Поиск

Ректор ОмГТУ рассказал редакции, чего удалось добиться вузу после изменения статуса и слияния с Омским университетом дизайна и технологий.

– Анатолий Владимирович, как прошел процесс становления ОмГТУ как опорного вуза, какие появились возможности?

– Объединение завершено успешно. Особенно на фоне вузов других регионов, где идут судебные тяжбы и люди пишут друг на друга во все инстанции. Слияние или разделение – всегда объективные сложности, потому что нужно убирать дублирующие должности, подразделения. Были вопросы при объединении кафедр физкультуры, иностранного языка, мы их решаем, ищем компромиссные варианты. Это, как говорится, административные будни, но мы с вами говорим о другом: мы стали не просто больше, объединение вузов привнесло синергетический эффект, сильный технический вуз получил прививку креативного мышления, творческий подход в решении, казалось бы, чисто административных задач.

Уже сейчас разработаны 7 проектов, направленных на региональное развитие, и один из них – «Омская Арт-резиденция» – получил хорошие отзывы Ирины Аржановой, исполнительного директора НФПК, куратора программы опорных вузов. Она отметила, как это интересно, ново и работает на регион в неформальном режиме: технический университет, который выпускает инженеров, претендует на то, чтобы изменить ментальность жителей города. Разве это не сверхзадача для нашего города?

– Можете сказать два слова о проекте «Омская Арт-резиденция»?

– Это новый подход к организации социального пространства города – создание комфортной дискуссионной площадки для консолидации активистов и сообществ города, разработка и запуск инициативных проектов развития города и региона, направленных на повышение качества городской среды и жизни горожан при поддержке опорного вуза региона. Это молодежный проект. Сейчас в Сколково проходит обучение инициативная группа, и в скором времени появятся первые результаты.

– В марте Минобрнауки неоднозначно оценило работу ОмГТУ, отнеся его в третью группу опорных вузов, почему это произошло?

– Благодарю вас за этот вопрос. Иногда СМИ формируют мнение, которое порождает необоснованные утверждения. Вот и в этом случае журналисты немного поторопились. Мы подали документы в Минобрнауки с задержкой, связанной чисто с административными причинами. В связи с недостатком информации они вынесли нас в третью группу без каких-либо пояснений. Многие омские СМИ добавили к информации министерства немного от себя и поставитли нам «неуд», записали в «аутсайдеры» и худшие опорные вузы, что является информацией, не соответствующей действительности, и негативно влияет на имидж не столько вуза, сколько региона в целом. Недоразумение, конечно, разрешилось, но осадок от дружественного огня СМИ, как говорится, остался. Реальное положение вещей кардинально отличается от нарисованной картины: основные показатели ОмГТУ как опорного вуза – одни из лучших в стране.

– Минобрнауки объявило о смене модели своего взаимодействия с ведущими вузами?

– Министерство перешло от модели «даем вузам деньги – получаем показатели» к модели «даем вузам возможности – получаем развитие». Вузы проходят процедуру аккредитации, увеличивается количество бюджетных мест, нам также обещают возможности бюджетного набора, открытия новых специальностей, создания диссертационных советов, организации магистерской подготовки. Если смотреть динамику развития бюджетных мест, видно, что нас не ограничивают. В прошлом году мы получили 100 млн рублей субсидий на развитие. Порядок финансирования на этот год определится к лету.

Сейчас идет речь о создании пула из 80-100 вузов «пространства инноваций», и мы в него попадаем.

С другой стороны, есть тенденция к закрытию непрофильных специальностей, и мы не исключаем, что какие-то специальности, непрофильные с точки зрения министерства, могут закрыть у нас, но в опорном вузе вероятность ниже, чем у других вузов.

– С какими регионами работает сегодня вуз по набору студентов?

– Вуз уверенно шагнул за пределы Омской области, и, хотя в 2016 году на очную бюджетную форму обучения из нашего региона поступило около 1000 человек, мы усиливаем работу с СНГ: почти 500 человек поступило из стран ближнего зарубежья. Северный Казахстан и Омская область имеют много общего – это приграничные промышленные регионы, которым нужны высококвалифицированные молодые кадры. За прошлый год у нас практически удвоилось число студентов из ХМАО, традиционно к нам едут студенты из Новосибирской, Тюменской областей, Республики Саха (Якутия).

