Поиск

Это действительно непростая задача, учитывая, что в городе 1700 нерегулируемых переходов. И еще множество мест, где они появятся нескоро.

Качество городской инфраструктуры включает в себя множество аспектов, среди которых большую роль играет доступность и удобство дорожной сети, причем как для автомобилистов, так и для пешеходов. Часто впечатление о городе складывается от того, насколько комфортно и безопасно по нему ходить пешком.

Крупные города, куда едут миллионы туристов, уже давно решили для себя эту проблему: они удобны как для пешеходов, так и для маломобильных граждан. Омск же по-прежнему отстает от них в плане обустройства переходов, подходов к ним и безопасности дорожного движения, а также освещению пешеходных переходов. Причем проблема освещенности переходов приобретает особую актуальность в холодный сезон, когда в сумерках пешеходы просто не видны. Здесь, как говорится, уже стоит вопрос жизни и смерти. Поэтому обеспечение безопасности пешеходов в любом городе – вопрос сложный и многогранный, требующий как финансовых вливаний, так и изменений в организации дорожного движения.

Последние 5 лет в Омске немало сделали в плане обустройства улично-дорожной сети, но больше для автомобилистов. С 2016 года в городе отремонтировали все ключевые магистрали, построили новую «дорогу за миллиард» на Левобережье, установили десятки светофоров и километры дорожных ограждений. А что же сделано для пешеходов?

«Весь город теперь в этих заборах»

Первое, на что обращают внимание омичи, это заборы, выросшие за последние годы вдоль многих дорог. Они признаны защитить пешеходов от автомобилей.

Ими огородили все мало-мальски значимые перекрестки и переходы. Горожане ругают власти за опутавшие Омск заборы, но забывают, что эти конструкции призваны спасти человеческие жизни. Как пример – недавнее ДТП на улице Кирова, где пьяный таксист вылетел на тротуар и сбил пешеходов. Люди получили травмы, но выжили. Тогда никто не обратил внимание, что их спас забор, установленный вдоль проезжей части. Он принял на себя основной удар машины. Сложно представить, что было бы, если бы не этот забор.

Аналогичная ситуация произошла 29 сентября на улице 20 лет РККА, где в только что установленный по нацпроекту забор врезалась иномарка. Ограждение приняло на себя основной удар и спасло пешеходов на переходе от травм и потенциальной гибели. 

Забор на улице 20 лет РККА спас пешеходов от иномарки

Установленные вдоль проезжей части заборы, с одной стороны, защищают пешеходов от машин, с другой – автомобилистов от пешеходов, которые могут где угодно выскочить на дорогу и попасть под колеса машины.

Островки безопасности могут быть очагами опасности для пешеходов 

А вот на островках безопасности, коих в Омске немало, заборов нет. Соответственно, они являются местами повышенной опасности. Как пример – ДТП на проспекте Мира у «Кристалла» в начале июня, когда таксист сбил пешеходов, стоявших на островке в ожидании зеленого сигнала. Как отметили тогда в департаменте транспорта омской мэрии, наличие островков безопасности на больших дорогах – это обязательное требование ГИБДД. 

Перейти дорогу и не умереть

В рамках ремонта дорог по нацпроекту в Омске оборудуют по несколько таких островков безопасности. Они появились на проспекте Маркса, улице Гагарина. А вот число пешеходных переходов не растет такими же темпами. В Омске есть немало мест, где переходов нет, а люди рискуют жизнями, чтобы пересечь проезжую часть.

Как пример – перекресток улиц 50 лет Октября и 22 Апреля в городке Нефтяников. Много лет омичи ходят через улицу 50 лет Октября у сквера Молодоженов, но перехода здесь нет. Жители идут через улицу, рискуя попасть под колеса машин.

Здесь так и напрашивается пешеходный переход, но его нет 

Или возьмем другой район города – перекресток улиц Лермонтова и 20-я Линия. Местные жители вынуждены переходить улицу Лермонтова на свой страх и риск под носом у отдела полиции. Здесь можно попасть не только под машину, но и под трамвай – пешеходного перехода нет.

