все это используем в учебном процессе, повышая качество образования студентов.

Кстати, с ресурсного центра «Энергоэффективность, нормирование и качество электроэнергии», которым руководит Владимир Николаевич, мы и начали знакомство с системой инновационного образования технического университета.

Энергетика вещь такая – требует бережного к себе отношения. Но это невозможно без знаний, без умения обследовать предприятие, оптимизировать потребление ресурсов. И этому учат.

Есть у ресурсного центра и производственная составляющая. Именно тут производят силовой электропривод с двигателями на постоянных магнитах (для беспилотников, для систем космической техники), ветроэнергетические генераторы (для использования в труднодоступных районах), прибор для определения качества электроэнергии международных стандартов, прибор для определения места повреждения в электрических сетях. По этому последнему прибору, например, ученые вуза сотрудничают с «Энергонефтью» из Нефтеюганска: на ЛЭП, идущим по болотам, этот прибор позволяет находить обрывы в сети.

А вот ресурсный центр энергосбережения. Он является лабораторией кафедры «Электрическая техника» и тоже несет научную и обучающую функции. Специально для лаборатории НПО «Мир» создало уникальное оборудование. Те же пять шкафов телемеханики, которые являются, по сути, тренажером диспетчера энергосистемы, на нем можно отрабатывать важные технологические задачи.

- Это испытательный стенд, - рассказывает доцент кафедры энергоснабжения промышленных предприятий Александр Лютаревич. - Используется для рабочих характеристик двигателя. Чтобы понять, соответствует ли разработанный двигатель техническому заданию. И студенты, и магистраторы здесь с удовольствием учатся.

Еще об одной разработке рассказал старший преподаватель кафедры энергоснабжения Александр Дед – о приборе для анализа качества электроэнергии.

- Его разрабатывали на кафедре энергоснабжения, - говорит он. – Им мы можем измерить уровень напряжения, токи. Сейчас прибор стыкуем с необходимыми требованиями.

Вообще, у энергетиков есть что показать. О некоторых разработках мы уже сказали, можно добавить сюда еще тепловизоры, расходомеры, оборудование для измерений в окружающей среде, программы для работы с микросхемами.

Но идем дальше. Понятно, чем занимается ресурсный центр «Сварка в строительстве».

- Да, наша цель, - говорит директор машиностроительного института Евгений Еремин, - подготовка высококвалифицированных кадров – раз, продвижение передовых сварочных технологий – два, содействие строительным и промышленным предприятиям в техническом перевооружении – три.

И ведь действительно, здесь создана база самого передового сварочного оборудования из США, Германии, Швеции, Франции, Финляндии. Какие производства могут похвастать таким набором? А ведь за современной техникой идут и современные технологии. К примеру, те же студенты учатся тут вести сварку стальных изделий и полимерных конструкций. Мало того, на этой современнейшей базе не только студентов обучают по пяти рабочим профессиям, но и работников промпредприятий и монтажных организаций стажируют. Идет повышение квалификации. А ресурсный центр ко всему прочему и деньги зарабатывает. Те самые, на которые уже купили имеющуюся технику и на которые будут приобретать еще.

А Евгений Еремин рассказывает, что в центре подготовили уже две группы студентов по ручной, дуговой сваркам и по полуавтоматической сварке. И ведь верно: хороший инженер должен не только знать, но и уметь.

Дальше мы зашли в медиацентр. Это своего рода библиотека вместе с читальным залом, с современной техникой, с зоной свободного общения, с зоной информационных ресурсов, со свободным доступом к книгам и еще бог знает, с какими зонами. А заведующая медиацентром Наталья Наймушина добавляет: по основам информационной культуры именно здесь проходят занятия со студентами.

Технический университет не был бы техническим, если бы не создал ресурсный центр нанотехнологий. Директор центра Александр Блесман ведет нас в лабораторию электронного анализа и показывает огромный японский микроскоп.

- Очень точный, с высоким разрешением и увеличением, - говорит Александр Иосифович. – В 300 тысяч раз может увеличивать. До молекул видно.

Микроскоп такой мощности позволяет исследовать структуру и состав материалов. Тех же нанопорошков, тонких пленок, модифицированных материалов, металлов – на предмет строения, чтобы прогнозировать их свойства.

