Поиск

Омичи с ностальгией вспоминают автобусы, на которых ездили 10–15 лет. Почему они исчезли и что ждет маршруты, которыми мы пользуемся сегодня?

К концу года в Омске планируют утвердить новую маршрутную сеть, которая будет принципиально иной, чем ныне действующая. Ранее и.о. директора департамента транспорта мэрии Вадим Кормилец сообщал, что ядром новой схемы станут магистральные маршруты, а остальные будут выполнять роль подвозящих. Роль маршруток вовсе будет сведена к минимуму, а жители омских пригородов смогут пересесть с «сельских» автобусов на городские на 8 транспортно-логистических узлах.

Таким образом, в историю уйдут большинство ныне действующих автобусных маршрутов города. Их сейчас насчитывается несколько десятков. Но еще больше автобусных маршрутов в городе уже не существует, хотя многие омичи с теплотой вспоминают о них. Какие-то автобусные маршруты заменили маршрутными такси, какие-то объединили с другими, целый ряд маршрутов просто были отменены 5–10 лет назад в ходе нескольких транспортных реформ.

Автобусы-«гармошки» и желтые «газели» вспоминаются с ностальгией

Заместитель директора департамента транспорта Омска Игорь Кожухов рассказал о причинах «скукоживания» муниципального транспорта, который еще пару десятилетий назад перевозил основную массу пассажиров в городе.

– Начиная с конца 1990-х количество муниципального транспорта стало сокращаться. Нового транспорта покупали мало, имеющийся старел, выходил из строя, денег на ремонт не хватало. В этот период на рынке и появились частные перевозчики. Причем перевозчики, пользуясь пробелами в законодательстве, могли сами открыть маршрут и работать без договора с департаментом транспорта, так как штрафы за это были на тот момент незначительными, – говорит Игорь Кожухов. – Налоги у муниципальных перевозчиков и частных были несоизмеримы. Да и затраты на «газель» были куда меньше, чем на большой автобус, троллейбус или трамвай. 

Частники с конца 90-х и в начале нулевых открыли огромное количество дублирующих друг друга маршрутов. Появлялись маршруты «газелей», которые полностью совпадали с муниципальными маршрутами: 69-я маршрутка дублировала 69-й автобус, 73-я – маршрут № 73, 207-я дублировала 110-й автобус, 317-я ездила так же, как троллейбус № 3. В итоге частные маршрутки буквально «выдавливали» муниципальные автобусы.

– Практика свидетельствует о том, что большое количество дублирующих маршрутов не позволяет цивилизованно развиваться рынку пассажирских перевозок. Лет 10 назад в Омске было порядка 250 маршрутов, а сегодня 134. Но меньше не означает хуже. Ни в одном городе-миллионнике, исключая Москву и Санкт-Петербург, нет маршрутной сети, где работает 150 и больше маршрутов, их количество в основном не превышает 100, – говорит замруководителя омского дептранса.

Сегодня на рынке пассажирских перевозок Омска ситуация начинает складываться в пользу муниципального транспорта. С 2019 года идет повсеместное внедрение безналичной формы оплаты, государство помогает с закупкой нового подвижного состава, появились магистральные маршруты. Экономика муниципальных ПП № 8 и «Электрического транспорта» находится в гораздо лучшем состоянии, чем у частников, которые еще буквально вчера определили повестку. С внедрением новой маршрутной сети и введением муниципальных контрактов городские власти станут основным оператором этого рынка. И тогда, вполне вероятно, нас ждет открытие новых автобусных маршрутов.

А пока вспомним те, по которым омичи ездили еще каких-то 10–15 лет назад. В этом нам помогают фотографии начала века и жители города, активно пользовавшиеся общественным транспортом в тот период. 

Автобусы на Ленина: из десятка маршрутов остался лишь 73-й

Еще 15 лет назад по улице Ленина ходили такие автобусы, как 44 (Дергачева – Старая Московка (птицефабрика)), 78 (Солнечный – Солнечный), 85 (3-я Железнодорожная – Крупской), 16 (Пос. Рыбачий – Партизанская), 27 (Стрельникова – З-д Попова), 84 (Партизанская – Чукреевка), 15-й (5-й Крипичный –Партизанская), 33 (3-я Железнодорожная – Бархатовой), 28 (Солнечный – Солнечный), 63 (Гараж ЦС – МЧС № 9), 73 (Стрельникова – Романенко) и 64 (Дальний – Дергачева), а также ряд садовых маршрутов.

На сегодняшний день по Ленина ходит лишь 73-й автобус, и то в сторону Чкаловского поселка. Иногда водители этого маршрута после Соборной площади сворачивают на Интернациональную, и автобусы следуют по Гагарина – Маркса. Также 73-й автобус не ходит по Ленина в тех случаях, когда из-за праздничных торжеств перекрыто движение по Соборной площади.

Уже давно нет 44-го автобуса, 15, 84 и 85-го автобусных маршрутов.

О 15-м маршруте рассказывает житель Омска Евгений, детство которого прошло в Амурском поселке. 

– Автобус 15-го маршрута ходил от 5-го Кирпичного завода в «Амуре» до улицы Партизанской. Маршрут был очень востребован, так как считался кратчайшим, который ходил из «Амура» в центр. На нем ездили и дачники, которые иногда расплачивались с кондукторами огурцами, и это было в порядке вещей. Когда этот автобус убрали, без муниципального транспорта остались жители сразу нескольких улиц. Ничего взамен ему так и не придумали, – говорит омич. 

Интересна «судьба» 27-го автобуса. Его, как и 85-й маршрут, отменили в июле 2014 года. Тогда в департаменте транспорта обещали, что этот автобус заменит 404-я маршрутка, но она просуществовала недолго и была отменена в 2017 году. Маршрут же 27-го автобуса можно по праву назвать уникальным.

С завода Попова автобусы следовали через 3-й Разъезд, улицу 20 лет РККА, парк культуры, улицы Маяковского, Ленина, Герцена, 24-й Северной, ДК «Химик» и до улицы Стрельникова. Сегодня сложно представить, чтобы в городе существовал маршрут со столь витиеватой схемой движения. А в былые времена он пользовался популярностью у студентов СибГУФКа и болельщиков «Иртыша», которые ездили на нем на футбольные матчи. 