С риском для жизни: пешеходного перехода на Лермонтова нет

Хотя, казалось бы, что может быть проще, чем повесить знак «Пешеходный переход»? И таких мест в Омске очень много, особенно на окраинах: в Старом Кировске, на Московке или в Порт-Артуре, где довольно часто сбивают пешеходов. Переходя дорогу в неположенных местах, люди, во-первых, становятся невольными нарушителями Правил дорожного движения, а в-вторых, серьезно рискуют. Только за 8 месяцев текущего года в Омске вне переходов произошло 116 ДТП с пешеходами, в которых 4 человека погибли и 116 были ранены. Это данные официальной статистики.

– Если на улице нет пешеходного перехода, то такую улицу нужно переходить, убедившись в отсутствии транспорта, посмотрев влево-вправо. Правила дорожного движения допускают переход улицы в неположенном месте, если в зоне прямой видимости нет пешеходных переходов, но с соблюдением мер безопасности, – прокомментировали ситуацию в департаменте транспорта.

Но не все так плохо – омичи могут сами добиться организации пешеходного перехода, если в этом есть потребность. Главное – не сидеть сложа руки.

Как добиться организации пешеходного перехода?

Процесс этот, конечно, длительный и несколько забюрократизированный. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Особенно если он вынужден переходить опасную дорогу каждый день.

– Для организации пешеходного перехода нужно обращаться в департамент транспорта, указать место, где человек предлагает оборудовать переход, по возможности указать его на схеме, как будут ходить люди. Специалисты выезжают на указанное заявителем место, оценивают ситуацию. Смотрим, есть ли в проекте пешеходный переход. Если нет, смотрим интенсивность трафика пешеходов и машин. Это прописано по ГОСТу. В нем есть предельные значения интенсивности по трафику для организации нерегулируемого пешеходного перехода, регулируемого пешеходного перехода, – рассказал и.о. директора департамента транспорта Вадим Кормилец.

Чиновник также отметил, что нужно учитывать интенсивность движения, при которой участок улицы может претендовать на организацию там пешеходного перехода.

Так, для организации нерегулируемого перехода нужно, чтобы по улице проезжали 200 автомобилей в час в обоих направлениях, а переходили ее 250 пешеходов в одном направлении. Для организации регулируемого перехода нужно 600 автомобилей в час, пешеходов – не менее 150 человек в час в одном направлении. Если цифры не дотягивают до этих значений, то организация пешеходного перехода необязательна. Всего в городе 129 регулируемых пешеходных переходов, нерегулируемых переходов в 15 раз больше – 1761.

​– Если по улице в минуту одна машина проезжает, то зачем там переход? Такую улицу нужно переходить, убедившись в отсутствии транспорта, посмотрев влево-вправо, – говорит Вадим Кормилец.

Но нередко и наличие пешеходного перехода не гарантирует безопасность омичей. Как пример можно привести улицу 10 лет Октября в районе остановки ПАТП-1. Там через магистраль общегородского значения оборудован нерегулируемый переход, который жители поселка Биофабрика называют «переходом смерти».

– Страшно переходить через 10-летие, особенно в ночные часы. Машины несутся с путепровода и не останавливаются. Не понимаю, почему нельзя поставить хотя бы кнопочный светофор? У «Кит Интерьера» поставили, а у нас нет, хотя на Биофабрике живет больше людей, – пожаловалась жительница поселка Биофабрика Лидия Иванова.

Светофор на данном участке хотели установить еще в 2019 году, но он так и не попал в план. Возможно, по той причине, что здесь никого не сбивали насмерть. 

А вот на улице Светловской, наоборот, «не по плану» оборудовали пешеходный переход со светофором после того, как в 2017 году невнимательный водитель насмерть сбил женщину с ребенком. Участок быстро добавили в план обустройства светофоров и сделали там оборудованный переход. Правда, не всегда достаточно оборудовать лишь переход – к нему нужно сделать подходы, для чего также нужны финансовые вливания.

Пешеходам хода нет: где тротуары и свет?

Для организации пешеходного перехода, регулируемого или нерегулируемого, нужна не только воля жителей, но и деньги мэрии. Так, согласно ГОСТу, для организации пешеходного перехода нужно обустроить подходы, а также выполнить освещение.

