В Омске впервые запущены маршруты, которые работают до 23 часов. Есть ли в них смысл и реально ли уехать на троллейбусе вечером не только «до Водников»?
Конец 2020 года стал переломным в части работы муниципального пассажирского транспорта в Омске. Город закупил сразу 24 новых трамвая «Спектр», 33 троллейбуса «Адмирал», а также 20 больших автобусов Volgabus, работающих на метане.
Троллейбус «Адмирал»
Троллейбусы «Адмирал» и автобусы Volgabas были приобретены по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря этому один автобус вместо 12 млн рублей обошелся в 7 миллионов, а скидка на троллейбусы составила 40 %. Однако федералы не просто так дают деньги регионам на новый подвижной состав. Взамен в городах должны появляться «магистральные» маршруты, укомплектованные новым транспортом. Магистральные троллейбусные маршруты № 3 и 4 заработали в Омске в конце 2020 года, а на прошлой неделе появился и первый магистральный автобусный маршрут – № 22.
Как заявила на его презентации мэр Омска Оксана Фадина, на таких магистральных маршрутах пассажиры не должны ждать транспорт более 10 минут в часы пик. Работать новые троллейбусы и автобусы будут с 6 до 23 часов. Так как трамваи покупались не по нацпроекту, а в рассрочку на средства МП «Электрический транспорт», то магистральных трамвайных маршрутов в Омске пока нет.
Обслуживают два обновленных троллейбусных маршрута 33 «Адмирала». При этом ежедневно в линию выходят лишь 25–26 машин, так как несколько «Адмиралов» уже угодили в ДТП и находятся в ремонте. Примерно 15 новых троллейбусов обслуживают маршрут № 4, связывающий ж/д вокзал и Нефтяники, еще 9–10 троллейбусов ходят на 3-м маршруте, который протянулся от ж/д вокзала до Чкаловского поселка. Помимо «Адмиралов», на 3-м маршруте работают до 8–9 старых троллейбусов «Тролза», так как новых машин на полную комплектацию «тройки» банально не хватило. При этом недавно стало известно, что МП «Электрический транспорт» планирует списать 16 старых троллейбусов 1990-х годов выпуска.
На 3-м маршруте остались старые троллейбусы
В этом году после покупки еще 29 новых троллейбусов (четыре из них уже пришли в город) магистральными станут два других популярных маршрута – № 15 и № 67. Транспорт на них также будет работать до 23 часов. Поступление новых троллейбусов запланировано до конца марта. Но и сейчас в Омске уехать на «рогатых» поздним вечером реально!
Теперь по вечерам троллейбусы не идут «до Водников»
Троллейбусы, которые в 6–7 вечера идут до городка Водников, уже давно стали притчей во языцех в Омске. Руководство департамента транспорта и МП «Электрический транспорт» долгие годы объясняло раннюю «миграцию» рогатых в депо тем, что не хватает водителей и они не должны перерабатывать.
Однако после того, как федералы поставили условие работы троллейбусов на магистральных маршрутах до 23 часов, сразу же нашлись водители, и работа до позднего вечера была обеспечена. Водители и кондукторы стали работать в две смены. Выходит, раньше не хватало воли (желания) продлить работу маршрутов до вечера? Вопрос скорее риторический. Главное, что сейчас работа сразу двух троллейбусных маршрутов продлена до 23 часов. Корреспондент РИА «Омск-информ» несколько вечеров катался на троллейбусах, следующих по магистральным маршрутам, разговаривал с пассажирами и кондукторами и делал наблюдения об их работе.
На 4-й троллейбус как в сторону городка Нефтяников, так и в направлении ж/д вокзала реально сесть даже в 22 часа. Новый троллейбус, светящийся, словно новогодняя елка, виден издалека. Много света и внутри «рогатого»: можно спокойно читать книгу. Старые троллейбусы обилием света похвастаться не могли. В салонах новых машин есть разъемы для подзарядки телефона, 33 сидячих места при общей вместимости 96 человек. Правда, в старых троллейбусах были две площадки для стоящих пассажиров, а в новых «Адмиралах» такая площадка только одна.
