Поиск

Парадоксально, но факт: отказ областного Минтранса от ремонта дорог в Муромцево местных жителей только порадовал. Дикие туристы там всех достали.

На прошлой неделе министр развития транспортного комплекса Олег Илюшин сообщил, что, несмотря на утвержденную государственную программу «Развитие культуры и туризма», по которой на строительство дорог в Муромцевском районе должно быть выделено 378,5 млн рублей, в 2014 году новые дороги там строиться не будут. Причина известная – дефицит бюджета.

Ни о каком развитии туризма, а точнее прокладки дорог до легендарных озер – речи быть не может. Средств не хватит даже на капитальный ремонт трассы Омск – Муромцево, только на ее «содержание».

Парадоксально, но в редакцию РИА «Омск-Информ» по этому решению поступили… благодарные комментарии. Как выяснилось, местных жителей уже достал дикий туризм, который в ближайшем будущем грозит вовсе уничтожить реликтовое место Сибири известное во всем мире как Пять озер.

О проблеме обозреватель РИА поговорил с Председателем археологической комиссии Омского отдела Русского географического общества, членом координационного совета Омского союза профессиональных археологов, кандидатом исторических наук Борисом Мельниковым(на фото).

– Борис Викторович, если не ошибаюсь, еще в 2009 году комиссией Русского географического общества были проведены исследования, в соответствии с которыми зона Пять озер была признана уникальной. В связи с результатами исследований и на федеральном, и на региональном уровне даже обсуждался вопрос о создании Национального парка. Почему местные жители изо всех сил противятся такому великому начинанию для Омской области в целом, и Муромцевского района в частности.

– Дело в том, что главной особенностью края является то, что там всегда была исключительная экологическая обстановка. Даже во времена бескомпромиссного социализма это был единственный район, на территории которого не использовались химические удобрения. А сейчас реликтовое место атаковано «дикими» туристами, которые, в отсутствие цивилизованной инфраструктуры неуклонно превращают его в зону экологического бедствия. Жизнедеятельность огромной, неуправляемой массы приезжающих туда людей не регулируется ни административным, ни природоохранным законодательством. Нагрузка на территорию превышает все допустимые нормы. Если, например, приемлемая нагрузка может составлять 50 человек на 1 га, то на Данилово, Линево или Окунево вся тысяча.

Понятное дело, местные жители, видя, как уничтожается их малая родина, нервничают. Нормальных дорог до озер там сейчас нет, да и дорога до Муромцево – вторая дорога смерти. Можно понять – они предполагают, какой бардак там начнется, если вандалам обеспечат беспроблемный доступ.

– То есть, начинать нужно с инфраструктуры? Сколько, по вашим прикидкам, нужно на это денег?

– Во-первых, начинать нужно не с вложения денег. А с соблюдения элементарного законодательства. Контролирующая структура там уже есть – муниципальное предприятие «Пять озер». Но она, как водится, не работает. По берегам озер стоят тысячи автомобилей. Их в озерах моют – бензин, масло – сиреневыми разводами в полуметре от берега. По берегу – бани, мангалы, все отходы сбрасываются в воду.

Бани от воды убрать, заставить хозяев вывозить отходы, в том числе отработанную воду. Нужны автостоянки. На Окунево и Линево. Каждая стоянка, учитывая подведение электричества – 2 млн рублей. И в общем-то, для начала – все. А в принципе, на туризме бюджеты могут неплохо зарабатывать.

– Как это можно конкретно можно сделать в Муромцево?

– Прошу простить, но другого слова не придумаешь – со сбором налогов там полный беспредел. Например, озеро Шайтан. Там сидят нетрезвые люди из местной деревни и загадочно собирают деньги непонятно на что. Аренда не оформлена. В Окунево тоже непонятно кто кому платит. А представьте уровень доходности хотя бы за один фестиваль Солнцеворот. Приезжает порядка тысячи машин. С каждой берут по одной-три тысячи рублей. То есть только этот миллион уже прошел мимо федеральной и региональной кассы. То есть вопрос с арендой непонятный, абстрактный, неясный. Про аренду я уже говорил.

Рядом с Линево есть озеро Щучье. Там база, где-то порядка десяти домов, две бани. Все это прямо на природоохранной зоне, документов, соответственно нет. Но в этом году совсем охамели. Одну дорогу к озеру перепахали, а, на единственно оставшейся, поставили шлагбаум. Собирают по тысяче рублей только за проезд.

