Поиск

Восстановление самого первого каменного здания Омска, Воскресенского собора, до сих пор остается под вопросом. За него радеют только историки.

С даты основания Воскресенского собора, 1769 года, прошло 245 лет. Это здание, первое каменное сооружение Омска, являлось настоящим символом города, в его стенах бывали многие российские государственные деятели, ученые, писатели. Вот отрывок из произведения Федора Достоевского «Записки из Мертвого дома». Действие происходит именно в Воскресенском соборе.

– Мы ходили в церковь, которая была неподалеку от острога, раза по два и по три в день. Я давно не был в церкви. Великопостная служба, так знакомая еще с далекого детства, в родительском доме, торжественные молитвы, земные поклоны – все это расшевеливало в душе моей далекое-далекое минувшее, напоминало впечатления еще детских лет, и, помню, мне очень приятно было, когда, бывало, утром, по подмерзшей за ночь земле, нас водили под конвоем с заряженными ружьями в Божий дом. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника, – написал Достоевский в своем произведении, получившем мировую известность.

На то место, где всемирно известный писатель усердно молился, сейчас указывает табличка. Равно как и на те места, где свой разговор с Богом вели другие выдающиеся личности. Сейчас у «Божьего дома» нет ни стен, ни дверей, ни потолка. Собор в советские годы был разрушен – и не восстановлен до сих пор. Новейшая история Воскресенского собора застряла на этапе проведения раскопок в том месте, где после разрушения был городской сквер.

По неведомой причине экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев, заявив в 2009 году, что собор будет восстановлен, от этой идеи отказался уже через два года. Даже несмотря на то, что в 2010 году по всем канонам проведения торжественных церемоний состоялась закладка первого строительного камня. Вопрос историков «почему?» остался без ответа.

Нет определенности и сейчас – на объекте уже несколько лет работают только сотрудники Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры под руководством Игоря Коновалова.Вернее, борются за сохранность каждого камня. Отстаивая позицию, что собор нужно восстанавливать из того, что имеется, стараются максимально соблюсти историческую достоверность. Для этого вручную восстанавливают элементы собора, вручную перебирают кирпичи, обломки и найденные предметы, не отказывают в посещении желающим, все-таки надеются на помощь омичей и уже практически ничего не ждут от чиновников.

Игорь Коновалов провел для нас небольшую экскурсию по участку, где сейчас благодаря титаническим усилиям неравнодушных людей отчетливо виднеется остов фундамента собора. Одна из причин, по которой фундамент сохранился, состоит в том, что наши предки делали на века. Вдумайтесь – толщина стен составляет два метра! Первые жители Омска наверняка хотели, чтобы собор, возводимый в условиях ограниченности ресурсов, простоял не один век. Следующий этап, к которому приступили изыскатели, – это консервация имеющегося фундамента и стен.

– Мы завершили выявление руин, но не успели завершить консервацию, которую часто применяли многие известные ученые. Понятно, что обнаженный фундамент в условиях открытой атмосферы долго не простоит. Поэтому мы его консервируем – обкладываем старым кирпичом, порой битым, когда можно использовать две половинки, например. Главное, что кирпич подлинный. Докладываем в один-два ряда, промазываем, после этого он не разрушается, стабилизируется. Не восстанавливаем, конечно, ровно, а как сносили, уступами, подравниваем, это воспринимается исторично, но в то же время это технически надежно. Часть незаконсервированных деталей уходит в зиму, что-то накроем, хотя мы просили о помощи департамент культуры, чтобы этот процесс закончить. Но нам сказали, что объект находится не на их балансе, – рассказал Игорь Коновалов.

Действительно, на части деталей фундамента видно, что здесь уже поработали. Но на строительной площадке не найдешь ни одного современного кирпича – всем им более ста лет. Интересный факт – строительного материала могло бы быть и больше, если бы соседний жилой дом не был построен из кирпича, который остался после сноса собора.

Историк говорит, что сохранить имеющийся фундамент при дальнейшем строительстве современные технологии позволили бы. Проблема в том, что этого никто не хочет делать.

– Фундамент в хорошей сохранности, но проектировщики говорили, что боятся строить на его основе, их так не учили, проще загнать экскаватор. А ведь фундамент несет в себе историческую информацию, демонстрирует инженерные решения того времени! – восклицает реставратор.

Например, воздушные камеры, их можно увидеть и сейчас. Они обеспечивали циркуляцию воздуха, летом в соборе было не жарко. Сохранился зольник, а также колодец, в который выливали воду после обрядов, потому что просто на землю – это грех. И еще немало строительных элементов можно увидеть на месте снесенного Воскресенского собора. Причем большинство из них можно сохранить, мировой опыт восстановления исторических объектов это доказывает.

