Поиск

Одно из самых таинственных зданий Омска ранее принадлежало церкви. Потом его перестроили, а уже в XXI веке в стене дежурной части нашли фрески.

В этом году в Омской области началась реконструкция здания по улице Ленина, 2, которое больше известно как «серый дом». Здесь размещаются управления ФСБ и МВД России по Омской области.

Это здание считается одним из самых таинственных в Омске. Посторонним людям без приглашения зайти сюда практически невозможно, а те, кто там работают, неохотно рассказывают об этом месте. Между тем об этом здании ходят легенды. Главная из них заключается в том, что в былые годы не все люди, которые туда заходили или которых заводили, потом выходили назад. Попросту говоря, их там расстреливали. Но правда ли это?

Корреспондент РИА «Омск-информ» попытался найти интересные факты из истории «Серого дома» и разгадать некоторые тайны. Сделать это оказалось очень сложно. Различные издания содержат похожий справочный материал, хотя в архивах и попадаются интересные газетные публикации, из которых по крупицам получилось собрать хоть какую-то информацию.

Архиерейский дом

Строительство на этом месте началось весной 1904 года. Но тогда никто и подумать не мог, что здесь когда-то будут размещаться органы правоохранительной направленности.

Строили в 1904 году Архиерейский дом с домовой церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Духовную консисторию (епархиальное управление). Строительство этих зданий велось на средства Священного синода, который часть денег получал из государственной казны. Комплекс зданий был запроектирован синодальным архитектором Евгением Морозовым в январе 1903 года.

Этот известный мастер с 1891 года состоял помощником производителя работ по перестройке здания Большого театра в Петербурге под консерваторию, а ранее участвовал в перестройке здания Английского клуба на Дворцовой набережной. Морозов являлся автором многих церковных построек.

Производителем работ на строительстве Архиерейского дома был Моисей Шухман, окончивший Институт гражданских инженеров и исполнявший должность акмолинского областного архитектора. Здание духовной консистории возводилось в то же время. Оно строилось под наблюдением акмолинского областного инженера А. Л. Зуева. Подрядчиком на строительстве епархиальных зданий был троицкий купец М. И. Печенин.

Срок окончания строительства Архиерейского дома с Крестовой церковью запланировали на 1 октября 1906 года, но работы затянулись до конца 1909-го. Комплекс зданий с квадратными окнами первого этажа и полуциркульными окнами второго с богатыми порталами и изысканным декором в русском стиле стал украшением Омска. Этот ансамбль создавался по единому художественному замыслу, который был проникнут идеей придания ему ярко выраженного национального характера. Одной из особенностей комплекса была его двуцветность, и белокаменные фигурные детали прекрасно читались на фоне красных кирпичных стен.

Архиерейский дом был г-образной формы с парадным входом в виде красного крыльца под аркой на столбах из профильного кирпича со стороны улицы Тарской. Крестовую церковь при доме архиерея венчал шатер с луковичной главкой, росписи внутри были сделаны художником Артемьевым.

Новым словом в технологии строительства для Омска были полы из асфальта по бетонному основанию. Полы жилых и общественных помещений были покрыты паркетом и метлахской плиткой. Лестница в Архиерейском доме была мраморной.

В Архиерейском доме и Крестовой церкви проходили важные для Омска тех лет события. Так, 18 марта 1913 года в Архиерейском доме под председательством архиепископа Акмолинского состоялось организационное собрание совета Общества трезвости. А 29 и 30 апреля 1913 года в Омске состоялось церковное торжество в день памяти святителя Никиты, епископа  Новгородского. Богослужения совершались архиепископом Андронником в Крестовой церкви, где находилась икона святых Новгородских угодников. Также стоит отметить, что при Крестовой церкви существовал архиерейский хор.