- Мы уже выполнили один оборонный заказ, исследовав тонкопленочные покрытия на металлических материалах, - пояснил Александр Блесман. – Несколько грантов выполняем по материаловедению. Для «Мостовика» делали хоздоговорную работу.

А еще здесь стоит зондовый микроскоп очень даже приличного качества, даром что отечественный. Вообще, в этих лабораториях магистранты работают с научными руководителями, а студенты здесь выполняют лабораторные задания. Все наглядно и предметно.

А между тем, в соседней аудитории Василий Фефелов читает лекцию магистрантам. В действии совместная программа «ОмГТУ – Газпром – Институт нефти (Франция)»

- Это двухгодичная программа, - на минуту отвлекся Василий Фефелов. – Лекции будут читать и наши, и французские специалисты. Все слушатели – с нефтезавода. Получив приличные знания, они вернутся на предприятие, станут руководителями производств.

Вот такая элитарная техническая поддержка отрасли.

А вот ресурсный центр попроще и, может быть не такой амбициозный, но тоже необходимый – «Сервис автотранспорта». Как рассказал мастер Иван Залознов, здесь идет обучение студентов сначала навыкам практического ремонта автомобилей, а затем они постигают уже систему управления, проектирования и функционирования станции техобслуживания. Ведь организовать работу часто сложнее, чем просто отремонтировать машину.

Кстати, и о науке здесь не забыли. Например, подходит к концу проектирование стенда для диагностики системы питания автомобиля.

- Вот запустим стенд, - говорит Иван Павлович, - и будем на нем проводить научные исследования, чтобы реально способствовать ремонту.

А еще Иван Залознов сказал: «Хотим внедрить в жизнь слоган «Сделано в ОмГТУ». И чтоб он стал нашей маркой».

Но мы движемся дальше. Признаюсь: инновационный ресурсный центр «Машиностроение» особо впечатляет. Техника здесь на грани фантастики. Впрочем, не будем забегать вперед. У центра два участка: учебный и рабочий. По учебному нас ведет ассистент кафедры «Станки и инструменты» Николай Кочура. Сейчас здесь идет занятие.

- Вы видите токарно-обрабатывающий центр с числовым программным управлением австрийской фирмы, - объясняет он. – И вот тут десять учебных мест. Ребята на ноутбуках пишут для станка управляющую программу. Пока без станка, тренируются. А потом идут к станку, производят его наладку и по своей программе делают деталь. Сегодня здесь у нас работают специалисты из ОМКБ, они проходят курсы подготовки операторов. И за три месяца мы их научим осознанно работать на современном станке и современным инструментом.

Как подчеркнул Николай Кочура, студенты проходят все то же самое, потому что программист должен поработать на станке и почувствовать, как режется металл.

И очень мощно выглядит рабочий участок ресурсного центра «Машиностроение». Мастер Александр Мишурнов показал уникальные японские станки, все с ЧПУ, сказав: «Здесь стоят станочки стоимостью до 20 миллионов рублей».

На этой технике и учат студентов и специалистов с предприятий, не боясь доверять сложное и дорогое оборудование непрофессионалам. И при этом заметьте: не студенты нынче едут на практику на завод, как было прежде, а завод отправляет своих рабочих, технологов за высшим мастерством в вуз. Такой тут технический уровень.

С таким уровнем не грех и сложные заказы выполнять. Тем более, что сами станки обеспечивают микронную точность, если ее задать в программе.

- Николай Николаевич, студенту зачем такой сложный станок знать? – спрашиваю.

- А зачем бестолковый инженер на заводе? – вопросом на вопрос отвечает Мишурнов.

Подхожу к студенту четвертого курса Алексею Лопатко, который заводит программу в токарно-фрезерный автомат с ЧПУ, обращаюсь.

- В центре я уже два года, - говорит он.- Хожу сюда после занятий. У меня целевое направление – с «Полета». Выучусь – вернусь на завод специалистом.

Пожелав Алексею удачи, мы направились в следующий ресурсный центр – «Проектирование и моделирование систем транспорта и хранения углеводородов». В нем готовят проектировщиков магистральных трубопроводов, нефтехранилищ. Здесь ведут переподготовку сотрудников проектных институтов и повышают квалификацию специалисты даже по президентской программе.