Часто подходов к пешеходным переходам в Омске нет

– К примеру, заявитель предлагает сделать переход через улицу. Но для того, чтобы человек подошел к этому переходу, его нужно соединить с существующими тротуарами. Нужно сделать так, чтобы человек не ходил по проезжей части, обходя лужи и грязь. Обустройство тротуаров – важный элемент в этой части. Поэтому есть еще зависимость оборудования пешеходных переходов от обустройства тротуаров, – рассказал Вадим Кормилец.

То есть, с одной стороны, нужны деньги на обустройство перехода – от нескольких десятков тысяч для нерегулируемого и миллиона рублей для регулируемого, с другой – деньги на подходы к этому переходу. А их, как известно, в бюджете города и так мало.

 Нередко поход к переходу бывает таким 

– На организацию переходов влияют лимиты финансирования. В первую очередь переходы организуются в очагах аварийности, у образовательных организаций и при изменении схем движения для увеличения пропускной способности. Таким образом, есть приоритетность организации переходов, – подчеркнули в дептрансе.

Вторая проблема – это освещение пешеходных переходов. Остроту ее признают в мэрии, отмечая, что каждую осень в Омске наблюдается всплеск ДТП на неосвещенных переходах.

Ребенок в темной одежде на свой страх и риск выходит на пешеходный переход

– Почему вопрос освещения пешеходных переходов очень важен? Статистика аварийности показывает всплески ДТП в марте и октябре. С чем это связано? Межсезонье – в марте у нас туманы, погода меняется, ухудшается видимость. В октябре то же самое, меняется уровень естественной освещенности дороги плюс неблагоприятные погодные условия, – говорит Вадим Кормилец.

Специалист позитивно оценивает проекционные пешеходные переходы. Первый такой переход появился пару лет назад на Красноярском тракте, чуть позже – на улице Барнаульской, сейчас идет обустройство проекционного перехода на улице 22 Декабря. Если установка одного регулиремого светофора стоит 1 млн рублей, то установка проекционного перехода – 400 тысяч. На проекционном переходе пешеходы видны как на ладони.

Тем не менее, нужно понимать, что в сумерках пешеход не всегда виден. Поэтому омичам так важно прикреплять к одежде светоотражающие элементы. Они позволяют водителю в темноте увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров.

Правильно экипированный ребенок

В городе 1700 нерегулируемых переходов, и они еще не скоро будут освещены как положено. Сейчас, когда наступил период длинных вечерних сумерек, в осенней мгле пешеходов видно плохо. Нужно показывать водителям себя, безопасность пешеходов – в их руках. Точнее, на их одежде.

«Дети не понимают, как переходить дорогу»

За 8 месяцев 2021 года в Омске произошло 100 ДТП с детьми, в которых 109 юных горожан были ранены. По сравнению с прошлым годом число ДТП с детьми сократилось на 9 %, а число пострадавших в них – на 12 человек. К счастью, с 2018 года детей, погибших в ДТП, в Омске нет. Число наездов на них традиционно увеличивается в сентябре с началом учебного года и сокращением светового дня.

– Очень важно обучать детей правильно переходить через дорогу с самых ранних лет. Дети копируют поведение родителей. Часто сами родители выбегают на проезжую часть в неположенных местах. А у ребенка слабое понимание причинно-следственной связи, что если он сейчас выйдет на проезжую часть, машина его собьет. В школах просто объясняют, нужна же практика, нужно взять ребенка за руку, провести и показать. Сидя в кабинете, не научишься ездить на машине, – уверен Вадим Кормилец.

Для безопасности детей возле школ оборудуют светофоры типа Т7. В этом году их обустроили еще 40 штук. Мигающий светофор Т7 привлекает внимание автолюбителей, которые за несколько сотен метров видят переход. Но иногда одного светофора Т7 слишком мало для обеспечения безопасности пешеходов и баланса между ней и автомобильным трафиком. Ведь одна и та же дорога глазами пешехода и автолюбителя может выглядеть совершенно по-разному.