2 февраля 1918 года в связи с декретом об отделении церкви от государства власть потребовала от архиепископа Сильвестра освободить здания. В воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание патриарха Тихона. Протоиерей Александр Соловьев произнес проникновенную речь о гонении на церковь, прихожане плакали. Ночью 6 февраля отряд вооруженных красногрвардейцев ворвался в Архиерейский дом, убил эконома Николая Цикуру и арестовал святителя Сильвестра. Звонарь собора созывал прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквях зазвонили в колокола, народ заполнил площадь, Сильвестр был освобожден.

В 1920 году епархиальные здания и имущество национализировали. В Архиерейском доме разместили психиатрическую больницу, а затем чрезвычайную комиссию с внутренней тюрьмой. В 1930-е гг. здесь размещалось управление охраны общественного порядка.

Перестройка

17 февраля 1935 года Президиум Омского облисполкома принял решение о перестройке Архиерейского дома и Духовной консистории в большое здание Управления народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Для реконструкции церковных объектов под здание НКВД использовали кирпичи взорванного в том же 1935 году Успенского кафедрального собора.

Оба здания были объединены и надстроены до четырех этажей. Между церковью и консисторией была построена четырехэтажная вставка. Здание НКВД поглотило бывший Архиерейский дом и Духовную консисторию.

Обновленное здание считалось одной из лучших административных построек города того времени. Автором довольно сложного проекта стал выпускник Омского художественно-промышленного техникума Евгений Семенов, в качестве консультанта был привлечен уже упомянутый Моисей Шухман, поскольку при реконструкции помимо архитектурных, нужно было решить ряд инженерных задач по несущей способности фундаментов и стен, по конструктивной возможности перепланировки и т. д.

При реконструкции была кардинально изменена архитектура здания. Первоначально построенное в русском краснокирпичном стиле со штукатурными архитектурными деталями здание после реконструкции было перестроено в стиле постконструктивизма с чертами нарождавшегося советского ампира. При этом первоначальный декор преимущественно сохранился, но был скрыт под каменной штукатуркой. Изменился масштаб здания. В обновленном виде оно стало более монументальным. К тому же новая функция – управление НКВД, которая была одним из символов власти, требовала новой архитектуры.

Существенно изменилась и облицовка здания. Его покрыли монументальным, толстым слоем цементной штукатурки под гранит. Получили новую трактовку оконные сандрики (наличники). Вместо резных из профильного кирпича они стали иметь геометрические в духе конструктивизма формы. Оконные оси над изначальными объемами сохранили свои небольшие размеры, но окна в объемах соединительных пристроев стали несколько просторнее. Ряд окон в объеме Крестовой церкви расширены вырубкой и, очевидно, закладкой новых бетонных перемычек. Выступающая часть здания со стороны улицы Тарской – ризалит главного входа, где находилось красное крыльцо, – получила новое оформление.

Шатер над Крестовой церковью снесли, заменив куполом, и водрузили красный флаг. Церковный «восымерик» (на уровне 2-го этажа угловой части современного здания), в принципе, сохранился, а следовательно, мог сохраниться и церковный свод над разобранным шатром.

Большое единое здание протянулось фасадами на три улицы: Тарская, Ленина и Кароя Лигети (нынешняя улица Ивана Алексеева). Цвет здания стал более «холодным», официальным. Отношение к органам НКВД, как проводнику политических репрессий, сформировало мрачное восприятие в общественном сознании их «цитадели», тогда же получившей прозвище «серый дом», которое укоренилось и по сей день.

Границы старых объемов и Архиерейского дома, и Духовной консистории на современных фасадах здания можно увидеть по оконным проемам со всех сторон. Узкие окна на уличных фасадах говорят о том, что эти части здания построены на изначальных объемах Архиерейского дома и консистории. Более широкие окна – выполнены в процессе реконструкции для соединительных объемов по проекту Евгения Семенова.

Известный омский историк и краевед, заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина Алексей Сорокин отмечает, что здание НКВД решили разместить именно здесь, потому что Архиерейский дом оказался на центральной площади и стал, видимо, лакомым кусочком для определенных людей.