Маршруты № 28 и 78, которые ходили по улица Ленина, омичи постоянно путали, так как они были зеркальными: 28-й автобус ходил в центр через Ленинградский мост и возвращался на Левобережье через метромост, а 78-й ездил через метромост и возвращался на Левобережье через Ленинградский мост. Горожане, ожидавшие эти автобусы, к примеру, на остановке «Площадь Ленина», часто не могли понять, куда едет автобус? 

Многим омичам 28-й и 78-й маршруты запомнились большими автобусами-«гармошками» марки «Мерседес», которые поступили в город в 1997 году. Эти автобусы стали настоящими символами эпохи конца 1990-х – начала «нулевых».

Последний раз «гармошки» вышли на улицы города осенью 2018 года. К сегодняшнему дню от них не осталось и следа – все «мерседесы» распилили на металлолом.

Автобусы, которые ходили до улицы Партизанской

Студенты ОмГПУ наверняка помнят, что еще 5–7 лет назад напротив 2-го корпуса вуза располагалась большая разворотная площадка, настоящий транспортно-пересадочный узел, с которого можно было уехать во многие районы города, а также в садоводческие товарищества.

Автобусы окончательно ушли с Партизанской после того, как выяснилось, что территория под разворотной площадкой принадлежит частному лицу. Было это летом 2016 года. В декабре тогдашний губернатор Виктор Назаров вмешался в ситуацию и потребовал вернуть автобусы на Партизанскую. Но это так и не удалось сделать, видимо, не хватило влияния у главы региона. 

Партизанская была конечной для более чем десятка автобусных маршрутов. И лишь немногие из них уцелели, когда разворотной площадки не стало.

С Юбилейного моста автобусы поворачивали на Партизанскую

Так, «в живых» остались 16-й автобус, который связывает улицу Депутатскую через площадь Ленина и Ленинградский мост с поселком Рыбачьим. «Здравствует» и 34-й автобус, идущий с поселка Большие Поля в центр города. По-прежнему горожане могут уехать на 62-м автобусе (КДЦ «Маяковский» – Большая Островка). Как и на 16-м маршруте, на 62-м работают маловместительные «луидоры». Правда, и пассажиропоток на данных маршрутах минимальный.

Остальные автобусные маршруты, останавливавшиеся на Партизанской, больше не существуют.

Так, маршрут № 53 (Партизанская – Булатова) весной 2014 года был объединен с 64-м маршрутом и продлен до поселка Дальнего. Также с 1 апреля 2014 года прекратили свое существование автобусные маршруты № 15 (ул. Партизанская – 5-й Кирпичный завод), № 48 (ул. Партизанская – Автоколонна 1251), № 36, который объединили с 45-м автобусом. С 1 апреля 2014 года 45-й автобус убрали с улицы Орджоникидзе и направили в Амурский поселок. К счастью, сейчас данный маршрут существует – совсем недавно его продлили до микрорайона Ясная Поляна.

Автобус с номером 66, ходивший до Партизанской, хорошо помнят жители улицы Омской. Он связывал с центром города район Учхоза. В 2015 году автобусов на этом маршруте не осталось, а в 2016-м маршрут перезапустили, отдали частнику и направили с Учхоза и улицы Омской на Левобережье – в микрорайон Прибрежный. Но и обновленный маршрут оказался убыточным. Пять лет назад он окончательно исчез. 

Маршруты № 115, 124, 136 и 138, конечной которых также была улица Партизанская, являются пригородными. В ноябре 2018 года автобусы этих маршрутов направили на ж/д вокзал. 

Автобусы, которые заменили маршрутками

Немалое количество автобусов, которые исчезли с улиц города, заменили маршрутками. Это касается не только пригородных маршрутов, но и внутригородских, ранее обслуживавшихся муниципальными ПАТП.

– Был у нас такой 56-й маршрут (3-я Железнодорожная – 21-я Амурская). Когда на нем перестали работать муниципальные автобусы, появились частные маршрутки. Частный перевозчик поработал и перестал, пришел другой и, поработав несколько месяцев, бросил маршрут из-за нерентабельности в связи с небольшим пассажиропотоком. Маршрут прекратил свою работу, – вспоминает Игорь Кожухов.

К слову, 56-й автобус имел необычный маршрут: с Амурского поселка транспорт следовал через Фрунзенский мост на улицу 10 лет Октября, а затем на Богдана Хмельницкого. Сегодня похожих маршрутов в Омске нет. 

Трансформация городских автобусов в маршрутки в Омске продолжалась вплоть до 2018–2019 годов. Пандемия коронавируса остановила эти процессы – частные перевозчики стали испытывать большие финансовые трудности и теперь им не до организации новых маршрутов.

– В последние годы парк муниципального транспорта пополняется и обновляется, в том числе при государственной поддержке, при этом многие частные перевозчики уходят с рынка, не выдерживая конкуренции. Администрация за счет стабильной стоимости проезда на регулируемых маршрутах сдерживает тариф на нерегулируемом рынке. Число маршрутов с регулируемым тарифом увеличивается, с нерегулируемым уменьшается, на сегодняшний день количество маршрутов с регулируемым тарифом в Омске больше, чем с нерегулируемым, – констатирует чиновник дептранса.

А 10–15 лет назад такие трудности испытывали муниципалы, отдавая свои маршруты частным перевозчикам. Те трансформировали и переименовывали маршруты.

Сейчас на 8-м маршруте работают лишь маловместительные микроавтобусы

Так, 43-й автобусный маршрут (Амурский поселок – Солнечный) превратился в 343-ю маршрутку, автобусный маршрут № 6 (3-я Железнодорожная – Завод Попова) стал маршрутом 6Н, а маршрут № 8 (МСЧ № 9 – Солнечный) в маршрут 8Н. Теперь на «восьмерке» работают частные перевозчики, выпускающие лишь маловместительные «форды» и «газели».

Интересна судьба 20-го автобусного маршрута. Многие омичи помнят, что «двадцатки» ходили по улице Маршала Жукова. Автобусы делали круг в центре города: с Гагарина они поворачивали на Думскую, затем на Жукова, с Жукова на Маяковского, проспект Маркса и снова двигались в сторону городка Нефтяников.