Узкая задняя площадка – недостаток «Адмиралов»
Кондуктор 4-го маршрута Людмила Алексеевна подробно рассказала о всех плюсах и минусах новых троллейбусов. Правда, во избежание проблем на работе сотрудница МП «Электрический транспорт» категорически отказалась называть свою фамилию и фотографироваться.
– Работаю кондуктором на троллейбусах 4 года, до этого работала в «Стройбетоне». Еще в марте прошлого года нам предложили перейти на 4-й маршрут, который станет магистральным. В то время я работала на 15-м маршруте, – говорит кондуктор. – Мы на 15-м хорошо сработались с водителем, у нас был дружный экипаж. Но, взвесив все «за» и «против», я перешла на 4-ку.
Все новые троллейбусы низкопольные
Работа как водителей, так и кондукторов на магистральном маршруте организована в две смены.
– У нас две смены: одна с 4 утра и до 16 часов, и с 16 часов и до полуночи. Вот сегодня, например, мы в депо зайдем в 0 часов 3 минуты. Днем около 4 часов на городке Водников троллейбус останавливается и происходит смена экипажей. После того как я перешла на магистральный маршрут, увеличилась зарплата, это приятно. Нам доплачивают за уборку в салоне, чтобы он всегда был чистым, – отметила кондуктор.
Людмила Алексеевна отметила достоинства «Адмиралов» и указала на ряд недостатков этих троллейбусов.
Вечером в салонах «Адмиралов» немноголюдно
– Могу назвать два недостатка этих троллейбусов. Первый – это узкий задний проход между сиденьями, там часто образуется пробка из пассажиров. И второй – это место кондуктора. Я бы перенесла его, так как сейчас обзор очень плохой, не видно, сколько человек зашло, – отметила кондуктор. – А так троллейбус хороший, теплый, светлый. Пассажиры заходят и говорят, что видели такие троллейбусы только в Москве или Питере, удивляются, что машина сделана в Энгельсе Саратовской области.
По словам кондуктора, за 3 месяца работы ее троллейбус ломался лишь однажды – полетел монитор в салоне.
– Пока ремонтировали монитор, мы ездили на старом троллейбусе. А вообще, на маршруте работает несколько сломанных троллейбусов. Как мне говорили, запчасти у них дорогие и ждать их приходится долго, – рассказала омичка.
Кондуктор отметила важность работы маршрутов после 21–22 часов. Они востребованы у пассажиров.
– Есть ли пассажиропоток поздно вечером? Конечно, есть! Салон почти никогда не пустует. Люди едут с работы, из кино, они знают, что мы приедем, и ждут троллейбус на остановке. У меня у самой дочь в «Бауцентре» работает до 21 часа, доезжает до «Голубого огонька» уже ближе к 22 часам и пересаживается на 4-ку, чтобы доехать до «Цирка». Это очень удобно. Раньше ей приходилось идти пешком до дома, – говорит Людмила Алексеевна.
Кондуктор призналась, что работа ей очень нравится, она с удовольствием общается с пассажирами. А их в «Адмиралах» за 3 месяца проехало немало – сразу 900 тыс. человек, сообщили недавно в департаменте транспорта. То есть в новых «рогатых» проехали почти все жители города, если исходить из численности населения Омска. Тем не менее без проблем не обходится – о них рассказали кондуктор и водитель 4-го маршрута.
Главная болезнь «Адмиралов» – барабаны
Женщины, работающие на «Адмирале», категорически отказались фотографироваться и называть свои имена.
– У нас сейчас новый директор – Сергей Фролов. Говорят, очень строгий. Не хотим, чтобы он нас потом вызвал «на ковер» и уволил. Прежний директор – Сергей Ткалун – сейчас курирует новые троллейбусы и трамваи. Нам так сказали, – отметили сотрудницы МП «Электрический транспорт».