– Удалось ли коллективу ОмГТУ, став опорным вузом, продвинуться на образовательном рынке Сибири, где господствуют вузы Томска и Новосибирска?

– Опорный вуз – это прежде всего вуз для удовлетворения нужд региона, и задачи двигать образовательный рынок Сибири перед нами не ставится Министерством образования. Пока все вузы остаются в своих рыночных нишах. Образовательный рынок Омска устойчив и самодостаточен. По большинству направлений подготовки омские вузы полностью закрывают потребности региона и по некоторым направлениям даже претендуют на федеральный уровень. Не секрет, что машиностроительная школа ОмГТУ уже давно признается одной из ведущих в России.

– Как в ОмГТУ развивается дистанционное обучение?

– Если на Западе студент очень сильно мотивирован в получении образования и понимает, что это возможность социального роста, то в России такой зависимости нет. У нас, если со студента не спрашивать, он нормально учиться не будет. Уже лет через 10-15 вузы будут хвастаться, что у них не дистанционное, а личностное обучение, оно будет считаться элитным и дорогим. Сейчас в ОмГТУ общее количество студентов, обучающихся на платформе «on-line Университет», составляет 360 человек по 7 направлениям, разработан 41 образовательный дистанционный модуль. Пока мы рассматриваем дистанционное образование как важный элемент образовательного процесса, в том числе с вузами ближнего зарубежья. Например, активно ведутся переговоры о взаимодействии с Луганским университетом имени Даля. Думаю, мы сможем проводить дистанционно не только обучение, но и защиты дипломов.

– Для работы с 11-классниками ОмГТУ был открыт бесплатный физический интернет-лицей. Каковы результаты его работы?

– Результаты есть, более того, мы усиливаем работу со школьниками региона. В 2015-2016 учебном году там обучалось 650 человек. В этом году начал работать математический интернет-лицей, готовится интернет-лицей по обществоведению. Это все бесплатные программы, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ независимо от уровня преподавания дисциплин в школе, что особенно актуально для школ в районах Омской области. Вуз заинтересован в подготовленных абитуриентах, к тому же в этом году число бюджетных мест увеличилось по сравнению с 2016 годом на 326.

– В ОмГТУ работало 17 научных центров, на базе которых планировалось создать технопарк. Насколько близко вы подошли к этому?

– Создание технопарка для нас актуально. В идеале технопарк – это площадка для отработки потенциально прибыльных для Омского региона технологий и идей. У нас уже есть ряд направлений, где работает более 30 малых предприятий, созданных в рамках 217-ФЗ, и ОмГТУ является соучредителем. Технопарк – это больше чем набор оборудования, это система развития малых предприятий региона, которые не имеют достаточного технического оснащения для реализации своих проектов, здесь нужны не только технологии, но и маркетинг, менеджмент, административный ресурс. Думаю, в течение ближайших двух лет мы полностью продемонстрируем свои возможности.

– Ежегодно ОмГТУ проводит конкурс молодых ученых. Какие идеи побеждают?

– Действительно, каждый год более 100 молодых ученых ОмГТУ участвуют в этом конкурсе. В 2016 году мы его сделали региональным, т. е. в нем могут участвовать молодые ученые других научных и образовательных организаций. Это существенно влияет на повышение публикационной активности молодежи. Победителями 2016 года стали ребята, предлагающие проекты в области нефтехимии, направленные на моделирование и анализ наноструктур.

– Продолжается ли в ОмГТУ обмен опытом с зарубежными странами?

– Мы усиливаем это направление. Сейчас первый проректор находится в Ирландии для установления новых контактов по участию в международном проекте «Эразмус+». Действует проект «ТЕМПУС» для повышения качества аспирантской подготовки. Мы посылаем своих студентов и преподавателей на стажировки в Великобританию, Германию, Португалию, Литву, Италию, Беларусь, Польшу. Есть у нас и обучающиеся иностранные граждане по «гослинии». Этих ребят присылает наше Минобрнауки по специальным направлениям, из них мы готовим высококлассных специалистов для дружественных стран – Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

– Основные достижения ОмГТУ за 2016 год?