– А там вообще советская власть была?

– Во-от. Звоню в муромцевскую администрацию. Знаете? Знаем, но что можем поделать? Мол, выгоним, завтра они опять шлагбаум поставят.

– Нет спасенья?

– Ну, если уж государство бессильно – нет. Но если всерьез подойти к вопросу, в Муромцево можно и экологию сохранить, и завести достаточно крупные инвестиции. Но тут уж без дорог не обойтись. То же Щучье может принимать туристов не 2-3 месяца, а круглый год. Там есть единственная в регионе конная база, спрос – огромен. Озера считаются лечебными, мне звонят, мол, а можно приехать в проруби искупаться? Только за летний месяц, если считать только выходные, а официально «брать» с машины по 1 тыс. рублей, можно получать 12 млн рублей. Учитывая это, при условии, если власть потрудится убрать оттуда криминал, бизнес, безусловно, потянется.

По данным областного минкульта, только туристов из-за рубежа к нам приезжает в год порядка 20 тыс. Не ошибусь, если скажу, что большая часть из них обязательно отметится на распиаренном по всему миру том самом Солнцевороте.

– А как же быть с озвученными вами нормами отдыхающих на 1 Га?

– Тут еще проще. Заезд должен быть централизованным. Продажа путевок должна проводиться в Омске или непосредственно в райцентре. По предварительному заказу, например. Слышали, что уже Интернет придумали? Продали путевку в области – ушли деньги в область, продали в городе – ушли деньги в муниципальный бюджет, но с обязательным отчислением в райцентр. На Линево, например, допустимая нагрузка 500 машин. Все прозрачно – позвонили, выяснили. Вы же не едете в гостиницу, в которой нет мест.

Спрос превысил предложение? Предлагай лучший сервис, вип-услуги, повышай стоимость. Все давно без нас придумано. И местные жители рабочие места получат, и свое родное Муромцево заново из мрамора отстроят. Это я так, но смысл понятен.

Записал Владимир Преображенский

6925

Парадоксально, но факт: отказ областного Минтранса от ремонта дорог в Муромцево местных жителей только порадовал. Дикие туристы там всех достали.

На прошлой неделе министр развития транспортного комплекса Олег Илюшин сообщил, что, несмотря на утвержденную государственную программу «Развитие культуры и туризма», по которой на строительство дорог в Муромцевском районе должно быть выделено 378,5 млн рублей, в 2014 году новые дороги там строиться не будут. Причина известная – дефицит бюджета.

Ни о каком развитии туризма, а точнее прокладки дорог до легендарных озер – речи быть не может. Средств не хватит даже на капитальный ремонт трассы Омск – Муромцево, только на ее «содержание».

Парадоксально, но в редакцию РИА «Омск-Информ» по этому решению поступили… благодарные комментарии. Как выяснилось, местных жителей уже достал дикий туризм, который в ближайшем будущем грозит вовсе уничтожить реликтовое место Сибири известное во всем мире как Пять озер.

О проблеме обозреватель РИА поговорил с Председателем археологической комиссии Омского отдела Русского географического общества, членом координационного совета Омского союза профессиональных археологов, кандидатом исторических наук Борисом Мельниковым(на фото).

– Борис Викторович, если не ошибаюсь, еще в 2009 году комиссией Русского географического общества были проведены исследования, в соответствии с которыми зона Пять озер была признана уникальной. В связи с результатами исследований и на федеральном, и на региональном уровне даже обсуждался вопрос о создании Национального парка. Почему местные жители изо всех сил противятся такому великому начинанию для Омской области в целом, и Муромцевского района в частности.

– Дело в том, что главной особенностью края является то, что там всегда была исключительная экологическая обстановка. Даже во времена бескомпромиссного социализма это был единственный район, на территории которого не использовались химические удобрения. А сейчас реликтовое место атаковано «дикими» туристами, которые, в отсутствие цивилизованной инфраструктуры неуклонно превращают его в зону экологического бедствия. Жизнедеятельность огромной, неуправляемой массы приезжающих туда людей не регулируется ни административным, ни природоохранным законодательством. Нагрузка на территорию превышает все допустимые нормы. Если, например, приемлемая нагрузка может составлять 50 человек на 1 га, то на Данилово, Линево или Окунево вся тысяча.