По словам членов экипажа новой машины, «Адмиралы», в принципе, неплохи. Но у них все же есть ряд существенных недостатков.
У «Адмиралов» часто ломаются барабаны в задней части корпуса
– Я раньше работала на «Тролзе», тоже на 4-м маршруте. Их покупали в 2014 году. Те троллейбусы как-то попроще были, не ломались почти, – рассказала кондуктор Галина. – Место кондуктора не очень теплое – печка дует не в ту сторону. Нам еще сделали неудобный график – у нас отстой 3 часа в середине дня. Едем с маршрута до Водников, а потом снова на маршрут выходим.
Водитель троллейбуса отметила, что «Адмиралы» ломаются 2–3 раза в неделю.
– Главная их болезнь – барабаны. Ломаются по 2–3 раза в неделю. Приходится ехать в депо, – констатирует водитель. – Печки в кабине водителя тоже ломаются. Ну а что за техника, если она не ломается?
Как объяснили сотрудницы МП «Электрический транспорт», барабан – это устройство, за которое крепятся веревки, удерживающие штанги-токоприемники (те самые «рога»).
– Барабан ломается, веревка слетает, рога слетают с контактной сети, троллейбус встает, – рассказали о последствиях поломки омички.
Недовольны сотрудницы и графиком работы.
– Работаем в две смены, но обед у нас 20 минут всего. За 20 минут поесть не успеваешь. Сделали еще долгий отстой. Я работала на 3-м маршруте, приходилось из Чкаловска ехать до Водников, там отстаиваться, а потом опять идти на маршрут, – рассказала водитель троллейбуса «Адмирал». – В марте пообещали графики изменить, но, говорят, они еще хуже будут.
А вот пассажирам новые «Адмиралы», как говорится, «зашли».
– Хороший, светлый и теплый троллейбус. Побольше бы таких в городе, – поделился мнением пассажир 3-го маршрута Алексей.
В этом году в Омск привезут еще 29 «Адмиралов», и тогда оценить новые машины смогут пассажиры еще двух маршрутов – 15-го и 67-го. Возможно, с учетом всех недостатков, перечисленных людьми, которые на них работают, не стоило покупать именно такие троллейбусы. В конце концов, в России выпускаются не только «Адмиралы». Но руководству города здесь виднее.
В Омске появился «туристический» ночной маршрут
С 6 февраля автобусный маршрут № 22 стал образцово-показательным, «магистральным». На нем теперь работают 20 новых экологичных автобусов Volgabus, закупленных по нацпроекту за 147 млн рублей. Важно, что каждый автобус вмещает до 111 пассажиров, все машины полностью низкопольные: нет никаких высоких ступеней!
Еще пару лет назад на 22-м маршруте работал частный перевозчик, который возил омичей на старых корейских автобусах, в которых было накурено и густо пахло выхлопными газами. После того как он отказался продолжить работу, маршрут перешел к МП ПП № 8 и до недавнего времени обслуживался НефАЗами и ПАЗами. Теперь на 22-м маршруте работают автобусы Volgabus, а помогают им несколько старых НефАЗов. Видимо, 20 новых машин не хватило на полную комплектацию маршрута.
На магистральном 22-м маршруте продолжают работать старые автобусы
Согласно расписанию уехать на 22-м автобусе, к примеру, с «Дома туриста» в сторону Чкаловского поселка и Кордного поселка можно даже в 23.09 и 23.27, а в сторону улицы Бархатовой – в 23.22 и 23.40. Раньше после 23 часов дождаться муниципальный транспорт в Омске было просто нереально!
После 22 часов на магистральных маршрутах работают
более двух десятков троллейбусов и автобусов
Правда, в самый час пик – после 18 часов – корреспонденту РИА «Омск-информ» пришлось довольно долго ждать 22-й автобус. С 18 часов до 18.20 через остановку «Библиотека имени Пушкина» не прошло ни одной машины этого маршрута. В 18.22 вопреки ожиданиям подъехал не Volgabus, а старый «НефАЗ». Новую машину пришлось подождать еще 10 минут.