– Растет число хоздоговорных работ, особенно с региональной промышленностью, хотя в кризис это, согласитесь, непросто. Запущен в работу образовательный центр по подготовке кадров для Роскосмоса под «Ангару». В прошлом ОмГТУ выиграл этот специализированный грант на 50 миллионов рублей. Пуск центра стал толчком для создания в ОмГТУ для Роскосмоса инжинирингового центра проектирования и подготовки к производству всех подразделений объединения им. Хруничева.

Поддерживаются и формируются новые направления научной деятельности. Среди перспективных научно-исследовательских работ ОмГТУ можно выделить технологию изготовления имплантов для надкостного остеосинтеза, создание перспективных одноступенчатых компрессорных агрегатов высокого и среднего давления с повышенным ресурсом работы для систем жизнеобеспечения автономных подводных объектов, разработку технологии изготовления теплоизоляции на основе высоконаполненных пористых эластомерных композиционных материалов. Например, универсальный мобильный ручной прибор для координатных измерений геометрических характеристик деталей, разработанный Светланой Такаюк и Александром Тигнибидиным, стал победителем конкурса научно-исследовательских проектов, проведенного в рамках конференции «Россия молодая-2017».

– В ОмГТУ всегда кипела студенческая жизнь, чем живут ваши студенты и студсовет сегодня?

– Живем активно. Работает 14 творческих коллективов, 21 спортивная секция. В этом году 37 студентам назначена повышенная академическая стипендия за особые достижения в культуре и творчестве, 55 студентов получают повышенную стипендию за особые достижения в спорте. У нас работает студенческий клуб, студсовет общежитий, объединенный совет учащихся. За последние 10 лет мы вошли в тройку лидеров городского конкурса «Студенческая весна». На разных конкурсах ребята получили десятки грамот, дипломов – можно долго перечислять. Как студенческая жизнь в ОмГТУ кипела, так и кипит. Останавливаться мы не собираемся.

– О чем я забыл спросить?

– Вы забыли не спросить, а поздравить – ОмГТУ исполняется 75 лет в этом году. Праздновать юбилей мы будем в ноябре, а пока просто работаем на благо нашего региона. 

Ректор ОмГТУ рассказал редакции, чего удалось добиться вузу после изменения статуса и слияния с Омским университетом дизайна и технологий.

– Анатолий Владимирович, как прошел процесс становления ОмГТУ как опорного вуза, какие появились возможности?

– Объединение завершено успешно. Особенно на фоне вузов других регионов, где идут судебные тяжбы и люди пишут друг на друга во все инстанции. Слияние или разделение – всегда объективные сложности, потому что нужно убирать дублирующие должности, подразделения. Были вопросы при объединении кафедр физкультуры, иностранного языка, мы их решаем, ищем компромиссные варианты. Это, как говорится, административные будни, но мы с вами говорим о другом: мы стали не просто больше, объединение вузов привнесло синергетический эффект, сильный технический вуз получил прививку креативного мышления, творческий подход в решении, казалось бы, чисто административных задач.

Уже сейчас разработаны 7 проектов, направленных на региональное развитие, и один из них – «Омская Арт-резиденция» – получил хорошие отзывы Ирины Аржановой, исполнительного директора НФПК, куратора программы опорных вузов. Она отметила, как это интересно, ново и работает на регион в неформальном режиме: технический университет, который выпускает инженеров, претендует на то, чтобы изменить ментальность жителей города. Разве это не сверхзадача для нашего города?

– Можете сказать два слова о проекте «Омская Арт-резиденция»?

– Это новый подход к организации социального пространства города – создание комфортной дискуссионной площадки для консолидации активистов и сообществ города, разработка и запуск инициативных проектов развития города и региона, направленных на повышение качества городской среды и жизни горожан при поддержке опорного вуза региона. Это молодежный проект. Сейчас в Сколково проходит обучение инициативная группа, и в скором времени появятся первые результаты.

– В марте Минобрнауки неоднозначно оценило работу ОмГТУ, отнеся его в третью группу опорных вузов, почему это произошло?