– Проект реконструкции разработал архитектор Семенов. Здание должны были увешать статуями и тому подобным декором. Перестраивали здание с 1935 по 1939 год. Потом началась война, здание осталось незавершенным в плане украшения. Но в остальном реконструкцию завершили. Потом оно неоднократно реконструировалось. Теперь это памятник двух эпох и двух стилей. Есть эклектика – Морозов и Шухман, а есть неординарный архитектор Семенов. Это не ампир, а высокий сталинский стиль. Это стиль, который прижимает человека к земле, который показывает величие государства над маленьким винтиком. Не зря в Ленинграде есть «большой дом», а в Омске – «серый дом». Архиерейский дом – эклектика – превратился в высокий сталинский стиль. Самое интересное, что эти два стиля и два назначения здания причудливо сочетаются, – говорит Алексей Сорокин.

Подземный ход к Успенскому собору

Старожилы уверяют, что Архиерейский дом и Успенский собор были соединены подземным ходом, но в годы советской власти он был замурован. В музее УМВД удалось найти любопытную газетную публикацию, автором которой был известный омский краевед Иван Шихатов. Он утверждал, что подземный ход действительно существовал. Начинался он якобы в подземелье домовой архиерейской церкви, а заканчивался под алтарем собора. Этот ход, как утверждается, использовался архиереями для быстрого перехода от жилых покоев к месту службы.

И никаких тайн он не скрывал. Тайны начались позже. До сих пор бродят слухи, что часть церковных сокровищ и секретных документов священники замуровали где-то в этом подземелье. Когда собор снесли, то подземный ход все равно остался, только со стороны храма его замуровали и засыпали.

В 1958 году на месте Успенского собора установили скульптуру Михаила Хахаева «Олень». Шихатов утверждал, что именно оленем заткнули выход из подземелья, а вход в туннель из подвала «серого дома» был закрыт плитой. Когда через несколько десятилетий на месте собора строили фонтан, то строители якобы обнаружили этот подземный туннель. Но никакие археологические раскопки проводить не стали, а туннель просто засыпали.

Омичи утверждали, что именно в этом подземелье в свое время расстреливали «врагов народа». Но доподлинно об этом никто не скажет. И непонятно, если там действительно исполнялись приговоры, то где погребены останки расстрелянных людей. Народная молва утверждает, что именно здесь хранятся кости жертв террора. У краеведа Алексея Сорокина на этот счет свое мнение:

– То ли было там подземелье, то ли не было. Расстреливали там в подвалах или не расстреливали, не знаю. Честно говоря, сомневаюсь. Для того чтобы расстреливать, были другие места. Это другое назначение здания.

Фрески в дежурной части

По устным свидетельствам старожилов, в Крестовой церкви имелись фрески. Их невозможно было уничтожить, не разрушив внутреннего штукатурного покрытия. Поэтому фрески домовой церкви были просто забелены толстым слоем извести. В 2005 году здание подверглось очередному ремонту. Рабочие, обдирая штукатурку, обнаружили в дежурной части те самые фрески, на которых были лики православных святых. Для многих сотрудников милиции, работавших тогда в областном УВД, эта находка стала полной неожиданностью. Как утверждают очевидцы, у ремонтной бригады не поднялась рука в очередной раз совершить святотатство и уничтожить остатки истории. Фрески на этот раз спрятали под листами гипсокартона.

В 2015 году министерство культуры Омской области включило здание на Ленина, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2020 году были проведены комплексные научные исследования, по результатам которых было принято решение о проведении ремонта фасадов и кровли здания для обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения. Во время ремонта предполагается частично заменить окна и двери, а также провести реставрацию каменной штукатурки и выполнить другие работы.

– Пусть фасад реконструируют, но главное, чтобы этот внешний вид сохранился, – говорит Алексей Сорокин. – Они эту штукатурку сколют и новую положат. Мне кажется, что улучшать облик там незачем, но, с другой стороны, там наверняка были какие-то потеки, что-то еще.

Ремонт «серого дома» завершится только в 2023 году. Возможно, за это время раскроются еще какие-то тайны этого мрачного здания и будет найдена интересная частичка истории.

