Сотрудники Омского центра инноваций социальной сферы сегодня работают в 23 регионах России. Стартовал проект с нуля.
– С точки зрения результатов на территории однозначно мы – лучшие. Но думаете, легко удерживать лидерство, когда тебе с спину «дышит» полстраны и этот тренд развивают все регионы?
Наш разговор с председателем Центра инноваций социальной сферы Ириной Сербиной начался с вопроса мне – журналисту.
– Ирина Владимировна, объясните нашим читателям, социальное предпринимательство – это же помощь людям? Но как на этом заработать?
– В корне неверный подход. Мы заходим на рынок не с позиции, какая ниша пуста и что на этом заработать. А с позиции – у какой целевой группы людей есть проблемы и как им помочь через бизнес-модель.
– Например...
– Оксана Заливина, школьный психолог, инвалид. После модернизации системы образования в 2012 году оказалась на улице. Пришла в нашу школу социального предпринимательства. Когда начали анализировать, стало понятно, что она не знает, что делать, но знает с кем – с семьями, имеющими детей-инвалидов. Тема – ее. Из ресурсов у Оксаны были квартира и телефон. Она открывает горячую линию для семей с детьми-инвалидами. Принимает звонки, выезжает на консультации. Потом расширяет бизнес, создает мобильную психолого-педагогическую службу «Карлсон», начинает консультировать семьи с подростками, проявляющими агрессию, неуверенность. Затем она сняла помещение у кинотеатра «Галактика» и открыла центр, где родители могли оставить на некоторое время своих детей-инвалидов. В ее социальном бизнесе работало уже 11 человек. Когда вышел 442 ФЗ, Оксана заявилась в министерство труда и социального развития Омской области и вошла в реестр поставщиков социальных услуг.
– Социальным предпринимателем может стать любой?
– Нужно ответить на 3 вопроса. Первый: что я умею делать лучше всего? Второй: какую целевую группу хорошо знаю и проблемы которой хочу решать? Третий: чего не хватает этим людям, которым хочу помочь? Бизнес-идея лежит на пересечении ответов на эти вопросы.
– Как начинали вы?
– С 2001 года мы были общественной организацией «Ресурсный центр общественно активных школ». Работали с педагогами, родителями, например, как организовать родительскую общественность, создать общественный фонд. Потом стали подавать заявки на гранты. Наш первый грант составил всего 3 тыс. рублей от Главного управления внутренней политики. Потом получали и президентские, технология была выстроена. Стали налаживать отношения с бизнесом Омска, собирали средства на благотворительные проекты. В 2010 году в результате проекта «Мир, в котором нет чужих» собрали с помощью бизнеса около 3 миллионов рублей и передали эти средства детским домам, инициативным группам, которые помогали детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Нам очень многие тогда сказали спасибо. Во время 2-й такой акции «Благо дарить» бизнесмены сказали: «Благотворительностью мы и так будем заниматься. Дай какой-нибудь драйв!». Это был вызов
– Вы его приняли?
– Да, и начала изучать тему социального предпринимательства. На тот момент в России работал только фонд г-на Алекперова «Наше будущее», который позиционировал себя как фонд, поддерживающий социальных предпринимателей. Мы решили пробовать эту тему: создавать социальные проекты, но при этом просматривать бизнес-модель.
– Какие правила у социального бизнеса?
– Это, как правило, низкомаржинальный бизнес. Предприниматель должен стартовать с того, что умеет сам, со своих компетенций. Все наши социальные бизнес-модели стартуют на собственные ресурсы. Такой риск заставляет людей быть ответственными и видеть другие ресурсы на территории. Но главное – социальный предприниматель должен быть связан с проблемой, которую хочет решить. 67 % тех, кто приходил в наш центр, именно такие люди, возраст 22–44 года. Причем социальные предприниматели совсем не обязательно должны зарабатывать на той социальной группе, проблемы которой решают. Они могут зарабатывать на других услугах, но перераспределять средства для решения проблем своей целевой группы. Мы, например, средства, полученные нашим центром от работы в других регионах, вкладываем в программу «Школа социального предпринимателя» в районах Омской области.
– За власть взялись?
– После выборов во власть в муниципальных округах пришло много людей, для которых эта тема вообще неизвестна. Мы предложили муниципалитетам обучение, набрали слушателей. Это либо главы сельских поселений, либо заместители глав, руководители комитетов. Их основная задача – найти в районе лидера, который смог бы «потянуть» социальный бизнес-проект. Есть классика жанра: команду подбираешь либо под себя, либо под задачу. Мы объяснили, что у них есть возможность найти лидера под себя. Они находят лидера, он обучается в Школе социального предпринимательства бесплатно. Задача власти – найти ресурсы под социальный стартап этого лидера: помещение, информационный ресурс, связь, административный ресурс.
– Есть результат?
– Честно говоря, даже не ожидала, что кое-где выстрелит в десяточку.
– Где получилось?