– Этим же надо озадачиться, чтобы руины могли сохраниться, мы не против восстановления в целостном виде, но не надо ставить как альтернативу – или руины, или восстановление, тогда мы получим ценность вдвойне. Как это сделать – вопрос сугубо технический, нужно просто поставить задачу и осознать важность ее постановки, – отметил Коновалов.

Ускорить дело мешает и неопределенность в вопросе назначения объекта, как бы странно это ни звучало. Против собора настроены даже местные жители, они боятся, что колокольный звон будет им мешать. Церковь не против религиозного назначения, но не принимает участие в восстановлении. По одной из версий, если собор все-таки будет восстановлен, там может открыться или музей, или центр православной культуры. Но никак не то место, куда можно будет прийти, чтобы помолиться или поставить свечку.

Поэтому Игорь Коновалов о перспективах объекта говорить пока затрудняется, но предлагает решение, которое уже сейчас может привлечь людей. Например, сделать на площадке экспозицию под открытым небом, построить навесы для посетителей, чтобы они не ходили непосредственно по старой кладке. Открыть небольшой павильон, где можно выставить находки, а их немало. Сейчас они просто лежат на земле, припорошенные листвой и первым снегом. Конечно, на зиму их здесь не оставят, перенесут в помещение, но от постоянной транспортировки экспонатам лучше точно не будет.

– Мы работаем здесь сами, на постоянной основе – четыре человека, иногда приходят помогать омичи, общественники, блогеры, но бывает по-разному. Рады любой помощи. В этом году работы уже практически закончились, но в следующем продолжим, – рассказал Игорь Коновалов.

Так же, как найденные кирпичи со специальным клеймом, предметы быта, осколки, элементы лепнины, присыпаются первым снегом таблички с именами тех, кто когда-то переступал порог собора, в свое время бывшего главным храмом Сибирского воинства. В приделе молился Федор Достоевский, в самом соборе, ближе к алтарю – цесаревич Николай Романов, Верховный правитель России Александр Колчак, ученые Николай Пржевальский и Петр Тян-Шанский. В купели, которая была заботливо построена рядом с печкой, крестили Михаила Врубеля и Дмитрия Карбышева. А перед военным походом защиту у высших сил просили солдаты Ширванского полка.

Каждый из этих фактов имеет документальное подтверждение. Однако их исторический вес не имеет никакого значения для тех людей, которые могли бы решить вопрос с восстановлением собора.  Или хотя бы с тем, что уже для этого сделано.

Восстановление самого первого каменного здания Омска, Воскресенского собора, до сих пор остается под вопросом. За него радеют только историки.

С даты основания Воскресенского собора, 1769 года, прошло 245 лет. Это здание, первое каменное сооружение Омска, являлось настоящим символом города, в его стенах бывали многие российские государственные деятели, ученые, писатели. Вот отрывок из произведения Федора Достоевского «Записки из Мертвого дома». Действие происходит именно в Воскресенском соборе.

– Мы ходили в церковь, которая была неподалеку от острога, раза по два и по три в день. Я давно не был в церкви. Великопостная служба, так знакомая еще с далекого детства, в родительском доме, торжественные молитвы, земные поклоны – все это расшевеливало в душе моей далекое-далекое минувшее, напоминало впечатления еще детских лет, и, помню, мне очень приятно было, когда, бывало, утром, по подмерзшей за ночь земле, нас водили под конвоем с заряженными ружьями в Божий дом. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника, – написал Достоевский в своем произведении, получившем мировую известность.

На то место, где всемирно известный писатель усердно молился, сейчас указывает табличка. Равно как и на те места, где свой разговор с Богом вели другие выдающиеся личности. Сейчас у «Божьего дома» нет ни стен, ни дверей, ни потолка. Собор в советские годы был разрушен – и не восстановлен до сих пор. Новейшая история Воскресенского собора застряла на этапе проведения раскопок в том месте, где после разрушения был городской сквер.

По неведомой причине экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев, заявив в 2009 году, что собор будет восстановлен, от этой идеи отказался уже через два года. Даже несмотря на то, что в 2010 году по всем канонам проведения торжественных церемоний состоялась закладка первого строительного камня. Вопрос историков «почему?» остался без ответа.

Нет определенности и сейчас – на объекте уже несколько лет работают только сотрудники Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры под руководством Игоря Коновалова.Вернее, борются за сохранность каждого камня. Отстаивая позицию, что собор нужно восстанавливать из того, что имеется, стараются максимально соблюсти историческую достоверность. Для этого вручную восстанавливают элементы собора, вручную перебирают кирпичи, обломки и найденные предметы, не отказывают в посещении желающим, все-таки надеются на помощь омичей и уже практически ничего не ждут от чиновников.