Когда пешеходы «бесят» водителей

Как это ни странно, но безопасность пешеходов в Омске напрямую влияет на комфорт автолюбителей. Это своеобразная палка о двух концах: чем комфортнее пешеходам, тем дольше автолюбители стоят в пробках. Как пример – это выделенные пешеходные фазы, которые делают улицы безопаснее для пешеходов, но одновременно становятся причиной образования пробок. Так, на пересечении улиц Куйбышева и 10 лет Октября из-за пешеходной фазы постоянно образуются пробки. Это как раз тот случай, когда пешеходы «бесят» автолюбителей.

Три года назад в городе чуть ли не на всех перекрестках сделали выделенную фазу, но затем от нее неожиданно отказались. Уже год как в Омске не делают «выделенки» для пешеходов из-за новых требований.

– Жесткое требование об организации пешеходных фаз было в ГОСТ 522289. Впоследствии вышел межгосударственный ГОСТ 32944. Эти требования к организации пешеходных фаз оказались более продвинутыми. Новый ГОСТ развязал нам руки для организации пешеходных переходов не только с выделенными фазами, но с «просачиваниями», появились секции бело-лунного света с изображением пешехода. Ими мы предупреждаем водителя, что за поворотом могут быть пешеходы, – отметил Вадим Кормилец.

Бело-лунные секции, предупреждающие автолюбителей о пешеходах, появились на пересечении улиц Циолковского и проспекта Маркса, Красного Пути и Институтской. Ночью эти секции видны хорошо, а в солнечный день незаметны. Зато хорошо заметны пешеходы на улице Пушкина, где они также «бесят» автолюбителей. Речь идет о переходе в районе 37-й школы, где поток омичей, пересекающих Пушкина, не иссякает в течение всего дня.

Пешеходы по переходу на Пушкина идут не переставая

– Езжу по Пушкина и постоянно стою на этом переходе в пробках. Неужели здесь нельзя оборудовать светофор? Люди идут сплошным потоком, особенно утром, в обеденный перерыв и вечером. По правилам я должен остановиться, как только пешеход ступил на переход. Не нарушив это правило, проехать участок нельзя – буду стоять по 15 минут, пока поток людей не кончится, – посетовал автомобилист с 10-летним стажем Алексей Анисимов.

Видимо, поток людей на данном участке не дотягивает до норм, о которых говорит Вадим Кормилец. Тем не менее за всеми цифрами и нормами, которыми руководствуются чиновники, скрываются человеческие жизни. Все меры по изменению организации дорожного движения, обустройству переходов и светофоров кореллируются со статистикой смертности на дорогах Омска.

Главное – спасенные жизни омичей

Установка новых светофоров, дорожных ограждений, организация пешеходных переходов, освещение – все это благотворно влияет на снижение аварийности на дорогах Омска в целом. Эта тенденция фиксируется в Омске уже 10 лет.

– В 2012 году у нас по городу было 2431 ДТП, в них 149 человек погибли. В прошлом году произошло 1847 ДТП, в которых 79 человек погибли. Эта разница в 70 спасенных жизней – результат работы по организации пешеходных переходов, обустройству дорожных ограждений, установке светофоров и обустройству дорожных камер, изменению схем организации движения, – заключил Вадим Кормилец.

Выводы

Сокращение числа погибших на дорогах города – важнейший показатель работы по совершенствованию дорожного движения и обеспечению безопасности пешеходов в городе. Чтобы Омск стал более безопасным как для автолюбителей, так и для пешеходов, нужно в первую очередь увеличивать финансирование на обустройство светофоров, организацию пешеходных переходов, их освещение.

Очевидно, что сразу решить все острые вопросы с опасными участками дорог в Омске не получится – на это, как всегда, нет средств, даже с учетом нацпроектов. Поэтому нужно приспосабливаться к существующим условиям: покупать светоотражающие элементы на одежду, запасаться фонариками и быть крайне внимательными на пешеходных переходах. Ведь зачастую омичи переходят улицы, даже не посмотрев по сторонам. Также стоит внимательно относиться к островкам безопасности, где можно стать жертвой ДТП.

Внимание, бдительность, яркая одежда – все это может снизить риск гибели на пешеходных переходах в Омске. Хочется надеяться, что со временем они станут безопаснее, а число аварийно-опасных участков будет снижаться.