Когда-то «двадцатка» была такой 

В конце 2014 года 20-й маршрут изменили, направив на Московку. Маршрут сразу же приобрел большую популярность и стал приносить основную прибыль частному перевозчику ООО «АвтоСила-55». Под «двадцатку» даже закрыли маршрутку с наименованием В, а еще один дублирующий маршрут (№ 387) изменили. В прошлом году 387-й маршрут прекратил свое существование. Но сегодня то же самое может произойти и с 20-м маршрутом.

Сейчас этот маршрут официально именуется № 20Н. На нем нередко можно встретить маловместительные «луидоры». Хотя еще 3-4 года назад «двадцатку» обслуживали большие автобусы марки НефАЗ. Но затем маршрут стал потихоньку деградировать: в 2019–2020 годах число автобусов на нем значительно сократилось. Можно сказать, что сейчас этот маршрут дышит на ладан.

А вот 47-й автобус, превратившийся в 2017 году в маршрутку, сегодня здравствует. Обслуживаемый частным перевозчиком маршрут (Московка – Амур) в 2019 году продлили до Больших Полей. Сегодня на нем работают автобусы среднего класса марки ПАЗ. Интересно, что автобус № 47 и маршрутка № 47 несколько лет существовали параллельно, но потом маршрутка «выжила» муниципальный автобус.

Жители Привокзального поселка хорошо помнят 18-й автобус. Несколько лет назад на него зашел частный перевозчик, но ничего хорошего из этого не вышло.

– Зашел частник, по предложению которого маршрут продлили в Тополиный, но даже частные предприниматели с малыми автобусами не смогли удержаться из-за большой конкуренции и задублированности маршрутов. Сегодня данное сообщение возобновлено муниципальными 69-ми автобусами, – отметили в дептрансе.

Некогда «подвозящий» маршрут 31 (улица Лизы Чайкиной – Светлый) превратился в маршрутку 31Н, которая существует и ныне. В середине «нулевых» стал маршруткой и 97-й автобус (Амурский поселок – МСЧ № 9), превратился в маршрутку и 19-й автобус (Магистральный – ТЭЦ-5). Правда, сегодня и на нем почти нет машин. Были заменены маршрутками и муниципальные автобусы, следовавшие от ДК Лобкова. Речь идет о маршрутах № 4, 5, 30.

В 2015 году автобус № 68 был заменен 68-й маршруткой. К моменту исчезновения 68-го маршрута на нем работали 1-2 автобуса. Сейчас не так часто можно встретить и 68-ю маршрутку.

Уникальная ситуация произошла с 67-м автобусом (Пос. Солнечный – Нефтезавод): он превратился не в маршрутку, а в... троллейбус. Существующий ныне троллейбусный маршрут № 67 стал магистральным и пользуется популярностью у омичей. С начала года на этом маршруте проехали 1,5 млн пассажиров. Есть в Омске и еще два по-своему уникальных автобусных маршрута.

«Автобус-призрак» и автобус, «воскресавший» несколько раз

Был в городе автобусный маршрут, который то исчезал, то появлялся вновь. Речь идет о маршруте № 40. Первый раз он исчез в начале «нулевых». Затем в 2010 году перед выборами мэра города этот маршрут помпезно восстановили, связав СТЦ «Мега» через метромост с улицей Стрельникова. Возрождение «сороковки» хотели сделать чуть ли не символом возрождения всего муниципального транспорта города.

Это был единственный маршрут, связывавший Левобережье через метромост с улицей Красный Путь в сторону Нефтяников. Но, как это часто бывает, из-за низкого пассажиропотока уже в марте 2014 года «сороковку» отменили. Казалось бы, маршрут ушел в небытие. Но, исчезнув неожиданно, он так же неожиданно «воскрес» весной 2018 года. Правда, работал на нем уже частный перевозчик, а конечную маршрута изменили со Стрельникова на поселок Юбилейный. Однако частник не смог «раскатать» это направление. В феврале 2019 года «сороковке» изменили маршрут, направив ее до нефтезавода. Но и это не помогло. Автобусов на маршруте было мало, пассажиропоток низкий, и в начале пандемии коронавируса маршрут исчез окончательно.

Сегодня 49-й автобус можно увидеть разве что в ночи 

Есть в Омске автобусный маршрут-«призрак» № 49 (21-я Амурская – ПО «Иртыш»). Встретить его на городских улицах можно лишь рано утром и поздно вечером. Это единственный автобусный маршрут, существующий лишь по несколько часов в сутки. Дело в том, что утром автобусы едут по 49-му маршруту, доезжают до Амурского поселка, где превращаются в... 29-й автобус. Обратное превращение происходит вечером, когда с Амурского поселка 29-й автобус следует по маршруту № 49 до ПО «Иртыш».

Жители Телевизионного завода с ностальгией вспоминают те времена, когда 49-й автобус ездил по городу регулярно. 

– Раньше 49-й автобус ходил регулярно, в течение дня. Маршрут был длинный, может, не совсем удачный, но на нем можно было доехать с детьми до парка и в принципе выехать в центр с окраины. И обратно. Сейчас сделать это без пересадок на общественном транспорте просто невозможно, – говорит жительница «Телевизионки» Ирина

Сейчас из района Телевизионного завода в центр города направлен 69-й автобус. Следует он через тоннель на улице Серова, на маршруте в основном работают «луидоры». 

Автобусы, навсегда канувшие в Лету

Тем не менее немало автобусных маршрутов в Омске исчезли навсегда, не оставив после себя «потомков» в виде маршруток или автобусов-«призраков». Как отмечает Игорь Кожухов, с сокращением подвижного состава у муниципальных перевозчиков маршруты с низким пассажиропотоком было нечем «закрывать». И даже если на маршрут выходил частный перевозчик, то не всегда направление «выживало».

– Исчез 80-й маршрут: он ходил от Стрельникова на ж/д вокзал через Герцена, при наличии более пассажироемких маршрутов из городка Нефтяников на вокзал через центр города. Для сохранения и повышения эффективности его работы менялась схема: до завода Попова, в поселок Чкаловский через 3-й Разъезд. В результате маршрут перестал работать даже с автобусами частных перевозчиков из-за незначительного пассажиропотока, – отметил Игорь Кожухов.