– Там, где в программу попал руководитель, который действительно хочет что-то сделать. В Любинском районе появилась мобильная психологическая служба. В Крутинском районе предприниматель открыл для пенсионеров и инвалидов пассажирские перевозки. Взял кредит, закупил 2 автобуса, получил ридер. Уже свозил жильцов крутинского дома престарелых в Большереченский зоопарк. Сейчас ему важно помочь с субсидированием, потому что стоимость его услуг вполовину ниже. Сделать можно все. Вопрос: кто возьмет ответственность выстроить весь процесс, показывая, как решить проблему?
Сейчас отрабатываем программу по вывозу мусора в Черлакском районе. В нее попадает 4 сельских поселения. Стали вычленять проблемы района, оказалось, что вся эта «омская рублевка» завалена мусором. Проанализировали ситуацию и поняли, что проблема решается за счет раздельного сбора твердых бытовых отходов. Инициатор – глава Иртышского сельского поселения Надежда Шульга. Она выделяет место, нашли предпринимателя с техникой. На сходах людям объяснили: если приносишь раздельно складированные твердые бытовые отходы, сразу получаешь деньги. На переговоры в Омске пригласили предпринимателя, который закупает эти складированные ТБО. Он готов возить мусор за свои средства, ему выгодно. Чтобы не возить воздух, надо бутылки прессовать. Обратились к министерству экономики и министерству природы помочь приобрести пресс, который стоит 96 тысяч. Но одно село Иртыш не даст такого количества сырья. Поэтому пригласили на переговоры глав тех поселений, кто готов в этом проекте участвовать. В феврале проект запустим.
– Это тоже социальное предпринимательство?
– По приказу Минэкономразвития №167 есть 2 подхода, определяющие социальное предпринимательство. Первый подход – через целевые группы: инвалиды, многодетные, а также вышедшие из мест лишения свободы – групп всего 6. Второй подход шире, и в него попадают все социальные сферы: культура, спорт, молодежь, здравоохранение, образование, оказание услуг. Главный принцип – оказать человеку услугу, которую ему не может дать государство. Когда в рабочей группе в Совете Федерации разрабатывали проект закона о социальном предпринимательстве, то сразу закладывали пропорцию: 80 % того, что относится к социальному предпринимательству, определяет федеральный центр и 20 % – сама территория.
– То есть муниципалитеты получат право выбора?
– И этим пользуются. На учебу в выездной Школе социального предпринимательства в Седельниковском районе пришло 17 человек. Выявили 2 проблемы – заброшенная школьная теплица и отсутствие хлеба в половодье в отрезанных распутицей деревнях. В Седельниково впервые опробовали проект на основе краудфандинговой платформы. Упаковали ремонт теплицы как проект и выставили на платформе «Планета.ру». На таких платформах читатели могут рублем поддержать понравившийся проект. На ремонт теплицы нужно было 50 тысяч рублей. Собрали 60 тысяч рублей. Сейчас теплица восстанавливается.
Выявили предпринимателя, готового заняться доставкой хлеба в деревни. Стали считать: если доставлять хлеб в одно село – невыгодно, если в несколько – прибыль есть. Проект заработал.
Пребывание человека в муниципальном доме престарелых обходится в Омской области 28 тыс. рублей в месяц. Евгений Филиппов в Таре несколько лет назад открыл частный дом престарелых. Министерство труда и социального развития Омской области субсидировало 14 тысяч рублей на каждого пожилого человека в частном пансионате. При этом бюджет экономит 50 % . Только за один год по 4 частным пансионатам бюджет Омской области сэкономил 40 млн рублей!
Мы четко понимаем, что заходим на сферы, за которые отвечает власть. Это нормальная практика. И если мы решаем проблемы населения, то давайте выделять и ресурсы для предпринимателя, который этим занимается! В пансионате в Таре сегодня появляются дополнительные источники дохода – хозяйство, огород. Проект встал на ноги и нормально развивается. Уже открыт предпринимателем аналогичный пансионат в Большеречье.
– Все вроде очень просто. Но почему социальный бизнес пока не становится массовым?
– Во-первых, нужно найти саму бизнес-идею. Ответить на вопрос: зачем тебе это? Пока не поймем, зачем человек к нам пришел, будем находиться в зоне риска и не сможем оправдать его ожиданий. Дальше нужно помочь найти бизнес-модель, а затем выстроить бизнес-процесс. Вот здесь многие проседают, потому что просто не умеют просчитывать распределение средств и ресурсов. Но отдача от всего этого очень большая; мы же видим глаза тех, кто реализовал свои идеи, видим, как люди распрямляются и начинают совсем по-другому мыслить – не как взять, а как отдать.
– Ваша организация участвовала во втором конкурсе грантов Президента РФ и получила финансовую поддержку. Что планируете сделать?
– Продолжить развитие школы, только теперь Школы социальных инноваций. Планируем в 2018 г. обучить 140 человек, представителей негосударственных учреждений, чтобы социальные услуги для жителей Омского Прииртышья были доступнее и качественнее.
Юрий Епанчинцев