Это действительно непростая задача, учитывая, что в городе 1700 нерегулируемых переходов. И еще множество мест, где они появятся нескоро.

Качество городской инфраструктуры включает в себя множество аспектов, среди которых большую роль играет доступность и удобство дорожной сети, причем как для автомобилистов, так и для пешеходов. Часто впечатление о городе складывается от того, насколько комфортно и безопасно по нему ходить пешком.

Крупные города, куда едут миллионы туристов, уже давно решили для себя эту проблему: они удобны как для пешеходов, так и для маломобильных граждан. Омск же по-прежнему отстает от них в плане обустройства переходов, подходов к ним и безопасности дорожного движения, а также освещению пешеходных переходов. Причем проблема освещенности переходов приобретает особую актуальность в холодный сезон, когда в сумерках пешеходы просто не видны. Здесь, как говорится, уже стоит вопрос жизни и смерти. Поэтому обеспечение безопасности пешеходов в любом городе – вопрос сложный и многогранный, требующий как финансовых вливаний, так и изменений в организации дорожного движения.

Последние 5 лет в Омске немало сделали в плане обустройства улично-дорожной сети, но больше для автомобилистов. С 2016 года в городе отремонтировали все ключевые магистрали, построили новую «дорогу за миллиард» на Левобережье, установили десятки светофоров и километры дорожных ограждений. А что же сделано для пешеходов?

«Весь город теперь в этих заборах»

Первое, на что обращают внимание омичи, это заборы, выросшие за последние годы вдоль многих дорог. Они признаны защитить пешеходов от автомобилей.

Ими огородили все мало-мальски значимые перекрестки и переходы. Горожане ругают власти за опутавшие Омск заборы, но забывают, что эти конструкции призваны спасти человеческие жизни. Как пример – недавнее ДТП на улице Кирова, где пьяный таксист вылетел на тротуар и сбил пешеходов. Люди получили травмы, но выжили. Тогда никто не обратил внимание, что их спас забор, установленный вдоль проезжей части. Он принял на себя основной удар машины. Сложно представить, что было бы, если бы не этот забор.

Аналогичная ситуация произошла 29 сентября на улице 20 лет РККА, где в только что установленный по нацпроекту забор врезалась иномарка. Ограждение приняло на себя основной удар и спасло пешеходов на переходе от травм и потенциальной гибели. 

Забор на улице 20 лет РККА спас пешеходов от иномарки

Установленные вдоль проезжей части заборы, с одной стороны, защищают пешеходов от машин, с другой – автомобилистов от пешеходов, которые могут где угодно выскочить на дорогу и попасть под колеса машины.

Островки безопасности могут быть очагами опасности для пешеходов 

А вот на островках безопасности, коих в Омске немало, заборов нет. Соответственно, они являются местами повышенной опасности. Как пример – ДТП на проспекте Мира у «Кристалла» в начале июня, когда таксист сбил пешеходов, стоявших на островке в ожидании зеленого сигнала. Как отметили тогда в департаменте транспорта омской мэрии, наличие островков безопасности на больших дорогах – это обязательное требование ГИБДД. 

Перейти дорогу и не умереть

В рамках ремонта дорог по нацпроекту в Омске оборудуют по несколько таких островков безопасности. Они появились на проспекте Маркса, улице Гагарина. А вот число пешеходных переходов не растет такими же темпами. В Омске есть немало мест, где переходов нет, а люди рискуют жизнями, чтобы пересечь проезжую часть.

Как пример – перекресток улиц 50 лет Октября и 22 Апреля в городке Нефтяников. Много лет омичи ходят через улицу 50 лет Октября у сквера Молодоженов, но перехода здесь нет. Жители идут через улицу, рискуя попасть под колеса машин.

Здесь так и напрашивается пешеходный переход, но его нет 

Или возьмем другой район города – перекресток улиц Лермонтова и 20-я Линия. Местные жители вынуждены переходить улицу Лермонтова на свой страх и риск под носом у отдела полиции. Здесь можно попасть не только под машину, но и под трамвай – пешеходного перехода нет.

