Храм начинается с дороги к нему. Дорога к Свято-Серафимовскому женскому монастырю, расположенному недалеко от разъезда Татьяновского Марьяновского района, начинается с асфальтового полотна в окружении маленьких пушистых сосенок. Высадили деревца и постоянно ухаживают за ними послушницы и монахини этого божьего заведения. Двери в монастырь, издалека светящийся над березовым лесом золотыми куполами собора и часовен, всегда открыты для людей.
Прохожу в чугунные узорчатые ворота. Ступаю на доски, предусмотрительно уложенные тропкой на отогретую землю. Снег оттаял, и прошлогодняя трава под ногами утопает в чистой, прозрачной, отражающей небо воде. Даже березы здесь смотрятся иными, нежели в обычном лесу. Смиренные, намоленные. На просохшем бугорке бурлит весенними заботами проснувшийся муравейник. Воздух наполнен благодатью и свежестью. Тишина и покой. Перекрестившись перед сверкающими на солнце куполами, поднимаюсь к одной часовне, другой, к храму Святого Серафима Саровского... Ни души. Наконец беззлобно залаяла большая кавказская овчарка. Из жилого одноэтажного деревянного строения вышла молодая монахиня в темном до пят платье. Черный платок, плотно покрывающий голову, выступает резким контрастом с белой кожей ее открытого лица и нежным юношеским румянцем на щеках. Здороваемся, и я следую за ней.
В прихожей в праздничных бело-черных одеждах и с большим золотым крестом на груди встречает меня игуменья, настоятельница монастыря и его основательница матушка Варвара. Сухонькая, невысокого роста пожилая женщина. Глаза ясные, синие, с девичьим блеском. Держит у груди руки, а они у нее крепкие, не дамские, по-рабочему натруженные.
- Матушка! Благослови слово молвить!
- Благословляю, - кратко говорит она и приглашает пройти в трапезную.
Чуть ли не половину центральной стены ее занимает огромная, вышитая на полотне икона с ликами Святой Троицы. Тут же иконы Матери Богородицы, Серафима Саровского, Ксении Петербургской. Крестимся перед ними. После матушка приказывает моей провожатой накрыть стол для чая. Игуменья ввела в монастыре правило: сначала угощают путника, а уж потом спрашивают о цели его визита.
Юная помощница матушки хлопочет у газовой плиты. А я тем временем осматриваю просторную и светлую залу. Длинный, сколоченный из досок простой обеденный стол, покрытый цветастой клеенкой. По обе стороны его лавки. Рядом на обычном кухонном столе-тумбе столовые приборы и две булки хлеба - черного и белого. На полочке поодаль стоят современные средства, предназначенные для мытья посуды. Мирно, как домашний кот, урчит старенький холодильник.
Чай в монастыре особенный, густой и бордовый, заваренный на ягодах и травах, отдающий ароматом шиповника.
- В лесу все собираем. Он и кормит, - поясняет матушка. - С леса все у меня и началось. Тридцать шесть лет назад, оставив мужа и детей в городской благоустроенной квартире, ушла от суетного мира на эту поляну. Поступить так видение Божьей Матери мне подсказало. Вырыла землянку, обустроила ее как могла, жила и молилась. Несколько лет в этой ледяной избушке провела. Утром просыпаюсь - волосы к стенке примерзли. И ничего - живая. Бог сгинуть не дал, помог в битве с нечистью выстоять и защитил. Люди в миру часто друг с другом ссорятся, борются. О борьбе добра и зла из книжек узнают, за сказки монашеские битвы с бесами принимают. Я на себе, наяву испытала, что это такое. Не для себя одной о спасении просила, а для всех живущих на нашей благодатной земле и не ведающих о пути духовном. Потому своими руками срубила и поставила первую часовенку на этой поляне в честь великомученицы Варвары, в четвертом веке принявшей христианство и казненной за веру родным отцом. Через время люди марьяновские обо мне прослышали. Помощь свою предлагать стали. А потом и омские паломники ко мне потянулись как к отшельнице и молитвенной заступнице. Никому не отказывала, за всех молилась, многим помогала. А ныне больна ваша матушка, сильно больна. Здоровья у Бога прошу не для того, чтобы дальше жить да поживать, а чтобы еще пять куполов в монастыре поставить. Видишь, строимся мы...