Одно из самых таинственных зданий Омска ранее принадлежало церкви. Потом его перестроили, а уже в XXI веке в стене дежурной части нашли фрески.

В этом году в Омской области началась реконструкция здания по улице Ленина, 2, которое больше известно как «серый дом». Здесь размещаются управления ФСБ и МВД России по Омской области.

Это здание считается одним из самых таинственных в Омске. Посторонним людям без приглашения зайти сюда практически невозможно, а те, кто там работают, неохотно рассказывают об этом месте. Между тем об этом здании ходят легенды. Главная из них заключается в том, что в былые годы не все люди, которые туда заходили или которых заводили, потом выходили назад. Попросту говоря, их там расстреливали. Но правда ли это?

Корреспондент РИА «Омск-информ» попытался найти интересные факты из истории «Серого дома» и разгадать некоторые тайны. Сделать это оказалось очень сложно. Различные издания содержат похожий справочный материал, хотя в архивах и попадаются интересные газетные публикации, из которых по крупицам получилось собрать хоть какую-то информацию.

Архиерейский дом

Строительство на этом месте началось весной 1904 года. Но тогда никто и подумать не мог, что здесь когда-то будут размещаться органы правоохранительной направленности.

Строили в 1904 году Архиерейский дом с домовой церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Духовную консисторию (епархиальное управление). Строительство этих зданий велось на средства Священного синода, который часть денег получал из государственной казны. Комплекс зданий был запроектирован синодальным архитектором Евгением Морозовым в январе 1903 года.

Этот известный мастер с 1891 года состоял помощником производителя работ по перестройке здания Большого театра в Петербурге под консерваторию, а ранее участвовал в перестройке здания Английского клуба на Дворцовой набережной. Морозов являлся автором многих церковных построек.

Производителем работ на строительстве Архиерейского дома был Моисей Шухман, окончивший Институт гражданских инженеров и исполнявший должность акмолинского областного архитектора. Здание духовной консистории возводилось в то же время. Оно строилось под наблюдением акмолинского областного инженера А. Л. Зуева. Подрядчиком на строительстве епархиальных зданий был троицкий купец М. И. Печенин.

Срок окончания строительства Архиерейского дома с Крестовой церковью запланировали на 1 октября 1906 года, но работы затянулись до конца 1909-го. Комплекс зданий с квадратными окнами первого этажа и полуциркульными окнами второго с богатыми порталами и изысканным декором в русском стиле стал украшением Омска. Этот ансамбль создавался по единому художественному замыслу, который был проникнут идеей придания ему ярко выраженного национального характера. Одной из особенностей комплекса была его двуцветность, и белокаменные фигурные детали прекрасно читались на фоне красных кирпичных стен.

Архиерейский дом был г-образной формы с парадным входом в виде красного крыльца под аркой на столбах из профильного кирпича со стороны улицы Тарской. Крестовую церковь при доме архиерея венчал шатер с луковичной главкой, росписи внутри были сделаны художником Артемьевым.

Новым словом в технологии строительства для Омска были полы из асфальта по бетонному основанию. Полы жилых и общественных помещений были покрыты паркетом и метлахской плиткой. Лестница в Архиерейском доме была мраморной.

В Архиерейском доме и Крестовой церкви проходили важные для Омска тех лет события. Так, 18 марта 1913 года в Архиерейском доме под председательством архиепископа Акмолинского состоялось организационное собрание совета Общества трезвости. А 29 и 30 апреля 1913 года в Омске состоялось церковное торжество в день памяти святителя Никиты, епископа  Новгородского. Богослужения совершались архиепископом Андронником в Крестовой церкви, где находилась икона святых Новгородских угодников. Также стоит отметить, что при Крестовой церкви существовал архиерейский хор.