– Благодарю вас за этот вопрос. Иногда СМИ формируют мнение, которое порождает необоснованные утверждения. Вот и в этом случае журналисты немного поторопились. Мы подали документы в Минобрнауки с задержкой, связанной чисто с административными причинами. В связи с недостатком информации они вынесли нас в третью группу без каких-либо пояснений. Многие омские СМИ добавили к информации министерства немного от себя и поставитли нам «неуд», записали в «аутсайдеры» и худшие опорные вузы, что является информацией, не соответствующей действительности, и негативно влияет на имидж не столько вуза, сколько региона в целом. Недоразумение, конечно, разрешилось, но осадок от дружественного огня СМИ, как говорится, остался. Реальное положение вещей кардинально отличается от нарисованной картины: основные показатели ОмГТУ как опорного вуза – одни из лучших в стране.

– Минобрнауки объявило о смене модели своего взаимодействия с ведущими вузами?

– Министерство перешло от модели «даем вузам деньги – получаем показатели» к модели «даем вузам возможности – получаем развитие». Вузы проходят процедуру аккредитации, увеличивается количество бюджетных мест, нам также обещают возможности бюджетного набора, открытия новых специальностей, создания диссертационных советов, организации магистерской подготовки. Если смотреть динамику развития бюджетных мест, видно, что нас не ограничивают. В прошлом году мы получили 100 млн рублей субсидий на развитие. Порядок финансирования на этот год определится к лету.

Сейчас идет речь о создании пула из 80-100 вузов «пространства инноваций», и мы в него попадаем.

С другой стороны, есть тенденция к закрытию непрофильных специальностей, и мы не исключаем, что какие-то специальности, непрофильные с точки зрения министерства, могут закрыть у нас, но в опорном вузе вероятность ниже, чем у других вузов.

– С какими регионами работает сегодня вуз по набору студентов?

– Вуз уверенно шагнул за пределы Омской области, и, хотя в 2016 году на очную бюджетную форму обучения из нашего региона поступило около 1000 человек, мы усиливаем работу с СНГ: почти 500 человек поступило из стран ближнего зарубежья. Северный Казахстан и Омская область имеют много общего – это приграничные промышленные регионы, которым нужны высококвалифицированные молодые кадры. За прошлый год у нас практически удвоилось число студентов из ХМАО, традиционно к нам едут студенты из Новосибирской, Тюменской областей, Республики Саха (Якутия).

– Удалось ли коллективу ОмГТУ, став опорным вузом, продвинуться на образовательном рынке Сибири, где господствуют вузы Томска и Новосибирска?

– Опорный вуз – это прежде всего вуз для удовлетворения нужд региона, и задачи двигать образовательный рынок Сибири перед нами не ставится Министерством образования. Пока все вузы остаются в своих рыночных нишах. Образовательный рынок Омска устойчив и самодостаточен. По большинству направлений подготовки омские вузы полностью закрывают потребности региона и по некоторым направлениям даже претендуют на федеральный уровень. Не секрет, что машиностроительная школа ОмГТУ уже давно признается одной из ведущих в России.

– Как в ОмГТУ развивается дистанционное обучение?

– Если на Западе студент очень сильно мотивирован в получении образования и понимает, что это возможность социального роста, то в России такой зависимости нет. У нас, если со студента не спрашивать, он нормально учиться не будет. Уже лет через 10-15 вузы будут хвастаться, что у них не дистанционное, а личностное обучение, оно будет считаться элитным и дорогим. Сейчас в ОмГТУ общее количество студентов, обучающихся на платформе «on-line Университет», составляет 360 человек по 7 направлениям, разработан 41 образовательный дистанционный модуль. Пока мы рассматриваем дистанционное образование как важный элемент образовательного процесса, в том числе с вузами ближнего зарубежья. Например, активно ведутся переговоры о взаимодействии с Луганским университетом имени Даля. Думаю, мы сможем проводить дистанционно не только обучение, но и защиты дипломов.

– Для работы с 11-классниками ОмГТУ был открыт бесплатный физический интернет-лицей. Каковы результаты его работы?

– Результаты есть, более того, мы усиливаем работу со школьниками региона. В 2015-2016 учебном году там обучалось 650 человек. В этом году начал работать математический интернет-лицей, готовится интернет-лицей по обществоведению. Это все бесплатные программы, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ независимо от уровня преподавания дисциплин в школе, что особенно актуально для школ в районах Омской области. Вуз заинтересован в подготовленных абитуриентах, к тому же в этом году число бюджетных мест увеличилось по сравнению с 2016 годом на 326.