- И студенты, - говорит и.о. начальника центра Кирилл Щербань, - кто хочет наукой заниматься, приходят. Для научной деятельности у нас есть все: и чертежные программы, и программы моделирования, и специализированное программное обеспечение для нефтяников «Бентли». Приходи и твори.

- И приходят?

- Конечно, приходят. Мало того, у нас, скажу я вам, есть победители различных конкурсов. В том числе, и всероссийских.

Идем дальше. И приходим в ресурсный центр «ОмГТУ – «Festo».Это уже – сотрудничество с австрийским концерном «Festo», поставившим в университете оборудование – средства и системы автоматизированного управления технологическими процессами.

- Готовим инженеров по автоматизации технологических процессов и по управлению техническими системами, - говорит директор центра Василий Хомченко.

Подобные центры робототехники есть еще в двух технических вузах России, которые объединены в совместный проект «Синергия» и имеют взаимный доступ через широкополосный Интернет ко всему оборудованию.

Василий Хомченко показывает учебный робот. Студент его программирует, а затем следит за его работой. При этом веб-камера над головой позволяет видеть все, что делает робот, даже из другого города.

А еще тут есть системы и средства автоматизации. Речь идет об учебных стендах, на которых проводятся лабораторные работы и отчасти практические занятия. «Это, - говорит Василий Герасимович, - проверка теоретических знаний через лабораторную работу». Собственно, здесь учат все той же системе: человек программирует работу исполнительного органа машины-автомата, а потом программа загружается в ее компьютер. Остается только следить за тем, что выдает машина, а выдает она ровно то, что вы заложили в программу. Все. Идем дальше.

А дальше у нас ресурсный центр радиоэлектроники. Инженер-лаборант Дмитрий Глухих рассказывает, что студенты здесь проектируют, а затем собирают печатные платы с помощью, кстати, немецкого автомата сборки.

Дмитрий показал плату, которая легко вставляется в охранную коробку на стене и потом работает как охранная сигнализация. Это разработка ресурсного центра, его мелкосерийный выпуск. А сейчас, между прочим, здесь идут научно-исследовательские работы по разработке высокоскоростной системы передачи данных для северного морского пути. «Заказ Минобороны», - заметил научный сотрудник Павел Пузырев.

Следующая остановка – научно-образовательный ресурсный центр исследования полимерных композиционных материалов «Политест». Центр, по словам его директора Григория Русских, создавался для разработки новых полимеров и эластомеров.

- Мы их создаем на нашем оборудовании, а затем испытываем – определяем их физико-механические характеристики, - сказал Григорий Серафимович.

Он же рассказал, что в городе есть на эти разработки ряд крупных заказчиков, но у них у самих либо нет такого оборудования, либо людей нужной квалификации. А оборудование, о котором идет речь, на 30 миллионов тянет.

- У предприятий зачастую нет таких средств, а у вуза есть, как бы это странно не выглядело, - говорит Григорий Русских. – Эти деньги зарабатывают наши наука и производство.

Как и в других ресурсных центрах, здесь тоже в научный процесс вовлечены и магистранты, и студенты. И ведь еще зарплаты получают. Тем более, что на таком оборудовании высоких результатов можно добиваться.

Говоря о результатах своего центра, Русских называет флюрисцент, это пленка, которая светится в темноте. Пленка вполне может сослужить добрую службу в сельском хозяйстве, как раз благодаря своему свечению и тепловому эффекту. Или вот другое направление: внедрение в полимер древесной стружки. Получается композитный материал с довольно любопытными свойствами – что-то наподобие герметика, но только с более плотным прилеганием.

- И вообще, есть много проектов по внедрению различных материалов в полиэтиленовую пленку. Уверены, результаты будут хорошие, - заключил Григорий Русских.

Нет ничего удивительного, что в этом году в «политехе» открыли еще один ресурсный центр – «Обработка металлов давлением и литейные технологии». Не могла прессовка остаться вне внимания технического вуза. Оборудование, конечно, как всегда, уникальное: координатно-пробивной пресс, листогибочный пресс, оба с ЧПУ. Об их возможностях поведал замначальника центра Виталий Штеле: могут изготавливать листовые детали толщиной от 0,5 мм до 6 мм и в габаритах от 1 мм до 2,5 метра.

Но, конечно, сначала студенты осваивают кривошипные прессы, они универсальные и попроще, тут идут лабораторные и курсовые работы. Виталий показал уже готовые металлические облицовочные панели, сделанные на прессах. И пойдут они на облицовку учебных корпусов.