Выбор 22-го маршрута в качестве «магистрального» власти объяснили тем, что он один из самых протяженных в городе (почти 30 километров) и тем, что пользуется популярностью у жителей омских окраин, в первую очередь поселков Кордный и Чкаловский. К слову, на переполненные салоны тесных ПАЗов 22-го маршрута омичи активно жаловались через соцсети в прошлом году.
В салоне нового «Волгабаса» светло и отсутствуют неприятные запахи. Не все уже помнят, но омичи долгое время жаловались на неприятный запах в салонах аналогичных «газовых» «НефАЗов», обслуживающих 24-й маршрут, а теперь распределенных также на 95-й и 109-й маршруты.
«Волгабас» имеет 24 сидячих места, а его общая вместимость – 111 пассажиров. Необычна задняя площадка автобуса: там нет «стоячих» мест, а часть пространства закрыта, словно комната. До покупки «Волгабасов» в Омске автобусов с похожими задними площадками не было. В отличие от кондукторов троллейбусов, работники ПП № 8 оказались совсем не расположены к разговорам с прессой.
– Автобус как автобус. Не знаю, что в нем необычного! – заявила кондуктор.
После этого женщина пошла «в атаку».
– Вы не имеете права фотографировать салон автобуса, пассажиров и меня! Это можно сделать только с нашего разрешения, а я не разрешаю! – негодовала работница автобусного парка.
Присоединились к возмущению и пассажиры. Доводы о том, что салон автобуса – это общественное место, никого не убедили.
В другом 22-м автобусе кондуктор также не смогла сказать ничего вразумительного.
– Я второй день работаю на этих автобусах, пока ничего не могу сказать, – отрезала женщина.
Двигатель «Волгабаса» работает на газомоторном топливе
Не все пассажиры автобуса знали, что едут в новой машине.
– Я не разбираюсь в автобусах. Вроде новый, да, а что в этом такого? – спросила одна из пассажирок.
Одним словом, пока омичи не оценили обновленный 22-й маршрут. Может, это и логично, ведь в качестве «магистрального» он работает всего неделю.
Нужны ли Омску «магистральные» маршруты?
Всего в Омске в ближайшие годы планируют сделать 10 «магистральных» маршрутов и укомплектовать их подвижным составом в ближайшие год-два. Помимо троллейбусных маршрутов № 2, 3, 4, 15 и 67, власти намерены сделать «магистральными» автобусные маршруты № 29, 33, 69, 110 и уже названный 22-й.
Сразу же бросается в глаза, что «магистральными» маршрутами обделено Левобережье. «Магистральным» планируется сделать лишь 67-й маршрут, который связывает Нефтяники и Солнечный. Ни одного «магистрального» маршрута не будет запущено и в Старый Кировск. При этом жители Левобережья, даже его центра – 11-го микрорайона – постоянно жалуются на дефицит транспорта в вечернее время. Недоумевает по поводу странного выбора магистральных маршрутов и общественник Игорь Федоров.
– Мэрия столкнулась с проблемой, которую создала сама, – в свое время она «убила» троллейбусное депо на Левом берегу, и теперь Левый берег в пролете. Троллейбусы там негде ставить на ночь. Поэтому и так мало магистральных маршрутов запланировано на Левом берегу, – отметил эксперт.
По его мнению, очень странным выглядит выбор 15-го троллейбусного маршрута в качестве «магистрального». Хотя логику мэрии можно объяснить отсутствием других троллейбусных маршрутов, которые остались на Московке.