Игорь Коновалов провел для нас небольшую экскурсию по участку, где сейчас благодаря титаническим усилиям неравнодушных людей отчетливо виднеется остов фундамента собора. Одна из причин, по которой фундамент сохранился, состоит в том, что наши предки делали на века. Вдумайтесь – толщина стен составляет два метра! Первые жители Омска наверняка хотели, чтобы собор, возводимый в условиях ограниченности ресурсов, простоял не один век. Следующий этап, к которому приступили изыскатели, – это консервация имеющегося фундамента и стен.

– Мы завершили выявление руин, но не успели завершить консервацию, которую часто применяли многие известные ученые. Понятно, что обнаженный фундамент в условиях открытой атмосферы долго не простоит. Поэтому мы его консервируем – обкладываем старым кирпичом, порой битым, когда можно использовать две половинки, например. Главное, что кирпич подлинный. Докладываем в один-два ряда, промазываем, после этого он не разрушается, стабилизируется. Не восстанавливаем, конечно, ровно, а как сносили, уступами, подравниваем, это воспринимается исторично, но в то же время это технически надежно. Часть незаконсервированных деталей уходит в зиму, что-то накроем, хотя мы просили о помощи департамент культуры, чтобы этот процесс закончить. Но нам сказали, что объект находится не на их балансе, – рассказал Игорь Коновалов.

Действительно, на части деталей фундамента видно, что здесь уже поработали. Но на строительной площадке не найдешь ни одного современного кирпича – всем им более ста лет. Интересный факт – строительного материала могло бы быть и больше, если бы соседний жилой дом не был построен из кирпича, который остался после сноса собора.

Историк говорит, что сохранить имеющийся фундамент при дальнейшем строительстве современные технологии позволили бы. Проблема в том, что этого никто не хочет делать.

– Фундамент в хорошей сохранности, но проектировщики говорили, что боятся строить на его основе, их так не учили, проще загнать экскаватор. А ведь фундамент несет в себе историческую информацию, демонстрирует инженерные решения того времени! – восклицает реставратор.

Например, воздушные камеры, их можно увидеть и сейчас. Они обеспечивали циркуляцию воздуха, летом в соборе было не жарко. Сохранился зольник, а также колодец, в который выливали воду после обрядов, потому что просто на землю – это грех. И еще немало строительных элементов можно увидеть на месте снесенного Воскресенского собора. Причем большинство из них можно сохранить, мировой опыт восстановления исторических объектов это доказывает.

– Этим же надо озадачиться, чтобы руины могли сохраниться, мы не против восстановления в целостном виде, но не надо ставить как альтернативу – или руины, или восстановление, тогда мы получим ценность вдвойне. Как это сделать – вопрос сугубо технический, нужно просто поставить задачу и осознать важность ее постановки, – отметил Коновалов.

Ускорить дело мешает и неопределенность в вопросе назначения объекта, как бы странно это ни звучало. Против собора настроены даже местные жители, они боятся, что колокольный звон будет им мешать. Церковь не против религиозного назначения, но не принимает участие в восстановлении. По одной из версий, если собор все-таки будет восстановлен, там может открыться или музей, или центр православной культуры. Но никак не то место, куда можно будет прийти, чтобы помолиться или поставить свечку.

Поэтому Игорь Коновалов о перспективах объекта говорить пока затрудняется, но предлагает решение, которое уже сейчас может привлечь людей. Например, сделать на площадке экспозицию под открытым небом, построить навесы для посетителей, чтобы они не ходили непосредственно по старой кладке. Открыть небольшой павильон, где можно выставить находки, а их немало. Сейчас они просто лежат на земле, припорошенные листвой и первым снегом. Конечно, на зиму их здесь не оставят, перенесут в помещение, но от постоянной транспортировки экспонатам лучше точно не будет.

– Мы работаем здесь сами, на постоянной основе – четыре человека, иногда приходят помогать омичи, общественники, блогеры, но бывает по-разному. Рады любой помощи. В этом году работы уже практически закончились, но в следующем продолжим, – рассказал Игорь Коновалов.

Так же, как найденные кирпичи со специальным клеймом, предметы быта, осколки, элементы лепнины, присыпаются первым снегом таблички с именами тех, кто когда-то переступал порог собора, в свое время бывшего главным храмом Сибирского воинства. В приделе молился Федор Достоевский, в самом соборе, ближе к алтарю – цесаревич Николай Романов, Верховный правитель России Александр Колчак, ученые Николай Пржевальский и Петр Тян-Шанский. В купели, которая была заботливо построена рядом с печкой, крестили Михаила Врубеля и Дмитрия Карбышева. А перед военным походом защиту у высших сил просили солдаты Ширванского полка.

Каждый из этих фактов имеет документальное подтверждение. Однако их исторический вес не имеет никакого значения для тех людей, которые могли бы решить вопрос с восстановлением собора.  Или хотя бы с тем, что уже для этого сделано.