- Вот 11 тонн переработали, - говорит Виталий Штеле, - еще 7 тонн будем штамповать.

- Это действительно на облицовку университетских зданий пойдет?

- Действительно. Даже студенты в этой работе участвовали. И зарабатывали.

А в ресурсном центре литья студенты, как и положено, учатся готовить формы, изучают пробы металла на текучесть, на усадку, технологию плавки металлов, их раскисления и модифицирования.

- А еще они изучают технологию проектирования отливок, - добавляет инженер центра Олег Шуйкин, - специальные виды литья, структуру металлов и сплавов, определяют химический состав. Короче, они должны стать доками в свойствах металла.

На участке есть трехкоординатный станок с ЧПУ для изготовления моделей. По модели делают форму, а потом и отливку. Студенты сами проходят весь этот металлургический цикл, а полученную продукцию центр реализует по договорам. Неслучайно Олег Шуйкин сказал: «Здесь реальный производственный процесс». И в этом нет сомнений.

И еще давайте в один ресурсный центр зайдем – информационных технологий.

- У нас студенты обучаются способам и средствам защиты информации, аттестации помещений, обнаружения скрытых камер, закладных и подслушивающих устройств, - сказал лаборант Алексей Везнер. – В наше время защита информации – важнейший резерв.

И в центре немало довольно удивительной техники, способной вывести из строя на время все записывающие устройства, обнаружить в помещении скрытую камеру, подслушивающие микрофоны, идентифицировать на документе подпись и т.д. И для будущего инженера эти знания, уверен, не будут лишними.

Вот мы и закончили знакомство с ресурсной базой технического университета. Поразило многое. Во-первых, техника. Мне неизвестен общий объем станочного парка «политеха». Вероятно, есть предприятия, где станков побольше. Но вот уникальность, коэффициент современности этого парка, причем, по всем промышленным направлениям, не может не впечатлять. Ни одному заводу, думаю, такое оснащение и не снилось.

Во-вторых, поразила снова техника. Только на этот раз с той точки зрения, что она здесь отличный учебный полигон для студентов.

И в-третьих, отметим технику. Ибо с таким оборудованием и на таких условиях гораздо легче приобщать студента к научной деятельности.

И в-четвертых, можно говорить о технике. Ведь наращивая объемы научных изысканий, университет на их основе все больше выделяется даже в промышленной конкурентной среде и все больше зарабатывает на этом. В прошлом году наука и производство принесли около 300 миллионов рублей.

Все это ведет к приличным результатам. К ним я отношу даже тот факт, что предприятия уже переманивают к себе преподавателей и ученых. А студенты в подавляющем большинстве идут на предприятия по распределению и в целевом порядке. Разве это не оценка? И разве престиж профессии инженера следует поднимать как-то иначе? Вот только бы среднюю школу как-то сюда включить…

И последнее. Помните, мастер ресурсного цеха Иван Залознов мечтает слоган «Сделано в ОмГТУ» сделать маркой университета. Наверное, это впереди. Но вот в чем убежден: этот слоган безусловно уже характеризует образовательную систему технического университета. Учат здесь действительно качественно. И ресурсные центры тому подтверждение.

Это была четырехчасовая экскурсия по корпусам, этажам и лабораториям Омского государственного технического университета. Мы с фотокорреспондентом Сергеем Сапоцким остались без ног, но зато побывали во всех ресурсных центрах «политеха».

Ресурсные центры. Сейчас это уже многолетняя политика руководства вуза и это уже вполне выстроенная система со своими целями, приоритетами и результатами.

«Мы сделали ставку, прежде всего, на развитие инновационного образования с практикоориентированными технологиями обучения на ресурсной базе мирового уровня, - говорил как-то ректор ОмГТУ Виктор Шалай. – Для чего? Для того, чтобы обеспечить опережающую подготовку и переподготовку элитных инженерно-технических специалистов всех уровней и чтобы формировать свой рынок интеллектуальных услуг».

И эта ставка вылилась в создание ресурсных центров высоких технологий. Именно эти центры, выяснилось, способны комплексно использовать кадровые, финансовые, научные, производственные и прочие ресурсы для решения таких задач, достижение которых невозможно отдельным исполнителям.