Также исчезли 75-й маршрут (СибАДИ – ул. Бархатовой), 74-й (Речпорт – Крупской), 82-й (Солнечный – Академия транспорта). Последний, как и 20-й маршрут, в центре города ездил через улицу Маршала Жукова. Теперь общественный транспорт там не ходит совсем.

В 2014 году закрыли 9-й автобусный маршрут, связывавший Нефтяники с аэропортом. Этот маршрут вспоминают жители Старого Кировска, которые ездили на нем в том числе в вузы, расположенные в Нефтяниках. Бывший водитель «девятки» Сергей, работающий сегодня на маршрутке Омск – Калачинск, рассказывает, что маршрут был востребован, но из-за дефицита автобусов интервалы движения были большими. 

– Несколько лет я работал в ПАТП № 1, ездил по 9-му маршруту. Это было 10 лет назад. Неплохой был маршрут, но так и не довели его до ума – было мало автобусов. Работал я и еще два водителя. Из-за низкой зарплаты я уволился из ПАТП № 1, а потом и его расформировали, – вспоминает водитель.

Исчез и 60-й маршрут, который следовал из аэропорта на ж/д вокзал через Ленинградский мост. В 2018 году его заменили 17-м автобусом, продлив маршрут в Старый Кировск.

Нет сегодня и маршрута с самым «большим» номером в городе – 257. В конце 1990-х – начале 2000-х он связывал завод СК с улицей Бархатовой, но впоследствии был закрыт.

На сегодняшний день в похожем положении, близком к закрытию, в Омске находится еще ряд автобусных маршрутов, которые могли бы стать популярными, но из-за больших интервалов движения не станут ими.

В частности, речь идет про 23-й автобусный маршрут (Чкаловский – «Мега»). Сегодня это единственный маршрут, который проходит по улице Куйбышева. Однако машин на нем мало, интервал движения может составлять несколько часов.

То же самое можно сказать про 94, 96, 87, 90, 37, 1-й маршруты. На них работают по несколько «луидоров», интервалы движения большие. Не исключено, что эти маршруты постигнет та же незавидная участь, что ряд вышеназванных автобусов.

Тем более что в следующем году в Омске приступят к внедрению новой маршрутной схемы. О ее реализации подробно рассказали в департаменте транспорта.

Что ждет омичей дальше?

В департаменте транспорта не скрывают, что одна из ближайших задач – перевести всех перевозчиков на регулируемые тарифы. Практика, когда бизнесмены устанаваливают какую угодно стоимость проезда, должна прекратиться. Это позволит сдерживать стоимость проезда и сохранить маршруты – бросить их у перевозчиков не выйдет.

– Переводя в регулируемый тариф все маршруты, мы понимаем, что это дополнительная финансовая нагрузка на бюджет города по компенсации перевозчикам межтарифной разницы. Город будет обязан выплачивать компенсации всем перевозчикам. Чтобы полностью перейти в регулируемый сектор, мы должны тщательно все просчитать, взвесить. Перевод всех маршрутов в регулируемый сектор запланирован в следующем году. Изучаем практику других крупных городов, например, в Перми перевод всех маршрутов в регулируемый сектор на условиях брутто-контрактов в прошлом году обошелся городскому бюджету в 2 млрд рублей, – сообщил Игорь Кожухов.

В дептрансе понимают, что многие эффективные и социально важные маршруты Омска необходимо сохранить, но с оговорками.

– Нужна оптимизация ряда маршрутов, когда вместо 2-3 микроавтобусов на 20 мест на одном направлении мы ставим один автобус на 60 или 100 мест. Это и экономия на транспорте, и уменьшение заторов на дорогах, и мы ликвидируем дефицит водителей, который сейчас имеется у всех перевозчиков. Поэтому мы подходим достаточно серьезно к корректировке маршрутной сети, проведение которой запланировано в 2022 году при переходе в регулируемый сектор тарифов, – отмечает замруководителя дептранса.

Формирование новой маршрутной сети идет с использованием сложных информационных технологий. В частности, специалисты разработали программу, при помощи которой формируется база данных о корреспонденции поездок пассажиров с помощью ГЛОНАСС и АСОП. Что это означает?

– Программа фиксирует, где пассажир сел в транспорт и расплатился безналичным способом: в прямом и обратном направлении, получается корреспонденция поездки (участок). Суммарный набор таких участков, по которым перемещаются пассажиры, позволяет изучать пассажиропотоки для оптимального распределения транспорта по количеству и вместимости, – раскрыл технологию подсчета пассажиропотока Кожухов.

Для сравнения, в 2017 году при создании тогдашней маршрутной сети пассажиров на остановках вручную считали студенты. Маршрутную сеть образца 2017 года так и не запустили. Запуск же новой сети власти обещают в следующем году.

– Программа позволяет анализировать пассажиропотоки по участкам дорожной сети и определять потребность в пассажирском транспорте на каждом направлении. На сегодняшний день с учетом допустимых погрешностей этот метод наиболее правильный. Мы продолжаем сбор данных по пассажиропотокам, на базе которых планируем в 2022 году оптимизировать маршрутную сеть с одновременным переводом всех маршрутов на работу по регулируемому тарифу, – заключил Игорь Кожухов.

Поэтому не исключено, что скоро в городе исчезнут или переформатируются существующие ныне автобусные маршруты. 

Выводы:

Маршрутная сеть – это живой, постоянно меняющийся механизм. Маршруты могут появляться, исчезать, переформатироваться, но главным должно быть одно – от этого не должны страдать пассажиры. Когда где-то исчезает один маршрут, его должен заменить другой.

К сожалению, в последние годы в Омске после отмены одного маршрута ему не всегда была предложена полноценная альтернатива в виде другого маршрута. Не исключено, что через пару лет омичи с ностальгией будут вспоминать об автобусных маршрутах, существующих ныне. С введением новой маршрутной сети существующие сейчас направления могут как существенно измениться, так и вовсе исчезнуть. Но им на замену обязательно должны прийти другие маршруты. О чем мы, естественно, сообщим.