С риском для жизни: пешеходного перехода на Лермонтова нет

Хотя, казалось бы, что может быть проще, чем повесить знак «Пешеходный переход»? И таких мест в Омске очень много, особенно на окраинах: в Старом Кировске, на Московке или в Порт-Артуре, где довольно часто сбивают пешеходов. Переходя дорогу в неположенных местах, люди, во-первых, становятся невольными нарушителями Правил дорожного движения, а в-вторых, серьезно рискуют. Только за 8 месяцев текущего года в Омске вне переходов произошло 116 ДТП с пешеходами, в которых 4 человека погибли и 116 были ранены. Это данные официальной статистики.

– Если на улице нет пешеходного перехода, то такую улицу нужно переходить, убедившись в отсутствии транспорта, посмотрев влево-вправо. Правила дорожного движения допускают переход улицы в неположенном месте, если в зоне прямой видимости нет пешеходных переходов, но с соблюдением мер безопасности, – прокомментировали ситуацию в департаменте транспорта.

Но не все так плохо – омичи могут сами добиться организации пешеходного перехода, если в этом есть потребность. Главное – не сидеть сложа руки.

Как добиться организации пешеходного перехода?

Процесс этот, конечно, длительный и несколько забюрократизированный. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Особенно если он вынужден переходить опасную дорогу каждый день.

– Для организации пешеходного перехода нужно обращаться в департамент транспорта, указать место, где человек предлагает оборудовать переход, по возможности указать его на схеме, как будут ходить люди. Специалисты выезжают на указанное заявителем место, оценивают ситуацию. Смотрим, есть ли в проекте пешеходный переход. Если нет, смотрим интенсивность трафика пешеходов и машин. Это прописано по ГОСТу. В нем есть предельные значения интенсивности по трафику для организации нерегулируемого пешеходного перехода, регулируемого пешеходного перехода, – рассказал и.о. директора департамента транспорта Вадим Кормилец.

Чиновник также отметил, что нужно учитывать интенсивность движения, при которой участок улицы может претендовать на организацию там пешеходного перехода.

Так, для организации нерегулируемого перехода нужно, чтобы по улице проезжали 200 автомобилей в час в обоих направлениях, а переходили ее 250 пешеходов в одном направлении. Для организации регулируемого перехода нужно 600 автомобилей в час, пешеходов – не менее 150 человек в час в одном направлении. Если цифры не дотягивают до этих значений, то организация пешеходного перехода необязательна. Всего в городе 129 регулируемых пешеходных переходов, нерегулируемых переходов в 15 раз больше – 1761.

​– Если по улице в минуту одна машина проезжает, то зачем там переход? Такую улицу нужно переходить, убедившись в отсутствии транспорта, посмотрев влево-вправо, – говорит Вадим Кормилец.

Но нередко и наличие пешеходного перехода не гарантирует безопасность омичей. Как пример можно привести улицу 10 лет Октября в районе остановки ПАТП-1. Там через магистраль общегородского значения оборудован нерегулируемый переход, который жители поселка Биофабрика называют «переходом смерти».

– Страшно переходить через 10-летие, особенно в ночные часы. Машины несутся с путепровода и не останавливаются. Не понимаю, почему нельзя поставить хотя бы кнопочный светофор? У «Кит Интерьера» поставили, а у нас нет, хотя на Биофабрике живет больше людей, – пожаловалась жительница поселка Биофабрика Лидия Иванова.

Светофор на данном участке хотели установить еще в 2019 году, но он так и не попал в план. Возможно, по той причине, что здесь никого не сбивали насмерть. 

А вот на улице Светловской, наоборот, «не по плану» оборудовали пешеходный переход со светофором после того, как в 2017 году невнимательный водитель насмерть сбил женщину с ребенком. Участок быстро добавили в план обустройства светофоров и сделали там оборудованный переход. Правда, не всегда достаточно оборудовать лишь переход – к нему нужно сделать подходы, для чего также нужны финансовые вливания.

Пешеходам хода нет: где тротуары и свет?

Для организации пешеходного перехода, регулируемого или нерегулируемого, нужна не только воля жителей, но и деньги мэрии. Так, согласно ГОСТу, для организации пешеходного перехода нужно обустроить подходы, а также выполнить освещение.