Понятное дело, местные жители, видя, как уничтожается их малая родина, нервничают. Нормальных дорог до озер там сейчас нет, да и дорога до Муромцево – вторая дорога смерти. Можно понять – они предполагают, какой бардак там начнется, если вандалам обеспечат беспроблемный доступ.

– То есть, начинать нужно с инфраструктуры? Сколько, по вашим прикидкам, нужно на это денег?

– Во-первых, начинать нужно не с вложения денег. А с соблюдения элементарного законодательства. Контролирующая структура там уже есть – муниципальное предприятие «Пять озер». Но она, как водится, не работает. По берегам озер стоят тысячи автомобилей. Их в озерах моют – бензин, масло – сиреневыми разводами в полуметре от берега. По берегу – бани, мангалы, все отходы сбрасываются в воду.

Бани от воды убрать, заставить хозяев вывозить отходы, в том числе отработанную воду. Нужны автостоянки. На Окунево и Линево. Каждая стоянка, учитывая подведение электричества – 2 млн рублей. И в общем-то, для начала – все. А в принципе, на туризме бюджеты могут неплохо зарабатывать.

– Как это можно конкретно можно сделать в Муромцево?

– Прошу простить, но другого слова не придумаешь – со сбором налогов там полный беспредел. Например, озеро Шайтан. Там сидят нетрезвые люди из местной деревни и загадочно собирают деньги непонятно на что. Аренда не оформлена. В Окунево тоже непонятно кто кому платит. А представьте уровень доходности хотя бы за один фестиваль Солнцеворот. Приезжает порядка тысячи машин. С каждой берут по одной-три тысячи рублей. То есть только этот миллион уже прошел мимо федеральной и региональной кассы. То есть вопрос с арендой непонятный, абстрактный, неясный. Про аренду я уже говорил.

Рядом с Линево есть озеро Щучье. Там база, где-то порядка десяти домов, две бани. Все это прямо на природоохранной зоне, документов, соответственно нет. Но в этом году совсем охамели. Одну дорогу к озеру перепахали, а, на единственно оставшейся, поставили шлагбаум. Собирают по тысяче рублей только за проезд.

– А там вообще советская власть была?

– Во-от. Звоню в муромцевскую администрацию. Знаете? Знаем, но что можем поделать? Мол, выгоним, завтра они опять шлагбаум поставят.

– Нет спасенья?

– Ну, если уж государство бессильно – нет. Но если всерьез подойти к вопросу, в Муромцево можно и экологию сохранить, и завести достаточно крупные инвестиции. Но тут уж без дорог не обойтись. То же Щучье может принимать туристов не 2-3 месяца, а круглый год. Там есть единственная в регионе конная база, спрос – огромен. Озера считаются лечебными, мне звонят, мол, а можно приехать в проруби искупаться? Только за летний месяц, если считать только выходные, а официально «брать» с машины по 1 тыс. рублей, можно получать 12 млн рублей. Учитывая это, при условии, если власть потрудится убрать оттуда криминал, бизнес, безусловно, потянется.

По данным областного минкульта, только туристов из-за рубежа к нам приезжает в год порядка 20 тыс. Не ошибусь, если скажу, что большая часть из них обязательно отметится на распиаренном по всему миру том самом Солнцевороте.

– А как же быть с озвученными вами нормами отдыхающих на 1 Га?

– Тут еще проще. Заезд должен быть централизованным. Продажа путевок должна проводиться в Омске или непосредственно в райцентре. По предварительному заказу, например. Слышали, что уже Интернет придумали? Продали путевку в области – ушли деньги в область, продали в городе – ушли деньги в муниципальный бюджет, но с обязательным отчислением в райцентр. На Линево, например, допустимая нагрузка 500 машин. Все прозрачно – позвонили, выяснили. Вы же не едете в гостиницу, в которой нет мест.

Спрос превысил предложение? Предлагай лучший сервис, вип-услуги, повышай стоимость. Все давно без нас придумано. И местные жители рабочие места получат, и свое родное Муромцево заново из мрамора отстроят. Это я так, но смысл понятен.

Записал Владимир Преображенский

6925