Сергей Энквист

7841

Омичи с ностальгией вспоминают автобусы, на которых ездили 10–15 лет. Почему они исчезли и что ждет маршруты, которыми мы пользуемся сегодня?

К концу года в Омске планируют утвердить новую маршрутную сеть, которая будет принципиально иной, чем ныне действующая. Ранее и.о. директора департамента транспорта мэрии Вадим Кормилец сообщал, что ядром новой схемы станут магистральные маршруты, а остальные будут выполнять роль подвозящих. Роль маршруток вовсе будет сведена к минимуму, а жители омских пригородов смогут пересесть с «сельских» автобусов на городские на 8 транспортно-логистических узлах.

Таким образом, в историю уйдут большинство ныне действующих автобусных маршрутов города. Их сейчас насчитывается несколько десятков. Но еще больше автобусных маршрутов в городе уже не существует, хотя многие омичи с теплотой вспоминают о них. Какие-то автобусные маршруты заменили маршрутными такси, какие-то объединили с другими, целый ряд маршрутов просто были отменены 5–10 лет назад в ходе нескольких транспортных реформ.

Автобусы-«гармошки» и желтые «газели» вспоминаются с ностальгией

Заместитель директора департамента транспорта Омска Игорь Кожухов рассказал о причинах «скукоживания» муниципального транспорта, который еще пару десятилетий назад перевозил основную массу пассажиров в городе.

– Начиная с конца 1990-х количество муниципального транспорта стало сокращаться. Нового транспорта покупали мало, имеющийся старел, выходил из строя, денег на ремонт не хватало. В этот период на рынке и появились частные перевозчики. Причем перевозчики, пользуясь пробелами в законодательстве, могли сами открыть маршрут и работать без договора с департаментом транспорта, так как штрафы за это были на тот момент незначительными, – говорит Игорь Кожухов. – Налоги у муниципальных перевозчиков и частных были несоизмеримы. Да и затраты на «газель» были куда меньше, чем на большой автобус, троллейбус или трамвай. 

Частники с конца 90-х и в начале нулевых открыли огромное количество дублирующих друг друга маршрутов. Появлялись маршруты «газелей», которые полностью совпадали с муниципальными маршрутами: 69-я маршрутка дублировала 69-й автобус, 73-я – маршрут № 73, 207-я дублировала 110-й автобус, 317-я ездила так же, как троллейбус № 3. В итоге частные маршрутки буквально «выдавливали» муниципальные автобусы.

– Практика свидетельствует о том, что большое количество дублирующих маршрутов не позволяет цивилизованно развиваться рынку пассажирских перевозок. Лет 10 назад в Омске было порядка 250 маршрутов, а сегодня 134. Но меньше не означает хуже. Ни в одном городе-миллионнике, исключая Москву и Санкт-Петербург, нет маршрутной сети, где работает 150 и больше маршрутов, их количество в основном не превышает 100, – говорит замруководителя омского дептранса.

Сегодня на рынке пассажирских перевозок Омска ситуация начинает складываться в пользу муниципального транспорта. С 2019 года идет повсеместное внедрение безналичной формы оплаты, государство помогает с закупкой нового подвижного состава, появились магистральные маршруты. Экономика муниципальных ПП № 8 и «Электрического транспорта» находится в гораздо лучшем состоянии, чем у частников, которые еще буквально вчера определили повестку. С внедрением новой маршрутной сети и введением муниципальных контрактов городские власти станут основным оператором этого рынка. И тогда, вполне вероятно, нас ждет открытие новых автобусных маршрутов.

А пока вспомним те, по которым омичи ездили еще каких-то 10–15 лет назад. В этом нам помогают фотографии начала века и жители города, активно пользовавшиеся общественным транспортом в тот период. 

Автобусы на Ленина: из десятка маршрутов остался лишь 73-й

Еще 15 лет назад по улице Ленина ходили такие автобусы, как 44 (Дергачева – Старая Московка (птицефабрика)), 78 (Солнечный – Солнечный), 85 (3-я Железнодорожная – Крупской), 16 (Пос. Рыбачий – Партизанская), 27 (Стрельникова – З-д Попова), 84 (Партизанская – Чукреевка), 15-й (5-й Крипичный –Партизанская), 33 (3-я Железнодорожная – Бархатовой), 28 (Солнечный – Солнечный), 63 (Гараж ЦС – МЧС № 9), 73 (Стрельникова – Романенко) и 64 (Дальний – Дергачева), а также ряд садовых маршрутов.

На сегодняшний день по Ленина ходит лишь 73-й автобус, и то в сторону Чкаловского поселка. Иногда водители этого маршрута после Соборной площади сворачивают на Интернациональную, и автобусы следуют по Гагарина – Маркса. Также 73-й автобус не ходит по Ленина в тех случаях, когда из-за праздничных торжеств перекрыто движение по Соборной площади.

Уже давно нет 44-го автобуса, 15, 84 и 85-го автобусных маршрутов.

О 15-м маршруте рассказывает житель Омска Евгений, детство которого прошло в Амурском поселке. 

– Автобус 15-го маршрута ходил от 5-го Кирпичного завода в «Амуре» до улицы Партизанской. Маршрут был очень востребован, так как считался кратчайшим, который ходил из «Амура» в центр. На нем ездили и дачники, которые иногда расплачивались с кондукторами огурцами, и это было в порядке вещей. Когда этот автобус убрали, без муниципального транспорта остались жители сразу нескольких улиц. Ничего взамен ему так и не придумали, – говорит омич. 

Интересна «судьба» 27-го автобуса. Его, как и 85-й маршрут, отменили в июле 2014 года. Тогда в департаменте транспорта обещали, что этот автобус заменит 404-я маршрутка, но она просуществовала недолго и была отменена в 2017 году. Маршрут же 27-го автобуса можно по праву назвать уникальным.

С завода Попова автобусы следовали через 3-й Разъезд, улицу 20 лет РККА, парк культуры, улицы Маяковского, Ленина, Герцена, 24-й Северной, ДК «Химик» и до улицы Стрельникова. Сегодня сложно представить, чтобы в городе существовал маршрут со столь витиеватой схемой движения. А в былые времена он пользовался популярностью у студентов СибГУФКа и болельщиков «Иртыша», которые ездили на нем на футбольные матчи. 