Не заметить, войдя в обитель, то, что здесь ведется строительство, невозможно. Возле срубов уложены рядком доски, кирпич, емкости для замешивания бетона. Уже сегодня это святое место поражает строениями, которые омичи возводили в лесу всем миром. Но матушка видит дальше нас. Монастырь будет укрупняться и расти.
В прихожей трапезной тоже лежит стройматериал, приготовленный для ремонта. Спрашиваю у матушки:
- Ремонтные бригады нанимаете?
- Какие бригады?! - отвечает игуменья. - Сами окна стеклим, красим - мажем, доски пилим. - Испытующе смотрит на меня и интересуется: - Ты ко мне только по работе пришла?
А на душе твоей хорошо ли, спокойно?
- Не спокойно и не хорошо, - честно признаюсь.
- А в церковь ходишь?
- Редко.
- Вот отсюда все беды у мирян и напасти. Православными себя считаете, а вы только крещеные. Хорошо еще, если храм увидите да перекреститесь. У Бога милости просите, а ему молиться забываете. Раньше на Руси люди в большинстве своем праведно жили. В церковь по субботам и воскресеньям ходили, посты соблюдали. О нравственной чистоте своей и близких заботились. А ныне истинных православных мало. Многие думают: покрестился, значит, с Богом в душе живу и все мне можно: блудить (невенчанные же вы) и блуду поклоняться, к старшим без почтения относиться. И не ведают, что грехи их тяжким бременем на их собственных детей падут или уже падают, жизнь им отравляют. Посему подвижники - выходцы из истинных православных - нам очень нужны, чтобы народ просвещать. Строим храмы и монастыри, а служителей в них не хватает. Вот где проблема. А храм без человека слеп и нем.
Свято-Серафимовский монастырь в народе прозвали Варвариной пустынью. 17 приделов имеет обитель. Кроме главных святых и 12 церковных праздников, молятся здесь еще за 17 святых мучеников, убиенных за веру. Не каждым служителям церкви по силам выдержать подобную нагрузку. Матушка Варвара и ее ученицы выдерживают это в трудах праведных и молитвах. Не случайно поклониться затворникам и попросить через них божьей благодати приезжают сюда земляки и паломники из других регионов и ближнего зарубежья. Крепка Варварина вера, крепко ее слово, несущее добро. Недаром верят ей люди и благодарны ей. Омичи - молодые супруги Леонид и Елена Соловьевы высказали ей свою огромную признательность через Интернет за помощь в исцелении малолетней дочери Анастасии. Молилась она и помогла победить тяжелый недуг жителю Кормиловского района Владимиру Булаеву. Врачи сказали его родственникам, что жить дедушке осталось не больше двух недель, а он живет, слава богу, второй год. Можно назвать целый список тех, кому праведными молитвами помогла монахиня Варвара.
- Не могу больше говорить, - заканчивает беседу матушка. - Сил нет. А мне их необходимо набраться. Через два дня праздник у нас большой и служба в храме восьмичасовая предстоит.
Комментирует митрополит Омский и Тарский Феодосий:
- Матушка Варвара - одна из самых стойких духовных тружениц. Много лет она находилась в большом подвиге. Денно и нощно молилась. Двадцать четыре года назад застали мы ее в землянке в марьяновских лесах. Во имя веры натерпелась она немало худа. Сейчас прихожане из Омска, Новосибирска, Москвы и других городов ей помогают. Задумка у матушки есть: поставить вокруг собора Серафима Саровского двенадцать часовен. Спрашиваю ее: «Зачем, матушка, так много?» Она и отвечает, что для каждого из двенадцати главных православных праздников в обители будет своя церковь. А скольким людям она молитвами помогла - чтобы перечислить всех, долгое время понадобится.
Анастасия КОСЕНКО