И еще раз: деятельность ресурсных центров направлена, в первую очередь, на повышение качества учебного процесса. И таким образом наука стала в техническом университете частью программы профессиональной подготовки. Ведь, согласитесь, в познавательном процессе огромную роль имеет как раз возможность проведения опытно-экспериментальных работ.

И еще ресурсный центр – не просто подготовка инженерных кадров, это, если брать шире, повышение утраченного престижа профессии инженера. И при этом в «политехе» ресурсный центр не разовая, для отчета, не сиюминутная инициатива, а система, растущая и вширь, и вглубь. И не зря Виктор Шалай не устает повторять свою принципиальную позицию – оснащать ресурсные центры только передовыми моделями техники, как для обучения, так и для научных и исследовательских работ. Устаревшей или где-то списанной техники здесь нет. А наука вкупе с современным оборудованием кроме качественного обучения несет и коммерческий результат. Наука здесь финансирует новую науку.

Об этом говорит и декан энергетического института Владимир Горюнов (на фото):

- Мы создаем новое и получаем новые результаты. И все это используем в учебном процессе, повышая качество образования студентов.

Кстати, с ресурсного центра «Энергоэффективность, нормирование и качество электроэнергии», которым руководит Владимир Николаевич, мы и начали знакомство с системой инновационного образования технического университета.

Энергетика вещь такая – требует бережного к себе отношения. Но это невозможно без знаний, без умения обследовать предприятие, оптимизировать потребление ресурсов. И этому учат.

Есть у ресурсного центра и производственная составляющая. Именно тут производят силовой электропривод с двигателями на постоянных магнитах (для беспилотников, для систем космической техники), ветроэнергетические генераторы (для использования в труднодоступных районах), прибор для определения качества электроэнергии международных стандартов, прибор для определения места повреждения в электрических сетях. По этому последнему прибору, например, ученые вуза сотрудничают с «Энергонефтью» из Нефтеюганска: на ЛЭП, идущим по болотам, этот прибор позволяет находить обрывы в сети.

А вот ресурсный центр энергосбережения. Он является лабораторией кафедры «Электрическая техника» и тоже несет научную и обучающую функции. Специально для лаборатории НПО «Мир» создало уникальное оборудование. Те же пять шкафов телемеханики, которые являются, по сути, тренажером диспетчера энергосистемы, на нем можно отрабатывать важные технологические задачи.

- Это испытательный стенд, - рассказывает доцент кафедры энергоснабжения промышленных предприятий Александр Лютаревич. - Используется для рабочих характеристик двигателя. Чтобы понять, соответствует ли разработанный двигатель техническому заданию. И студенты, и магистраторы здесь с удовольствием учатся.

Еще об одной разработке рассказал старший преподаватель кафедры энергоснабжения Александр Дед – о приборе для анализа качества электроэнергии.

- Его разрабатывали на кафедре энергоснабжения, - говорит он. – Им мы можем измерить уровень напряжения, токи. Сейчас прибор стыкуем с необходимыми требованиями.

Вообще, у энергетиков есть что показать. О некоторых разработках мы уже сказали, можно добавить сюда еще тепловизоры, расходомеры, оборудование для измерений в окружающей среде, программы для работы с микросхемами.

Но идем дальше. Понятно, чем занимается ресурсный центр «Сварка в строительстве».

- Да, наша цель, - говорит директор машиностроительного института Евгений Еремин, - подготовка высококвалифицированных кадров – раз, продвижение передовых сварочных технологий – два, содействие строительным и промышленным предприятиям в техническом перевооружении – три.

И ведь действительно, здесь создана база самого передового сварочного оборудования из США, Германии, Швеции, Франции, Финляндии. Какие производства могут похвастать таким набором? А ведь за современной техникой идут и современные технологии. К примеру, те же студенты учатся тут вести сварку стальных изделий и полимерных конструкций. Мало того, на этой современнейшей базе не только студентов обучают по пяти рабочим профессиям, но и работников промпредприятий и монтажных организаций стажируют. Идет повышение квалификации. А ресурсный центр ко всему прочему и деньги зарабатывает. Те самые, на которые уже купили имеющуюся технику и на которые будут приобретать еще.

А Евгений Еремин рассказывает, что в центре подготовили уже две группы студентов по ручной, дуговой сваркам и по полуавтоматической сварке. И ведь верно: хороший инженер должен не только знать, но и уметь.