– В ОмГТУ работало 17 научных центров, на базе которых планировалось создать технопарк. Насколько близко вы подошли к этому?

– Создание технопарка для нас актуально. В идеале технопарк – это площадка для отработки потенциально прибыльных для Омского региона технологий и идей. У нас уже есть ряд направлений, где работает более 30 малых предприятий, созданных в рамках 217-ФЗ, и ОмГТУ является соучредителем. Технопарк – это больше чем набор оборудования, это система развития малых предприятий региона, которые не имеют достаточного технического оснащения для реализации своих проектов, здесь нужны не только технологии, но и маркетинг, менеджмент, административный ресурс. Думаю, в течение ближайших двух лет мы полностью продемонстрируем свои возможности.

– Ежегодно ОмГТУ проводит конкурс молодых ученых. Какие идеи побеждают?

– Действительно, каждый год более 100 молодых ученых ОмГТУ участвуют в этом конкурсе. В 2016 году мы его сделали региональным, т. е. в нем могут участвовать молодые ученые других научных и образовательных организаций. Это существенно влияет на повышение публикационной активности молодежи. Победителями 2016 года стали ребята, предлагающие проекты в области нефтехимии, направленные на моделирование и анализ наноструктур.

– Продолжается ли в ОмГТУ обмен опытом с зарубежными странами?

– Мы усиливаем это направление. Сейчас первый проректор находится в Ирландии для установления новых контактов по участию в международном проекте «Эразмус+». Действует проект «ТЕМПУС» для повышения качества аспирантской подготовки. Мы посылаем своих студентов и преподавателей на стажировки в Великобританию, Германию, Португалию, Литву, Италию, Беларусь, Польшу. Есть у нас и обучающиеся иностранные граждане по «гослинии». Этих ребят присылает наше Минобрнауки по специальным направлениям, из них мы готовим высококлассных специалистов для дружественных стран – Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

– Основные достижения ОмГТУ за 2016 год?

– Растет число хоздоговорных работ, особенно с региональной промышленностью, хотя в кризис это, согласитесь, непросто. Запущен в работу образовательный центр по подготовке кадров для Роскосмоса под «Ангару». В прошлом ОмГТУ выиграл этот специализированный грант на 50 миллионов рублей. Пуск центра стал толчком для создания в ОмГТУ для Роскосмоса инжинирингового центра проектирования и подготовки к производству всех подразделений объединения им. Хруничева.

Поддерживаются и формируются новые направления научной деятельности. Среди перспективных научно-исследовательских работ ОмГТУ можно выделить технологию изготовления имплантов для надкостного остеосинтеза, создание перспективных одноступенчатых компрессорных агрегатов высокого и среднего давления с повышенным ресурсом работы для систем жизнеобеспечения автономных подводных объектов, разработку технологии изготовления теплоизоляции на основе высоконаполненных пористых эластомерных композиционных материалов. Например, универсальный мобильный ручной прибор для координатных измерений геометрических характеристик деталей, разработанный Светланой Такаюк и Александром Тигнибидиным, стал победителем конкурса научно-исследовательских проектов, проведенного в рамках конференции «Россия молодая-2017».

– В ОмГТУ всегда кипела студенческая жизнь, чем живут ваши студенты и студсовет сегодня?

– Живем активно. Работает 14 творческих коллективов, 21 спортивная секция. В этом году 37 студентам назначена повышенная академическая стипендия за особые достижения в культуре и творчестве, 55 студентов получают повышенную стипендию за особые достижения в спорте. У нас работает студенческий клуб, студсовет общежитий, объединенный совет учащихся. За последние 10 лет мы вошли в тройку лидеров городского конкурса «Студенческая весна». На разных конкурсах ребята получили десятки грамот, дипломов – можно долго перечислять. Как студенческая жизнь в ОмГТУ кипела, так и кипит. Останавливаться мы не собираемся.

– О чем я забыл спросить?

– Вы забыли не спросить, а поздравить – ОмГТУ исполняется 75 лет в этом году. Праздновать юбилей мы будем в ноябре, а пока просто работаем на благо нашего региона.