Роскомнадзор проверил, как закон о защите детей реализуют в регионах. Чаще всего возрастные маркеры «забывают» ставить печатные СМИ и книгоиздатели.
Один из авторов Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» депутат Госдумы от Омской области Елена Мизулина рассказала, как он реализуется на практике. Оказалось, что скоро возрастные маркировки будут ставить даже на книги.
Закон, напомним, вступил в действие 1 сентября этого года и требует от российских СМИ размещать на носителях информации специальные возрастные маркировки и исключить из дневного эфира сцены, которые могут навредить психике несовершеннолетних.
По словам депутата, в минувшую среду Роскомнадзор озвучил итоги мониторинга выполнения закона в российских регионах. Всего Роскомнадзор проверил 22 тысячи средств массовой информации и нашел в них всего 5 тысяч нарушений, причем в основном нарушителями закона становились печатные периодические издания.
– Основной вопрос, возникающий у СМИ, – как размещать значок? – пояснила Мизулина. – Маркетинговые исследования показали, что если его разместить на первой странице, он будет плохо восприниматься аудиторией. В итоге Роскомнадзор подготовил рекомендации размещать такой значок на предпоследней странице в выходных данных издания.
Оказалось, что некоторые газеты, журналы, а также книгоиздатели не знают, что должны соблюдать новый федеральный закон. В настоящее время издатели и распространители сами решают, подпадают ли они под него или нет. Поэтому было решено составить примерный перечень периодических изданий и книг, на которые действие закона распространяться не будет.
Мизулина считает, что закон сильно повлиял на дневной телеэфир. По ее мнению, каналы не ограничиваются одними возрастными маркировками, а убирают из сетки вещания сцены порнографического и сексуального характера и нецензурную лексику. Если нарушения в эфире и появлялись, то по требованию Роскомнадзора, все они оперативно устранялись.
– На экспертизу у нас пока ничего не отправлялось, и особых конфликтов нет, – отметила депутат. – Пять с лишним тысяч нарушений, которые были выявлены, устранены без всякой болезненности.
Возможно, в скором времени изменений коснется и сама возрастная классификация – некоторые эксперты, основываясь на российском праве, попросили добавить в перечень новые маркировки (10+ и 14+). Небольшой конфликт возник и при оценке фильмов, уже имеющих классификацию по прокатному удостоверению. Она несколько иная, однако закон требует ориентироваться именно на нее, а не на решение экспертного совета Роскомнадзора. Его, кстати, тоже собираются упорядочить и ввести единую аккредитацию экспертов.
– На заседании было предложено создать единую систему экспертов, но у меня есть по этому вопросу некоторые сомнения, – призналась Мизулина. – Я боюсь монополии в сообществах, ведь это всегда риски – все пытаются туда попасть, и появляется источник для взятки. Лучше, когда есть альтернатива, есть разные экспертные организации.
В следующем году в Омске должна состояться выездная конференция, посвященная итогам дальнейшего мониторинга СМИ. Аналогичные встречи состоятся в Архангельске, Костроме, Санкт-Петербурге и Саратове. В них примут участие специалисты не только Роскомнадзора, но и общественности.