Маршруты № 28 и 78, которые ходили по улица Ленина, омичи постоянно путали, так как они были зеркальными: 28-й автобус ходил в центр через Ленинградский мост и возвращался на Левобережье через метромост, а 78-й ездил через метромост и возвращался на Левобережье через Ленинградский мост. Горожане, ожидавшие эти автобусы, к примеру, на остановке «Площадь Ленина», часто не могли понять, куда едет автобус? 

Многим омичам 28-й и 78-й маршруты запомнились большими автобусами-«гармошками» марки «Мерседес», которые поступили в город в 1997 году. Эти автобусы стали настоящими символами эпохи конца 1990-х – начала «нулевых».

Последний раз «гармошки» вышли на улицы города осенью 2018 года. К сегодняшнему дню от них не осталось и следа – все «мерседесы» распилили на металлолом.

Автобусы, которые ходили до улицы Партизанской

Студенты ОмГПУ наверняка помнят, что еще 5–7 лет назад напротив 2-го корпуса вуза располагалась большая разворотная площадка, настоящий транспортно-пересадочный узел, с которого можно было уехать во многие районы города, а также в садоводческие товарищества.

Автобусы окончательно ушли с Партизанской после того, как выяснилось, что территория под разворотной площадкой принадлежит частному лицу. Было это летом 2016 года. В декабре тогдашний губернатор Виктор Назаров вмешался в ситуацию и потребовал вернуть автобусы на Партизанскую. Но это так и не удалось сделать, видимо, не хватило влияния у главы региона. 

Партизанская была конечной для более чем десятка автобусных маршрутов. И лишь немногие из них уцелели, когда разворотной площадки не стало.

С Юбилейного моста автобусы поворачивали на Партизанскую

Так, «в живых» остались 16-й автобус, который связывает улицу Депутатскую через площадь Ленина и Ленинградский мост с поселком Рыбачьим. «Здравствует» и 34-й автобус, идущий с поселка Большие Поля в центр города. По-прежнему горожане могут уехать на 62-м автобусе (КДЦ «Маяковский» – Большая Островка). Как и на 16-м маршруте, на 62-м работают маловместительные «луидоры». Правда, и пассажиропоток на данных маршрутах минимальный.

Остальные автобусные маршруты, останавливавшиеся на Партизанской, больше не существуют.

Так, маршрут № 53 (Партизанская – Булатова) весной 2014 года был объединен с 64-м маршрутом и продлен до поселка Дальнего. Также с 1 апреля 2014 года прекратили свое существование автобусные маршруты № 15 (ул. Партизанская – 5-й Кирпичный завод), № 48 (ул. Партизанская – Автоколонна 1251), № 36, который объединили с 45-м автобусом. С 1 апреля 2014 года 45-й автобус убрали с улицы Орджоникидзе и направили в Амурский поселок. К счастью, сейчас данный маршрут существует – совсем недавно его продлили до микрорайона Ясная Поляна.

Автобус с номером 66, ходивший до Партизанской, хорошо помнят жители улицы Омской. Он связывал с центром города район Учхоза. В 2015 году автобусов на этом маршруте не осталось, а в 2016-м маршрут перезапустили, отдали частнику и направили с Учхоза и улицы Омской на Левобережье – в микрорайон Прибрежный. Но и обновленный маршрут оказался убыточным. Пять лет назад он окончательно исчез. 

Маршруты № 115, 124, 136 и 138, конечной которых также была улица Партизанская, являются пригородными. В ноябре 2018 года автобусы этих маршрутов направили на ж/д вокзал. 

Автобусы, которые заменили маршрутками

Немалое количество автобусов, которые исчезли с улиц города, заменили маршрутками. Это касается не только пригородных маршрутов, но и внутригородских, ранее обслуживавшихся муниципальными ПАТП.

– Был у нас такой 56-й маршрут (3-я Железнодорожная – 21-я Амурская). Когда на нем перестали работать муниципальные автобусы, появились частные маршрутки. Частный перевозчик поработал и перестал, пришел другой и, поработав несколько месяцев, бросил маршрут из-за нерентабельности в связи с небольшим пассажиропотоком. Маршрут прекратил свою работу, – вспоминает Игорь Кожухов.

К слову, 56-й автобус имел необычный маршрут: с Амурского поселка транспорт следовал через Фрунзенский мост на улицу 10 лет Октября, а затем на Богдана Хмельницкого. Сегодня похожих маршрутов в Омске нет. 

Трансформация городских автобусов в маршрутки в Омске продолжалась вплоть до 2018–2019 годов. Пандемия коронавируса остановила эти процессы – частные перевозчики стали испытывать большие финансовые трудности и теперь им не до организации новых маршрутов.

– В последние годы парк муниципального транспорта пополняется и обновляется, в том числе при государственной поддержке, при этом многие частные перевозчики уходят с рынка, не выдерживая конкуренции. Администрация за счет стабильной стоимости проезда на регулируемых маршрутах сдерживает тариф на нерегулируемом рынке. Число маршрутов с регулируемым тарифом увеличивается, с нерегулируемым уменьшается, на сегодняшний день количество маршрутов с регулируемым тарифом в Омске больше, чем с нерегулируемым, – констатирует чиновник дептранса.

А 10–15 лет назад такие трудности испытывали муниципалы, отдавая свои маршруты частным перевозчикам. Те трансформировали и переименовывали маршруты.

Сейчас на 8-м маршруте работают лишь маловместительные микроавтобусы

Так, 43-й автобусный маршрут (Амурский поселок – Солнечный) превратился в 343-ю маршрутку, автобусный маршрут № 6 (3-я Железнодорожная – Завод Попова) стал маршрутом 6Н, а маршрут № 8 (МСЧ № 9 – Солнечный) в маршрут 8Н. Теперь на «восьмерке» работают частные перевозчики, выпускающие лишь маловместительные «форды» и «газели».

Интересна судьба 20-го автобусного маршрута. Многие омичи помнят, что «двадцатки» ходили по улице Маршала Жукова. Автобусы делали круг в центре города: с Гагарина они поворачивали на Думскую, затем на Жукова, с Жукова на Маяковского, проспект Маркса и снова двигались в сторону городка Нефтяников.