2 февраля 1918 года в связи с декретом об отделении церкви от государства власть потребовала от архиепископа Сильвестра освободить здания. В воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание патриарха Тихона. Протоиерей Александр Соловьев произнес проникновенную речь о гонении на церковь, прихожане плакали. Ночью 6 февраля отряд вооруженных красногрвардейцев ворвался в Архиерейский дом, убил эконома Николая Цикуру и арестовал святителя Сильвестра. Звонарь собора созывал прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквях зазвонили в колокола, народ заполнил площадь, Сильвестр был освобожден.

В 1920 году епархиальные здания и имущество национализировали. В Архиерейском доме разместили психиатрическую больницу, а затем чрезвычайную комиссию с внутренней тюрьмой. В 1930-е гг. здесь размещалось управление охраны общественного порядка.

Перестройка

17 февраля 1935 года Президиум Омского облисполкома принял решение о перестройке Архиерейского дома и Духовной консистории в большое здание Управления народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Для реконструкции церковных объектов под здание НКВД использовали кирпичи взорванного в том же 1935 году Успенского кафедрального собора.

Оба здания были объединены и надстроены до четырех этажей. Между церковью и консисторией была построена четырехэтажная вставка. Здание НКВД поглотило бывший Архиерейский дом и Духовную консисторию.

Обновленное здание считалось одной из лучших административных построек города того времени. Автором довольно сложного проекта стал выпускник Омского художественно-промышленного техникума Евгений Семенов, в качестве консультанта был привлечен уже упомянутый Моисей Шухман, поскольку при реконструкции помимо архитектурных, нужно было решить ряд инженерных задач по несущей способности фундаментов и стен, по конструктивной возможности перепланировки и т. д.

При реконструкции была кардинально изменена архитектура здания. Первоначально построенное в русском краснокирпичном стиле со штукатурными архитектурными деталями здание после реконструкции было перестроено в стиле постконструктивизма с чертами нарождавшегося советского ампира. При этом первоначальный декор преимущественно сохранился, но был скрыт под каменной штукатуркой. Изменился масштаб здания. В обновленном виде оно стало более монументальным. К тому же новая функция – управление НКВД, которая была одним из символов власти, требовала новой архитектуры.

Существенно изменилась и облицовка здания. Его покрыли монументальным, толстым слоем цементной штукатурки под гранит. Получили новую трактовку оконные сандрики (наличники). Вместо резных из профильного кирпича они стали иметь геометрические в духе конструктивизма формы. Оконные оси над изначальными объемами сохранили свои небольшие размеры, но окна в объемах соединительных пристроев стали несколько просторнее. Ряд окон в объеме Крестовой церкви расширены вырубкой и, очевидно, закладкой новых бетонных перемычек. Выступающая часть здания со стороны улицы Тарской – ризалит главного входа, где находилось красное крыльцо, – получила новое оформление.

Шатер над Крестовой церковью снесли, заменив куполом, и водрузили красный флаг. Церковный «восымерик» (на уровне 2-го этажа угловой части современного здания), в принципе, сохранился, а следовательно, мог сохраниться и церковный свод над разобранным шатром.

Большое единое здание протянулось фасадами на три улицы: Тарская, Ленина и Кароя Лигети (нынешняя улица Ивана Алексеева). Цвет здания стал более «холодным», официальным. Отношение к органам НКВД, как проводнику политических репрессий, сформировало мрачное восприятие в общественном сознании их «цитадели», тогда же получившей прозвище «серый дом», которое укоренилось и по сей день.

Границы старых объемов и Архиерейского дома, и Духовной консистории на современных фасадах здания можно увидеть по оконным проемам со всех сторон. Узкие окна на уличных фасадах говорят о том, что эти части здания построены на изначальных объемах Архиерейского дома и консистории. Более широкие окна – выполнены в процессе реконструкции для соединительных объемов по проекту Евгения Семенова.

Известный омский историк и краевед, заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина Алексей Сорокин отмечает, что здание НКВД решили разместить именно здесь, потому что Архиерейский дом оказался на центральной площади и стал, видимо, лакомым кусочком для определенных людей.