Дальше мы зашли в медиацентр. Это своего рода библиотека вместе с читальным залом, с современной техникой, с зоной свободного общения, с зоной информационных ресурсов, со свободным доступом к книгам и еще бог знает, с какими зонами. А заведующая медиацентром Наталья Наймушина добавляет: по основам информационной культуры именно здесь проходят занятия со студентами.

Технический университет не был бы техническим, если бы не создал ресурсный центр нанотехнологий. Директор центра Александр Блесман ведет нас в лабораторию электронного анализа и показывает огромный японский микроскоп.

- Очень точный, с высоким разрешением и увеличением, - говорит Александр Иосифович. – В 300 тысяч раз может увеличивать. До молекул видно.

Микроскоп такой мощности позволяет исследовать структуру и состав материалов. Тех же нанопорошков, тонких пленок, модифицированных материалов, металлов – на предмет строения, чтобы прогнозировать их свойства.

- Мы уже выполнили один оборонный заказ, исследовав тонкопленочные покрытия на металлических материалах, - пояснил Александр Блесман. – Несколько грантов выполняем по материаловедению. Для «Мостовика» делали хоздоговорную работу.

А еще здесь стоит зондовый микроскоп очень даже приличного качества, даром что отечественный. Вообще, в этих лабораториях магистранты работают с научными руководителями, а студенты здесь выполняют лабораторные задания. Все наглядно и предметно.

А между тем, в соседней аудитории Василий Фефелов читает лекцию магистрантам. В действии совместная программа «ОмГТУ – Газпром – Институт нефти (Франция)»

- Это двухгодичная программа, - на минуту отвлекся Василий Фефелов. – Лекции будут читать и наши, и французские специалисты. Все слушатели – с нефтезавода. Получив приличные знания, они вернутся на предприятие, станут руководителями производств.

Вот такая элитарная техническая поддержка отрасли.

А вот ресурсный центр попроще и, может быть не такой амбициозный, но тоже необходимый – «Сервис автотранспорта». Как рассказал мастер Иван Залознов, здесь идет обучение студентов сначала навыкам практического ремонта автомобилей, а затем они постигают уже систему управления, проектирования и функционирования станции техобслуживания. Ведь организовать работу часто сложнее, чем просто отремонтировать машину.

Кстати, и о науке здесь не забыли. Например, подходит к концу проектирование стенда для диагностики системы питания автомобиля.

- Вот запустим стенд, - говорит Иван Павлович, - и будем на нем проводить научные исследования, чтобы реально способствовать ремонту.

А еще Иван Залознов сказал: «Хотим внедрить в жизнь слоган «Сделано в ОмГТУ». И чтоб он стал нашей маркой».

Но мы движемся дальше. Признаюсь: инновационный ресурсный центр «Машиностроение» особо впечатляет. Техника здесь на грани фантастики. Впрочем, не будем забегать вперед. У центра два участка: учебный и рабочий. По учебному нас ведет ассистент кафедры «Станки и инструменты» Николай Кочура. Сейчас здесь идет занятие.

- Вы видите токарно-обрабатывающий центр с числовым программным управлением австрийской фирмы, - объясняет он. – И вот тут десять учебных мест. Ребята на ноутбуках пишут для станка управляющую программу. Пока без станка, тренируются. А потом идут к станку, производят его наладку и по своей программе делают деталь. Сегодня здесь у нас работают специалисты из ОМКБ, они проходят курсы подготовки операторов. И за три месяца мы их научим осознанно работать на современном станке и современным инструментом.

Как подчеркнул Николай Кочура, студенты проходят все то же самое, потому что программист должен поработать на станке и почувствовать, как режется металл.

И очень мощно выглядит рабочий участок ресурсного центра «Машиностроение». Мастер Александр Мишурнов показал уникальные японские станки, все с ЧПУ, сказав: «Здесь стоят станочки стоимостью до 20 миллионов рублей».

На этой технике и учат студентов и специалистов с предприятий, не боясь доверять сложное и дорогое оборудование непрофессионалам. И при этом заметьте: не студенты нынче едут на практику на завод, как было прежде, а завод отправляет своих рабочих, технологов за высшим мастерством в вуз. Такой тут технический уровень.

