«Газелисты» заявили, что никто не может заставить их уйти с маршрутов и оштрафовать. За нелегалов рьяно заступаются рядовые омичи.
Сегодня, 6 апреля, в Омске вновь прошел рейд по выявлению отмененных маршрутов и «Газелей». Сотрудники ГИБДД, УГАДН, департамента транспорта, а также активисты ОНФ и журналисты собрались в самом центре города – на пересечении Маркса и Масленникова, где наблюдается наибольшее скопление нелегалов.
Напомним, что с 1 января в Омске закрыли 25 нерегулируемых и 2 регулируемых маршрута. А с 1 марта вне закона были объявлены и «Газели». Однако на календаре уже апрель, а по городу ездят как отмененные маршрутки, так и «Газели». При этом омичи охотно садятся в них и, как сегодня выяснилось, рьяно защищают нелегалов.
В 9 утра через остановку «Жемчужина» каждые 10 секунд проезжают как маршрутки, так и большие автобусы. Сотрудники ГИБДД и УГАДН останавливают первые «Газели», которых вот уже как 37 дней не должно быть в городе. Оказалось, что обе маршрутки принадлежат одному и тому же бизнесмену – Анатолию Войтенко.
Водитель с 19-го маршрута недоумевает, почему его остановили. Заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов объяснил это так.
– В маршрутной карте марка автобуса не прописана, только класс. Этим и пользуются перевозчики. По договору с Войтенко на этом маршруте работают «Форды», а по факту – «Газели». Спрашиваем: почему так? Он отвечает, что, мол, «Форд» сломался, выпустил «Газели» временно. И это постоянно повторяется, – посетовал Кожухов.
Ряд маршрутчиков сегодня получили штраф в 3 000 рублей и за то, что остановились в 10 метрах от остановки «Голубой огонек». Теперь эту привычку ГИБДД выбивает из водителей рублем.
Но наличие «убитых» «Газелей» и их остановка в неположенном месте – это еще, как говорится, «цветочки». В городе до сих пор функционируют закрытые с 1 января маршруты. Такие, как 207-я (110 н) и 205-я. Водители, работающие на них, не проходят медосмотр, транспорт перед выходом на линию никто не проверяет. Маршрутки ездят грязные, будто их год не мыли, а водители ведут себя откровенно по-хамски.
Так, на остановке «Голубой огонек» сотрудники ГИБДД сегодня остановили сразу несколько 205-х маршруток, принадлежащих ИП Хомишинцу. Их водители сделали вид, что не знают о том, что являются нелегалами.
– Почему я плохой? А на чем мне ездить-то? На чем? Какой он (здесь идет мат – РИА «Омск-информ») отменен? Кто его отменил? За что мне штраф? 20-й маршрут не отменен. С каких щей? Мне к кому идти работать сейчас? В ПАТП за эти несчастные 20 тысяч? Почему в Питере 70 тысяч платят? – эмоционально вопрошал проверяющих водитель с 205-й маршрутки Сергей Юнин.
Пассажиры этой маршрутки, прождав 5 минут, стали расходиться. Они рьяно вступились за водителя и накричали на сотрудников ГИБДД.
– Почему вы его остановили? Мы деньги заплатили и должны доехать! Люди на работу и учебу опаздывают! – кричали пассажиры.
Водитель подошел к автомобилю сотрудников ГИБДД, где вступил в перепалку с активистами ОНФ.
– Я не понимаю, почему этот маршрут отменен! Я здесь работаю, каждый день деньги получаю. Почему я должен на автобусе работать? – заявил водитель и отправился на оформление штрафа в 5 000 рублей.
Игорь Кожухов пояснил столь дерзкую реакцию водителя – его «наштудировал» перевозчик.
– Если штраф не выписывать, то они и будут выезжать. УГАДН нам не говорит, скольких перевозчиков они оштрафовали на 300 тысяч. Устно нам говорили, что по 300 тысяч они запустили производство по областным маршрутам. А водители мне говорят: Занин, Хомишинец (перевозчики – РИА «Омск-информ») не сказал, что у меня недействительный маршрут. Завтра он опять выезжает, потому что Хомишинец говорит, что маршрут действителен. Сейчас уже и суд, и УФАС подтвердили нашу правоту по отмене 27 маршрутов, – отметил Кожухов.
Также водители с маршруток не хотят идти в ПАТП, потому что там нужно вставать в 4 утра, ехать до предприятия, соблюдать график работы. А «Газель» можно поставить во дворе своего дома, в 7 утра сесть за баранку и ездить до 11 вечера. И никакого контроля.
– Многие водители не хотят получать белую зарплату, потому что им алименты платить нужно, кредиты, – пояснили сотрудники департамента транспорта.
Между тем на «Голубом огоньке» сотрудники ГИБДД останавливают еще одну маршрутку, на этот раз 387-ю. Этот маршрут официально не отменен, но к нему «присосались» машины, работавшие ранее на 205-м маршруте. Это видно невооруженным глазом, поскольку надпись «205» заклеена надписью «387».
– А я легальный! Почему я нелегальный? Я на 387-м маршруте работаю, а не на 205-м! – заявил водитель, отказавшийся представляться.
Но и этот водитель получил сегодня штраф в 5 000 рублей. Как оказалось, договор с перевозчиком ООО «Автотрейдинг», принадлежащим все тому же Хомишинцу, департамент транспорта расторг.
– Маршрут официально работает. Но с перевозчиком ООО «Автотрейдинг» Хомишинца договор расторгнут. Он работает нелегально, – пояснил Игорь Кожухов.
Будет ли выписан на перевозчика штраф в 300 тыс. рублей – большой вопрос. Как выяснилось сегодня, УГАДН неохотно выписывает максимальные штрафы, а у департамента транспорта нет на это полномочий.
– Полномочия УГАДН теоретически можно передать Минпрому. Мы прорабатывали этот вопрос, чтобы в Минпроме такой отдел создать. Но нет нормативной базы, поэтому пока это сделать нельзя. Мы не можем сейчас составить протокол на водителя, который работает нелегально, – еще раз пожаловался Игорь Кожухов.
Активисты ОНФ отметили явные пробелы в законодательстве, благодаря которым нелегальные перевозчики чувствуют себя вольготно.
– Система взаимодействия не отлажена. У департамента транспорта нет возможности следить за перевозчиками по ГЛОНАСС. Второе – нет неотвратимости наказания. Водители все прекрасно понимают, они идут на нарушения, потому что не наказывают. Эти 5 000 должны еще состояться. Совершенно элементарные простые вещи не отстыкованы, – отметил руководитель группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ Юрий Федотов.
Ну а Игорь Кожухов высказал надежду, что, когда хотя бы 20-30 водителей с отмененных маршрутов получат свои штрафы в 5 000 рублей, то количество нелегальных маршруток в городе сократится. Только вот когда это будет – большой вопрос. Тем более что омичи сами поддерживают нелегалов, отдавая им свои деньги и заступаясь за них.