– Проект реконструкции разработал архитектор Семенов. Здание должны были увешать статуями и тому подобным декором. Перестраивали здание с 1935 по 1939 год. Потом началась война, здание осталось незавершенным в плане украшения. Но в остальном реконструкцию завершили. Потом оно неоднократно реконструировалось. Теперь это памятник двух эпох и двух стилей. Есть эклектика – Морозов и Шухман, а есть неординарный архитектор Семенов. Это не ампир, а высокий сталинский стиль. Это стиль, который прижимает человека к земле, который показывает величие государства над маленьким винтиком. Не зря в Ленинграде есть «большой дом», а в Омске – «серый дом». Архиерейский дом – эклектика – превратился в высокий сталинский стиль. Самое интересное, что эти два стиля и два назначения здания причудливо сочетаются, – говорит Алексей Сорокин.

Подземный ход к Успенскому собору

Старожилы уверяют, что Архиерейский дом и Успенский собор были соединены подземным ходом, но в годы советской власти он был замурован. В музее УМВД удалось найти любопытную газетную публикацию, автором которой был известный омский краевед Иван Шихатов. Он утверждал, что подземный ход действительно существовал. Начинался он якобы в подземелье домовой архиерейской церкви, а заканчивался под алтарем собора. Этот ход, как утверждается, использовался архиереями для быстрого перехода от жилых покоев к месту службы.

И никаких тайн он не скрывал. Тайны начались позже. До сих пор бродят слухи, что часть церковных сокровищ и секретных документов священники замуровали где-то в этом подземелье. Когда собор снесли, то подземный ход все равно остался, только со стороны храма его замуровали и засыпали.

В 1958 году на месте Успенского собора установили скульптуру Михаила Хахаева «Олень». Шихатов утверждал, что именно оленем заткнули выход из подземелья, а вход в туннель из подвала «серого дома» был закрыт плитой. Когда через несколько десятилетий на месте собора строили фонтан, то строители якобы обнаружили этот подземный туннель. Но никакие археологические раскопки проводить не стали, а туннель просто засыпали.

Омичи утверждали, что именно в этом подземелье в свое время расстреливали «врагов народа». Но доподлинно об этом никто не скажет. И непонятно, если там действительно исполнялись приговоры, то где погребены останки расстрелянных людей. Народная молва утверждает, что именно здесь хранятся кости жертв террора. У краеведа Алексея Сорокина на этот счет свое мнение:

– То ли было там подземелье, то ли не было. Расстреливали там в подвалах или не расстреливали, не знаю. Честно говоря, сомневаюсь. Для того чтобы расстреливать, были другие места. Это другое назначение здания.

Фрески в дежурной части

По устным свидетельствам старожилов, в Крестовой церкви имелись фрески. Их невозможно было уничтожить, не разрушив внутреннего штукатурного покрытия. Поэтому фрески домовой церкви были просто забелены толстым слоем извести. В 2005 году здание подверглось очередному ремонту. Рабочие, обдирая штукатурку, обнаружили в дежурной части те самые фрески, на которых были лики православных святых. Для многих сотрудников милиции, работавших тогда в областном УВД, эта находка стала полной неожиданностью. Как утверждают очевидцы, у ремонтной бригады не поднялась рука в очередной раз совершить святотатство и уничтожить остатки истории. Фрески на этот раз спрятали под листами гипсокартона.

В 2015 году министерство культуры Омской области включило здание на Ленина, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2020 году были проведены комплексные научные исследования, по результатам которых было принято решение о проведении ремонта фасадов и кровли здания для обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения. Во время ремонта предполагается частично заменить окна и двери, а также провести реставрацию каменной штукатурки и выполнить другие работы.

– Пусть фасад реконструируют, но главное, чтобы этот внешний вид сохранился, – говорит Алексей Сорокин. – Они эту штукатурку сколют и новую положат. Мне кажется, что улучшать облик там незачем, но, с другой стороны, там наверняка были какие-то потеки, что-то еще.

Ремонт «серого дома» завершится только в 2023 году. Возможно, за это время раскроются еще какие-то тайны этого мрачного здания и будет найдена интересная частичка истории.

16166Евгений Яровой