С таким уровнем не грех и сложные заказы выполнять. Тем более, что сами станки обеспечивают микронную точность, если ее задать в программе.

- Николай Николаевич, студенту зачем такой сложный станок знать? – спрашиваю.

- А зачем бестолковый инженер на заводе? – вопросом на вопрос отвечает Мишурнов.

Подхожу к студенту четвертого курса Алексею Лопатко, который заводит программу в токарно-фрезерный автомат с ЧПУ, обращаюсь.

- В центре я уже два года, - говорит он.- Хожу сюда после занятий. У меня целевое направление – с «Полета». Выучусь – вернусь на завод специалистом.

Пожелав Алексею удачи, мы направились в следующий ресурсный центр – «Проектирование и моделирование систем транспорта и хранения углеводородов». В нем готовят проектировщиков магистральных трубопроводов, нефтехранилищ. Здесь ведут переподготовку сотрудников проектных институтов и повышают квалификацию специалисты даже по президентской программе.

- И студенты, - говорит и.о. начальника центра Кирилл Щербань, - кто хочет наукой заниматься, приходят. Для научной деятельности у нас есть все: и чертежные программы, и программы моделирования, и специализированное программное обеспечение для нефтяников «Бентли». Приходи и твори.

- И приходят?

- Конечно, приходят. Мало того, у нас, скажу я вам, есть победители различных конкурсов. В том числе, и всероссийских.

Идем дальше. И приходим в ресурсный центр «ОмГТУ – «Festo».Это уже – сотрудничество с австрийским концерном «Festo», поставившим в университете оборудование – средства и системы автоматизированного управления технологическими процессами.

- Готовим инженеров по автоматизации технологических процессов и по управлению техническими системами, - говорит директор центра Василий Хомченко.

Подобные центры робототехники есть еще в двух технических вузах России, которые объединены в совместный проект «Синергия» и имеют взаимный доступ через широкополосный Интернет ко всему оборудованию.

Василий Хомченко показывает учебный робот. Студент его программирует, а затем следит за его работой. При этом веб-камера над головой позволяет видеть все, что делает робот, даже из другого города.

А еще тут есть системы и средства автоматизации. Речь идет об учебных стендах, на которых проводятся лабораторные работы и отчасти практические занятия. «Это, - говорит Василий Герасимович, - проверка теоретических знаний через лабораторную работу». Собственно, здесь учат все той же системе: человек программирует работу исполнительного органа машины-автомата, а потом программа загружается в ее компьютер. Остается только следить за тем, что выдает машина, а выдает она ровно то, что вы заложили в программу. Все. Идем дальше.

А дальше у нас ресурсный центр радиоэлектроники. Инженер-лаборант Дмитрий Глухих рассказывает, что студенты здесь проектируют, а затем собирают печатные платы с помощью, кстати, немецкого автомата сборки.

Дмитрий показал плату, которая легко вставляется в охранную коробку на стене и потом работает как охранная сигнализация. Это разработка ресурсного центра, его мелкосерийный выпуск. А сейчас, между прочим, здесь идут научно-исследовательские работы по разработке высокоскоростной системы передачи данных для северного морского пути. «Заказ Минобороны», - заметил научный сотрудник Павел Пузырев.

Следующая остановка – научно-образовательный ресурсный центр исследования полимерных композиционных материалов «Политест». Центр, по словам его директора Григория Русских, создавался для разработки новых полимеров и эластомеров.

- Мы их создаем на нашем оборудовании, а затем испытываем – определяем их физико-механические характеристики, - сказал Григорий Серафимович.

Он же рассказал, что в городе есть на эти разработки ряд крупных заказчиков, но у них у самих либо нет такого оборудования, либо людей нужной квалификации. А оборудование, о котором идет речь, на 30 миллионов тянет.

- У предприятий зачастую нет таких средств, а у вуза есть, как бы это странно не выглядело, - говорит Григорий Русских. – Эти деньги зарабатывают наши наука и производство.

Как и в других ресурсных центрах, здесь тоже в научный процесс вовлечены и магистранты, и студенты. И ведь еще зарплаты получают. Тем более, что на таком оборудовании высоких результатов можно добиваться.