– Выбор 15-го троллейбусного маршрута в качестве «магистрального» странный. Из Чкаловска мало кому надо на «Московку-2». Но других маршрутов на Московку нет, поэтому выбрали его. Раньше 1-й, 8-й троллейбус ходили с Московки, но их отменили, заменив 20-м автобусом. Но и от него перевозчик, возможно, скоро откажется, – говорит Федоров.
Тем не менее магистральные маршруты – это очевидная необходимость. Потребность в них в Омске существует давно. И только сейчас власти занялись решением проблемы отсутствия транспорта в вечернее время.
– Магистральные маршруты нужны. Горожанам надо вбить мысль, что вечером они точно уедут. В Праге, где я бывал, есть даже ночные трамвайные маршруты. Причем у них своя нумерация. Да, такой трамвай ходит раз в полчаса или даже раз в час, но он точно будет, и ты уедешь домой, – рассказал Игорь Федоров. – Обновление парка троллейбусов и трамваев – это плюс, а вот по выбору моделей только время покажет.
Координатор общественного движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский положительно оценивает работу «магистральных» маршрутов, которыми сам постоянно пользуется. Он считает, что «магистральные» маршруты нужны омичам.
– Очень положительно оцениваю запуск новых магистральных маршрутов. Наконец-то в Омске появился транспорт с низким уровнем пола, тихий, маневренный. Это очень хорошо. Очень хорошо и то, что троллейбус стал работать допоздна. Даже на последних рейсах салоны не пустые, люди знают, что могут уехать поздно вечером на троллейбусе. Я помню 90-е годы, когда транспорт сокращал время работы, его становилось вечером намного меньше, замирала и жизнь города, – отметил Юрий Романовский.
По словам общественника, с увеличением времени работы общественного транспорта больше омичей смогут посещать развлекательные заведения, кафе, кинотеатры, что положительно отразится на экономике.
– Хорошо, что есть планы продолжать эту тенденцию и ввести еще ряд магистральных маршрутов. Насколько знаю, ими станут 67-й и 15-й маршруты. 67-й маршрут очень важен, так как связывает огромный «спальный» район на Левобережье с Нефтяниками, где много вузов и расположен нефтезавод. А при пересадке 15-м троллейбусом смогут воспользоваться жители Московки-2.
При этом Юрий Романовский отметил необходимость корректировки графиков движения троллейбусов, которые должны стать более скоростным транспортом. Тем более с учетом закупки новых машин. К слову, «Адмиралы» уже передвигаются по городу быстрее, чем старые троллейбусы.
С 2011 года в Омске обновили всего два десятка троллейбусов.
«Адмиралов» в целом придет более 60 машин
– Троллейбусы должны ездить быстрее. Над этим еще предстоит поработать. Троллейбус по своим техническим характеристикам может разгоняться до 120 км/ч. Сегодня, если троллейбус опережает график и приезжает на конечную раньше, его водителя штрафуют. И если сравнивать графики того же 4-го маршрута и 69-го автобуса на большом участке, то он не в пользу 4-ки. А люди хотят, чтобы электрический транспорт был маневренным и скоростным. Надеюсь, что в этой части у нас будут изменения, – заключил Романовский.
Очевидно, что Омску необходимы «магистральные» маршруты, которые работают до позднего вечера. А вот выбор таких маршрутов мэрия могла бы отдать на откуп горожанам, проведя общественное обсуждение и голосование (по аналогии с голосованием по благоустройству). Тогда бы не было претензий насчет того, почему на Левобережье нет ни одного магистрального маршрута, а таковым стал не очень популярный 15-й маршрут, являющийся подвозящим.
Спорен и выбор подвижного состава, которым комплектуют «магистральные» маршруты. Если о результатах работы «Волгабасов» еще говорить рано, то уже очевидно, что троллейбусы «Адмирал» оказались не столь уж идеальными, раз они ломаются по 2–3 раза в неделю. Тем не менее уже хорошо, что в Омске проведено масштабное обновление подвижного состава, которого не было несколько десятилетий. Даже не совсем хороший новый троллейбус все равно лучше старого.