Часто подходов к пешеходным переходам в Омске нет

– К примеру, заявитель предлагает сделать переход через улицу. Но для того, чтобы человек подошел к этому переходу, его нужно соединить с существующими тротуарами. Нужно сделать так, чтобы человек не ходил по проезжей части, обходя лужи и грязь. Обустройство тротуаров – важный элемент в этой части. Поэтому есть еще зависимость оборудования пешеходных переходов от обустройства тротуаров, – рассказал Вадим Кормилец.

То есть, с одной стороны, нужны деньги на обустройство перехода – от нескольких десятков тысяч для нерегулируемого и миллиона рублей для регулируемого, с другой – деньги на подходы к этому переходу. А их, как известно, в бюджете города и так мало.

 Нередко поход к переходу бывает таким 

– На организацию переходов влияют лимиты финансирования. В первую очередь переходы организуются в очагах аварийности, у образовательных организаций и при изменении схем движения для увеличения пропускной способности. Таким образом, есть приоритетность организации переходов, – подчеркнули в дептрансе.

Вторая проблема – это освещение пешеходных переходов. Остроту ее признают в мэрии, отмечая, что каждую осень в Омске наблюдается всплеск ДТП на неосвещенных переходах.

Ребенок в темной одежде на свой страх и риск выходит на пешеходный переход

– Почему вопрос освещения пешеходных переходов очень важен? Статистика аварийности показывает всплески ДТП в марте и октябре. С чем это связано? Межсезонье – в марте у нас туманы, погода меняется, ухудшается видимость. В октябре то же самое, меняется уровень естественной освещенности дороги плюс неблагоприятные погодные условия, – говорит Вадим Кормилец.

Специалист позитивно оценивает проекционные пешеходные переходы. Первый такой переход появился пару лет назад на Красноярском тракте, чуть позже – на улице Барнаульской, сейчас идет обустройство проекционного перехода на улице 22 Декабря. Если установка одного регулиремого светофора стоит 1 млн рублей, то установка проекционного перехода – 400 тысяч. На проекционном переходе пешеходы видны как на ладони.

Тем не менее, нужно понимать, что в сумерках пешеход не всегда виден. Поэтому омичам так важно прикреплять к одежде светоотражающие элементы. Они позволяют водителю в темноте увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров.

Правильно экипированный ребенок

В городе 1700 нерегулируемых переходов, и они еще не скоро будут освещены как положено. Сейчас, когда наступил период длинных вечерних сумерек, в осенней мгле пешеходов видно плохо. Нужно показывать водителям себя, безопасность пешеходов – в их руках. Точнее, на их одежде.

«Дети не понимают, как переходить дорогу»

За 8 месяцев 2021 года в Омске произошло 100 ДТП с детьми, в которых 109 юных горожан были ранены. По сравнению с прошлым годом число ДТП с детьми сократилось на 9 %, а число пострадавших в них – на 12 человек. К счастью, с 2018 года детей, погибших в ДТП, в Омске нет. Число наездов на них традиционно увеличивается в сентябре с началом учебного года и сокращением светового дня.

– Очень важно обучать детей правильно переходить через дорогу с самых ранних лет. Дети копируют поведение родителей. Часто сами родители выбегают на проезжую часть в неположенных местах. А у ребенка слабое понимание причинно-следственной связи, что если он сейчас выйдет на проезжую часть, машина его собьет. В школах просто объясняют, нужна же практика, нужно взять ребенка за руку, провести и показать. Сидя в кабинете, не научишься ездить на машине, – уверен Вадим Кормилец.

Для безопасности детей возле школ оборудуют светофоры типа Т7. В этом году их обустроили еще 40 штук. Мигающий светофор Т7 привлекает внимание автолюбителей, которые за несколько сотен метров видят переход. Но иногда одного светофора Т7 слишком мало для обеспечения безопасности пешеходов и баланса между ней и автомобильным трафиком. Ведь одна и та же дорога глазами пешехода и автолюбителя может выглядеть совершенно по-разному.