Когда-то «двадцатка» была такой 

В конце 2014 года 20-й маршрут изменили, направив на Московку. Маршрут сразу же приобрел большую популярность и стал приносить основную прибыль частному перевозчику ООО «АвтоСила-55». Под «двадцатку» даже закрыли маршрутку с наименованием В, а еще один дублирующий маршрут (№ 387) изменили. В прошлом году 387-й маршрут прекратил свое существование. Но сегодня то же самое может произойти и с 20-м маршрутом.

Сейчас этот маршрут официально именуется № 20Н. На нем нередко можно встретить маловместительные «луидоры». Хотя еще 3-4 года назад «двадцатку» обслуживали большие автобусы марки НефАЗ. Но затем маршрут стал потихоньку деградировать: в 2019–2020 годах число автобусов на нем значительно сократилось. Можно сказать, что сейчас этот маршрут дышит на ладан.

А вот 47-й автобус, превратившийся в 2017 году в маршрутку, сегодня здравствует. Обслуживаемый частным перевозчиком маршрут (Московка – Амур) в 2019 году продлили до Больших Полей. Сегодня на нем работают автобусы среднего класса марки ПАЗ. Интересно, что автобус № 47 и маршрутка № 47 несколько лет существовали параллельно, но потом маршрутка «выжила» муниципальный автобус.

Жители Привокзального поселка хорошо помнят 18-й автобус. Несколько лет назад на него зашел частный перевозчик, но ничего хорошего из этого не вышло.

– Зашел частник, по предложению которого маршрут продлили в Тополиный, но даже частные предприниматели с малыми автобусами не смогли удержаться из-за большой конкуренции и задублированности маршрутов. Сегодня данное сообщение возобновлено муниципальными 69-ми автобусами, – отметили в дептрансе.

Некогда «подвозящий» маршрут 31 (улица Лизы Чайкиной – Светлый) превратился в маршрутку 31Н, которая существует и ныне. В середине «нулевых» стал маршруткой и 97-й автобус (Амурский поселок – МСЧ № 9), превратился в маршрутку и 19-й автобус (Магистральный – ТЭЦ-5). Правда, сегодня и на нем почти нет машин. Были заменены маршрутками и муниципальные автобусы, следовавшие от ДК Лобкова. Речь идет о маршрутах № 4, 5, 30.

В 2015 году автобус № 68 был заменен 68-й маршруткой. К моменту исчезновения 68-го маршрута на нем работали 1-2 автобуса. Сейчас не так часто можно встретить и 68-ю маршрутку.

Уникальная ситуация произошла с 67-м автобусом (Пос. Солнечный – Нефтезавод): он превратился не в маршрутку, а в... троллейбус. Существующий ныне троллейбусный маршрут № 67 стал магистральным и пользуется популярностью у омичей. С начала года на этом маршруте проехали 1,5 млн пассажиров. Есть в Омске и еще два по-своему уникальных автобусных маршрута.

«Автобус-призрак» и автобус, «воскресавший» несколько раз

Был в городе автобусный маршрут, который то исчезал, то появлялся вновь. Речь идет о маршруте № 40. Первый раз он исчез в начале «нулевых». Затем в 2010 году перед выборами мэра города этот маршрут помпезно восстановили, связав СТЦ «Мега» через метромост с улицей Стрельникова. Возрождение «сороковки» хотели сделать чуть ли не символом возрождения всего муниципального транспорта города.

Это был единственный маршрут, связывавший Левобережье через метромост с улицей Красный Путь в сторону Нефтяников. Но, как это часто бывает, из-за низкого пассажиропотока уже в марте 2014 года «сороковку» отменили. Казалось бы, маршрут ушел в небытие. Но, исчезнув неожиданно, он так же неожиданно «воскрес» весной 2018 года. Правда, работал на нем уже частный перевозчик, а конечную маршрута изменили со Стрельникова на поселок Юбилейный. Однако частник не смог «раскатать» это направление. В феврале 2019 года «сороковке» изменили маршрут, направив ее до нефтезавода. Но и это не помогло. Автобусов на маршруте было мало, пассажиропоток низкий, и в начале пандемии коронавируса маршрут исчез окончательно.

Сегодня 49-й автобус можно увидеть разве что в ночи 

Есть в Омске автобусный маршрут-«призрак» № 49 (21-я Амурская – ПО «Иртыш»). Встретить его на городских улицах можно лишь рано утром и поздно вечером. Это единственный автобусный маршрут, существующий лишь по несколько часов в сутки. Дело в том, что утром автобусы едут по 49-му маршруту, доезжают до Амурского поселка, где превращаются в... 29-й автобус. Обратное превращение происходит вечером, когда с Амурского поселка 29-й автобус следует по маршруту № 49 до ПО «Иртыш».

Жители Телевизионного завода с ностальгией вспоминают те времена, когда 49-й автобус ездил по городу регулярно. 

– Раньше 49-й автобус ходил регулярно, в течение дня. Маршрут был длинный, может, не совсем удачный, но на нем можно было доехать с детьми до парка и в принципе выехать в центр с окраины. И обратно. Сейчас сделать это без пересадок на общественном транспорте просто невозможно, – говорит жительница «Телевизионки» Ирина

Сейчас из района Телевизионного завода в центр города направлен 69-й автобус. Следует он через тоннель на улице Серова, на маршруте в основном работают «луидоры». 

Автобусы, навсегда канувшие в Лету

Тем не менее немало автобусных маршрутов в Омске исчезли навсегда, не оставив после себя «потомков» в виде маршруток или автобусов-«призраков». Как отмечает Игорь Кожухов, с сокращением подвижного состава у муниципальных перевозчиков маршруты с низким пассажиропотоком было нечем «закрывать». И даже если на маршрут выходил частный перевозчик, то не всегда направление «выживало».

– Исчез 80-й маршрут: он ходил от Стрельникова на ж/д вокзал через Герцена, при наличии более пассажироемких маршрутов из городка Нефтяников на вокзал через центр города. Для сохранения и повышения эффективности его работы менялась схема: до завода Попова, в поселок Чкаловский через 3-й Разъезд. В результате маршрут перестал работать даже с автобусами частных перевозчиков из-за незначительного пассажиропотока, – отметил Игорь Кожухов.