Говоря о результатах своего центра, Русских называет флюрисцент, это пленка, которая светится в темноте. Пленка вполне может сослужить добрую службу в сельском хозяйстве, как раз благодаря своему свечению и тепловому эффекту. Или вот другое направление: внедрение в полимер древесной стружки. Получается композитный материал с довольно любопытными свойствами – что-то наподобие герметика, но только с более плотным прилеганием.

- И вообще, есть много проектов по внедрению различных материалов в полиэтиленовую пленку. Уверены, результаты будут хорошие, - заключил Григорий Русских.

Нет ничего удивительного, что в этом году в «политехе» открыли еще один ресурсный центр – «Обработка металлов давлением и литейные технологии». Не могла прессовка остаться вне внимания технического вуза. Оборудование, конечно, как всегда, уникальное: координатно-пробивной пресс, листогибочный пресс, оба с ЧПУ. Об их возможностях поведал замначальника центра Виталий Штеле: могут изготавливать листовые детали толщиной от 0,5 мм до 6 мм и в габаритах от 1 мм до 2,5 метра.

Но, конечно, сначала студенты осваивают кривошипные прессы, они универсальные и попроще, тут идут лабораторные и курсовые работы. Виталий показал уже готовые металлические облицовочные панели, сделанные на прессах. И пойдут они на облицовку учебных корпусов.

- Вот 11 тонн переработали, - говорит Виталий Штеле, - еще 7 тонн будем штамповать.

- Это действительно на облицовку университетских зданий пойдет?

- Действительно. Даже студенты в этой работе участвовали. И зарабатывали.

А в ресурсном центре литья студенты, как и положено, учатся готовить формы, изучают пробы металла на текучесть, на усадку, технологию плавки металлов, их раскисления и модифицирования.

- А еще они изучают технологию проектирования отливок, - добавляет инженер центра Олег Шуйкин, - специальные виды литья, структуру металлов и сплавов, определяют химический состав. Короче, они должны стать доками в свойствах металла.

На участке есть трехкоординатный станок с ЧПУ для изготовления моделей. По модели делают форму, а потом и отливку. Студенты сами проходят весь этот металлургический цикл, а полученную продукцию центр реализует по договорам. Неслучайно Олег Шуйкин сказал: «Здесь реальный производственный процесс». И в этом нет сомнений.

И еще давайте в один ресурсный центр зайдем – информационных технологий.

- У нас студенты обучаются способам и средствам защиты информации, аттестации помещений, обнаружения скрытых камер, закладных и подслушивающих устройств, - сказал лаборант Алексей Везнер. – В наше время защита информации – важнейший резерв.

И в центре немало довольно удивительной техники, способной вывести из строя на время все записывающие устройства, обнаружить в помещении скрытую камеру, подслушивающие микрофоны, идентифицировать на документе подпись и т.д. И для будущего инженера эти знания, уверен, не будут лишними.

Вот мы и закончили знакомство с ресурсной базой технического университета. Поразило многое. Во-первых, техника. Мне неизвестен общий объем станочного парка «политеха». Вероятно, есть предприятия, где станков побольше. Но вот уникальность, коэффициент современности этого парка, причем, по всем промышленным направлениям, не может не впечатлять. Ни одному заводу, думаю, такое оснащение и не снилось.

Во-вторых, поразила снова техника. Только на этот раз с той точки зрения, что она здесь отличный учебный полигон для студентов.

И в-третьих, отметим технику. Ибо с таким оборудованием и на таких условиях гораздо легче приобщать студента к научной деятельности.

И в-четвертых, можно говорить о технике. Ведь наращивая объемы научных изысканий, университет на их основе все больше выделяется даже в промышленной конкурентной среде и все больше зарабатывает на этом. В прошлом году наука и производство принесли около 300 миллионов рублей.

Все это ведет к приличным результатам. К ним я отношу даже тот факт, что предприятия уже переманивают к себе преподавателей и ученых. А студенты в подавляющем большинстве идут на предприятия по распределению и в целевом порядке. Разве это не оценка? И разве престиж профессии инженера следует поднимать как-то иначе? Вот только бы среднюю школу как-то сюда включить…

И последнее. Помните, мастер ресурсного цеха Иван Залознов мечтает слоган «Сделано в ОмГТУ» сделать маркой университета. Наверное, это впереди. Но вот в чем убежден: этот слоган безусловно уже характеризует образовательную систему технического университета. Учат здесь действительно качественно. И ресурсные центры тому подтверждение.