Когда пешеходы «бесят» водителей

Как это ни странно, но безопасность пешеходов в Омске напрямую влияет на комфорт автолюбителей. Это своеобразная палка о двух концах: чем комфортнее пешеходам, тем дольше автолюбители стоят в пробках. Как пример – это выделенные пешеходные фазы, которые делают улицы безопаснее для пешеходов, но одновременно становятся причиной образования пробок. Так, на пересечении улиц Куйбышева и 10 лет Октября из-за пешеходной фазы постоянно образуются пробки. Это как раз тот случай, когда пешеходы «бесят» автолюбителей.

Три года назад в городе чуть ли не на всех перекрестках сделали выделенную фазу, но затем от нее неожиданно отказались. Уже год как в Омске не делают «выделенки» для пешеходов из-за новых требований.

– Жесткое требование об организации пешеходных фаз было в ГОСТ 522289. Впоследствии вышел межгосударственный ГОСТ 32944. Эти требования к организации пешеходных фаз оказались более продвинутыми. Новый ГОСТ развязал нам руки для организации пешеходных переходов не только с выделенными фазами, но с «просачиваниями», появились секции бело-лунного света с изображением пешехода. Ими мы предупреждаем водителя, что за поворотом могут быть пешеходы, – отметил Вадим Кормилец.

Бело-лунные секции, предупреждающие автолюбителей о пешеходах, появились на пересечении улиц Циолковского и проспекта Маркса, Красного Пути и Институтской. Ночью эти секции видны хорошо, а в солнечный день незаметны. Зато хорошо заметны пешеходы на улице Пушкина, где они также «бесят» автолюбителей. Речь идет о переходе в районе 37-й школы, где поток омичей, пересекающих Пушкина, не иссякает в течение всего дня.

Пешеходы по переходу на Пушкина идут не переставая

– Езжу по Пушкина и постоянно стою на этом переходе в пробках. Неужели здесь нельзя оборудовать светофор? Люди идут сплошным потоком, особенно утром, в обеденный перерыв и вечером. По правилам я должен остановиться, как только пешеход ступил на переход. Не нарушив это правило, проехать участок нельзя – буду стоять по 15 минут, пока поток людей не кончится, – посетовал автомобилист с 10-летним стажем Алексей Анисимов.

Видимо, поток людей на данном участке не дотягивает до норм, о которых говорит Вадим Кормилец. Тем не менее за всеми цифрами и нормами, которыми руководствуются чиновники, скрываются человеческие жизни. Все меры по изменению организации дорожного движения, обустройству переходов и светофоров кореллируются со статистикой смертности на дорогах Омска.

Главное – спасенные жизни омичей

Установка новых светофоров, дорожных ограждений, организация пешеходных переходов, освещение – все это благотворно влияет на снижение аварийности на дорогах Омска в целом. Эта тенденция фиксируется в Омске уже 10 лет.

– В 2012 году у нас по городу было 2431 ДТП, в них 149 человек погибли. В прошлом году произошло 1847 ДТП, в которых 79 человек погибли. Эта разница в 70 спасенных жизней – результат работы по организации пешеходных переходов, обустройству дорожных ограждений, установке светофоров и обустройству дорожных камер, изменению схем организации движения, – заключил Вадим Кормилец.

Выводы

Сокращение числа погибших на дорогах города – важнейший показатель работы по совершенствованию дорожного движения и обеспечению безопасности пешеходов в городе. Чтобы Омск стал более безопасным как для автолюбителей, так и для пешеходов, нужно в первую очередь увеличивать финансирование на обустройство светофоров, организацию пешеходных переходов, их освещение.

Очевидно, что сразу решить все острые вопросы с опасными участками дорог в Омске не получится – на это, как всегда, нет средств, даже с учетом нацпроектов. Поэтому нужно приспосабливаться к существующим условиям: покупать светоотражающие элементы на одежду, запасаться фонариками и быть крайне внимательными на пешеходных переходах. Ведь зачастую омичи переходят улицы, даже не посмотрев по сторонам. Также стоит внимательно относиться к островкам безопасности, где можно стать жертвой ДТП.

Внимание, бдительность, яркая одежда – все это может снизить риск гибели на пешеходных переходах в Омске. Хочется надеяться, что со временем они станут безопаснее, а число аварийно-опасных участков будет снижаться.

1458Сергей Энквист