Также исчезли 75-й маршрут (СибАДИ – ул. Бархатовой), 74-й (Речпорт – Крупской), 82-й (Солнечный – Академия транспорта). Последний, как и 20-й маршрут, в центре города ездил через улицу Маршала Жукова. Теперь общественный транспорт там не ходит совсем.

В 2014 году закрыли 9-й автобусный маршрут, связывавший Нефтяники с аэропортом. Этот маршрут вспоминают жители Старого Кировска, которые ездили на нем в том числе в вузы, расположенные в Нефтяниках. Бывший водитель «девятки» Сергей, работающий сегодня на маршрутке Омск – Калачинск, рассказывает, что маршрут был востребован, но из-за дефицита автобусов интервалы движения были большими. 

– Несколько лет я работал в ПАТП № 1, ездил по 9-му маршруту. Это было 10 лет назад. Неплохой был маршрут, но так и не довели его до ума – было мало автобусов. Работал я и еще два водителя. Из-за низкой зарплаты я уволился из ПАТП № 1, а потом и его расформировали, – вспоминает водитель.

Исчез и 60-й маршрут, который следовал из аэропорта на ж/д вокзал через Ленинградский мост. В 2018 году его заменили 17-м автобусом, продлив маршрут в Старый Кировск.

Нет сегодня и маршрута с самым «большим» номером в городе – 257. В конце 1990-х – начале 2000-х он связывал завод СК с улицей Бархатовой, но впоследствии был закрыт.

На сегодняшний день в похожем положении, близком к закрытию, в Омске находится еще ряд автобусных маршрутов, которые могли бы стать популярными, но из-за больших интервалов движения не станут ими.

В частности, речь идет про 23-й автобусный маршрут (Чкаловский – «Мега»). Сегодня это единственный маршрут, который проходит по улице Куйбышева. Однако машин на нем мало, интервал движения может составлять несколько часов.

То же самое можно сказать про 94, 96, 87, 90, 37, 1-й маршруты. На них работают по несколько «луидоров», интервалы движения большие. Не исключено, что эти маршруты постигнет та же незавидная участь, что ряд вышеназванных автобусов.

Тем более что в следующем году в Омске приступят к внедрению новой маршрутной схемы. О ее реализации подробно рассказали в департаменте транспорта.

Что ждет омичей дальше?

В департаменте транспорта не скрывают, что одна из ближайших задач – перевести всех перевозчиков на регулируемые тарифы. Практика, когда бизнесмены устанаваливают какую угодно стоимость проезда, должна прекратиться. Это позволит сдерживать стоимость проезда и сохранить маршруты – бросить их у перевозчиков не выйдет.

– Переводя в регулируемый тариф все маршруты, мы понимаем, что это дополнительная финансовая нагрузка на бюджет города по компенсации перевозчикам межтарифной разницы. Город будет обязан выплачивать компенсации всем перевозчикам. Чтобы полностью перейти в регулируемый сектор, мы должны тщательно все просчитать, взвесить. Перевод всех маршрутов в регулируемый сектор запланирован в следующем году. Изучаем практику других крупных городов, например, в Перми перевод всех маршрутов в регулируемый сектор на условиях брутто-контрактов в прошлом году обошелся городскому бюджету в 2 млрд рублей, – сообщил Игорь Кожухов.

В дептрансе понимают, что многие эффективные и социально важные маршруты Омска необходимо сохранить, но с оговорками.

– Нужна оптимизация ряда маршрутов, когда вместо 2-3 микроавтобусов на 20 мест на одном направлении мы ставим один автобус на 60 или 100 мест. Это и экономия на транспорте, и уменьшение заторов на дорогах, и мы ликвидируем дефицит водителей, который сейчас имеется у всех перевозчиков. Поэтому мы подходим достаточно серьезно к корректировке маршрутной сети, проведение которой запланировано в 2022 году при переходе в регулируемый сектор тарифов, – отмечает замруководителя дептранса.

Формирование новой маршрутной сети идет с использованием сложных информационных технологий. В частности, специалисты разработали программу, при помощи которой формируется база данных о корреспонденции поездок пассажиров с помощью ГЛОНАСС и АСОП. Что это означает?

– Программа фиксирует, где пассажир сел в транспорт и расплатился безналичным способом: в прямом и обратном направлении, получается корреспонденция поездки (участок). Суммарный набор таких участков, по которым перемещаются пассажиры, позволяет изучать пассажиропотоки для оптимального распределения транспорта по количеству и вместимости, – раскрыл технологию подсчета пассажиропотока Кожухов.

Для сравнения, в 2017 году при создании тогдашней маршрутной сети пассажиров на остановках вручную считали студенты. Маршрутную сеть образца 2017 года так и не запустили. Запуск же новой сети власти обещают в следующем году.

– Программа позволяет анализировать пассажиропотоки по участкам дорожной сети и определять потребность в пассажирском транспорте на каждом направлении. На сегодняшний день с учетом допустимых погрешностей этот метод наиболее правильный. Мы продолжаем сбор данных по пассажиропотокам, на базе которых планируем в 2022 году оптимизировать маршрутную сеть с одновременным переводом всех маршрутов на работу по регулируемому тарифу, – заключил Игорь Кожухов.

Поэтому не исключено, что скоро в городе исчезнут или переформатируются существующие ныне автобусные маршруты. 

Выводы:

Маршрутная сеть – это живой, постоянно меняющийся механизм. Маршруты могут появляться, исчезать, переформатироваться, но главным должно быть одно – от этого не должны страдать пассажиры. Когда где-то исчезает один маршрут, его должен заменить другой.

К сожалению, в последние годы в Омске после отмены одного маршрута ему не всегда была предложена полноценная альтернатива в виде другого маршрута. Не исключено, что через пару лет омичи с ностальгией будут вспоминать об автобусных маршрутах, существующих ныне. С введением новой маршрутной сети существующие сейчас направления могут как существенно измениться, так и вовсе исчезнуть. Но им на замену обязательно должны прийти другие маршруты. О чем мы, естественно, сообщим.

Сергей Энквист

7841